Мои морские приключения и поиски себя. Введение

После первых моих shitpost об играх возникла идея написать про то, как учился на судомеханика, ходил в морские рейсы в качестве судового моториста. Из геймерского с собой всегда был игровой ноутбук, иначе можно было тронутся умом)

Дисклеймер для особо обидчивых моряков: никого обидеть не хотел, лишь рассказываю про свой опыт, опыт друзей и знакомых. Если мое видение не совпадает, то может уже что-то изменилось(ходил в 2018-2021гг), но вряд-ли. Да и вечная ругань палубы и машины дает о себе знать. Для себя понял, что не пойди трудиться в машинное отделение(дальше МО), как и учиться на судомеханика, то был бы сейчас не итшником, а судоводом, потому что у них жизнь лучше, чем у механиком, по моему опыту. Для описания некоторых должностей брал информацию из гугла, чтобы было подробней.

Мои морские приключения и поиски себя. Введение

Рассказываю о ситуации в Украине, действия происходят в Одессе. Истории не выдуманы, столкнулся с подобным сам, мои хорошие друзья (у нас тут каждый третий был или есть моряк), коллеги, однокурсники. Попробую рассказать, что места учебы, типы судов с которыми столкнулся лично, а также передать опыт друзей, которые трудятся и до сих пор. Сам имел несколько месяцев практики, а также 3 рейса разной длинны. Первый был около 9 месяцев на балкере(сухогруз), второй 6(пассажир прямо с начала ковида и прочими вытекающими), а третий(контейнеровоз, который был на ремонте) меня достал чуть более 2х и закончил с этой сложной профессией, которая достаточно неплохо оплачивается по постсоветским меркам.

Коррупция

Без этого - никуда. Есть случаи, когда человек прошел свой путь, не подмаслив никого, есть те, кто заплатил очень мало. В данной сфере все знают, что со старта можно получать неплохие деньги, относительно других сфер деятельности. Примерно 600$ в худших случаях за моториста\матроса 2 класса, ну и 1600$, примерно, в лучших. Цифры могут отличатся, знаю ситуацию, когда человек устроился на пассажир, после ковида, за 2300$. Жирность контракта зависит от судовладельца, типа судна, его габаритов и конечно же должности. Ценники указывать буду без каких либо налогов, уже то, что получает человек на руки, они могут быть выше или ниже того, что у кого было, пишу то, что знаю сам, усредненно. Про налоги ситуацию описываю нашу. Для примера был с литовцами и один зарегал себя через Испанию и ушел от налогообложения, а второй платил исправно 20%. Не придирайтесь, пожалуйста, так как не все могу знать.

Соответственно ВСЕ хотят, пытаются нагреться на моряке с самого начала. Желающих уйти в рейс много, а мест не настолько. Так что готовы дать деньги все, а вот уйдут еще те, у кого есть знакомства той или иной степени важности. Без первых 1-2 рейсов человека практически не существует для нанимателя. Предоставляет контракт зарубежный наниматель. Судовладелец может быть греком, немцем, индусом и тд., мне малоизвестны люди, которые ходили на каких-то речных украинских корытах (жабодавах). Там платят очень мало, плохо тотально все, а перейти на флот получше сложнее.
Платить предложат\заставят на каждом этапе, тут как на человека и заведение попасть: пройти подготовительные курсы для начинающих, поступить в колледж\вуз\академию, сделать морские документы, перевыпустить документы, уйти в рейс, а теперь еще и дать очень большие деньги, чтобы выехать, сами знаете чего. Закон о том, что моряки могут покидать страну есть, а вот желание снять 5-10 тысяч вечнозеленых с нуждающихся присутствует.
Чтобы вы понимали, коррупция достигла настолько больших масштабов, что Украина была в риске отзыва лицензий для всех моряков. У нас всегда надо было занести на лапу, если не занес - спросят весь учебник, не ответишь на что-то и на выход. Валили специалистов с 10+ годами опыта, просто потому что 300$ на лапку не дали. При том ценник на переаттестацию рос достаточно сильно за последние 10 лет. Если мне стоило сделать документы порядка 1100$, то на момент 2022 это было около 3000. Ну а переаттестация хороших должностей 4000-8000$. Если же в ЕС примерно такие же цены за настоящие учения, то у нас на лапу и все. Никакой тренировки по тушению пожаров, прыжка в воду с аквалангом и экстренной починки за бортом и всего подобного, что должно быть оплачено, так как повышает умение команды, как и безопасность в случаи ЧП. Весь этот беспредел можно было бы прикрыть во всех сферах, было бы желание) Если даже показательно заберет полиция какого-то преподавателя за взятку, то он вернется спустя недельку или месяц, ведь главное кто у тебя друг) Они не стесняются просто зайти и всей аудитории объявить "зачет будет стоить ***", не заплатил - не сдал!)

