Путеводитель в мир Trails/Kiseki

Подробнейший гайд по вкатыванию в самую амбициозную JRPG серию! Рассмотрим термины, порядок прохождения, каждую арку, дополнительные материалы и всё-всё-всё!

<i>Протагонисты разных арок</i>
Протагонисты разных арок

Содержание:

Расшифровка названий

Начнем с наименований. The Legend of Heroes (Eiyuu Densetsu) — подзаголовок для JRPG от Falcom, не обязательно связанных между собой. Первая игра с таким названием, Dragon Slayer: The Legend of Heroes 1989-го года, и последняя, The Legend of Heroes: Kai no Kiseki, не имеют ничего общего.

Устаревшая схема The Legend of Heroes, чтобы вы понимали масштаб
Устаревшая схема The Legend of Heroes, чтобы вы понимали масштаб

Trails (не путать с Tales) — уже другой разговор. Они же “Kiseki” в Японии. Азиатское название очень распространено из-за отсутствия локализации у ряда частей. Если после “Legend of Heroes” идет приписка “Trails” — мы заходим на территорию игр, о которых пойдет речь в статье. Это серия пошаговых японских ролевых игр для PC и консолей от Sony, продолжающая выходить с 2004-го года. Сейчас линейка состоит из:

  • The Legend of Heroes: Trails in the Sky (Eiyuu Densetsu: Sora no Kiseki FC)
  • The Legend of Heroes: Trails in the Sky SC (Eiyuu Densetsu: Sora no Kiseki SC)
  • The Legend of Heroes: Trails in the Sky the 3rd (Eiyuu Densetsu: Sora no Kiseki the 3rd)
  • The Legend of Heroes: Trails from Zero (Eiyuu Densetsu: Zero no Kiseki)
  • The Legend of Heroes: Trails to Azure (Eiyuu Densetsu: Ao no Kiseki)
  • The Legend of Heroes: Trails of Cold Steel (Eiyuu Densetsu: Sen no Kiseki)
  • The Legend of Heroes: Trails of Cold Steel II (Eiyuu Densetsu: Sen no Kiseki II)
  • The Legend of Heroes: Trails of Cold Steel III (Eiyuu Densetsu: Sen no Kiseki III)
  • The Legend of Heroes: Trails of Cold Steel IV (Eiyuu Densetsu: Sen no Kiseki -THE END OF SAGA)
  • The Legend of Heroes: Trails into Reverie (Eiyuu Densetsu: Hajimari no Kiseki)
  • The Legend of Heroes: Trails through Daybreak (Eiyuu Densetsu: Kuro no Kiseki)
  • The Legend of Heroes: Trails through Daybreak II (Eiyuu Densetsu: Kuro no Kiseki II - CRIMSON SiN)
  • Eiyuu Densetsu: Kai no Kiseki -Farewell, O Zemuria- (пока без официального английского названия)
Хронологический порядок серии, с местным летоисчислением
Хронологический порядок серии, с местным летоисчислением

На русский переведены фанатами: первые три части Trails in the Sky и Trails of Cold Steel.

Почему серию так любят?

События игр серии происходят в фэнтезийном мире с технологиями, сопоставимыми нашим с вами. Герои пользуются компьютерами, водят автомобили, и, вместе с этим, сражаются с монстрами мечами и луками. Религия и сказочность сочетаются с политическими интригами и становятся инструментами в сложных международных и экономических отношениях.

Дальше по статье будет видно, как история игр полагается не столько на привычные противостояния сторон, сколько на социальные противоречия.

Путеводитель в мир Trails/Kiseki

В отличие от привычной JRPG формулы, в Trails любая часть напрямую связана с предыдущими. Каждая новая локация и каст героев раскрывают общий сеттинг, где происходят события игр. Тосихиро Кондо, отец линейки, продумал общую сюжетную нить на долгие годы, и в первой игре уже можно отыскать отсылки на последние части.

Мир воспринимается правдоподобно и органично из-за, без преувеличения, потрясающей проработки. Можно наглядно посмотреть, что читают герои, узнать о модных брендах и послушать, почему монстры на дорогах стали сильнее. Каждую деталь пытаются обосновать без опоры на "игровые условности".

Игрок тоже без проблем может вписаться в игровой мир. Полноценно прикоснуться к литературе, сыграть с персонажами в игры или даже сходить в кино. Все, чтобы вы прониклись культурой и бытом стран серии.

Более того, в играх проработан каждый NPC, а их диалоги меняются после каждого сюжетного события. Незначительный прохожий без портрета может кочевать из арки в арку, а его история будет пополняться щепетильными подробностями.

Из-за такого старательного подхода, игры серии занимают почти все строчки топа самых длинных игровых сценариев. За это благодарить стоит как упомянутую проработку всех и вся, так и побочные задания, над которыми Falcom действительно трудятся. И это не говоря уже о запутанных и длинных сюжетах в каждой части.

При этом, никогда не возникает желания выкинуть весь геймплей как лишнее. Даже первые части резво и интересно проходятся: игроку дают многочисленные журналы для удобства, не заставляют перепроходить игру после смертей, не сталкивают со случайными противниками, не заставляют гриндить, и даже позволяют ускорять игру и пользоваться автоматическими сохранениями! В совокупности, все это роскошь даже для современных JRPG.

