МУЛЬТФИЛЬМЫ: СТАРАЯ ДОБРАЯ СКАЗКА ИЛИ ОТРАЖЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЙ

Лет десять назад, когда я просила маму включить мультики, она показывала «Ну, погоди», «Простоквашино», «Вовку в Тридевятом царстве», ну и далее по списку. Поверьте, ребенок был в восторге! Сейчас, если взрослому человеку, детство которого прошло в советское время, включить любимых Волка и Зайца, то он улыбнется и скажет: «Какие раньше были мультфильмы, не то, что сейчас!». Интересно, что и современные дети, которые привыкли к динамичным, ярким картинкам, с «непонятными» персонажами, смотрят и любят старую добрую советскую мультяшную классику.

Сложно представить: любимому мультсериалу «Ну, погоди» в 2019 году исполняется 50 лет. В честь этой даты, киностудия «Союзмультфильм» решает снять продолжение. Уже в 2020 году на суд зрителей выйдут 26 совершенно новых серий.

Напомню, что самая первая серия культового мультфильма вышла 6 мая 1969 года. В течение всех 22-х выпущенных серий волк пытается поймать и съесть зайца, но каждый раз терпит сокрушительное фиаско. Роль волка озвучил Анатолий Папанов, а зайца - Клара Румянова.

Идея сиквела вызвала резонанс мнений в обществе. По результатам проведенного мною анкетирования 43% опрошенных положительно отнеслись к продолжению не только «Ну, погоди», но и других советских мультипликаций. Негативный ответ дали 57%. Комментарии были совершенно разные:

«Эта эпоха давно прошла. Как правило, продолжение разочаровывает, потому что оно сделано иначе и для другого поколения. Некоторые вещи лучше оставить как есть. В прошлом»

«Благодаря этой идеи, советские мультфильмы будут живы и любимы еще многими поколениями»

«Перенести советских Волка и Зайца в современные реалии не проблема, но я уверен, что сериал будет не просто плохим, а очень плохим. Потому что и тот старый сериал хорошим никогда не был»

«Продолжения не нужно, потому что если лошадь сдохла, то слезь с неё.

Мертвая лошадь — это ушедшая эпоха со своими особенностями потребительскими взглядами и мировоззрением»

«Советские мультфильмы самые добрые! А еще там красивая рисовка и животные похожи на животных, а люди – на людей»

«Ну, погоди!» был одним из самых популярных сериалов своего времени. В послушном Зайце и хулигане Волке видна четкая грань советской пропаганды. Есть асоциальные личности, которых нужно наказывать, и примерные граждане, заслуживающие поощрения. Сейчас изменилось многое: ценности, человеческие принципы, общественные устои. И про людей, которых не понимает или осуждает общество, мы говорим иначе.

Вопросов к продолжению будет достаточно. Очень сложно переносить героев одной эпохи в другую. Взять хотя бы сиквел к мультфильму «Простоквашино». Первым скандалом послужило написанное Эдуардом Успенским открытое письмо Владимиру Путину. Он обвинил киностудию «Союзмультфильм» в нарушении авторских прав: в письме говорится, что студия начала работу над созданием мультипликационного сериала по мотивам его произведений о деревне Простоквашино без его согласия. «Союзмультфильм» утверждает об обратном. И все же, в 2018 году киностудия выпустила первую серию, длительностью в шесть минут.

Зрителей смутила острая динамика и быстрое, порой даже нелогичное, перемещение героев из одной локации в другую. Сам мультфильм был создан на основе современных реалий. Здесь Дядя Федор разговаривает по скайпу, кота Матроскина называют «амбарным хипстером», Шарик увлекается пиаром и рекламой, да и к тому же ведет свой личный блог. У Дяди Федора появляется сестра – Вера Павловна. (Приложение 1) Следующий вопрос: почему же Павловна, если отца зовут Дмитрий? Для детей поколения Альфа (дети, рожденные после 2010 года – прим. автора) ничего необычного. А вот для взрослых - слишком.

