От Макса Рихтера до Aphex Twin: яркие неоклассические альбомы XXI века

От скрипки с пианино до органа с перкуссией. Доза электроники прилагается.

От Макса Рихтера до Aphex Twin: яркие неоклассические альбомы XXI века

Для тех, кто кому нравятся Людовико Эйнауди и Ханс Циммер, но хочется чего-то ещё, мы составили подборку мощных неоклассических альбомов XXI века. Отобрать решили чуть менее известные имена, причём предпочли людей из смежных музыкальных областей — например, электронщиков.

Здесь есть и невесомые красочные композиции, и драма, и даже музыкальная история о том, как завод Генри Форда на реке Амазонке превратился в призрак. Материал не претендует на всеохватность: достойных композиторов немало, достойных альбомов — тьма. Предлагайте свои варианты в комментариях!

Макс Рихтер — Memoryhouse (2002), обработка «Времён года» Вивальди (2012)

От Макса Рихтера до Aphex Twin: яркие неоклассические альбомы XXI века

Дебютный альбом Memoryhouse британского композитора Макса Рихтера воплощает в себе основные тренды неоклассики — камерность, интерес к электронике, коллажность. Фортепиано, струнные и клавесин соседствуют с цифровыми помехами, полевыми записями; кое-где даже появляется электронный бит. Но несмотря на все навороты, музыка у Рихтера очень простая, понятная и красочная.

Эмоциональный центр альбома — пьеса November, которая от тихого щебетания скрипки разгоняется до настоящего шторма. Русскому уху будет приятен второй номер пластинки, Maria, The Poet (1913): в нём актриса Алла Демидова зачитывает знаменитое стихотворение Цветаевой «Уж сколько их упало в эту бездну…», пока её голос постепенно тонет в накатывающих волнах звука.

Также у Рихтера стоит послушать минималистичную обработку «Времён года» Вивальди и надрывный саундтрек к столь же надрывному сериалу «Оставленные». Успокоить нервы поможет очень ровный восьмичасовой альбом Sleep, предназначенный для прослушивания во сне.

Йохан Йоханссон — Fordlandia (2008)

От Макса Рихтера до Aphex Twin: яркие неоклассические альбомы XXI века

Исландия богата музыкантами-неоклассиками: гений Оулавюр Арнальдс, струнный квартет Amiina, вполне себе классики пост-рока Sigur Rós и, конечно, Бьорк, чьи последние альбомы ближе к авангарду, чем к поп-музыке.

На их фоне не затерялся и Йохан Йоханнссон. Он писал музыку для театральных постановок и кино («Вселенная Стивена Хокинга», «Убийца») и даже сам успел снять фильм «Первые и последние люди» — видеоарт с бруталистской архитектурой. Его альбом Fordlandia — это утопающая в оркестре электрогитара, камерный орган и хор по соседству с электронным битом в гомеопатических дозах.

В основе — история о том, как автомобильный магнат Джон Форд пытался построить на Амазонке резиновый завод и город вокруг него. Однако утопическая затея обернулась крахом, и Фордландия превратилась в город-призрак. Впрочем, пластинку можно слушать и без привязки к истории: это величественная, глобальная, пробирающая до костей музыка.

В 2018-м композитор ушёл из жизни. Последней его работой стал саундтрек к психоделическому хоррору «Мэнди» — практически дум-метал, сыгранный на синтезаторе.

Hauschka — Abandoned City (2014)

От Макса Рихтера до Aphex Twin: яркие неоклассические альбомы XXI века

К заброшенным городам неровно дышит и немецкий композитор Фолькер Бертельманн, более известный под псевдонимом Hauschka. В 2014-м он записал альбом Abandoned City — звуковой портрет давно покинутых мест.

Хаушка играет на препарированном фортепиано. Это инструмент, между струнами и молоточками которого помещены различные объекты — бумажки, болты, куски пластика. Технику препарированного фортепиано придумал знаковый для XX века американский композитор Джон Кейдж, но в интервью Бертельманн говорил, что додумался до этого сам и о работах Кейджа не знал.

Как бы то ни было, стиль у Хаушки свой: он пишет местами напоминающие техно ритмичные пьесы, рассыпающиеся фейерверком различных скрипов, постукиваний и позвякиваний.

Aphex Twin — Drukqs (2001)

От Макса Рихтера до Aphex Twin: яркие неоклассические альбомы XXI века

К слову о препарированном фортепиано: главный электронный гений рубежа веков Aphex Twin записал на нём свой альбом Drukqs. Отрывистые, хрупкие, полные печальной красоты фортепианные пьесы чередуются с яростными электронными треками, где пульсирующие кислотные синтезаторы и нашинкованный брейкбит рубятся не на жизнь, а на смерть.

