Тана Френч “Тень за спиной”: паранойя как следственное действие

Тана Френч “Тень за спиной”: паранойя как следственное действие

Антуанетта Конвей — не самый приятный человек в мире. У нее ровно две суперспособности: она отлично смотрится в костюме и лелеет свою паранойю. К костюмному умению присоединяются выправка проглоченной рельсы, пронзительный взгляд, выдающиеся актерские способности, речь в лучших традициях Дебры Морган из сериала Декстер и прочие сопутствующие. С паранойей все гораздо сложнее. Тана Френч показала сильного человека, зацикленного на своих страхах и обидах, отчего весь мир воспринимается через серые очки марки “Они желают мне зла”. Читать это неудобно, поскольку невольно примеряешь на себя. С другой стороны, паранойя помогла раскрутить необычное дело, маскирующееся под бытовуху, в элегантную историю с сильным финалом.

Если “Тайное место” был детективным романом под прикрытием, то “Тень за спиной” — полноценная история расследования одного убийства, с которым всё ясно уже при взгляде на объем книжки. Возьмите упертую целеустремленную женщину, дайте ей в помощники обаятельного и добросовестного напарника, и скелеты посыпятся из шкафов с комфортной крейсерской скоростью. И вот ты уже сидишь на качелях — то веришь подозреваемому, то не веришь, то хихикаешь над убиенной, то завидуешь долготерпению, то держишь кулачки за теорию, то ставишь под сомнение вместе с героями, у которых есть только работа, протодружба и ни малейшего намека на интим. Ну разве это не прелестно?

“Тень за спиной” — это одна из тех книг, где лучше вообще ничего не знать про сюжет, потому что львиная доля сюжета может быть испорчена спойлером. Тана успешно водит за нос, ставит ловушки, ведет по ложному следу, а ты и рад. Именно поэтому эта книга понравилась мне чуть меньше предыдущей, где в первую очередь наслаждаешься стилем автора и драмой в замкнутом пространстве. “Тайное место” была голосом Стива Морана, который “любит всё красивое”, отсюда описания, пробирающие до дрожи в коленках. “Тень за спиной” — это бенефис практичной и прямолинейной Конвей, поэтому получился роман-функция, дотошный (но не нудный) пересказ одного дела, от которого, в прочем, всё равно не оторваться. Если узнать интригу заранее, то можно просидеть половину книги со скучающим лицом и мыслями “нет, неправильно, ну куда вы лезете”.

Кого-то может отпугнуть объем, но я хочу поделиться радостью — наконец-то у нас есть история, где показывают правдоподобный допрос подозреваемого. Знаете, как в кино и плохих книгах бывает? Полицейский и камера за ним заходят в допросную как раз в тот момент, когда подозреваемый соловьем поёт и сдает всю банду, или, что хуже, перед допросом нарыли на человека гниль, надавили, предложили сделку, а он и раскололся спустя пять минут экранного времени. В книге Таны Френч ты можешь почувствовать как прошло два-три часа в разговорах, как детективы подмечают детали, задают вроде бы ненужные вопросы и спрашивают о важном несколько раз, формулируя слова иначе. Здесь заботятся об уликах, чтобы дело не развалилось в суде, чтобы не дать адвокату даже намека на линию защиты. А то люди насмотрятся юридических процедуралов и думают, что предварительное следствие вообще не велось. И только адвокаты в последний момент достают из широких штанин очевидные доказательства, которые спасают подзащитного от смертной казни. Возможно, кому-то по душе сказочки, но мне нравится смаковать эту игру в кошки мышки, когда детективы играют простачков, а подозреваемые грохочут на весь полицейский участок потайным дном.

Тем временем, 10 ноября состоится премьера сериала “Дублинские убийства” по первым двум романам Таны Френч. Не понимаю, как я раньше жил без её книг.

55
Начать дискуссию