Nils Frahm — «Paris» (2024)

Нильс Фрам выпустил новый альбом «Paris» 6 декабря 2024 года. Запись сделана во время его концерта в парижской филармонии 21 марта 2024 года. Альбом включает 10 треков, среди которых новые версии композиций «Right Right Right» и «Briefly» из «Music For Animals» (2022), «Some» из «The Bells» (2009) и «Re» из «Screws» (2012). Также представлен новый трек «Opera».

Источник: <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fheadlinermagazine.net%2Fnils-frahm-new-live-album-paris-fame.html&postId=3307978" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">headlinermagazine</a>
Источник: headlinermagazine

Нильс Фрам — композитор, пианист-виртуоз, продюсер, энтузиаст аналогового оборудования и настоящий музыкальный полимат. Его называют одним из важнейших артистов своего поколения. Он сумел стать влиятельной фигурой в музыке, оставаясь при этом полностью некоммерческим и бескомпромиссным в своём творчестве. После своего предыдущего альбома — трёхчасовой аналоговой эмбиент-записи — Фрам возвращается с новым живым альбомом «Paris». Он был записан за одну ночь в Парижской филармонии и отличается симфоническим масштабом.

Nils Frahm - Live at the Philharmonie de Paris - ARTE Concert

Фрам стал одним из первых пионеров жанра, который принято называть «неоклассической» музыкой, иногда обозначаемого как «современная классика» или «инди-классика». Родившись недалеко от Гамбурга, он начал играть на пианино в раннем возрасте, что заметно по его виртуозной технике. Будучи увлечённым классической музыкой, он также испытал влияние клубной сцены Гамбурга, прежде чем переехать в Берлин, где он до сих пор живёт и работает.

Одним из его первых релизов стал мини-альбом «Wintermusick» (2009), вышедший в середине его двадцатых. Этот трёхтрековый EP был изначально записан в качестве подарка для друзей и семьи. Уже в этой работе заметна особенность подхода Фрама — сочетание различных клавишных инструментов, таких как пианино, челеста и гармониум.

Хотя у самого Фрама не было больших ожиданий от «Wintermusick», трек «Ambre», ставший ведущим на EP, оказался его самым популярным произведением. На Spotify он собрал более 111 миллионов прослушиваний. Если вы хотите понять, что собой представляет современная неоклассическая музыка, «Ambre» — идеальный пример.

Nils Frahm - Ambre (CMusic)

Этот трек был записан на пианино, расположенном близко к микрофону, со специальной полоской фетра, приглушающей звук молоточков. Игра Фрама настолько деликатна, что создаётся ощущение, будто он старается не потревожить соседей (что, как он позже признался, было правдой).

Nils Frahm — «Paris» (2024)

Прорыв Нильса Фрама состоялся с выходом его альбома «Felt» в 2011 году — первой записи на лейбле Erased Tapes. Его неклассическая популярность окончательно закрепилась с выходом первого живого альбома «Spaces» (2013), который включает восьмиминутный шедевр для пианино и синтезатора — трек «Says».

Nils Frahm - Says (Official Music Video)

К 2013 году сцена современной неоклассической музыки активно развивалась благодаря таким артистам, как Оулавюр Арнальдс и Питер Бродерик, которые также выпускали музыку для фортепиано с элементами электроники. Один из пиковых моментов карьеры Фрама произошёл в 2015 году, когда он и проект A Winged Victory For The Sullen выступили на знаменитом концерте BBC Prom в Королевском Альберт-холле.

Nils Frahm | A Winged Victory for the Sullen | BBC Proms 2015 | Full performance

Фрам присоединился к интервью с Headliner по Zoom из своей квартиры в Берлине. На вопрос, остаётся ли он в том же жилом и студийном пространстве, которое можно увидеть в фильме и альбоме «Trance Frendz» (2016), записанном с Оулавюром Арнальдсом, он ответил:

Нет, я переехал. Это была моя первая квартира, когда я приехал в Берлин. Я покинул её в 2017 году, чтобы работать в студии Funkhaus. Я больше не использую домашнюю студию, потому что пришло время обзавестись полноценным рабочим местом. К тому же соседи начали часто жаловаться — я злоупотреблял жилым пространством, превращая его в рабочую зону.

