Социальная история смерти в Средние века: Skyrim, Ведьмак и Kingdom Come: Deliverance

Социальная история смерти в Средние века: Skyrim, Ведьмак и Kingdom Come: Deliverance

Введение

Добрый день! Продолжаю цикл статей по социальной истории смерти в массовой культуре. Сегодня на повестке – Средние века. Эпоха очень большая, поэтому выделил 2 ключевых региона (Скандинавия и Западная (+Центральная) Европа) и попытался осветить некоторые связанные со смертью сюжеты в них. Приятного прочтения!

Начну с рассказа о «викингах», точнее о языческих племенах, населявших Скандинавию в эпохи Раннего и начала Высокого Средневековья. Сначала – про похоронные места.

Все нужное под рукой

У скандинавов практиковались как похороны тела, так и кремация с захоронением праха. Древнее создавались эгалитарные комплексы и общие могилы без серьезных намеков на стратификацию, сделанные в спешке и без особых подношений. Позже появляется большое разнообразие способов (захоронение в семейном склепе/кургане/корабле, с разными предметами и их количеством).

<p>Нордские курганы в «Скайриме» - грандиознейшие комплексы с огромным количеством тел и сложной архитектурой. Они фентезийны, настоящие были гораздо скромнее</p>

Нордские курганы в «Скайриме» - грандиознейшие комплексы с огромным количеством тел и сложной архитектурой. Они фентезийны, настоящие были гораздо скромнее

<p>Но вот такой небольшой каменный курган</p>

Но вот такой небольшой каменный курган

Или такой круг в лесу вполне мог быть
Или такой круг в лесу вполне мог быть

Могилы были по возможности персонифицированными: обычно в места последнего пристанища клались вещи, во-первых, тесно связанные с личной жизнью покойника, а во-вторых, «нужные» в загробной жизни. Часто это было оружие, но также: профессиональные принадлежности (инструменты, рыболовные сети), элементы образа жизни (предметы для верховой езды, корабельные снасти и вещи морского быта), предметы роскоши и одежды, сосуды с едой и водой.

<p>Ухоженное захоронение, у тел часто можно найти золото/оружие, рядом стоят кубки, свечи и книги</p>

Ухоженное захоронение, у тел часто можно найти золото/оружие, рядом стоят кубки, свечи и книги

<p>Внутри кургана в Hellblade – висящий щит</p>

Внутри кургана в Hellblade – висящий щит

<p>Сосуды в склепах </p>

Сосуды в склепах

Женщинам часто клали традиционно «женские» вещи — украшения, кухонную утварь и прялки. (Но и про оружие не забывали — суровые были времена)

<p>Похороны женщины из сериала «Викинги»</p>

Похороны женщины из сериала «Викинги»

Вещи закапывались навсегда или сжигались вместе с телом – надежд на их возвращение не питали.

<p>Только если не вскрыть могилу – прецеденты мародерства были, но не настолько масштабные, как в Египте </p>

Только если не вскрыть могилу – прецеденты мародерства были, но не настолько масштабные, как в Египте

Рядом с местом могли сооружать ставить мемориальные камни и постройки из них, проводя еще более явную границу между миром живых и мертвых. На камнях высекали руны и изображения из мифологии, но могли и оставлять пустыми.

<p>В Skyrim представлены курганы из камней разных форм и размеров</p>

В Skyrim представлены курганы из камней разных форм и размеров

<p>А городское кладбище все сделано из камня (также есть узоры на плитах)</p>

А городское кладбище все сделано из камня (также есть узоры на плитах)

<p>Смешение норманнского и кельтского в «Вальгалле»</p>

Смешение норманнского и кельтского в «Вальгалле»

<p>Европеизированный камень-надгробие (но более неплоской формы) в «Винланде»</p>

Европеизированный камень-надгробие (но более неплоской формы) в «Винланде»

Существовала вера в возможность неупокоенного и несколько телесного духа портить жизнь живым, во избежание чего придумывались разные ритуалы (от сожжения до вынесения тела не из входной двери).