И когда дело доходит до боя, начинается не сегмент “для галочки”, а интересное сражение. В серии очень детальная кастомизация персонажей, позволяющая настроить каждого героя как душе угодно. Отсюда множество путей для экспериментов в бою. Не буду таить: есть тактики, которые намного выигрышнее остальных, но это не отменяет шанса проходить игру так, как вздумается. Trails одна из немногих серий, где не отказались от пошаговой боевой системы, и где пытаются с каждой игрой разнообразить и приблизить к идеалу все механики.

Trails into Reverie
Trails into Reverie

Немало тех, кого влюбили в серию музыкальные треки. Не особо люблю разглагольствовать о музыке, вместо этого в пунктах о конкретных частях буду вставлять любимые треки из этих игр. Так что не упускайте возможности насладиться прекрасными мелодиями!

Если коротко, Trails — крайне амбициозная сюжетно-ориентированная серия с прекрасной музыкой и интересными тактическими боями. Без фанбойства, могу заручиться за уникальность серии как минимум в двух пунктах. Это я о грандиозной истории, что продолжается уже не одно десятилетие, и о глубине проработки мира. Однако, справедливости ради, уделю пункт вещам, что могут смутить новых игроков.

Что может отпугнуть от серии?

С первого взгляда на Trails кажется, будто бы это игры второго сорта. У Falcom никогда не было много денег, несмотря на богатую историю компании и ее роль в индустрии. Конечно, фанаты скажут и о прогрессе в графике, и о новом движке, но стороннего зрителя отпугнет внешний вид игр серии.

<i>Особенно сильно отпугивают первые Cold Steel'ы с первой попыткой в полноценное 3D</i>
Особенно сильно отпугивают первые Cold Steel'ы с первой попыткой в полноценное 3D

Также настораживает эта самая амбициозность, которую я хвалила ранее. Нередко человек просто хочет оценить новую JRPG, а его отправляют проходить игры, начиная с 2004-го года. В конце статьи мы рассмотрим варианты для вхождения в серию, но факт остается фактом: какие-то игры действительно непригодны к прохождению для новичков.

И еще одна маленькая деталь… У ряда игр нет перевода. Конечно, уже прошли времена, когда одну часть переводили по четыре года, однако задержка между Японией и Западом все еще существенная. Жизнь кисеки-фанатов трудна, но мы научились приспосабливаться. Переводы в таблицах, оверлеи, и, конечно же, полноценные фанатские патчи. Условия не роскошные, но терпимые.

Остальные спорные моменты субъективны. После сотен часов, каждый расскажет как бы он хотел видеть сюжет, что делать с персонажами и так далее. Это все тонкости, которые затрагиваются уже где-то в глубинах специализированных обсуждений, к которым новичкам еще предстоит прийти. Так что, если ваш интерес все еще не погас, приглашаю к подробному разбору Trails!

Трилогия Либерла и заложенные основы (Trails in the Sky FC/SC/the 3rd)

Путеводитель в мир Trails/Kiseki

Серия стартовала в 2004-ом году с релизом The Legend of Heroes: Trails in the Sky FC, где “FC” в названии обозначает “First Chapter”. Изначально Falcom просто разрабатывали огромную JRPG, но переборщили, и проект пришлось разбить на две части. В первой главе сестра и брат, Эстель и Джошуа соответственно, ищут пропавшего отца, и все заканчивается государственным переворотом. А потом еще одним неожиданным поворотом, и игра кончается вопиющим клиффхэнгером.

<i>К слову, вот такая графика в трилогии Либерла</i>
К слову, вот такая графика в трилогии Либерла

Пост с ранними концептами игры:

В этом году ждем ремейк первой части с освеженным нарративом, улучшенной боевой системой и, конечно же, современным визуалом.

После Trails in the Sky FC с игроком не будут особо церемониться и объяснять “очевидные” вещи, так что представляю вам словарик общих терминов. Это поможет как влиться в серию не с самого начала, так в принципе понимать кисекофанов.

Словарик

(Произношение и написание многих терминов спорно, я во многом опираюсь на фанатский русский перевод)

Гильдия Брасеров — негосударственная добропорядочная организация, выполняющая поручения мирных граждан за деньги. Любой может обратиться как с запросом об уничтожении монстра, так и о нахождении пропавшей вещи. Единственное, брасеры не могут вмешиваться в политику, но и это можно обойти. Гильдия функционирует на всем континенте Земурия. Существуют как младшие, так и старшие брасеры. Последние делятся на ранги. Из-за постоянных командировок старших брасеров, знакомых персонажей можно встретить в самых разных странах.

<i>Герб Гильдии Брасеров</i>
Герб Гильдии Брасеров

Земурия — континент, на котором происходят события игр серии. Полная карта все еще неизвестна. Каждая арка охватывает одно из государств. Действия Sky трилогии происходят в королевстве Либерл. Дилогия из игр Trails from Zero/Trails to Azure охватывает события в штате Кроссбелл. Четыре части Trails of Cold Steel повествуют об истории Эребонийской Империи. И последняя на данный момент арка, начиная с Trails through Daybreak, разворачивается в республике Калвард.

Путеводитель в мир Trails/Kiseki

Орбменты — местное название технологий. Условная стиральная машина в мире Trails будет “орбал-стиральной машиной”. Ресурс, используемый для орбментов — септий. Он несет в себе загадочную силу, которая послужит поводом для многих проблем в истории. Почти вся “магия”, которую используют персонажи — действие тактических боевых орбментов.