Альбом идёт сто минут, и после его прослушивания чувствуешь себя уже не тем, что раньше. Неудивительно, что после выхода Drukqs музыкант замолчал на 13 лет.

Brandt Brauer Frick — You Make Me Real (2010)

От Макса Рихтера до Aphex Twin: яркие неоклассические альбомы XXI века

Берлинское трио Brandt Brauer Frick исполняет натуральное техно при помощи живых ударных, фортепиано, духовых, струнных, вибрафона, иногда даже арфы. Получается музыка, одинаково уместно прозвучавшая бы и в филармонии, и на рейве: звучит очень академично, но чистой энергии движения в ней хоть отбавляй.

Venetian Snares — Rossz Csillag Alatt Született (2005)

От Макса Рихтера до Aphex Twin: яркие неоклассические альбомы XXI века

Канадский электронщик Аарон Фанк, известный под псевдонимом Venetian Snares, — последователь Aphex Twin. Он сочиняет музыку в неприветливом жанре брейккор, суть которого — в брутальной, скоростной, лязгающей, постоянно мутирующей перкуссии.

На альбоме Rossz Csillag Alatt Született (в переводе с венгерского – «Рождённый под несчастливой звездой») музыкант скрестил свои фирменные бешеные ритмы с отрывистыми струнными и тревожным гулом духовых. Получился главный шедевр в огромной дискографии Venetian Snares и просто крайне впечатляющая музыка.

Оулавюр Арнальдс — some kind of peace (2020)

От Макса Рихтера до Aphex Twin: яркие неоклассические альбомы XXI века

Музыка исландца Оулавюра Арнальдса по большей части светлая, лёгкая и возвышенная. Состоит она из парящего фортепиано в окружении невесомых струнных. Именно таков прошлогодний альбом композитора some kind of peace, посвященный единению человека и природы.

Mujuice — Metamorphosis (2014)

От Макса Рихтера до Aphex Twin: яркие неоклассические альбомы XXI века

Московский музыкант Mujuice постоянно меняет свои творческие обличья. Начинал он ещё в первой половине нулевых с ломкого IDM, к началу десятых перевоплотился в электронного Виктора Цоя на поколенческом альбоме Downshifting, а в 2014-м неожиданно выдал неоклассическую запись Metamorphosis.

На самом деле это был логичный ход: Mujuice последовательно очистил звук от цифровых помех, суетливых ударных и вокала, оставив свои чуткие мелодии в камерном обрамлении.

Хотя Metamorphosis — это первый и пока единственный неоклассический опыт музыканта, альбом звучит ничуть не хуже других пластинок из подборки. На неоклассике музыкант не остановился: после неё он ударился в эйсид-техно, а недавно снова запел на новом альбоме Melancholium.

Clark — Kiri Variations (2019)

От Макса Рихтера до Aphex Twin: яркие неоклассические альбомы XXI века

Британский электронщик Clark тоже склонен к метаморфозам: в его репертуаре и тёплый IDM, и отмороженное техно. На Kiri Variations музыкант отказался от привычных синтезаторов и начал исследовать возможности акустических инструментов. Здесь звучат пьесы для фортепиано, клавесина, струнных, а Кларк впервые за свою карьеру пробует петь. Получается проникновенно.

Альбом создан по мотивам саундтрека к британскому драматическому сериалу «Кири», но прекрасно слушается и сам по себе.

Нильс Фрам — Spaces (2013)

От Макса Рихтера до Aphex Twin: яркие неоклассические альбомы XXI века

Немец Нильс Фрам — в первую очередь виртуозный пианист, известный своими эффектными выступлениями. Spaces – живой альбом, на котором Фрам импровизирует на фортепиано и отжигает на синтезаторах. Аплодисменты, кашель зрителей и звякающие рингтоны только добавляют красок общей картине.

Рюити Сакамото — async (2009)

От Макса Рихтера до Aphex Twin: яркие неоклассические альбомы XXI века

Рюити Сакамото начинал свой путь в семидесятые годы в синти-поп-группе Yellow Magic Orchestra — успешном японском ответе Kraftwerk. Позже он переключился на пышные оркестровые саундтреки к фильмам Бертолуччи (особенно хороша музыка в «Последнем императоре») и сольные альбомы разного рода — от минималистских фортепианных пьес до трип-хопа.