<p>Беспокойные драугры, встающие из могил с желанием уничтожить нарушителя спокойствия как демонстрация мифов</p>

Беспокойные драугры, встающие из могил с желанием уничтожить нарушителя спокойствия как демонстрация мифов

<p>Ловушки и загадки в усыпальницах охраняют не только (и не столько) мертвых от грабителей, сколько живых от оживших мертвецов в мире с магией (которая в этом случае навеяна фольклором народов севера)</p>

Ловушки и загадки в усыпальницах охраняют не только (и не столько) мертвых от грабителей, сколько живых от оживших мертвецов в мире с магией (которая в этом случае навеяна фольклором народов севера)

Хоронили с принесением в жертву собак и лошадей, что было обусловлено как мифологией (наличие данных животных рядом с богами позволяло надеяться на их компаньонство для умершего в загробной жизни), так и стремлением подчеркнуть социальное положение – у богатого правителя была возможность умертвить более 10 лошадей для захоронения, что было недоступно обычным людям (полезные вещи и средства производства старались оставлять живым).

Как горели викинги

Один из самых популярных образов скандинавских похоронных ритуалов в культуре – сожжение трупа на погребальном костре/вместе с кораблем на воде.

13й воин (1999)
13й воин (1999)

Согласно легендам, сам Один говорил, что сожженые вещи попадут вместе с воином в Вальгаллу, а его сын Бальдр был подвергнут этой процедуре. В «Беовульфе», одном из главных эпосов о скандинавах, главный герой после всех подвигов отправляется в Вальгаллу именно таким способом.

Корабль в этом ритуале символизировал как элемент воды (текучий (некоторые могилы могли открываться и менять/дополнять свой состав) + относящийся к жизни и возрождению), так и путь к месту назначения (загробному миру). (спойлер к Саге о Винланде)

<p>Возможно поэтому отец главного героя в «Саге о Винланде» погибает на корабле</p>

Возможно поэтому отец главного героя в «Саге о Винланде» погибает на корабле

Однако в действительности:

1) мало кто мог позволить себе сжечь корабль или даже устроить большой костер – только самые богатые и влиятельные (спойлер God of War 2018)

<p>«God of War» 2018 начинается с сожжения тела жены главного героя на собственноручно сделанном небольшом костре</p>

«God of War» 2018 начинается с сожжения тела жены главного героя на собственноручно сделанном небольшом костре

2) Нет полноценных подтверждений, что кораль спускали на воду и поджигали при отправлении/огненной стрелой – скорее всего, корабль всегда стоял и горел на суше. На воде практически невозможно было гарантировать полное сгорание трупа, а не его разложение на дне. (спойлер God of War Ragnarök)

<p>Поэтому концовка «God of War: Ragnarök» эксплуатирует мифы</p>

Поэтому концовка «God of War: Ragnarök» эксплуатирует мифы

<p>Как и похороны короля Брана в «Ведьмаке»</p>

Как и похороны короля Брана в «Ведьмаке»

А наземное сожжение ладьи в «AC:Valhalla» (сверху) и небольшой костер в том же «Ведьмаке» (снизу) более реалистичны (В Ведьмаке есть еще сюжетная «правильная» сцена (под спойлером)). Также виден образ оборотня-медведя из скандинавской культуры
А наземное сожжение ладьи в «AC:Valhalla» (сверху) и небольшой костер в том же «Ведьмаке» (снизу) более реалистичны (В Ведьмаке есть еще сюжетная «правильная» сцена (под спойлером)). Также виден образ оборотня-медведя из скандинавской культуры

Вместе с покойником иногда хоронились слуги, рабы, члены семьи (обычно – женщины). Часто они отправлялись в последний путь добровольно, и предполагалось, что они будут вместе с мужчиной жить на том свете.

После сожжения прах могли закапывать, образуя курган на месте костра (для этого место ритуала тщательно выбиралось), или собирать в урны – еще одно подтверждение, что горящая ладья в море не подходила для ритуала.

<p>Выемки для урн в Skyrim, с табличками и без</p>

Выемки для урн в Skyrim, с табличками и без

После похорон устраивался пир (или более скромные поминки, в зависимости от достатка). Через него семья покойного могла поднять свой социальный статус (через пышность), а также налаживать и поддерживать социальные контакты.