Путеводитель в мир Trails/Kiseki

Септийская Церковь — общая религия континента. Летоисчисление происходит по Септианскому календарю. Например, события Trails in the Sky FC происходят в 1202 году. Согласно религии, все поклоняются богине Эйдос, на востоке её зовут Аруша. Главный штаб церкви находится в городе-государстве Артерия.

Герб церкви
Герб церкви

Егери — элитные наемные солдаты, запрещены во многих странах континента. Существуют различные группировки егерей, со своими названиями и историей.

Путеводитель в мир Trails/Kiseki

Знания этих элементарных терминов достаточно, чтобы воспринимать мир, как обычный человек в сеттинге. Собственно, как в Trails in the Sky FC. В ней мы изучаем Либерл с точки зрения обычной девочки-подростка Эстель. В этом плане игра отличается от других частей серии, в которых делается больший упор на сверхъестественное. Зато потом, в Trails in the Sky SC, игрока заваливают тайнами и историями о потерянных сокровищах древности.

Путеводитель в мир Trails/Kiseki

Во второй части Kiseki показывают свое истинное лицо. Много вопросов без ответов, сдерживания на каждом углу и мутные организации. Это компенсируется множеством эмоциональных моментов и интересных вещей, о которых трудно было подумать заранее. Falcom стали стремительнее развивать мир вглубь, и оставили тонну загадок, которые разрешаются в играх серии по сей день. С этого момента надо ввести еще два термина.

Уроборос — Таинственная организация. Скорее злая, чем добрая. Охотятся за сокровищами Богини, и, кроме этого, преследуют прочие непонятные цели странными способами. Антагонисты серии.

Уроборос состоит из множества крайне могущественных людей и владеет технологиями, которые многократно опережают те, что можно купить в орбал-магазине или даже встретить в государственных структурах. Примечательные члены Уробороса начинаются с Энфорсеров. Каждому соответствует аркана из Таро. Во главе операций Уробороса выступают более важные фигуры, Ангусы. А повелевает всей организацией девушка, которую называют Грандмастер.

Путеводитель в мир Trails/Kiseki

И второй термин.

Гралсриттеры — Элита церкви, что так же, как и Уроборос, собирают сокровища Эйдос. Выступают на стороне протагонистов. Высшие члены, Доминионы — носители стигм, дающих особую силу. Им в заданиях помогают Рыцари (средний класс) и Эсквайры (начальная должность).

<i>Герб Гралсриттеров</i>
Герб Гралсриттеров

Если в Trails in the Sky SC большую часть времени уделяют Уроборосу, и лишь поверхностно говорят о церкви, то в Trails in the Sky the 3rd все наоборот. Вместо Эстель, протагонистом становится Кевин и его помощница Рис. Доминион и Эсквайр соответственно. Третья часть уникальна в том плане, что мы видим историю со стороны весьма таинственных персонажей. Впрочем, Trails in the Sky the 3rd выделяется не только этим.

Путеводитель в мир Trails/Kiseki

Falcom решили не делать стандартную JRPG с путешествиями, разговорами с NPC и так далее, а сделали мрачный данжн-кроулер. Герои попадают в таинственное измерение и изучают уровни, попутно копаясь в воспоминаниях.

Притом воспоминаниях не только церковников. Если самоанализ Кевина и его напарницы и есть основная история, то другие персонажи осмысливают себя в отдельных мини-играх и историях, что расставлены по всему измерению. Туда попадают почти все ключевые персонажи трилогии, так что Falcom прекрасно справляются с удовлетворением интереса о тех или иных героях, прежде чем начать новую арку.

Trails in the Sky the 3rd не только позволяет попрощаться с полюбившимися героями, но и закладывает почву для следующих игр. В дверях иностранцев нам показывают детали лора, которые сыграют свою роль куда позже. В частности важно первое появление канцлера Эребонии Осборна, который станет чуть ли не важнейшим персонажем на протяжении всех следующих игр.

Путеводитель в мир Trails/Kiseki

Дилогия Кроссбелла (Trails from Zero, Trails to Azure)

<i>Не обложка, но очень милый официальный арт</i>
Не обложка, но очень милый официальный арт

Раз почва заложена, движемся дальше! К новым героям и новой стране.

Начну с небольшой ремарки. События Кроссбелла и Эребонии происходят примерно в одно время. Из-за этого получается забавная ситуация, что арки спойлерят друг друга. Так что советую легкомысленнее относится к спойлерам, как разработчики, и насладиться шансом оценить геополитическую обстановку с двух сторон.

Также дилогия Кроссбелла отличилась еще одним моментом: ее очень долго не хотели переводить на английский. В фэндоме даже долго наблюдались депрессивные мысли, что Кроссбелл до нас так и не дойдет. Но нет, опасения не подтвердились! С 2017 года разные любительские группы локализаторов начали радовать западных фанатов, и теперь у дилогии аж несколько версий перевода. А в 2022-м году состоялся еще и официальный релиз первой части, спустя 12 лет после выхода в Японии. Со второй частью, Ao no Kiseki (Trails to Azure), аналогичная история. Сиквел получил фанатский перевод в 2018-м году и официальный в 2023-м.

Ну а теперь вернемся к сеттингу и рассказу о самих играх. Кроссбелл — буферный штат, находящийся между Эребонийской Империей и Калвардом. Это порождает немало проблем, вокруг которых строится история игр дилогии. Крупные державы недвусмысленно делят земли маленького штата, а в недалеком прошлом и вовсе устраивали разборки с жертвами на землях Кроссбелла. Добавляет негатива и высокий уровень преступности и коррупции в самом штате. Люди совсем не доверяют полиции, и единственным лучом надежды остаются брасеры.

