Gardenscapes и Homescapes – как студия Playrix навсегда изменила индустрию мобильных игр

Gardenscapes и Homescapes – как студия Playrix навсегда изменила индустрию мобильных игр

Можно по-разному относится к мобильным играм. Кто-то их хейтит и считает, что это раковая опухоль на теле индустрии, кто-то спокойненько играет в казуалочки и собирает монетки, а кто-то абсолютно нейтрален. Но наверняка каждый, кто хотя бы слышал о мобилках, знает игру Homescapes и ее героя – дворецкого Остина, который давно успел стать мемом и даже засветиться в одном из клипов Глюкозы. Но мало кто знает, какое колоссальное влияние на индустрию оказала студия разработчиков Playrix и ее дураковатый Остин.

Спойлер – это был эффект разорвавшейся бомбы. Но обо всем по порядку.

Студия Playrix

Слева – Игорь Бухман, справа – Дмитрий Бухман
Слева – Игорь Бухман, справа – Дмитрий Бухман

Студия была основана в 2004 году братьями Игорем и Дмитрием Бухманами, в городе Вологде. На тот момент штат насчитывал 10 работяг, которые упорно корпели над новыми проектами. Студия за 3 года выпустила 15 казуалок на мобилки и даже одну PC-игру, а ее выручка стремительно росла и достигла 300 hundred bucks тысяч долларов.

Дела шли хорошо, а братья все чаще посматривали в сторону free-to-play для мобилок, когда это еще не было мейнстримом. И вот, после успешного выпуска Township для одной запрещенной в РФ соцсети, в 2015 году студия выпускает свой первый эксперимент – Fishdom: Deep Dive.

Ракушечки, черепашечки, звездочки – все работает на нарратив
Ракушечки, черепашечки, звездочки – все работает на нарратив

Именно с этого проекта и берет свое начало то, что впоследствии изменит всю индустрию. Это совмещение двух элементов – казуального жанра и нарративной составляющей. Да, в Fishdom нарративная составляющая не так заметна, и там вовсе нет сюжета. Но именно нарративный дизайн – когда история рассказывается через механики – там уже начинает зарождаться.

После успешного успеха Fishdom братья подумали-подумали, и решили, что на нарратив нужно сделать еще больший упор. Да, сейчас кажется, да что тут такого, но на тот момент это было очень смелый и авангардный эксперимент, потому как никто в казуалки не пихал никакой сюжет. Все придерживались заветов господина Кармака, что сюжет для игр – как сюжет для порно-фильма. Но тут, Playrix выпускает Gardenscapes.

Gardenscapes

Да, Остин родился лысым
Да, Остин родился лысым

И вот тут-то, как говорится, лед тронулся. За три года, приключения Остина в разрушенном саду принесли студии более 1,5 миллиарда (!) долларов. Это был бешеный успех.

Вернемся в славный 2015 год. Мобильные игры на тот момент уже набирали обороты, но все же было еще далеко до того, что мы наблюдаем сейчас. На мобилках в теме были более мидкорные и хардкорные проекты – Fallout Shelters, Minecraft, Hearthstone и другие.

Казуалки же считались более проходной и мимолетной историей. Сам процесс быстрой игры – когда ты сидя в очереди, в туалете (ну, а как без этого?) или на скучной конференции, мог быстренько сыграть пару игр и пойти дальше по своим делам – был очень примитивен.

Такие проекты увлекали, но не удерживали игроков. Аудитория таких игр быстро приходила, но затем с еще более молниеносной скоростью и уходила, потому что понимала, что больше эта игра их ничем удивить не сможет. А придумывать кучу новых механик и добавлять с обновлениями, чтобы удерживать пользователей – дело неблагодарное.

И вот на фоне всего этого, появляется Gardenscapes. По геймплею – это ярчайший пример самой настоящей казуалки. Знай себе, соединяй одинаковые фишечки, да бомбочки взрывай. Геймплейно – ничего удивительного, да и таких проектов была куча. Но нарративной составляющей не было ни у одного.

Gardenscapes и Homescapes – как студия Playrix навсегда изменила индустрию мобильных игр

Исследовав свою аудиторию, файвхэды из Playrix поняли, что, оказывается, игроки казуалок тоже любят истории и сюжеты! Вот только и история должна быть под стать жанру – казуальной. Чтобы ее смог понять любой, вне зависимости от происхождения, пола, социального статуса и прочих атрибутов.