<p>Пир в «Ведьмаке», на котором игрок может как выпить и пообщаться, так и подраться</p>

Пир в «Ведьмаке», на котором игрок может как выпить и пообщаться, так и подраться

Смерть и конец света

Важное место в религии скандинавов занимает эсхатологический (относящийся к вере в конец света) аспект. Существование мира не является бесконечным, даже боги не бессмертны и падут в последней битве – Рагнареке. Возможность влиять на собственную участь заключалась в правильной смерти – воинской, с оружием в руках, что позволяло войти в чертог Одина и пребывать в Вальгалле до наступления конца света.

<p>Там воины не только пировали и наслаждались валькириями, но и тренировались в постоянных битвах к наступлению Рагнарека (Vinland Saga)</p>

Там воины не только пировали и наслаждались валькириями, но и тренировались в постоянных битвах к наступлению Рагнарека (Vinland Saga)

<p>Вальгалла в одноименном Ассассине. Прекрасное место вечных пиров, которые сменяются бессмысленной (для современного человека без идеи конца света) и беспощадной битвой лучших воинов, в которой «погибшие» восстают из мертвых чтобы пасть вновь</p>

Вальгалла в одноименном Ассассине. Прекрасное место вечных пиров, которые сменяются бессмысленной (для современного человека без идеи конца света) и беспощадной битвой лучших воинов, в которой «погибшие» восстают из мертвых чтобы пасть вновь

<p>«Боевой рай» для нордов Скайрима </p>

«Боевой рай» для нордов Скайрима

Вальгалла в "Саге" (продолжение - под спойлером)
Вальгалла в "Саге" (продолжение - под спойлером)
<p>Переосмысление Вальгаллы, более близкое западному читателю, который не может понять «прелесть» вечной битвы</p>

Переосмысление Вальгаллы, более близкое западному читателю, который не может понять «прелесть» вечной битвы

С другой стороны, существовало и подобие христианского ада (которое с приходом христианства все больше трансформировалось в его сторону) – Хель, куда попадали погибшие недостойно.

<p>Хель из GOW – холодное место болезненных душ</p>

Хель из GOW – холодное место болезненных душ

<p>В Hellblade главная героиня образно отправляется в Хель за душой возлюбленного</p>

В Hellblade главная героиня образно отправляется в Хель за душой возлюбленного

Опасения за загробную жизнь приводили к «культу правильной смерти»: умерщвления немощных стариков оружием (так убили самого Одина) и пренебрежения индивидуальной жизнью на поле сражения.

Социальная история смерти в Средние века: Skyrim, Ведьмак и Kingdom Come: Deliverance
<p>Скептицизм по поводу существования боевого рая в «Саге» превращает возможное боевое вознесение в горькую и бессмысленную погибель</p>

Скептицизм по поводу существования боевого рая в «Саге» превращает возможное боевое вознесение в горькую и бессмысленную погибель

Христианский суд: последний и предпоследний

Теперь перейдем к жителям Европы. Здесь переход от раннего средневековья к дальнейшим эпохам (не только в части отношения к смерти) происходил под сильнейшим влиянием христианства и его трансформации. В начале развития религии не было серьезного акцента на частном суде души после смерти – только на Страшном, над всем человечеством. Страха перед смертью было гораздо меньше (ведь душа не попадала в рай/ад, а спокойно ждала Последнего суда, который не пройдут только самые грешные), не было сильного разрыва между миром живых и мертвых, и смерть была сильно инкорпорирована в общественную жизнь. Это иллюстрируется организацией кладбищ в городской или сельской черте (в отличие от античности или описанных скандинавов) поближе к церкви (которая часто располагалась в центре поселения).

<p>Разнообразные безымянные могилы у церквей и монастырей в Kingdom Come: Deliverance</p>

Разнообразные безымянные могилы у церквей и монастырей в Kingdom Come: Deliverance

<p>Хаотично расположенные ры в Stoneshard</p>

Хаотично расположенные ры в Stoneshard

А также тем, что на кладбищах велась оживленная деятельность, в том числе и не связанная с ними по назначению – собрание, торговля, бытовое общение.