<i>Центр города и обновленная графика. Больше всего прогресс виден в наполненности локаций</i>
Центр города и обновленная графика. Больше всего прогресс виден в наполненности локаций

Полиция, в свою очередь, решает пойти на эксперимент, и создает особый отдел — Special Support Section (SSS). В него и входят главные герои. “Специальность” этой службы в том, что они, по сути, брасеры с политическим влиянием. Глава отряда поставил себе цель заручиться поддержкой граждан, набрал молодняк, и так же решил снимать кошек с деревьев и уничтожать монстров по первому зову граждан. Но, вместе с этим, SSS могут вмешиваться в дела государства! Такой вот необычный социальный эксперимент.

<i>SSS со своим ребенком</i>
SSS со своим ребенком

Интересна арка и сменой обстановки. Кроссбелл, несмотря на все свои проблемы, экономический центр запада континента. Все выглядит высокотехнологично и богато в сравнении с Либерлом. Интересно бродить туда-сюда: от роскошных районов до трущоб, в которых все проблемы налицо. Кроме столицы (она называется как и штат, Кроссбелл), в государстве присутствует и парочка небольших населенных пунктов, до которых можно добраться на автобусе, или, после продвижения по службе, на своей тачке!

Путеводитель в мир Trails/Kiseki

Trails from Zero знакомит игрока со штатом и героями, а также позволяет новому отделу раскрыть свое первое крупное дело. Примечательна отсутствием клиффхэнгера, так что подходит для пробы серии если нет уверенности, что осилите все части. Trails from Zero — самостоятельная, полноценная игра.

Falcom выпустили действительно отличную полицейскую детективную историю и удачно ввели игроков в новую обстановку, не заставляя скучать по старым персонажам. Но не на все вопросы даны ответы, так что… Проследуем в Trails to Azure.

А про Zero вы можете почитать подробнейший материал без спойлеров, зато с множеством интересных фактов и рассуждений:

Вторая часть арки сильнее демонстрирует геополитические проблемы Кроссбелла, рефлексию жителей штата и сложность сеттинга серии. Количество неожиданных поворотов на единицу времени зашкаливает, накал страстей становится горячее солнца, и игра отпечатывается в сердце и памяти фанатов на веки вечные. Лучшая игра по мнению многих и абсолютный мастплей.

Если не боитесь спойлеров, советую почитать свой обзор, который чуть ли не имитирует прохождение игры, но с фанатскими мыслями и интересными фактми:

И небольшое конкурсное эссе про отдельных персонажей:

Не хочу портить впечатления спойлерами и конкретикой, так что перейдем к другой стороне событий 1204-го года. В Эребонийскую Империю.

Начало арки Эребонии (Trails of Cold Steel I&II)

Все любят Persona, поэтому Falcom решили сделать свой школьный симулятор со свиданиями и регулярными походами в одно и одно и то же подземелье. Это стало поводом для неприятных сравнений, будто бы Trails — клоны сами понимаете каких игр. Неприятная ситуация, которая компенсируется возросшей популярностью серии. На мой взгляд, неплохой "обман", чтобы привлечь людей к хорошим играм.

Путеводитель в мир Trails/Kiseki

Вдобавок к модным трендам, игры следуют традициям собственной серии. Во главе истории все еще политические интриги, социальные конфликты и могущественные сокровища Эйдос. А если конкретно, то в Империи назревает гражданская война между знатью и обычными людьми/государством. Trails of Cold Steel I посвящена предпосылкам конфликта, а в Trails of Cold Steel II мы видим его разгар.

Полноценное 3D
Полноценное 3D

Главные герои — снова участники социального эксперимента. В престижной военной академии Торс испокон веков знать и обычные граждане учились в разных классах. И вдруг, директора решили объединить два слоя населения в классе VII! Так что игроку предстоит примерить на себя роль кадета, и наслаждаться школьной жизнью. Состоит она как из обучения в стенах академии, так и из полевых вылазок в разные города. Пока идет теоретическое обучение, герои как раз ходят в упомянутое выше подземелье, а конкретно в старое здание школы. Звучит не очень весело, но вы бы знали, что там творится… Именно там главный герой, Рин Шварцер, стал пилотом мехи!

Путеводитель в мир Trails/Kiseki

Trails of Cold Steel II уже не назовешь школьным симулятором. Да и от Persona там остались только свидания, в остальном игра скорее Suikoden II. Даже есть механика сбора соратников на базе! Во второй части мы выступаем за “независимую третью сторону” в разгоревшейся гражданской войне, и потихоньку подбираемся к тайнам империи.

Путеводитель в мир Trails/Kiseki

Эта арка подвергается критике из-за заметных штампов, излишнего количества персонажей, более простых диалогов и непривычного аляповатого 3D. Тем не менее, множество людей начинают знакомство с серией именно с Trails of Cold Steel I и пребывают в восторге. Это JRPG для современных игроков с более быстрой и простой для понимания системой кастомизации и боя, с вайфу войнами и гаремом, и при этом с все еще эпичными моментами и достоинствами серии. Да и Trails фанатам будет интересно посмотреть на большие имперские города и узнать кровавые секреты Эребонии!