- Новое «Простоквашино» показало, что анимация, которая сохраняется «Союмультфильмом», все еще на высшем уровне. – комментирует Максим Нифантьев-автор комикса «Ламакомикс» и моушер дизайнер. – Она очень яркая, красочная и динамичная. И он более современный, как раз для продвинутой аудитории. С точки зрения визуализации - вопросов нет. Есть проблемы в сценарии.

Режиссер Михаил Солошенко в одном из интервью заявил о том, что не смотрел «Трое из Простоквашино» (1978), потому оно ему не нравится и не интересно.

- Что может дать режиссер, который даже не смотрел первоисточник, - продолжает Максим Андреевич, - вернее первоисточником является книга, написанная Эдуардом Успенским. Герои автора - пластилиновые образы, которые без труда могут перенестись в 21 век и освоить новые технологии.

Опять же встает вопрос: на какую аудиторию рассчитан новый мультфильм? С одной стороны, режиссер оперирует образами, которые должны вызвать ностальгию у взрослой аудитории. С другой, построение и развитие сюжета созданы для маленьких зрителей. Присутствуют простые диалоги, которые не пытаются никого оскорбить или нарушить детскую психику. Получается милый мультик, угождающий абсолютно всем.

Максим Нифантьев рассуждает о том, что же стало идеей сиквела. В советском «Простоквашино» - взросление героя: дядя Федор съезжает от родителей, находит новых друзей, преодолевает препятствия и становится старше. В новом же, совершенно непонятно: толи это о том, что родители не обращают внимания на детей, новые технологии добрались и до деревни или же о том, что ребенок играет с животными.

- Здесь нельзя говорить: «Они разрушили мое детство, прикоснулись к святому!». Нет, существует много примеров, когда ремейки вдыхают новую жизнь и позволяют новому поколению увидеть то, чем наслаждался ты. Вспомните «Дисней». (Приложение 2) Для чего они делают ремейки? Мы любим эти мультфильмы, нам нравится эта франшиза, но мы повзрослели. Считается, что во взрослом мире стыдно смотреть мультфильмы, а на сказку идти не зазорно – это же фильм. Далее, новое поколение – новая аудитория. У взрослых появились дети, и кинокомпании вновь необходимо рассказать о «Дисней», чтобы продать как можно больше мерча. Создаются ремейки на любимые мультфильмы, и родители, конечно, поведут своих детей на то, что они знают и любят.

И все же вернемся к «Ну, погоди!». Уже стало понятно, что погружать советских героев в 21 век нужно с крайней осторожностью. Другое дело медвежонок Умка, живущих на ледниках. Там никаких споров не возникнет, в принципе.

Волк - типичный представитель аморального слоя населения 70-ых годов. Такой себе «стильный ленивый тунеядец». А кем он будет в новых сериях? Олигархом или гопником, депутатом или хипстером? А нет, роль хипстера уже занята Матроскиным. Сложная задача: один поворот не туда – полное разочарование зрителей.

«Союзмультфильм не сможет завлечь аудиторию ностальгией, как это сработало на «Простоквашино». У первых двух серий миллионы просмотров, а у «Ну, погоди!» скорее всего этого старта не будет.

- Люди понимают, что новый «Ну, погоди!» делает та же студия, что и «Простоквашино», - считает Максим Андреевич. - Конечно, все посмотрят первую серия, чтобы понять – это продолжение, переосмысление и, как говориться, на сколько все сделали плохо. Но если они продолжат ту же идею, что и с Дядей Федором, то это будет просто очередным простым мультфильмом на один просмотр.

Мультипликация – величайший инструмент, благодаря которому можно донести те вещи, которые нельзя показать в фильме. И это то, благодаря чему мы вспоминаем детство. Так нужно ли создавать сиквелы к советским мультфильмам и разочаровывать аудиторию детей того времени? Или лучше создавать новые мультфильмы, которые найдут отклик в сердцах сегодняшних маленьких зрителей?

Человек, верящий в магию мультфильма,

55
Начать дискуссию