Rurouni Kenshin: Meiji Kenkaku Romantan — достойная адаптация бесподобной манги?

Помните «Самурай Икс» из детства? У того аниме вышел ремейк, давайте обсуждать.

Rurouni Kenshin: Meiji Kenkaku Romantan — достойная адаптация бесподобной манги?

О первоисточнике

Манга Rurouni Kenshin: Meiji Kenkaku Romantan всегда будет занимать особое место в моем сердце. Это не стандартный сёнен, где юный герой развивается и хочет стать сильнее, нет — это история о смене эпох. А протагонист и так самый сильный и довольно взрослый. Настолько, что уже успел начать новую жизнь.

Химура Кэнсин оставил работу Хитокири (наемного убийцы) и стал жить как обычный бродяга. Только вот старые знакомые не хотят его отпускать и вынуждают вновь браться за меч.

Rurouni Kenshin: Meiji Kenkaku Romantan — достойная адаптация бесподобной манги?

Наступили мирные времена со своими достоинствами и недостатками. Первое же знакомство в произведении, с девушкой Каору Камия, ведает о современной судьбе «Пути Меча».

Смута кончилась. Воевать больше незачем, людей разоружил закон. Школа отца Каору, «Камия Кассин Рю:» позабыла о стальных мечах и учит обороне, а не нападению. На смех всем остальным, но к восхищению Кэнсина. Девушка помогает протагонисту найти истинную гордость воина — способность защищать близких, а не ломать чужие судьбы.

<i>Каору и Кэнсин</i>
Каору и Кэнсин

Другие участники событий также раскрывают контраст смутной эпохи «Бакумацу» и мирной «Мэйдзи».

Яхико Мёдзин — потомок самурая. Ныне карманный воришка с долгами. Через него автор произведения, Нобухиро Вацуки, рассуждает о самурайской гордости. Сейчас до нее никому нет дела, важны лишь деньги. Но Яхико растет над собой и сочетает достоинства двух эпох — защищает честь семьи и становится учеником в додзё Камия.

<i>Яхико</i>
Яхико

У лекарши Мэгуми Такани в чем-то похожая история. Ее непревзойденные навыки и гордость семьи врачей оказались в руках нечестивого торговца опиумом. В ту эпоху подобный позор смыла бы только собственная кровь, но во времена Мэйдзи цена жизни возросла, за свои ошибки надо платить добрыми поступками.

<i>Мэгуми</i>
Мэгуми

Первый серьезный противник Кэнсина и будущий друг, Саноске Сагара, никак не может распроститься со злостью на грязные методы революционеров. С одной стороны, они несли мечты о мирных временах. С другой, казнили несправедливо обвиненный Сэкихотай. Выживший выходец опороченного отряда намерен отомстить и срывается на первой удобной мишени, Кэнсине — бывшем революционере.

<i>Саноске</i>
Саноске

Честно говоря, как персонаж, Саноске типичный вспыльчивый и драчливый друг главного героя. В произведении нехитрый подход к показу архетипов, но важно другое. Все работает именно на рассказ о «Мечнике эпохи Мэйдзи», и на демонстрации перемен. Что изменилось в обществе, на поле битвы, и как распроститься с ранами военного времени?

В частности, меня тронула коротенькая сольная арка Саноске, в которой он помогал своему отцу отбиться от чиновников. Манга рассуждает о монополии власти на насилие и чем это грозит. Да, в старые времена ты мог пойти за рисом и наткнуться на разъяренного самурая, но можно было попробовать защититься. В Мэйдзи, если против тебя настроена власть, ты беспомощен.

Следующие оппоненты Кэнсина, Аоси Синомори и Сайто Хадзимэ, хорошо показывают, что люди не меняются резко с приходом новой эпохи. У них осталась привычка убивать, сражаться за превосходство. Это любопытная мысль, которая применима ко многим сёненам. Вот, например, закончатся времена демонов в Kimetsu no Yaiba, куда деваться людским «добрякам»-обученным бойцам? Герои неспокойных времен обернутся насильниками и садистами в мирные будни, не меняя паттернов поведения.