Trails of Cold Steel III&IV

Путеводитель в мир Trails/Kiseki

Проходит год с конца событий Trails of Cold Steel II. Рин уже не ученик, а учитель! Правда, не в основном кампусе Торса, а лишь в филиале, куда ссылают всяких проблемных ребят и иммигрантов. Старый класс VII разбежался кто куда, и в центр внимания выходят другие ученики, нового класса VII.

Новый класс VII с новой графикой
Новый класс VII с новой графикой

Помимо других протагонистов, Trails of Cold Steel III&IV выглядит “новой аркой” еще в нескольких аспектах. Это: сильно улучшенная графика в сравнении с предшественниками, некстген (серия добралась до PS4) и повторение структуры прошлых игр. Знакомство с новыми героями берет на себя школьный симулятор Trails of Cold Steel III, а в Trails of Cold Steel IV игроки наблюдают за масштабным конфликтом.

Только ленивый не назвал Cold Steel III “работой над ошибками” Trails of Cold Steel I. Как и там, учеба снова делится на школьную жизнь и полевые задания. Только в этот раз мы путешествуем в другие города уже на личном поезде академии и разбиваем лагерь возле железнодорожных путей по прибытию.

За два года Торс стал ощутимо богаче. Мехи выдают уже не в заброшках, а на специальных уроках пилотирования. Да и теперь подземелье для регулярного посещения — здание с симуляцией испытаний.

При первом прохождении все это вызывает “вау-эффект”: новые технологии и в игре, и в реальности! Мы дождались некстгена, а ученики обновления корпуса. Очень мило воспринимаются путешествия по Эребонии на высокотехнологичном поезде. Правда, поездочки зачастую волнительные: в стране беспорядки, а ученикам и преподавателю неловко вместе уживаться. Рин между делом успел побыть грязным захватчиком, и теперь пытается учить молодежь из оккупированных провинций.

<i>Внутри персонального поезда</i>
Внутри персонального поезда

К концу Trails of Cold Steel III ставки поднимаются до предела. Осборн и Уроборос начинают клонить к тому, что затевалось все прошлые части. Игроки пребывают в огромном ажиотаже вплоть до следующего релиза. И вот, Falcom выпускают четвертую часть с подзаголовком -THE END OF SAGA-. Trails of Cold Steel IV берет на себя роль закончить массивную часть истории Trails, а также завершить арку Эребонии.

Путеводитель в мир Trails/Kiseki

Справилась игра или нет – судить каждому, но Рин и Эребония нас еще не отпустят. Тем не менее, Falcom действительно закрыли ряд давно волновавших вопросов. Trails of Cold Steel IV объединила всех главных героев серии в масштабном противостоянии и бросила их в мировую войну.

<i>Три героя...</i>
Три героя...

Trails into Reverie: аналог “the 3rd” для арок Кроссбелла и Эребонии

Путеводитель в мир Trails/Kiseki

После конца самой масштабной арки, Falcom решили расслабиться и вспомнить 2007-ой. А что было в том году? Правильно, Trails in the Sky the 3rd! Раз у героев Либерла была своя фансервисная игра, надо сделать аналогичную и для ребят из Кроссбелла и Эребонии.

Как и тогда, персонажи попадают в загадочное измерение и вынуждены исследовать его. Правда, в этот раз Falcom написали еще и сюжет в духе других частей: с путешествием по привычным локациям, NPC и прочими прелестями JRPG. Игрокам предстоит переключаться между обычным миром и альтернативным измерением. В привычном режиме тоже все не так просто: в управление дается три группы героев. Их истории идут параллельно и постепенно приводят к общему финалу.

Новые три героя
Новые три героя

Подробнее что из этого получилось, и как отличается от конца первой арки можете рассудить из моего обзора, который я настоятельно рекомендую прочитать в обзоре:

Сейчас нас больше интересует место игры во франшизе. Trails into Reverie не особо раскрывает вглубь персонажей с которыми прощается, зато заглядывает в будущие части. Целые сюжетные эпизоды посвящены персонажам из Daybreak, а заставка эпилога выполнена на новом движке. Falcom окончательно обводят точку на истории Эребонии и движутся в долгожданную арку Калварда.

Арка Калварда (Trails through Daybreak/II/Kai…)

<i>Первый официальный арт, что фанаты увидели по </i>Daybreak
Первый официальный арт, что фанаты увидели по Daybreak

В 2021-м году серия наконец дошла до арки еще одного гиганта континента — республики Калвард. Мы о ней наслышаны еще с Trails in the Sky FC. Игрокам любезно объясняли через глупенькую Эстель, что Калвард это не какой-то там модный магазин, а влиятельная страна на Востоке. Даже государственный переворот Либерла помог успокоить брасер из республики! И, что не менее важно, анон на фочане каждый тред спрашивал “Calvard when” все эти годы. И вот, спустя столько лет… мы тут!

Геймплей
Геймплей

Еще с трейлеров Falcom вселяют большие надежды на новую арку. Графика приблизилась до современных JRPG стандартов. Случайные враги если и раньше не особо докучали, то теперь разрубаются буквально на ходу. При этом пошаговая система никуда не исчезла, и все еще регулярно развивается! Калвард выглядит потрясно, и вновь заметны отличительные черты региона. Стрип-клубы, кино, туалеты в домах… такого серия еще не видела!

