Секьюритизация портфеля BNPL сервиса

Не буду писать о том, что такое BNPL сервис, тк много уже написано, а вот про секьюритизацию пару слов скажу.

Что такое секьюритизация?

Секьюритизация – это форма привлечения финансирования путём выпуска ценных бумаг, обеспеченных активами. Активы могут быть любыми, но чаще всего секьюритизируются активы, которые генерируют стабильный денежный поток (ипотечные займы, кредиты, коммерческая недвижимость и т.д.).

Пример. Банк выдаёт кредиты, по которым получает доход в виде регулярных процентных платежей. Банк может выбрать часть кредитов из своего портфеля, упаковать в ценную бумагу и продать стороннему инвестору, обещая ему определенную годовую доходность. Для банка выгода заключается в том, что 1) он снимает с баланса эти кредиты и может использовать освободившийся собственный капитал для новых целей, 2) меньше подвержен риску дефолта / неплатежей со стороны клиентов и 3) продолжает получать прибыль в виде разницы между реальной процентной ставкой по кредиту и обещанной доходностью для инвестора.

В 2022 году в США было совершено сделок по секьюритизации на 300 млрд долларов, что примерно в 2 раза меньше, чем в 2021. Резкое падение объемов в 2022 году связано с ростом инфляции и поднятием ключевых ставок ФРС, меньшим аппетитом инвесторов к риску и общим охлаждением рынков.

Кстати, именно недобросовестная секьюритизация ипотечных займов США стала причиной мирового финансового кризиса 2008 года.
Кстати, именно недобросовестная секьюритизация ипотечных займов США стала причиной мирового финансового кризиса 2008 года.

BNPL компании являются активными участниками этого рынка, так как им нужен капитал, чтобы фондировать рассрочки клиентов. Также источником фондирования для BNPL сервисов могут выступать собственные средства и классические кредитные линии в банках.

В начале 2022 года из-за не самых благоприятных условий на рынке многие компании отложили свои планы по секьюритизации. Например, Deutsche Bank отменил сделку на $1.5 млрд, Tesla – на $1.0 млрд, Affirm – на $500 млн, но потом многие вернулись на рынок и успешно провели сделки.

Сделка Affirm 2022-A

Так Affirm разместил $500 млн в мае 2022 года и в сентябре 2022 года воспользовался опцией увеличения предложения еще на $250 млн, тем самым общий размер сделки по секьюритизации составил 750 млн долларов.

Давайте посмотрим детальнее, что за кредиты Affirm упаковал в эту сделку.

Компания секьюритизировала 2,5 млн рассрочек, из которых только 360 тысяч (14.6% от общего количества) были «трушными» BNPL рассрочками с нулевым процентом, а оставшиеся 2,1 млн – классическими кредитами со средней ставкой 25.7% (максимальный процент по займу доходит до 32.75%). Около 40% всего портфеля составляют рассрочки под 30% годовых.

Секьюритизация портфеля BNPL сервиса

Портфель секьюритизации разбит на 5 корзин, им присвоен рейтинг от AAA (самые надежные бумаги) до BB (рискованные обязательства с чертами спекулятивных). Чем ниже риск, тем ниже доходность, и наоборот. Поэтому по бумагам ААА инвесторам предлагается доход 4.3%, а по BB - 8.04%. Важно отметить, что средняя ставка по всему портфелю (включая беспроцентные займы) составляет 21.1%. Разница между ставкой по кредиту, что платят клиенты, и доходностью инвестора остаётся у BNPL сервиса.

Средний размер покупки составляет $388 по беспроцентной рассрочке и $308 по кредитному продукту. Средний размер выданных рассрочек составляет $320. При этом на покупки дешевле $250 приходится 63.6% от всего портфеля секьюритизации. Еще 20.2% приходится на покупки от $250 до $500.

Секьюритизация портфеля BNPL сервиса

Интересно, что с ростом стоимости покупки происходит уменьшение процентов по кредиту. Это связано с тем, что более крупные кредиты удобряются людям с лучшим кредитным рейтингом FICO. Чем выше рейтинг FICO, тем ниже ставки и больше вероятность одобрения.

Рейтинг FICO – это основной кредитный рейтинг, который используется в США для скоринга клиентов. Рейтинг ниже 650 баллов считается плохим, 650-700 баллов соответствует нормальному значению, 700-800 баллов – это хорошо, больше 800 – отлично. По состоянию на август 2022 года средний рейтинг FICO по всей стране составлял 716 баллам.

В портфеле кредитов, что секьюритизировал Affirm, почти 10 тысяч займов выдано клиентам без какого-либо кредитного рейтинга. При этом процент по кредиту у этой категории составляет 23.9%, что ниже, чем для кредитного рейтинга 600-650. То есть система настроена так, что лучше не иметь кредитный рейтинг вообще, чем иметь плохой кредитный рейтинг. Для клиентов с рейтингом больше 800 средневзвешенная ставка по кредиту составляет 4.9%, в то время как для клиентов с рейтингом до 600 баллов – 25.2% (в 5х раз больше). Только 21% займов выдано клиентам с рейтингом выше 716 баллов, который считается средним по стране значением.

Секьюритизация портфеля BNPL сервиса

90% всех покупок пришлось на 8 категорий: товары общего спроса, путешествия, мебель, прочее, одежда, потребительская электроника, автозапчасти и спортивные товары.

Секьюритизация портфеля BNPL сервиса

Также интересная статистика по концентрации продавцов, где клиенты используют BNPL. На топ-12 продавцов приходится 60% в штуках и 45% в деньгах от общего количества выданных рассрочек. На самого крупного продавца приходится 30% и 15% соответственно. Что-то мне подсказывается, что скорее всего это Амазон.

Средняя длительность беспроцентных рассрочек составляет 7 месяцев и 8 месяцев по процентным займам. По условиям сделки у Affirm есть 24 месячный револьверный период, в течение которого компания может замещать погашенные займы новыми кредитами (тем самым баланс долга остаётся неизменным).

Заключение

На примере сделки по секьюритизации портфеля рассрочек на 750 млн долларов видно, что сервис BNPL Affrim не такой уж и BNPL, а судя по средней процентной ставке по портфелю в 21.2% является скорее аналогом классической кредитной карте.

Если Affirm при оборотах в ~20 млрд долларов в год и при таких процентных ставках (справедливости ради, не нужно обобщать данные из конкретной сделки на всю компанию) по рассрочкам, наличии дополнительной выручки от мерчантов (мерчант платит % от стоимости товара сервису) и довольно хороших показателях по потерям / невыплате рассрочек (не более 5%) не может свести экономику в плюс, значит что-то не так. Не исключаю, что может быть имеет смысл идти в сторону более коротких и быстрых рассрочек (против текущих 7-8 месяцев), тем самым увеличивая оборачиваемость портфеля и растя стоимость клиента. Сейчас клиент покупает 1.5 раза в год со средним процентом за рассрочку 21% и пусть будет скидка от продавца 5%. Итого клиент принесёт ~28.5% за год. А если клиент будет иметь трушный BNPL с оборачиваемостью 6 недель, то за год он совершит минимум 8 покупок. При аналогичной скидке от продавца в 5% клиент за год приносит сервису 40%.