<i>Кэнсин против Сайто</i>
Кэнсин против Сайто

Кроме рассуждений о роли людей в разные времена, внушает уважение внимание к истории Японии. Манга не отрывается от собственного оригинального сюжета, но тут и там знакомит читателя с существующими понятиями и событиями. Даже если вам никогда не были интересны все эти гуманитарные науки, «Кэнсин» имеет шансы привить вам интерес к эпохам Мэйдзи и Бакумацу. Вацуки подчеркивал свое обожание периода и неоднозначность верной стороны конфликта. Он отлично поработал как над видением ситуации со стороны патриотов, так и сторонников сёгуна.

Скрепя сердце, я даже скажу, что здесь лучшее отображение Синсэнгуми. Hakuouki невероятно хороши, но там не хватает взгляда со стороны, а Peace Maker Kurogane так и не стал законченной историей. Rurouni Kenshin путем флешбеков, отсылок и кратких пояснений в манге рассказал и о славе отряда, и об их судьбе, а главное, меняет перспективу. Сам Кэнсин был противником Синсэнгуми, и рассуждал о соперниках так же, как и об остальных сторонах конфликта. Когда в Hakuouki страсти бушевали внутри Синсэнгуми и больше никого не было видно, в «Кэнсине» раскрыли судьбу самураев в контексте истории.

Можно вспомнить и уже упомянутый Сэкихотай, и Онивабан... В общем, готовьтесь насытиться знаниями о войне императора и сёгуната. При этом, имейте в виду, что в истории присутствует толика вымысла. Самого Кэнсина никогда не существовало, его прообразом выступил Каваками Гэнсай. Вышеупомянутый Аоси основан на Хидзикате Тосидзо, Содзиро Сэта на Оките Содзи… Интересных фактов хватает. Все это написано в манге в перерывах между главами, в заметках Нобухиро Вацуки.

Забавно, что после знакомства с Hakuouki подмечаешь даже больше, чем писал сам автор. Например, вот его комментарий по поводу прообраза Аоси:

Rurouni Kenshin: Meiji Kenkaku Romantan — достойная адаптация бесподобной манги?

На деле, сходства между Аоси и Хидзикатой не ограничиваются характером. Сама по себе мотивация Аоси воспеть Онивабан совпадает с детской мечтой замкомандира Синсэнгуми: прославить крестьянских выходцев и сделать их сильнейшим отрядом самураев.

Помимо историчности и внимания к особенностям времени, я бы отметила отличный темп, вдумчивые битвы и качественное наполнение произведения. «Кэнсин» задал структуру, которая уже стала классикой: знакомство с персонажами в небольших арках и постепенное накаление конфликта, вплоть до спасения страны и излечения сердца протагониста. Скучно точно не будет, у сильнейшего Хитокири соответствующие его славе проблемы.

Напоследок, объясню особенность сражений. Прежде всего это трепетное отношение к школам фехтования. Каждый герой бьется только так, как позволяет ему выбранное искусство. Кэнсин силен в скорости и тактике, Сайто использует один отточенный до совершенства удар, Саноске силен физически и устойчив даже к смертельным ранениям… То есть не может быть ситуации, когда хиленький Кэнсин вдруг возьмет и сломает кулаком гору. Каждому персонажу приходится вертеться в ограниченном кругу собственных сильных и слабых сторон.

Rurouni Kenshin: Meiji Kenkaku Romantan — достойная адаптация бесподобной манги?

Из-за этого в битвах сильный упор на тактику. Автору приходится обосновывать, как герой выбрался из безвыходной ситуации. В ход идут даже такие тонкости, как манипуляции восприятием расстояния.

Если силенок все же не хватит, силы дружбы не спасут. Нужно идти и доучиваться. Готовьтесь познавать финальные учения школы Хитэн Мицурюги Рю вместе с Кэнсином.

Так что это вам не бездумное махание мечом со спецэффектами, это целая наука. Произведений с четкими градацией и логикой способностей можно пересчитать по пальцам, так что цените.

Собственно вот причины, по которым я обожаю мангу Rurouni Kenshin: Meiji Kenkaku Romantan. Оправдала ли ожидания экранизация? Нуу…

Аниме 2023-го года

…Не совсем. Вначале мне понравилось: первые две серии оставили приятные впечатления. Запомнились красивые кадры потасовки Кэнсина с Синсэнгуми, да и в целом начали очень резво. После этого я оставила сериал, чтобы в нем вышло побольше серий.

