Канадское чудо или что Лариан так и не смогли скопировать у Биовар?

Канадское чудо или что Лариан так и не смогли скопировать у Биовар?

Не секрет, что Ларианы - большие поклонники творчества Биоваров: сами разработчики в этом не раз признавались в интервью, да и в играх влияние канадской студии тоже чётко прослеживается. И после оглушительного успеха Балдурс Гейт 3 фанаты поспешили водрузить корону "лучшей партийной RPG" на голову Свена Винке. Однако у меня, как у давнего поклонника Биоваров, есть как минимум один довод против (пока писал эту статью, увидел признание Винке, что он был "влюблён" в Морриган из ДАО. Тут только уважение, но прости Свен, я уже накатал этот текст, так что всё равно опубликую).

P.S. Не стоит воспринимать обсуждение проблем игры как обязательно что-то негативное. Я получил огромное удовольствие от Балдурс Гейт 3 и высоко оценил её лично для себя, однако это не мешает размышлять о том, как можно было бы сделать ещё лучше.

Также не стоит думать, что это единственный минус, и всё остальное в игре идеально. Я сейчас говорю о проблеме, которая больше всего бросилась мне в глаза как человеку, выросшему на играх канадской студии.

Что самое важное в ролевой игре? Отыгрыш, т.е. ролевая система. А что самое главное в партийной? Ваш отряд, т.е. партия (пока всё очень логично). И вот об этой составляющей игры я и хотел бы поговорить. Наш герой по ходу своего приключения сталкивается с разными персонажами, некоторых из которых можно сделать своими спутниками. Посредством диалогов и квестов игрок начинает сближаться с компаньоном (а тут у нас и шкала из серии Dragon Age для наглядности). И вот тут нас ждёт первый неприятный (хотя кому как) сюрприз - в Baldur's Gate почти все взаимодействия со спутниками идут вкупе с возможностью залезть в штаны.

Расскажу на примере развития моих взаимоотношений с Гейлом. После нескольких диалогов и парочки съеденных магических сапог на вечеринке по случаю спасения тифлингов он обещает показать что-то моему герою в приватной обстановке. У меня закрались определённые подозрения, но, как человек, привыкший в RPG к разным проявлениям привязанности от спутников, я всё же согласился. И только когда Шэдоухарт, которую и романсил мой герой, устроила сцену ревности, всё стало окончательно ясно. Дело не в том, что плохо, когда NPC первыми проявляют интерес к игроку – вовсе нет, это хороший ход, и я оценил, когда Лазаэль прямо предложила секс протагонисту. Проблема в том, что одним отказом всё не ограничивается, и у нас есть ещё несколько неловких сцен, где спутник очень явно ждёт от нас проявления интереса. Самый яркий пример – это частный урок магии от Гейла, где игра раз десять даёт вам возможность превратить это в урок анатомии. И такой явный перекос в сторону романтики выглядит странно, особенно мне, человеку который просто пытается быть милым с каждым спутником.

В противопоставление Гейлу хочу взять Андерса из второго Драгон Эйджа - если мы отказали ему один раз (в ходе очень неловкой, но уже мемной сцены), то далее он не задалбывает нас романтикой, и наши отношения переходят на уровень "дружба".

Канадское чудо или что Лариан так и не смогли скопировать у Биовар?

В конце игры Андерс даже признается, что не заслуживает такого друга, как вы. Вот тоже важный момент- то, как Биовары заставляли игрока поверить в дружбу между героями, - использовать вербальный метод. Я уверен, что в Драгон Эйдж слово "дружба" и его производные из уст спутников звучат в несколько раз чаще, чем в Балдурс Гейте.

Также Биовары не забыли и про интерактивное взаимодействие между героем напарниками. Пик их идей в этом направлении - DLC Цитадель, где у Шеппарда есть шанс возможность провести время с каждым из спутников: поиграть с Трейнор в шахматы, потанцевать с Джек, посмотреть фильм с Тали, помочь Гаррусу подкатить к барышне. И всё это без попыток залезть в штаны к напарнику (романтика только с любовным интересом капитана).

В Балдурс Гейт 3 в виду отсутствия подобных моментов и сильного акцента на романтике, не остается места для дружбы или чего-то ещё. Проблема усугубляется и тем, что ваши отношения с спутниками просто не развиваются правильно из-за сломанной прогрессии отношений (тот же Гейл же проникся ко мне за считанные часы). Однако самое печальное то, что даже заполненная на максимум шкала отношений не даёт ощущения близости вашего героя с сопартийцами. Как игрок, я проникся к компаньонам, но как они относятся к моему персонажу? Что нас связывает? В итоге, весь отряд вертится вокруг желаний протагониста и мы получаем небольшой гарем, где все влюблены в главного героя.

И это важный момент, выгодно отличающий Биовар. Во-первых, в их играх легко понять, как наши спутники относятся к протагонисту, неважно кто он: Шепард, Инквизитор, Хоук или Серый Страж.