Мои морские приключения и поиски себя. Введение

Кто такие эти моряки?

Есть несколько департаментов на торговом флоте. На пассажирском, офшерном, рыбном, научном, рефрижираторы(возят бананы и прочее, чему нужен холодок) - иначе. Если про пассажиры опишу свой опыт, то на прочих не был, ограничусь тем, что знаю от коллег и друзей.

Начнем с Судомехаников. Люди, которые отвечают за все механизмы на судне. Есть следующие должности:

1. Вайперы и ойлеры - ребята по принципу вся грязная работа на этих парнях(собственно на позиции вайпера и был). Помогает механикам в разных поломках, протирает, убирает всю гадость в машинном отделении и по своим обязанностям в других частях судна, если потребуется. Ответственности не несет, потому на самостоятельный ремонт отправляют редко, если человек умелый, имеет желание выслуживаться для роста в должности. Сейчас уже вайперов почти нет, потому что судовладельцы хотят экономить и плевать им на то, как живется самим морякам. На самом деле морякам платят чудовищно мало, учитывая, насколько сложная у них жизнь. Я скажу, что трудиться в машине это самая большая ошибка, которую допустил, когда выбирал куда поступать. Не зря получил автоматически бюджетное место из-за недобора тотального, когда на факультете судоводителей был почти аншлаг. 100 мест доступно на каждом и у нас было 16 мест из 20 бюджетных, а у них 94. В зависимости от сложности рейса будет весь в нефтянных продуктах различного типа, постоянном поту (в машине почти всегда огромная температура, особенно когда везет кататься в жарких частях планеты, температура 35 и ниже это прохладно, а 40-55 хреновая норма), да и в говне порой, если случилась поломка водной системы.

Мои морские приключения и поиски себя. Введение

1.1 - Кадеты. Обычно это 4 часа учебы, 4 часа работы, но если вам не повезло и ваше начальство состоит из резиновых изделий, то вкалывать вы будете как рабы на галерах. Собственно отсылочки для машинного отделения порой проскакивают. Это учащиеся, либо выпускники, которые хотят набраться опыта. Получают наши кадеты достаточно мало, 200-400$. Пример тех же пассажиров, их кадеты получали 1700-3500$. Вот такие разные расценки.

Чистка топливных танков. Это особый пиздец, в котором поучаствовал в 3 рейсе и о котором тоже поведаю в следующих постах.
Чистка топливных танков. Это особый пиздец, в котором поучаствовал в 3 рейсе и о котором тоже поведаю в следующих постах.

2. 4 механик - тут уже начинается серьезная ответственность за свои действия. Вот немного про его обязанности "Профилактические работы и обслуживание всех механизмов с уделением особого внимания компрессорам и насосам, опреснительной установке, очистительной установке, инсинератору и котлу.", это будет чем заняться всегда. Порой обязанности отличаются, если старший механик захотел иначе. Тоже будет всегда грязный, возможно в говне, в нефтяном говне и по уши в работе. Только вот идет отказ от 4х механиков, в целях экономии. По оплате могло быть от 1800 до 5000$.

Моточистка
Моточистка

3. 3 механик - это тот, кто будет пиздячить вдвое больше, если нет 4 механика). Вот его обязанности, а прибавьте еще и обязанности 4го, если на 2го механика не перепадет что либо и можно зашиваться. "Третий механик обеспечивает надежную работу, правильную техническую эксплуатацию и надлежащее техническое состояние вспомогательных установок, цистерн котельной воды (при паровой главной энергетической установке), топливной системы и сепараторов, технических средств по очистке нефтесодержащих вод, средств автоматизации перечисленного оборудования неэлектрического (неэлектронного) действия".

3 мех тоже вечно мокрый, грязный, в нефтепродуктах и может ненавидеть все вокруг. Оплата у 3 механика может быть немного выше 4го, но это в пределах 500 долларов.