Учитывая, что часть его ранних и наиболее деликатных работ, таких как «Felt» и «Screws» (последний был записан после падения с кровати, в результате чего он сломал кость в одном из пальцев), создавалась в этой квартире, сложно представить, что кто-то мог жаловаться на такие мирные фортепианные композиции.

Однако в фильме «Trance Frendz» можно увидеть, как Фрам и Арнальдс продолжают запись до трёх часов утра, так что, вероятно, именно поздние сессии стали причиной недовольства соседей.

Nils Frahm — «Paris» (2024)

Переезд Фрама в легендарную студию Funkhaus, о которой упоминалось ранее, привёл к созданию альбома «All Melody» в 2018 году. Это был его первый полноценный студийный альбом после выхода живой записи «Spaces». Funkhaus, расположенная в Восточном Берлине, обладает богатой историей — в период Холодной войны она использовалась ГДР как центр радиовещания. В этом альбоме Фрам всё больше склоняется к вибрациям берлинской электроники и техно.

Именно в этой студии был снят его концертный фильм «Tripping With Nils Frahm» (2020) в сотрудничестве с артхаусной стриминговой платформой MUBI. Удивительно, но продюсером фильма выступил Брэд Питт. Актёр изначально обратился к Фраму с предложением написать саундтрек к научно-фантастическому фильму «Ad Astra» (2019), где сам Питт исполнил главную роль, но композитор вынужден был отказаться из-за плотного гастрольного графика. Тем не менее, их контакт сохранился, и имя актёра неожиданно появляется в титрах фильма.

В Funkhaus также был записан масштабный трёхчасовой эмбиент-альбом «Music For Animals».

Говоря о возвращении к записи живого альбома, Фрам отмечает:

Я чувствую, что обязан представить свои студийные работы в живом исполнении. И мне действительно нравится процесс работы в студии. Обычно я закрываюсь в студии и пишу новый материал. Этот материал зачастую становится отправной точкой для живых аранжировок. Мы только что завершили почти трёхлетний тур, за это время песни развивались, и мои выступления менялись. Примерно на две трети тура наступает идеальный момент для записи программы, потому что к этому времени уже видно, как студийный материал трансформировался через живое исполнение. Это влияние несомненно формирует музыку. Я понял это ещё в 2013 году, когда записывал «Spaces». Этот альбом стал популярным, и я осознал, что в живых записях есть нечто, чего невозможно достичь в студии. Запись вживую и студийная работа всегда будут оставаться несравнимыми.

Nils Frahm — «Paris» (2024)

Между альбомами «Spaces» и «Paris» есть заметная разница в подходе к записи. «Spaces», первый живой альбом Фрама, был составлен из записей с разных концертов в течение двух туров, в то время как «Paris» основан исключительно на одном выступлении в Парижской филармонии, состоявшемся в этом году.

В 2013 году у нас не было полноценной продакшн-команды, поэтому мы почти никогда не могли полагаться на качество нашего записывающего оборудования или моего живого исполнения. Мне было логично записывать несколько концертов и выбирать лучшие моменты. Я позволял себе много свободы: вносил изменения, дописывал некоторые части позже, а микшировал всё совсем иначе. «Spaces» в основном записывался на старый кассетный магнитофон, который часто подводил. А вот с «Paris» всё было наоборот. Концерт представлял канал ARTE, и они записывали и снимали выступление в парижской филармонии с очень профессиональным оборудованием. Это был чистый и продуманный процесс. Я чувствовал, что этот концерт удался, поэтому мы решили выпустить запись.