Параллельно я наблюдала за общественной реакцией. Тогда еще непонятно почему, аниме называли «детским сёненом», оно держалось с умеренным рейтингом (сёнен с оценкой ниже “8” в наше время это дурной знак) и почти не обсуждалось. Возобновив просмотр, я поняла почему.

<i>«Суровый» взгляд</i>
«Суровый» взгляд

Студия LIDENFILMS выдала очень стерильный продукт. Видимо, они испугались критики прошлой экранизации — ту не рекомендуют из-за отсутствия концовки и обилия филлеров во второй части. Дело в том, что во времена выпуска аниме 1996-го года, манга была в онгоинге. Никто не знал, чем кончится история, и пришлось заполнять пустоту филлерами. Финальную арку с тех пор так нормально и не показали, только в виде фрагментов в OVA’х.

Действительно, эта экранизация строго следует манге, с минимумом отклонений от курса. Ожидается, что будет еще несколько сезонов, и последнюю арку мы таки увидим в аниме. Смутить могут только 20-21 серии, где рассказывается история не из оригинальной манги, а из побочной — в тех двух сериях адаптируется первая глава Rurouni Kenshin: Tokuhitsuban.

К слову, в эпизодах есть небольшие вольности. Судьба Эспираля, противника Кэнсина в побочной истории, изменилась в аниме. Из простого злодея он превратился в раскаявшегося парня. С одной стороны, так банальнее, а с другой — сам Вацуки хотел бы видеть раскрытие западного мечника.

В остальном если и меняли какие-то мелочи, то я их даже не заметила. А кончился сезон на поспешном начале арки Сисио, если кому-то интересно как далеко продвинулась студия.

Знаете, мне не нравится эта ориентация на зрителей, что горят от каждой вольности. Арки сменяют друг друга в до боли знакомом порядке, история адаптируется практически постранично. У аниме нет своего лица.

Это работа со скучными кадрами, с неприятно яркими цветами, с невыразитльной стилистикой. Вацуки иллюстрировал историю резкими линиями, Gallop приятной старой картинкой, а DEEN ударились в такой креатив, что «Кэнсин» превратился в сэйнэн и стал одним из красивейших аниме в индустрии… LIDENFILMS же перебарщивают с теплыми тонами и грешат отсутствием акцента на эстетически значимых вещах.

Почти все сцены выполнены в типичных теплых и ярких тонах:

Возьмем как образец OVA «Rurouni Kenshin: Meiji Kenkaku Romantan - Tsuioku-hen». Ее скриншоты все еще разлетаются по модным пабликам, а само аниме советуют даже как отдельное произведение. Почему? Из-за эстетики, по большей мере.

Акцент на природе, на японской атрибутике (сакэ, оружие, архитектура, расписные кимоно), на символах. Бои реалистичны и летальны: решаются молниеносно, с обильным кровопролитием. Персонаж не всемогущ и совершает критические ошибки от простых, по меркам сёнена, повреждений.

Для фанатов многое скажет словосочетание «кровавый дождь», которым и показывают натуру Кэнсина как Хитокири. В «кровавом дожде», «аромате сливы», «перекрестном шраме» и прочих лирических терминах скрыта жизненная драма персонажа.

Адаптация 2023-го года же порой скатывается в откровенную безвкусицу. Например, в манге яркие моменты — когда Кэнсин вспоминает себя как Хитокири. Как вы думаете, какой эффект это производит на зрителя, если аниме тычет двойственностью личности протагониста даже в опенинге и эндинге? Это уже на грани карикатурной «крутости».

Первый опенинг

Справедливости ради, стиль становится куда лучше после заката солнца. У аниме приятные «ночные» цвета. Пожалуй, поэтому у меня и остались теплые чувства от первых серий, из-за потасовки с Синсэнгуми во мраке. Проработанный до мелочей скриншот с Сайто под освещением луны — один из главных продающих кадров всего аниме.

Rurouni Kenshin: Meiji Kenkaku Romantan — достойная адаптация бесподобной манги?

Из-за всех вышеперечисленных недостатков, люди пишут: «Норм, но старое аниме было намного лучше!!!1». Да, в старой адаптации был более запоминающийся саундтрек, свой яркий стиль и больше юмора. Я же прежде всего сравниваю с мангой, и не совсем понимаю зачем мне смотреть то же самое, только без авторского стиля и с пострадавшими от переноса в новый формат фишечками.