<p>Деревенское кладбище в Ведьмаке </p>

Деревенское кладбище в Ведьмаке

<p>И городское там же. Заметна оживленность пространства, но в нем в основном предаются скорби, что характерно для более позднего периода и другого отношения к смерти (о чем дальше)</p>

И городское там же. Заметна оживленность пространства, но в нем в основном предаются скорби, что характерно для более позднего периода и другого отношения к смерти (о чем дальше)

Богатство личных могил (в том числе у скандинавов) заменяется богатством церквей. Не всем такое по душе, поэтому возникает противоположная тенденция – сохранение «языческих» традиций с похоронами вне церкви и большими усыпальницами с подношениями и богатствами. За такое выступали некоторые аристократы, хотевшие подчеркнуть связь с предками (например, через идею фамильного склепа).

Социальная история смерти в Средние века: Skyrim, Ведьмак и Kingdom Come: Deliverance

С развитием христианства (с 15 века) индивидуальный суд над душой с отправлением в рай, ад или чистилище занимает важное место в культуре.

<p>Затмение в «Берсерке» – более личный кошмар и ад (положительных персонажей), а не отвлеченный конец света</p>

Затмение в «Берсерке» – более личный кошмар и ад (положительных персонажей), а не отвлеченный конец света

Из-за этого, а также проблем с гигиеной и загрязнением подземных вод кладбища выносятся за городские стены. Надгробия и плиты становятся персонифицированными (до этого будучи часть анонимными), а ритуалы отпевания и другие личностно ориентированные обряды практикуются чаще и с большим размахом.

Социальная история смерти в Средние века: Skyrim, Ведьмак и Kingdom Come: Deliverance
<p>Большая крипта под храмом</p>

Большая крипта под храмом

<p>В которой стоят уже менее религиозные и более величественно статусные саркофаги</p>

В которой стоят уже менее религиозные и более величественно статусные саркофаги

Важно сказать, что могилы бедняков (особенно в периоды войн и эпидемий) часто были братскими, хоть и находились в пределах церквей. Особенно это видно в городах, где большое количество населения порождало дефицит на местных кладбищах.

<p>Также существовали <i>оссуарии (костницы, костехранилища, <a href="https://www.encyclopedia.com/medicine/divisions-diagnostics-and-procedures/medicine/charnel-house?__cf_chl_tk=XmS_eEMocr4raGgVQQz4EYMjilFUd7WFEwJ0_H.pGOc-1683032815-0-gaNycGzNDPs" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">charnel houses</a>)</i> – места для хранения костей – которые создавались для экономии средств. Как видно на скриншоте из KCD, они также располагались на «освященной» земле</p>

Также существовали оссуарии (костницы, костехранилища, charnel houses) – места для хранения костей – которые создавались для экономии средств. Как видно на скриншоте из KCD, они также располагались на «освященной» земле

Смертельные изгои

Исключение из «нормального» общества было часто связано со смертью. Очевидный пример – самоубийц запрещалось хоронить на церковном кладбище. Еще этой привилегии лишались убийцы и тяжелые преступники, расхитители гробниц, неопознанные мертвецы и некрещенные младенцы, а также палачи.

<p>Могила преступника в поле рядом с «Висельным холмом»</p>

Могила преступника в поле рядом с «Висельным холмом»

Палачи (и работники кладбищ) были изгоями еще при жизни. Палачи жили уединенно вдали от простых людей, и даже при визите в город их сторонились, хоть и относились с большим уважением.

Людей, связанных с пытками и казнями, часто изображают отталкивающе. Слева – Dark Souls 2, справа – Berserk
Людей, связанных с пытками и казнями, часто изображают отталкивающе. Слева – Dark Souls 2, справа – Berserk

Становиться палачами не очень хотели, поэтому данная категория воспроизводилась через потомственные рода (которые создать было отнюдь не легко, а статус наследников был не выше палача), а также через помилование осужденных на смерть преступников в обмен на такую работу. Среди палачей имели место преступления и самоубийства.