Альбом async Сакамото писал после изнурительной, но успешной борьбы с раком горла. Он не похож ни на одну предыдущую работу композитора: там соседствуют переливы гудящего эмбиента, шумовые помехи, шорохи, скрипы и чистые скорбные мелодии. Всё вместе звучит очень гармонично и складывается в единую историю.

Деталь для российского слушателя: вступительная пьеса andata по своей гармонии до боли похожа на песню «Пой, революция» группы «Гражданская оборона». Сходство определенно непреднамеренное, но приятное.

Также стоит послушать альбом async remodels, для которого треки с изначальной пластинки переработали Oneohtrix Point Never, Arca, Энди Стотт и другие герои современной электроники. Есть даже группа Electric Youth, известная песней Real Hero из фильма «Драйв».

Дайсукэ Касива — 88 (2011)

От Макса Рихтера до Aphex Twin: яркие неоклассические альбомы XXI века

Композитор из Хиросимы берёт возвышенные фортепианные партии и оркестровые ходы, а затем нещадно их дробит, искажает, режет на маленькие кусочки, добавляет шумов, бьющих по голове барабанов и иногда гитарных соляков. Слушать эту музыку — всё равно что смотреть захватывающий блокбастер: не оторвёшься.

Впрочем, есть в его дискографии и альбом 88, сыгранный на одном лишь фортепиано и названный по количеству клавиш на инструменте. Звучит куда менее навороченно, но определённо не менее талантливо.

Stars of the Lid — The Tired Sounds of Stars of the Lid (2001)

От Макса Рихтера до Aphex Twin: яркие неоклассические альбомы XXI века

Дуэт Stars of the Lid возвел мрачный, откровенно маргинальный жанр дроун в ранг высокого искусства. На грандиозной двухчасовой пластинке The Tired Sounds of Stars of the Lid в основном звучит гул, но не однородный, а постоянно переливающийся. Это не одна тянущаяся нота, а целый океан обертонов: в этом звуке вращаются галактики, рождаются и умирают целые миры. Судя по записям на Youtube, Stars of the Lid дают концерты в церквях — их музыке это очень идёт.

A Winged Victory for the Sullen — Atomos (2014)

От Макса Рихтера до Aphex Twin: яркие неоклассические альбомы XXI века

A Winged Victory for the Sullen — совместный проект одного из участников вышеупомянутых Stars of the Lid Адама Уилтзи с известным пианистом и композитором Дастином О’Халлораном. Они, в отличие от SotL, играют разнообразную музыку: здесь на равных со струнными выступают фортепиано и модульный синтезатор.

Альбом Atomos — саундтрек к одноимённой постановке хореографа Уэйна МакГрегора, работавшего также со Стивом Райхом, Максом Рихтером и другими известными композиторами. Обрамлённый секциями дроуна, альбом постепенно раскрывает свои грани: здесь есть место и кинематографичным фортепианным арпеджио в духе Филипа Гласса, и оркестровому напору, и чьим-то искажённым голосам.

Композиции на альбоме безымянны и пронумерованы от I до XII, однако четвёртый номер отсутствует. Почему? Загадка.

Не пропустите и совсем недавний февральский альбом A Winged Victory for the Sullen — Invisible Cities (вновь невидимые города, привет Йоханнссону и Хаушке).

Любомир Мельник — Rivers and Streams (2015)

От Макса Рихтера до Aphex Twin: яркие неоклассические альбомы XXI века

72-летний канадец Любомир Мельник — самый быстрый пианист в мире. Это не фигура речи, а официальный титул: извлекая на фортепиано 19 с половиной нот в секунду каждой рукой одновременно, он установил мировой рекорд. В разработанной Мельником технике «непрерывной игры» выдержаны и его записи.

Альбом Rivers and Streams оправдывает свое название: основу этой музыки составляет текучий, бурлящий звук фортепиано, к которому иногда примешивается акустическая гитара. Венец альбома — композиция The Amazon, посвящённая водам Амазонки.

Неоклассика — тема слишком широкая, чтобы охватить её в одном-двух текстах. В частности, за бортом остались современные женщины-композиторы и российские авторы. О них мы расскажем в следующих материалах.

#DTFxSpotify #топы #лонг

2020 показов
11K11K открытий
77 репостов
22 комментария

Комментарий недоступен

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Отлично. Спасибо.

Ответить

Максимка Рихтер очень хороший.

Ответить

Последнее время подсайт растёт, респект

Ответить

Хочу порекомендовать альбом Anna von Hausswolf — All Thoughts Fly. Музыка скорее в духе минимализма Филипа Гласса/Терри Райли, сыгранная на церковном органе.

Ответить