4. 2 механик - это уже биг босс МО, так как он руководить всей работой, несет ответственность за все механизмы. Если договорился со старшим (а мы его называем просто "дед"), то он в машину не суется, а все подчиняются 2му. Вот его перечень ответственности:

"составлять ремонтные ведомости, контролировать сроки и качество ремонтных работ, при ремонтах в машинном отделении лично руководить подъемом тяжеловесов, присутствовать при закрытии цилиндров главных двигателей, корпусов турбин и редукторов, сборе механизма изменения шага винта регулируемого шага, установке гребного вала, подшипников и уплотнений, закрытии ступицы винта регулируемого шага и других главных механизмов, а также при их проворачивании и пробных пусках после ремонта, вести техническую и отчетную документацию по своему заведованию."
Как будет работать 2 механик? А как повезет с судном. Мой друг уже 14й год в море ходит, несколько лет вторым механиком и бывало пиздячил как в Аду(в общем машинное отделение это и есть тот АД), а бывало 3-4 часа сделал обыденную и несложную профилактику, заполнил бумаги и может себе играть, выпивать с коллегами, чилить в сериалы. Оплата подобной деятельности уже достаточно приличная и может быть от 6000$ до 12000$. Конечно есть различные танкеры, газовозы, где деньги повыше могут быть.

Главный двигатель, ответственность 2 механика.
Главный двигатель, ответственность 2 механика.

5. Старший механик, он же дед. Честно, меня могут хейтить за такое мнение, но это самый настоящий рудимент МО. Зачастую, почти всегда, этот человек просто секретарь, который отправляет отчеты и заполняет различные формы для судовладельца. Он может больше 10 лет не трудится от слова совсем, забыть все. Эдакий контролер с самой большой зп среди МО, но сокращать будут тех, кто действительно может помочь - рядовой состав или 4 мех. По деньгам от 8000$ и хоть до 22 000$. Высший прайс был у капитана(мы то их мастерами называем, это в древности они капитанами были) на пассажире, вполне возможно, что где то могут платить побольше.

6. Электромеханик - вся электрика на нем, которая находится на судне. Может быть как сыр в масле, так как нет холодильных установок и всякого прочего, а может быть в запаре от рассвета и до конца контракта. Порой пытаются переложить ответственность электрона на механиках, но как знаю - без него никто не понимает ничего в электрике и если судовладелец решает его упразнить, то мехи потирают голову и лучше поменяют все сразу, чем мелкие компоненты, не учились на такое. Электромеханик как разработчик ПО - если ты не знаешь сам, что надо делать, то никогда не поймешь какую работу он проделал, или же просто лежал на диване. Получает немного меньше 2 механика.

Что можно сказать в целом за эту работенку? Это просто пиздец. Да, встречал экипажи, на тех же пассажирах, где преимущественно итальянцы комсостав и они ходят в белых костюмчиках, никогда не грязные и жизнь в шоколаде, просто за них все делают другие. Проблема в том, что людям из СНГ в такое пробиться крайне сложно, они берут людей из ЕС, Канады, Америки, да даже Панаме порой проще пролезть туда. А так это тяжелая работа, где подорвать себе можно здоровье достаточно сильно. Вечная жара, можно лишиться конечности, жизни. Подо мной как то двигатель взорвался, никто не пострадал, благодаря защитам этого двигателя, а так случаев с печальным исходом достаточно. Стоит также добавить, что есть разные вахты, которые по очереди занимают 4-3-2 мехи и в их дежурстве они занимаются профилактикой, если что либо вышло из строя. Если не могут никак починить своими силами - будят других людей из экипажа в помощь.

Если же судно входит, выходит из порта, то это называется "маневрами". Весь комсостав МО находится в Control Room и меняет скорость относительно требований мостика. Они сверху должны огибать мелководья, а машина должна дать приемлемую скорость для этого. Все в ручном режиме. Все присутствуют, чтобы при малейшей поломке мигом ее устранить, либо же сообщить, что хода нет.

Психическое здоровье тоже может изрядно пострадать по разным причинам: -вне социума оказывается человек на немалое время на торговом флоте(экипаж может быть 10-22 человека)-всюду все одинаковое, ведь никто не будет заниматься особым дизайном промышленного судна-улучшение терминалов приема груза, как ковид привели к тому, что ты можешь не выходить на сушу практически совсем. Самый мой длинный переход был почти 4.5 месяца, когда не ступал на сушу.

кусочек МО
кусочек МО

Думаю, что достаточно писать про механиков, так как девушка ехидничает, что "ты сейчас напишешь на небольшую книгу в своем введении". Расскажу про судоводителей и боли моего выбора в прошлом. Некоторые мехи говорили мне "это настоящие моряки, а мы тут в мазуте перемазаны". Вы конечно не подумайте, что они вообще ничего не делают, пьют смузи и едят эклеры. У них ответственная деятельность, ответственность за груз, за экипаж, провизию и многое другое, но есть большая разница, когда тебе при этом надо пиздячить как в аду, либо когда стоишь под кондиционером и являешься больше офисным сотрудником. Это касается исключительно комсостава, людей с образованием, а не просто курсами. Обычные матросы впахивают и теряют свое здоровье очень сильно. Ну, пойдем по должностям:

1. Матросы OS\AB - матросы во главе с боцманом(начальник над матросами, общается со старпомом о работе, которую необходимо сделать) занимаются различными профилактическими действиями:

- Замывка трюмов после сдачи одного груза, перед приемом следующего. Это может быть мойкой обычной забортной водой, либо химией, которая конечно же может повлиять негативно, если не соблюдается безопасность.