Дом местного палача «на отшибе», рядом с эшафотом
Дом местного палача «на отшибе», рядом с эшафотом
<p>Graveyard Keeper – игра про смотрителя кладбища, который проживает на нем в отдалении от остальных </p>

Graveyard Keeper – игра про смотрителя кладбища, который проживает на нем в отдалении от остальных

Зарабатывать исключительно казнями часто не удавалось, поэтому палачи также выполняли «грязную» работу (чистка отхожих мест, работа с тушами животных), исполняли нелетальные телесные наказания, занимались пытками и выступали на стороне обвинения в суде.

<p>В The Executioner палач также выполняет функции следователя и выбивает признания у преступников через пытки</p>

В The Executioner палач также выполняет функции следователя и выбивает признания у преступников через пытки

Также в ней показано многое уже сказанное о палачах – наследственная передача профессии от отца к сыну, обвинение палача в преступлении (госизмена) и обряд инициации нового палача через нежелательное убийство
Также в ней показано многое уже сказанное о палачах – наследственная передача профессии от отца к сыну, обвинение палача в преступлении (госизмена) и обряд инициации нового палача через нежелательное убийство

Причинами столь негативного отношения к палачам были:

1) Христианство ведет к рассмотрению палача как человека, который берет на свою душу грех множества убийств + на казни вина и позор преступника частично перекладывались на палача из-за тесного контакта и «неправильности» обоих действий

2) Отдаленное проживание создавало мифы и сплетни по поводу занятий палача вплоть до колдовства и криминала

3) Палачи в силу своих занятий выглядели не лучшим образом, а также неприятно (и непривычно) пахли, что только усиливало нелюбовь к ним

Казнить нельзя помиловать

Система права в Средние века была репрессивной, то есть направленной на наказание и причинение страданий индивиду за его поступок, угрожающий основам общественного порядка. Христианство превращало идеальный аспект казни в форму искупления грехов, в которой через страдания тела и души преступник мог очиститься и не попасть в ад (а также быть принятым обратно в сообщество). Поэтому заключенным была разрешена последняя исповедь, а на эшафоте – обращение к собравшимся с просьбой молится за их душу. Ошибочная казнь невинных в таком случае – не большая проблема, так как гарантированно попасть в рай – отличная перспектива для человека Средневековья.

Но главное – «театральная» процедура публичных пыток и казни должна была выступать средством социального контроля, предотвращающим возможные преступления, а также подтверждением силы власти короны и правосудия. Они страшили не только физической болью, но и общественным порицанием, долгой процессией к месту казни (и иногда – трупа от места) и позором для родственников.

<p>В Скайриме показан пример назидательной казни человека за помощь мятежникам со стороны официальной власти на городской площади (на ней также есть члены его семьи)</p>

В Скайриме показан пример назидательной казни человека за помощь мятежникам со стороны официальной власти на городской площади (на ней также есть члены его семьи)

<p>В Yes, Your Grace! Король может казнить дезертира в назидание другим солдатам</p>

В Yes, Your Grace! Король может казнить дезертира в назидание другим солдатам

<p>В Ведьмаке кроме военных казней (сверху) также показаны сожжения (в данном случае – связанных с магией и колдовством, впоследствии – любых «нелюдей», которые якобы своим существованием угрожают людям), демонстрирующие власть церкви (снизу)</p>

В Ведьмаке кроме военных казней (сверху) также показаны сожжения (в данном случае – связанных с магией и колдовством, впоследствии – любых «нелюдей», которые якобы своим существованием угрожают людям), демонстрирующие власть церкви (снизу)

Но казни не всегда пугали народ. Часто они выступали зрелищным развлечением (которое должно быть проведено искусно и «правильно»), а иногда приводили к солидарности с казненными и массовым беспорядкам в поддержку обвиняемого. Частично из-за этого впоследствии и публичные казни, и вся система (уголовного) права трансформируется.

<p>В KC:D есть примеры как удачных казней (слева сверху), так и неудачных (здесь – саботированная игроком), при <a href="https://www.youtube.com/watch?v=_swZtUJ_FMw" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">которой </a>на палача выливается народное недовольство</p>

В KC:D есть примеры как удачных казней (слева сверху), так и неудачных (здесь – саботированная игроком), при которой на палача выливается народное недовольство

Заключение

Вот и все на сегодня. Надеюсь, что вам понравилось. В следующий раз планирую рассмотреть сюжеты, связанные с Новым временем. Спасибо за прочтение!