Одна из самых популярных сцен в игре

Ладно, новшества и инновации посмотрите в трейлерах, сейчас речь о другом. В новой арке главным героем выступает “Спригган” Ван. Его профессия это тоже разновидность наемника во вселенной, только теперь чуть более хаотичного! Герой не стесняется иметь дело с мутными персонажами, и готов принимать запрос от абсолютно любого гражданина. Это слегка делит игру на несколько рутов, где игроки вольны выбирать с какой фракцией дружить. Falcom даже подчеркивали, что серия переходит в новую эпоху, где фокус уходит с очевидно положительных героев к более неоднозначным.

<i>Ван спит в своем офисе</i>
Ван спит в своем офисе

Вторая часть вышла осенью 2022-го года и рассказывает о последнем загадочном орбменте невероятной силы — Генезисе, а также раскрывает персонажей из окружения Вана.

Сколько еще будет игр — неизвестно. Но Falcom заверяют, что арка получится не из коротких.

Перевод второй части Trails through Daybreak на английский выйдет в начале 2025-го года.

Kai No Kiseki - Farewell O Zemuria

В декабре 2023-го года анонсировали новую часть с таинственным заголовком: Kai No Kiseki - Farewell O Zemuria. Я суммировала новости об игре в постах с тегом #kainokiseki.

На деле это оказалась ещё одна игра про Вана, несмотря на обилие вернувшихся персонажей из прошлой арки. Игра уже вышла в Японии, ждем англоязычного релиза.

Помимо основных игр

Манга The Ring of Judgment

Мир Trails состоит не только из игр основной серии. Falcom время от времени выпускают Drama CD, мангу, театральные постановки и новеллы. Самой важной и неочевидной из них выступает The Ring of Judgment. Это предыстория попадания Эстель и Джошуа в Кроссбелл перед Trails from Zero, а также дебют Товала (немаловажный брасер из Эребонии). Манга небольшая и очень красивая благодаря иллюстрациям Синки Китсутсуки, так что настоятельно рекомендую ознакомиться перед аркой Кроссбелла!

Путеводитель в мир Trails/Kiseki

Манга Sora no Kiseki Gaiden - Loewe Monogatari

Также выходила манга об истории Леонхардта, персонажа трилогии Либерла — "Sora no Kiseki Gaiden - Loewe Monogatari". С полным переводом на английский можно ознакомиться тут.

Путеводитель в мир Trails/Kiseki

Drama CD “Returning home”

Перед выпуском Trails of Cold Steel II на Западе, локализаторы посчитали важным познакомить игроков с Drama CD “Returning home”. Прочесть ее можно прямо на английском официальном сайте второй части.

История “3&9”

Перед игрой в Trails into Reverie важно прочесть историю “3&9”. Она повествует о новых героях, что сразу оказываются в главных ролях. Falcom распространяли новеллу как внутри Trails of Cold Steel IV, так и на официальном сайте и в меню следующей части. Фанатский перевод на английский можно почитать тут.

Путеводитель в мир Trails/Kiseki

ARPG с платформингом Nayuta no Kiseki

Часто путаницу вызывает игра от Falcom под названием Nayuta no Kiseki в жанре ARPG. Не зря я говорила: “Если после “Legend of Heroes” идет приписка “Trails” — мы заходим на территорию игр, о которых пойдет речь в статье”. У Наюты нет подзаголовка “Legend of Heroes”, и она не является частью Trails серии, о которой идет речь в статье. По крайней мере, пока Кондо не решит неожиданным поворотом объединить миры. Тем не менее, игра стоящая, так что советую обратить внимание, ищите на Западе под названием The Legend of Nayuta: Boundless Trails.

Подробный разбор:

Файтинг Ys vs. Sora no Kiseki: Alternative Saga

Немногие помнят, но по Trails был файтинг! А точнее, по самым разным играм Falcom, преимущественно сериям Ys и Trails. Я сейчас об игре Ys vs. Sora no Kiseki: Alternative Saga. Сюжет в ней простенький и не влияет на сеттинг того или иного мира. Это спин-офф, не признанный каноном. Зато в игре забавный геймплей: файтинг с RPG-механиками. Притом в боях участвует до четырех персонажей, и все они бегают по большой трехмерной локации, дабы догнать и прибить друг друга.

Путеводитель в мир Trails/Kiseki

Аниме Minna Atsumare! Falcom Gakuen

Еще из примечательных кроссоверов вселенных Falcom надо выделить Minna Atsumare! Falcom Gakuen. Это долгоиграющий сборник ёнком с самыми разными персонажами компании. Студия DAX Production даже экранизировали некоторые истории в виде короткометражного аниме-сериала. Пусть со стороны Falcom Gakuen выглядит страшненьким, гэги там добротные, и часть из них ушла в народ. По сути, Falcom Gakuen — это как Carnival Phantasm из Насуверса.

Путеводитель в мир Trails/Kiseki

Аниме Eiyuu Densetsu: Sora no Kiseki The Animation

Помимо пародий, были попытки и в обычное аниме. По Trails in the Sky SC в 2011-2012-ых годах сняли двухсерийную OVA Eiyuu Densetsu: Sora no Kiseki The Animation. Получился сборник каких-то случайных сцен, которые дают совершенно неверное представление о сюжете. Kinema Citrus, не побоюсь этого выражения, переврали игру. Зато аниме дало шанс посмотреть на действия орбментов в живом бою, а также подарило фанатам неплохой музыкальный трек.