Канадское чудо или что Лариан так и не смогли скопировать у Биовар?

Приведу в пример свой любимый Ориджинс, где компаньоны абсолютно по разному проявляют свою привязанность: Винн относится к стражам с материнской заботой, Алистер - видит в нас единственного друга, Стэн - боевого товарища или "кадана". То есть даже при одинаково заполненной шкале одобрения спутники воспринимают героя по разному.

Канадское чудо или что Лариан так и не смогли скопировать у Биовар?

Во-вторых, в играх канадцев взаимоотношения протагониста и членов экипажа развиваются постепенно. Приведу в пример Джейкоба из второго Масс Эффекта. Он солдат, который не привык к неформальному общению, поэтому ему изначально будет некомфортно разговаривать с капитаном на личные темы. Однако, со временем, Джейкоб начинает воспринимать нас не только как командира, но и как друга, и после выполнения персонального квеста уже сам зовёт капитана выпить. Можно чётко проследить, как меняется его отношение и почему мы теперь друзья. Сближение происходит на протяжении всей игры.

Всё вместе это даёт ощущение того, что спутник — это наш бро. Не секс-кукла, а именно друг и боевой товарищ. И это относится ко всем персонажам, романсабельным тоже, так что не получится съехать на том, что дескать «ну в Балдурс Гейт же все спутники открыты для отношений». Ситуацию усугубляет и другой момент, к которому я хочу перейти.

Канадское чудо или что Лариан так и не смогли скопировать у Биовар?

Отношения внутри партии

К сожалению, у спутников возникают проблемы в общении не только с главным героем, но и с другими компаньонами.

Сначала немного о хорошем. В Baldur's Gate 3 есть одна образцово-показательная пара: два старых друга и соратника — Минск и Джахейра. Между этими героями есть крепкая связь: переживания арфистки по поводу "Каменного лорда" (и её возможный уход из партии при кровопролитии), диалоги как между самими спутниками, так и с главным героем, где они также часто упоминают друг друга, и даже особая реакция домочадцев Джахейры на Минска. Это именно то, что и хочется видеть в партийной игре.

Канадское чудо или что Лариан так и не смогли скопировать у Биовар?

В остальном же взаимодействие между спутниками ограничивается тремя потенциально конфликтными ситуациями: противостояние Минтары и Халсина, неприязнь между Лазаэль и Шэдоухарт, которая заканчивается ночной поножовщиной, и "заказ" на Карлах от Уилла. Только первая ситуация может привести к серьёзным последствиям, что заставит вас выбрать одного из спутников, а второй уйдёт.(И это тоже было в Симпс..Масс Эффекте) Остальные ситуации очень легко решаются миром, и мы в дальнейшем об этом даже не вспоминаем.

Канадское чудо или что Лариан так и не смогли скопировать у Биовар?

Исправить ситуацию могли бы диалоги, с помощью которых можно показать развитие отношений между героями. Однако общение спутников больше похоже на разговор в очереди — почесали языками и разошлись в разные стороны, что никак не помогает установить связи между напарниками.

А вот как с этим справлялись BioWare на примере "Ориджинса": во-первых, были "длительные" обсуждения, когда спутники в разных диалогах продолжали одну тему, развивая своё предыдущее общение. Как пример: разговор о Создателе между Лелианой и Морриган.

Ну или диалог этих спутниц о моде. 
Ну или диалог этих спутниц о моде. 

Во-вторых, спутники не стеснялись обсуждать бытовые вопросы лагерной жизни: готовку Алистера, еду Огрена и т.д. И тем самым простые житейские обсуждения создавали атмосферу общности, показывая игроку, как спутники уживаются друг с другом.

В большой плюс "Балдурс Гейт 3" можно занести тот момент, что спутники очень активно делятся с главным героем своим мнением насчет происходящего с другими персонажами. Однако в этом кроется и проблема: все свои переживания они перекладывают на нас (т.е. игрока), а не на других спутников. Как пример: после того, как становится известно про "бомбу" в груди Гейла, Карлах высказывает нам беспокойство за нашего волшебника. Подобные диалоги раскрывают её как заботливого и доброго персонажа, но это слабо влияет на развитие межличностных отношений. Если бы Карлах лично высказала своё сочувствие Гейлу в диалоге, ситуация выглядела бы "живее".

А как правильно показать заботу одного персонажа о другом? Слово Биовар: во втором Драгон Эйдже, однажды придя в таверну поговорить с Варриком, мы становимся свидетелями того, как он договаривается с бандитами о защите для Андерса. О чём последний может поинтересоваться у гнома в одном из диалогов. Игрок, как бы со стороны, видит эту ситуацию, поэтому и воспринимается она иначе.

Канадское чудо или что Лариан так и не смогли скопировать у Биовар?