Социальная история смерти в Средние века: Skyrim, Ведьмак и Kingdom Come: Deliverance

Источники:

Crawford, S. (2004). Votive deposition, religion and the Anglo-Saxon furnished burial ritual. World archaeology, 36(1), 87-102.

Fanning, T. (1970). The Viking grave goods discovered near Larne, Co. Antrim in 1840. The Journal of the Royal Society of Antiquaries of Ireland, 100(1), 71-78.

Morey, D. F. (2006). Burying key evidence: the social bond between dogs and people. Journal of Archaeological Science, 33(2), 158-175.

Nichols, C. (2021). Domestic dog skeletons at Valsgärde cemetery, Uppland, Sweden: Quantification and morphological reconstruction. Journal of Archaeological Science: Reports, 36, 102875.

Ogle, G. E. (2003). Slaves of Justice: Saint Domingue’s Executioners and the Production of Shame. Historical Reflections/Réflexions Historiques, 275-293.

Price, T. D., Arcini, C., Gustin, I., Drenzel, L., & Kalmring, S. (2018). Isotopes and human burials at Viking Age Birka and the Mälaren region, east central Sweden. Journal of Anthropological Archaeology, 49, 19-38.

Robin, G. D. (1964). The Executioner: his place in English society. The British Journal of Sociology, 15(3), 234-253.

Sikora, M. (2003). Diversity in Viking Age horse burial: a comparative study of Norway, Iceland, Scotland and Ireland. The Journal of Irish Archaeology, 87-109.

Spatacean, C. (2006). Women in the Viking age: death, life after death and burial customs (Master’s thesis).

Арьес, Ф. (1992). Человек перед лицом смерти. Прогресс.

Кристенсен, А. Э. (2018). Викинги. In Культурное наследие Российского государства (pp. 135-144).

Сванидзе, А. А. (2007). Дохристианские верования в средневековой Скандинавии (Окончание). Средние века, 68(4), 10-33.

Филиппова, А. В. (2020). Миропонимание викингов и современность. Студенческая наука и XXI век, 17(1-2), 209-211.

Фуко, М. (2013). Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. Ad Marginem.

https://www. deepfocusfilmstudies. com/viking-funerals-on-film. html

3.1K3.1K показов
673673 открытия
11 репост
6 комментариев

Якорю спасибо за репост материала.
Автору спасибо за статью.

Ответить

Охуенный лонг. Люблю историю. Я бы ещё абзац про культ смерти в средние века добавил. Благодаря ему церкви украшенные костьми получались

Ответить

Тема интересная, продолжай

Ответить

Интересный материал.Сейчас не часто встретишь такое на дтф.Так что крепко целую в губки(без гейства).

Ответить

"Вальгалла в одноименном Ассассине. Прекрасное место вечных пиров, которые сменяются бессмысленной (для современного человека без идеи конца света) и беспощадной битвой лучших воинов, в которой «погибшие» восстают из мертвых чтобы пасть вновь"

"Переосмысление Вальгаллы, более близкое западному читателю, который не может понять «прелесть» вечной битвы"

Чувак, блин, ты рофлишь что ли?! 95% нашей игровой культуры, на потребление которой все больше и больше населения кладут все больше и больше времени, построена на идее бесконечной повторяющейся битвы и возрождения.

Фактически, мы, ГЕЙмеры уже сейчас живем в скандинавском раю.

Ответить

С комментом согласен, можно найти сходства, но все же в играх сражение более «осмысленно», так как можно стать победителем или занять место (такая ранжировка абсурдна в Вальгалле), иногда есть и метапрогрессия, а ситуации, набор противников и оружия более разнообразны. Ну и в приведенных источниках есть критика этого концепта, хотя по сути они одновременно и красиво и эстетично преподносят боевые сцены, и продвигают пацифистскую повестку, и такое «противоречие» в массовой культуре нередко.

Ответить