Одна из примечательных черт «Paris» — это его структура. Хотя Фрам всегда был равнодушен к длине треков, он открыто выступает против типичных алгоритмических плейлистов Spotify вроде Peaceful Piano и Sleepy Piano. Как подтверждал Оулавюр Арнальдс, эти плейлисты часто используют вымышленных композиторов.

В начале 2019 года Фрам объявил, что уходит из социальных сетей, и теперь его почтовая рассылка — единственный способ получить новости от него онлайн. Его последний альбом подтверждает его негативное отношение к алгоритмам и трендам. Например, трек «Briefly» длится 18 минут.

Nils Frahm - Briefly (Paris) (Official Audio)

Мне повезло не беспокоиться о том, как заплатить за аренду, потому что я уже состоявшийся артист. И как состоявшийся артист, я чувствую обязанность следовать своему сердцу и интуиции. Если мы будем постоянно гнаться за славой, кликами и вниманием, то рискуем потерять всё в долгосрочной перспективе. Возможно, вы успешны сейчас, но вспомнит ли кто-то вашу музыку через год после вашей смерти? Я не одержим идеей наследия, но думаю, что все мы хотим оставить что-то значимое. Надеюсь, мой пример вдохновит других музыкантов выпускать музыку, соответствующую их художественному видению, а не подстраиваться под стандарты индустрии. Если следовать только логике денег и индустрии, мы можем упустить шанс создать настоящее искусство. ИИ уже способен генерировать миллионы треков длиной менее трёх минут. Через пару лет, вероятно, больше половины повседневной музыки будет создаваться не людьми, и это только начало. Поэтому я предлагаю сосредоточиться на музыке, которая выделяется и превосходит всё, что генерирует ИИ. Мы должны быть готовы к этому.

Nils Frahm — «Paris» (2024)

Лучше всего слова Фрама отражает его ведущий трек «Spells» — 11-минутный эпос, демонстрирующий безумный, но прекрасный оркестр звуков и инструментов, который он создал для своих живых выступлений. Посмотрите любое его недавнее выступление, и вы увидите, как он буквально перемещается между инструментами, которые окружают его со всех сторон: различные пианино, клавишные Rhodes, модульные и полифонические синтезаторы, а также его электронно управляемый орган, который он использует скорее как арпеджиатор, чем как акустический инструмент.

Nils Frahm :"Spells", Live , Paris 20/03/2024.

На протяжении всей своей продолжительности «Spells» напоминает симфонию, соединяя эти элементы в психоделическую какофонию звуков, развивая масштаб треков вроде «All Melody» ещё дальше. Несколько лет назад выступление Фрама включало только его самого, пианино или другой клавишный инструмент, а иногда и синтезатор Roland Juno. Тем интереснее слышать, как он говорит о своей амбициозной коллекции инструментов, которую называет просто своим «инструментом» и которая органично разрасталась со временем.

Я вижу это как инструмент, который добавляет регистры. Как большой церковный орган, который начинает с одного регистра, одного набора труб, а затем вы добавляете ещё один, и ещё один. Вы можете управлять инструментом, изменяя его тембры, цвета, скорости и динамику. Я всегда стремился к резким контрастам в динамике концертов, потому что большинство шоу, которые я видел, были либо исключительно тихими, либо очень громкими. Одно из моих главных правил для живых сетов — достичь максимального диапазона динамики. Мы должны услышать самые тихие ноты за вечер, но также суметь передать мощную энергию баса. Я пытаюсь достичь динамики, которая, возможно, раньше была недостижима.

Nils Frahm — «Paris» (2024)

Headliner упоминает один из ранних концертов Нильса Фрама в Лондоне, который прошёл на праздновании 5-летия его тогдашнего лейбла Erased Tapes. Он выступал вместе с Оулавюром Арнальдсом и A Winged Victory For The Sullen. Вспоминая о своей более скромной технической оснащённости того времени, Фрам говорит:

Всё оборудование, скорее всего, перевозилось самолётом как ручная кладь или в зарегистрированном багаже. Это было немного стрессово, потому что всё ломалось постоянно. Теперь у нас гораздо более надёжный способ транспортировки.