Проблема в игре Larian не в том, что герои не очень-то заботятся друг о друге, а в том, что они вообще практически не взаимодействуют, даже "за кадром". Чуть ли не единственным примером общения спутников без участия героя становится вечеринка в первом акте. Если герой отказал Лазаэль в близости, она говорит, что тогда попытает удачи с Астарионом. И да, на утро вы можете расспросить вашу спутницу о впечатлениях от ночи, но эта ситуация подаётся самым простым из возможных способов (прямым диалогом) и больше никогда не всплывает.

Возвращаемся к Биовар и серии Драгон Эйдж. Если Ориджинс недалеко ушёл от БГ3 в этом моменте, то вот уже в сиквеле дела пошли веселее: в диалогах спутники часто упоминают о совместном времяпровождении. Фенрис, Андерс и Изабелла встречаются для игры в карты, а Варрик где-то за кадром дал Мерриль веревку, чтобы та не терялась в городе. Кроме диалогов, у нас есть и кат-сцены: посещая одного из спутников, мы можем столкнуться с другим. Варрик упрашивает Авеллин помочь прибрать к рукам таверну, а Изабелла потчует непристойными историями Мерриль.

Канадское чудо или что Лариан так и не смогли скопировать у Биовар?

В "Инквизиции" разработчики пошли ещё дальше — и наши спутники постоянно взаимодействуют друг с другом: Сэра разыгрывает всех подряд, а Коул, напротив, незаметно заботится о других членах команды. У нас даже есть сцена, где большая часть наших героев собирается вместе, чтобы выпить и сыграть в карты.

Так же хотел бы отметить DLC "Цитадель" для третьего Масс Эффекта, где у нас есть возможность устроить вечеринку, и мы (в лице капитана) становимся свидетелем того, как наши напарники разбиваются на группы по интересам и хорошо проводят время даже без нашего Шеппарда.

Стоит отметить, что и в играх BioWare, и в романтическом плане наш герой не является центром вселенной. Фенрис с Изабеллой могли начать спать вместе во втором акте (если Хоук не романсит никого из них). В "Инквизиции" Дориан с Быком могут начать интрижку, а в "Масс Эффект 3" вы можете застать обнимающихся Тали и Гарруса. Тут ещё важна и подача: спутники не спешат сообщать о своих отношениях главному герою, поэтому игрок узнаёт об этом "случайно".

В ДАО был отличный момент, когда Алистер просил у других спутников советы, как ему подкатить к нашей героине. 
В ДАО был отличный момент, когда Алистер просил у других спутников советы, как ему подкатить к нашей героине. 

И из всего этого Ларианы, к сожалению, скопировали только ту часть из Ориджинса, где наши спутники стоят столбом на своем месте в лагере в ожидании героя. Между персонажами нет никаких связей, поэтому концовка с Карлах, где она уходит с Уиллом в Аверно, выглядит странно. Это логично с точки зрения поведения персонажа — ты веришь, что Уилл мог бы так поступить, но не веришь, что эти два спутника вдруг решили отправиться вместе. У игрока возникает справедливый вопрос: когда это они так сдружились?

Larian показали большой прогресс со времен второй Дивинити, но пока до уровня пиковых BioWare они не добрались (как минимум в партийной составляющей). Это не делает Балдурс Гейт три плохой игрой. Это просто один из аспектов который, я надеюсь, Свен и его команда улучшат в своём следующем проекте. У них перед глазами есть команда, на которую они явно равняются, и я надеюсь что Larian продолжат развивать идеи канадцев и дальше.Потому, что со смертью (Veilguard может стать надгробным камнем) BioWare, хочется чтоб кто-то подхватил упавшее знамя и студия Larian показала себя вполне достойной потянуть эту ношу. Осталось только дождаться их следующей игры, чтоб проверить, действительно ли они движутся в правильном направлении.

 
 
5151
44
22
22
22
11
53 комментария

Вот взаимодействия мне очень и не хватало в БГ3. В первом акте они хотя бы выдавали какие-то потуги диалогов между собой, а потом окончательно заткнулись и стояли в лагере истуканами остальные 2/3 игры

22
Ответить

Скопировали во всём мою любимую ДАО.
Правда непонятно зачем.

1
Ответить

Весь второй акт не затыкаются, вот в третьем сдуваются.

Ответить

Ларианы еще стали заложниками выбранной модели - все напарники бисексуальны, поэтому для них прописана романтическая линия, а герой превращается в ОЯШ-а в гареме, что выглядит немного нелепо.

13
Ответить

Ну у Биоваров ты даже с потенциальными любовными интересами мог в итоге сдружиться. Опция наличия романа не закрывала для вас другие возможности. А вот в Бг 3..
Какие отношения между героем и спутниками? У меня, к сожалению, просто нет оснований верить, что они друзья или хотя бы приятели.

9
Ответить

Чё ты высрал ? Отношения хуятношения. Играй ка лучше в персону какую нить там тебе будет 5000 свиданий с главным героем. А лучше книжку какую умную почитай.

4
1
Ответить

Этот порвался. Ща уберем за ним, потом нового заносите

36
Ответить