Путеводитель в мир Trails/Kiseki

Аниме Sen no Kiseki Northern War

В 2023-м году вышел полнценный аниме-сериал Sen no Kiseki Northern War. В нем повествуют о войне в княжестве Северная Амбрия, событии между Trails of Cold Steel II и Trails of Cold Steel III. Главной героиней выступает новый персонаж — Лави.

Аниме очень недружелюбно к новичкам и изобилует терминами из местного словарика, так что будьте аккуратны! Обзор картины можно прочитать тут:

Браузерная игра Akatsuki no Kiseki

И последнее, что мы разберем в этом пункте: The Legend of Heroes: Akatsuki no Kiseki. Онлайн free-to-play JRPG от UserJoy Technology. Планов на английский перевод нет даже у фанатов, скажу сразу. Но даже так, игра представляет собой немалую ценность.

Путеводитель в мир Trails/Kiseki

Во-первых, в ней просто море играбельных персонажей. Если вы когда-нибудь хотели поиграть за второстепенных брасеров, легенд вроде Кассиуса Брайта или еще кого — все это можно сделать в Akatsuki no Kiseki. Еще это способствует обилию контента: герои получают новые спрайты и костюмы.

Путеводитель в мир Trails/Kiseki

Во-вторых, в игре действительно неплохая история. Falcom позволяли себе не объяснять некоторые моменты, которые любезно раскрыли здесь. Например, если вы проходили арку Кроссбелла, можете помнить упоминания некого инцидента, что раскрыл брасер Ариос в княжестве Ремиферия. А вот что там случилось конкретно, рассказали только UserJoy Technology. Княжество в принципе слабо затрагивалось в основной серии, зато здесь ему посвящается несколько сюжетных глав. В Akatsuki no Kiseki есть возможность посмотреть на локации Ремиферии и познакомиться с местными жителями. На изображениях ниже можно увидеть столицу княжества — Ардент.

Я сильно опиралась на историю из Akatsuki для заполнения пробелов в истории Ao no Kiseki, можете почитать.

Помимо Ремиферии, главные герои активны в Кроссбелле и Либерле. Каст протагонистов напоминает аналогичный в Trails in the Sky: все они младшие брасеры или их помощники, а если конкретнее: беззаботная девочка, загадочный бывший егерь, принцесса, полицейский. Сюжетные главы The Legend of Heroes: Akatsuki no Kiseki продолжают выходить, всего их планируется десять. Сейчас доступно семь глав.

Falcom никогда не признавали Akatsuki no Kiseki каноном, зато отсылались на нее. В Trails of Cold Steel IV вспоминают принцессу Ремиферии. Кроме как в Akatsuki no Kiseki, она нигде не появлялась и не упоминалась до этого. Это не стопроцентный аргумент в пользу каноничности, но надежду дает. В конце-концов, сам Кондо тепло отзывался о UserJoy Technology, и уверял о тесном сотрудничестве Falcom с ними в работе над сюжетом.

Порядок прохождения игр серии

На повестке статьи остался последний вопрос — как влиться в серию?! Это обсуждают в фендоме уже очень долго, и у каждого своя точка зрения. Так что рассмотрим несколько путей.

Путеводитель в мир Trails/Kiseki

Первый способ — самый правильный, но самый трудоемкий. Это проходить все игры в порядке выхода, не забывая почитывать всякие Drama CD, новеллы и мангу в нужные моменты. Так вы поймете все отсылки, шутки, конфликты стран, будете плакать от восторга при виде вернувшихся персонажей и насладитесь играми по-максимуму. В этой статье арки располагаются в порядке выхода, так что если вы честно дочитали до сюда, то знаете как действовать. Идёте в Steam или GOG, и покупаете Trails in the Sky! Притом важно упомянуть, что русскоязычные фанаты сделали перевод первой трилогии, так что условия для вхождения в серию максимально удачные.

Забавно, но многие рекомендующие этот способ не следовали ему по ряду причин. Банально потому что до 2017-го года не было никакого перевода арки Кроссбелла и Trails in the Sky the 3rd, зато уже была официальная локализация у Trails of Cold Steel I-II.

И второй способ — начать с первой части любой арки. В них игрока знакомят с новым местом и героями, а также поверхностно рассказывают об общем положении дел на континенте. Может, при выборе этого способа вам даже поможет мой словарик из начала статьи!

Если начать с арки Кроссбелла, наибольшие непонятки возникнут с историей Рен, которая активно продолжается еще с Trails in the Sky SC. В остальном, Trails from Zero — хорошая точка вхождения. Трудности могут возникнуть только в следующей части, где возвращается очень много персонажей.

Скриншот из Ao с вернувшимися персонажами из арки Либерла
Скриншот из Ao с вернувшимися персонажами из арки Либерла

Если начинать сразу с Cold Steel’ов, то могут возникнуть проблемы с финала Cold Steel II. Кроссбелл и Эребония к тому моменту буквально сливаются, так что фанатам Рина приходится слушать про каких-то там SSS, и даже играть за них. В Trails of Cold Steel III становится все больше вернувшихся персонажей, и Falcom заостряют внимание на определенном конфликте с Либерлом. А в Cold Steel IV, как я уже упоминала, все протагонисты объединяются перед общим врагом. Так что если вы очень хотите проходить только Cold Steel’ы, хотя бы проштудируйте Kiseki Wiki или внутриигровые энциклопедии перед третьей частью.