Например, чередование арок персонажей здесь кажется слишком резким. Аниме будто бы несется по заданным пунктам, а хочется экспозиции. Сейчас выполнена «программа минимум» — вот вам добрый (но на самом деле суровый и крутой!1) Кэнсин, вот добрая Каору, вот мы быстро собрали пати, вот вам гайд по истории от лица муторного рассказчика, — развлекайтесь. Очень «в лоб». Выгодно выделяется добавленная предыстория Саноске, но этого мало.

Зато не оправдались опасения насчет того, что студия не справится с постановкой боев. Нет, они хороши. В них чувствуется тактика, как в оригинале, и даже присутствует импакт. Лязг мечей, удары о стену, страдания, беспрерывность ударов… Ощущения от битвы передается даже через экран. Это тебе не Ufotable, где просто смотришь на неуместные спецэффекты и не понимаешь к чему они.

Даже если битва набирает невероятную скорость, удары не лишаются смысла. Это не зацикленные слеши, а обдуманные приемы.

Придраться можно только к, опять же, карикатурному пафосу. Вот вам пример ниже. Такой быстрый удар, что никто не заметил порез… пока не кончилась вся болтовня! Благо, таких смешных промашек в сериале раз, два и обчелся.

Битва с Аоси. То, о чем я говорю, видно в конце. Вставляю момент от удара и до его проявления с озвучкой, чтобы вы прочувствовали

После отличных битв, главные заслуги LIDENFILMS заканчиваются. А так, конечно, спасибо, что аниме не выглядит как типичный третьесортный исекай.

В остальном качество работы обязано первоисточнику. Сложно сделать такую историю неинтересной, а аналога «Кэнсина» за все годы так и не появилось. Это одно из лучших исторических произведений и неглупый сёнен. Так что настоятельно советую прочитать мангу. Если вдруг вы не надеетесь когда-то дойти до черно-белой книжки, можно и аниме посмотреть. Хотя бы так узнаете историю мечника эпохи Мэйдзи.

Пишите свои впечатления от сериала в комментариях! Понимаю, что у меня тут придирки фаната, так что ваш взгляд может кардинально отличаться.

Спасибо всем прочитавшим. Теперь дело за малым: поддержать автора активом и помочь контенту в продвижении! Если очень понравилось, симпить деньгами в комменты и сюда:

Лучшие люди месяца, то есть донатеры, это:

Sydo (3 тир), VioleGreis (3 тир), Кирилл Ефимов (3 тир), Monstrrro из Анимемании (3 тир), HiddenTroll (3 тир), Макак Бананович (2 тир), Grisha Pavlov (2 тир), Mark (2 тир), GalaxyAngel (2 тир), cptnSail (2 тир), MayoSamurai (2 тир), Деrьмак (2 тир), xyberia (1 тир), Andrei Apanasik (1 тир), Гумир Агафуров (1 тир), Сода (1 тир), Artem Gorbatyuk (1 тир), Erya (1 тир).

Спасибо за спонсирование качественного (я надеюсь) контента. Сайт вас не забудет, а я уж тем более! Всех люблю 💖

Если хотите больше историй про имбовых героев — читайте крутой лонг начала года:

33K33K показов
5.4K5.4K открытий
11 репост
270 комментариев

Серия только вчера вышла, а уже пост готов, ну даёшь. Короче, постарались опустить сериал до аудитории Наруто. Я, кстати, из-за "Самурай X" думал, что гг взрослая женщина. Не хочу ждать 150 дней

Ответить

Не понял. Всегда было так, что если аниму следует манге, то это заебись. Сейчас филлеры типа в почёте чи шо?

Ответить

В почете изобретательно подходить к адаптации, а не переносить покадрово мангу на экран

Ответить

Нуу есть разница.

Например, товарищи, которые делают экранизации Жожи, David Production. Они стараются почти покадрово перетаскивать всю мангу, но, черт, как же много идентичности в их экранизации (сравнить, хоть и делая скидку на время) можно с овами по третьей части Жожи ещё от 90х годов. Да мы, отчасти, обязаны Давидам за все эти мемы и просто лютейший хайп жожобы далеко за пределами аниме комьюнити.

А есть стерильный, невыразительный перезапуск экранизации Кеншина. Неплохой, местами даже сносный (постановка боёв некоторых), но заслуги самих экранизаторов тут немного, а испортить, как сказала Мариса, Кеншина сложно.

Ответить