Достаточно посмотреть клип на «Hammers», чтобы понять, какая команда требуется для подготовки сцены перед выступлением Фрама.

Nils Frahm | Hammers | Live at the Philharmonie de Paris | ARTE Concert | 2024

На новом альбоме также представлены его фирменные сольные фортепианные композиции, включая переработанную версию зрелищного трека «Hammers», одну из тем из его саундтрека к немецкому фильму одним кадром «Виктория» (2015) — «Our Own Roof», а также ультратихую композицию «Re» из альбома «Screws».

Ключевыми элементами как живой, так и студийной работы Фрама являются три бренда из Германии: Moog, Cubase и Neumann. Говоря о Moog, он отмечает:

На альбоме звучит мой Moog. Например, в средней части есть много всего, это Minimoog, и звучит он невероятно. Мне кажется, что каждый Minimoog звучит немного по-своему. У моего есть какие-то сумасшедшие особенности. Думаю, вы можете услышать, что это Moog, хотя некоторые говорят, что он на него не похож. Возможно, поэтому он остаётся таким популярным. Это великолепный синтезатор, который всегда способен создать неожиданные звуки.

Учитывая, что Фрам старается минимизировать время работы перед экраном, предпочитая аналоговые микшеры, магнитофоны и старые инструменты, его использование программы Cubase — серьёзный комплимент компании Steinberg, разработавшей эту DAW.

Я обожаю Cubase и команду Steinberg. Они отличные ребята. С ними легко общаться. Они базируются в Гамбурге, где я вырос. Здорово, что компания из Гамбурга сделала первый компьютерный секвенсор для Atari. Это настоящее изобретение. Мне очень нравится Cubase. Это отличная программа, и она гораздо дешевле других — не буду называть имён!

Nils Frahm — «Paris» (2024)

Наконец, говоря о своих микрофонах Neumann, Фрам отмечает:

Neumann не дешевле других микрофонов, но они делают отличный продукт. Студия находится в Берлине, и если у меня возникают проблемы с микрофоном, я просто иду в их ремонтную мастерскую и главный офис здесь, в Берлине. Мы также используем оборудование других брендов, и у большинства компаний есть несколько действительно хороших продуктов. Однако я не знаю ни одной компании, производящей музыкальное оборудование, которая выпускала бы только потрясающие вещи на протяжении всей своей истории. Это как с вашей любимой группой: очень мало таких, у которых вам нравятся абсолютно все альбомы. С другими вы выбираете только лучшие песни. Вот что делает Neumann такими интересными для меня.

Эти слова становятся отличным завершением беседы, учитывая, что Фрам — музыкант, который неизменно выпускает выдающиеся и прорывные альбомы, для многих фанатов меняющие жизнь. «Paris» — очередной случай, когда Фрам полностью выходит за рамки стандартного представления о живом альбоме, создавая нечто симфоническое и психоделическое по масштабу. Это произведение настолько органично, что кажется, будто у него нет ни начала, ни конца. Увидеть этого уникального артиста живьём — трансформирующий опыт, но если такая возможность недоступна, новый альбом позволяет прикоснуться к этому волшебству и насладиться им.

Nils Frahm - Paris (2024)

© LEITER
Nils Frahm - Paris (2024) © LEITER

Больше информации о новой и старой музыке можно найти в блоге «О музыке». Чтобы послушать альбом целиком, не выходя из Телеграм, просто перейдите на мой канал.

44
3 комментария

Мне нравится вот этот контраст на подстайте. Пианист, композитор, виртуоз и рэпер ATL.

>Одним из его первых релизов стал мини-альбом «Wintermusick» (2009), вышедший в середине его двадцатых

Чё?))

У Фрама вполне обычное скандинавское имя Нильс. К чему вот это позерство? Какого черта более сложное имя Оулавюра Арнальдса ты решил написать по-человечески, а имя Нильса Фрама — по-кретински?