Путеводитель в мир Trails/Kiseki

Falcom и NISA в своей рекламной компании заявляли, что знакомство с серией можно начать как раз с Trails of Cold Steel III. Это разлетелось на мемы, и в принципе является вредной точкой зрения. Хотя соблазн большой: похорошевшая боевая система и графика, прекрасные отзывы… На ваш страх и риск, конечно, но не советую.

<i>Мем, не надо так делать</i>
Мем, не надо так делать

В 2024-м году появилась новая дверь в серию — Kuro no Kiseki, она же Trails through Daybreak.

Путеводитель в мир Trails/Kiseki

Новичкам придётся нелегко из-за огромного количества отсылок и вернувшихся персонажей, но в целом это неплохой способ.

Во-первых, это начало новой арки и законченная игра без клиффхэнгера. Как и в случае с Zero, если будете не уверены, что осилите всю серию, можете закончить на Trails through Daybreak без соблазна увидеть конец истории.

А во-вторых это новинка с лучшей графикой и горящим обсуждением! Всегда приятнее прыгнуть в поезд хайпа.

И напоследок, игра умудряется быть не самой дружелюбной к старичкам. Поменяли многие привычные механики в бою, а от сюжета нередко возникает чувство дежавю. Новым игрокам это не грозит.

Если обозначить пути вхождения в серию схематично, то получится следующее:

  • Прямой порядок игр по дате релиза: FC -> SC -> 3rd -> Zero -> Azure -> CSI -> CSII -> CSIII -> CSIV-> Reverie-> Daybreak

Это самый лучший и логичный вариант.

Жирным шрифтом выделены "чекноинты" серии. Это старт новых арок и с этих игр можно вкатиться. В каждой такой игре собственный каст героев и новый регион.

Далее на ваше усмотрение — идти дальше по хронологическому списку или наверстать упущенное, вернувшись к более старым частям.

А теперь более тривиальные случаи:

  • Начало с Cold Steel’а и возврат в прошлые игры серии перед третьей частью для гранд финала: CSI -> CSII -> FC -> SC -> 3rd -> Zero -> Azure -> CSIII -> CSIV->Reverie->Daybreak
  • “Я хочу играть только в новые игры”: Daybreak
  • Самодостаточные части без клиффхэнгеров: Zero и Daybreak(если не уверены, что хотите тратить сотни часов на всю серию)

Вывод

<i>Вывод — тянучки сила, проходим кисеки ради…</i>
Вывод — тянучки сила, проходим кисеки ради…

Статья получилась немаленькой, зато разобрались во всех составляющих серии. Надеюсь, гайд действительно кому-то поможет, а сама серия заинтересует. Все-таки, я давний фанат Trails, и пытаюсь всячески способствовать расширению фанбазы. Хочется, чтобы люди переставали игнорировать такую уникальную в своей проработанности и действительно качественную серию игр, в которой нет провальных частей, а талантливые разработчики с каждым разом удивляют своей старательностью. Если останутся какие-то вопросы, или вы просто хотите обсудить какие-то моменты — обращайтесь!

482482
22
145 комментариев

Вот это эпичная статья конечно. Спасибо

20

Рада стараться!

22

Конечно, уже прошли времена, когда одну часть переводили по четыре года, Кажется, эти времена снова вернулись.

10

ну это если ты пессимист. если оптимист, то переводят три игры за два года, не считая Наюту...

6

Это мы читаем, делаем репост. хотя играл почти во все игры.
только для группы JRPG WIKIВот бы канал в телеге вашей группы вк.

6

мы активно развиваем группу, рук не хватает еще и телегу вести( спасибо за поддержку!

1

Хочу вкинуть свои пары копеек, как тот, кто потратил более 1500 часов своей жизни на серию.

Если поглядываете на серию, и сомневайтесь, надо ли влезать в это болото, без сомнений берите и проходите трилогию Trails in the Sky.
Она и есть те самые легендарные концентрированные кисеки, которые сводят людей с ума качеством проработки, дизайна и сюжетом. В ней содержатся в концентрированной форме все плюсы серии, а минусов меньше, чем в какой-либо другой арке. Плюс, сюжетно она, хоть и вписана в огромный мир, совершенно самостоятельна и является законченным, красивым, эмоциональным произведением на 200 часов с двумя массивными сюжетными арками и эпилогом. Она в принципе является примером отличной JRPG которую можно рекомендовать всем как одну из лучших игр в жанре, не пускаясь в оправдание школьного сеттинга, огромных сисек у персонажей, гарема, и постановки уровня детского сада, в которые мы неминуемо пускаемся, когда пытаемся оправдать серию перед новичками, которые смотрят на Cold Steel-ы.

Лично для меня трилогия Sky - эталон, и единственная не спорная часть серии. Все остальное после прохождения всей серии стал воспринимать как своего рода фанфик, который добавляет тонны мяса на скелет, но оно необязательно хорошего качества. И оно гораздо длиннее и растянутее, и, главное, опирается на шаблоны, заложенные в Sky, повторяя ситуации и сюжетные повороты, произошедшие там, много-много раз, часто не внося никакой новизны. Качество, уже начиная с Zero, по моим ощущениям, начало падать. Вспомнился сериал Fargo и его сезоны - по-моему, подходящее сравнение.

В Sky вы получите наилучший опыт. А насчёт закинутых удочек и постановки грандиозной сцены на будущее, могу сказать так: тайна, подстёгиваемая фантазией, определённо лучше, чем её сливное объяснение между спустя 900 часов.

Короче, если цените своё время, идите в Sky. Дальше с осторожностью.

5