И, проведя исследование, они обнаружили, что удерживаемость игроков по сравнению с не нарративными играми выросла практически в 2 раза. Разумеется, что тут сыграл свою роль и классный дизайн уровней, приятный интерфейс, интуитивное управление. Но львиную долю внес именно нарратив. Игрокам хотелось узнавать дальше историю Остина и этого треклятого сада, следить за развитием событий. Они как бы смотрят сериал, где вместо рекламных пауз – залипательная мини-игра 3-в-ряд.

Тут братья и поняли, что вот оно. У них получилось совместимость в своем проекте несовместимые вещи и это привело к успеху. И что нужно делать дальше? Конечно, масштабировать все наработки, углублять и выпустить наконец свой opus magnum. Игру, которая вознесет студию на олимп индустрии разработки мобильных игры.

В 2017 году Playrix выпускает Homescapes.

Homescapes

Gardenscapes и Homescapes – как студия Playrix навсегда изменила индустрию мобильных игр

Это была настоящая атомная-царь-мега-ультра-тонна бомба. Только за неделю игру скачали более 7 миллионов человек. А к концу месяца игроков стало 28 миллионов.

История успеха этой игры весьма прозаична. Взять все лучшее из Gardenscapes, а затем углубить, улучшить, обновить и отполировать. И вот, мы получаем ту же самую игру, по своей задумке, механикам и геймплею, только в более красивой обертке. История стала более сложной, но от этого не перегруженной. Появились новые персонажи. Остин обзавелся родителями, которым он помогает восстановить особняк, подружкой, в которую влюблен и никак не может ей в этом признаться, котом и прочими мелкими атрибутами, которые делают из дворецкого почти что настоящего человека.

В Homescapes, братья из Playrix довели идею эскапизма в своих играх почти что до совершенства. Разумеется, мало у кого из игроков есть свой особняк, который можно обставить по собственному вкусу. А тут, игрок получает в свои руки набор всех необходимых инструментов для удовольствия и развлечения.

Gardenscapes и Homescapes – как студия Playrix навсегда изменила индустрию мобильных игр

Цикл прост:

– игрок проходит уровень, получает от него удовольствие, получает тут же за это награду – звездочку и монетки. Игроку приятно;

– игрок берет звездочку и тратит ее выполнение задания. И за это снова получает награду, в виде визуального обновления интерьера дома или сада. И вот игроку опять приятно;

– повторяем все с новым уровнем, только теперь и с обновленными механиками – игроку еще приятнее, ведь игра прогрессирует и постоянно подкидывает не только нарративные элементы, которые удивляют, но и геймплейные;

И так до бесконечности.

Влияние на индустрию

Разумеется, что после настолько ошеломительного и невероятного успеха из всех щелей сразу полезли студии, которые в наглую хотели воспользоваться протоптанной дорожкой Playrix и повторить их путь. И, конечно же, мало у кого это получилось. Влияние на индустрию этого, казалось бы, очевидного и простого, но такого эффектного совмещения нарратива с казуальным жанром переоценить трудно.

Просто попробуйте сейчас зайти в топ мобилок на маркете и найти хоть одну казуалку, в которой не было бы нарратива (Royal Match не в счет). Бери любую игру 3-в-ряд – там будет очередная история, где девушка получает в наследстве особняк и бла-бла-бла… Проекты, которые не вносят в это уравнение никаких новых переменных – обречены на провал.

Но помимо дешевых поделок, появились и студии, которые вместо тупого копирования стали видоизменять формулу, усовершенствовать, крутить под другим углом. И многие из них также стали очень популярны. Многие отошли от 3-в-ряд и стали совмещать другие казуальные механики и нарратив. И тоже вышло круто. И тоже приносит огромные деньги своим создателям. И это отчасти благодаря Playrix.

Кому интересно, вбейте на ютубе: “трейлер игры Merge Mansion”.

Как думаете, много ли компаний могут себе позволить такую рекламную компанию?

Только не спрашивайте, что скрывает бабушка, я сам ночами спать не могу…
Только не спрашивайте, что скрывает бабушка, я сам ночами спать не могу…

И появление таких проектов, с такими бюджетами, конечно же заслуга в большей части Playrix. Которые в своем время набрались смелости, и рискнули.

Как говорится, кто не рискует, тот не пьет шампанское. В данном случае, благодаря риску, братья из Playrix в состоянии скупить столько шампанского, что его хватит, чтобы залить небольшое море.

P. S.

А пополнить любимые мобильные игры можно на самом лучшем сервисе Kupikod Gold!

11
Начать дискуссию