Мои морские приключения и поиски себя. Введение

- Покраска палуб судна. Посреди соленого моря или океана краска судна(а это краска отличается сильно от привычной) разъедается настолько сильно, что пока красили всю палубу - можно начинать сначала. А учитывая, что стаи чаек слетаются регулярно в порту и поблизости, то это омрачает настроение боцману сильно. Их продукты жизнедеятельности разъедает краску отлично, просто прожигает. Если у судна нет хорошей регулярной покраски, то заржавеет достаточно легко. Периодически судно идет в сухой док, где ему делают профилактику полную и покраску днища, которое находится всегда в воде.

Мои морские приключения и поиски себя. Введение

- Швартовые работы при заходе и выходе из порта

Мои морские приключения и поиски себя. Введение

- Несение вахты на мостике в качестве вперед смотрящего

- Различная деятельность связанная с уборкой судна, погрузкой продовольствия на борт и всего прочего, что может быть необходимо

Мои морские приключения и поиски себя. Введение

2. 3 помощник имеет следующие обязанности:

"В море несёт ответственность за безопасное управление судном во время несения навигационной вахты. В порту несёт ответственность за несение безопасной и эффективной вахты во время грузовых и других операций. Третий помощник должен ознакомиться с обязанностями второго помощника для того чтобы быть способным заменить его во время аварийной ситуации"
Дело непыльное. Ведение безопасности вне грузовых операций это проверка шлюпок на наличие всего в них необходимого, проверка спасательных жилетов, огнетушителей.

3. 2 помощник и его обязанности:

"Действует как Навигационный Офицер и планирует переход судна. Находясь в море, отвечает за безопасное управление судном во время несения вахты. Обновляет все карты и морские публикации. Ведёт записи по обслуживанию навигационного оборудования. Обслуживает и настраивает все судовые часы. Обеспечивает работы GMDSS и другого оборудования для связи. Следит за состоянием сигнальных флагов и национального флага. Отвечает за ведение и хранение записей. Отвечает за выполнение правил безопасности компании. Во время несения грузовой вахты принимает участие в планировании и выполнении грузовых и балластных операций."

Тут мне добавить нечего. Конечно же снова не увидеть какого-то треша, который можно встретить в машинном отделении. Самое проблемное в работе палубных офицеров то, что может быть неровный режим сна. График у них 4 через 8, но в портах лишние часы смен, так что график еще больше рвется. Если постоянные приходы и уходы, такие обычно на контейнеровозах бывает, там они страдают от потери сна сильнее, чем механики. У всех свои проблемы. если так описать. По деньгам 3 и 2 получают примерно одинаковые деньги, с разницей в 500$, обычно оклад 1800-5000, как и у механиков той же позиции.

4. Старший помощник - это уже биг босс палубной команды, который имеет большую ответственность по загрузке судна товаром для перевозки. Несет вахты на ходу, не несет вахты в порту, ему работы хватает, а вахта его переходит к 2 и 3 помощникам. Если старпом мастер своего дела, то для капитана это легкий рейс. Зарплата аналогична 2 механику, там уже зависит от судовладельца.

5. Капитан по простому, по морскому мастер - глава всего судна. Так то с дедом они по простому равны, как заведующие 2х разных департментов, но де-юро мастер стоит выше всех. Он может сесть за многие дела, к которым не имел никакого отношения, так как в его обязанностях следить за всем происходящим. Дед промышлял с топливом и воровал? Мастер тоже сядет. Судно село на мель? Мастер может сесть, так как недоглядел. Старпом и боцман промышляли контрабандой наркотиков? Мастер, с ними на выход.
В чем то деятельность похожа на деда. Больше пассажир, чем активный участник, но груз ответственности обязывает. Его подпись и разрешение нужно всюду.

Судовые учения по abandon  ship (покинуть судно по какой то катастрофе) 
Судовые учения по abandon ship (покинуть судно по какой то катастрофе) 

Думаю, что на первый пост достаточно, ведь можно еще написать про судовые развлечения, еду, безопасность, выходы на сушу, отношение к нашим морякам в сравнении с филиппинцами и индусами. Если зайдет кому, чтобы увидеть продолжение - с радостью продолжу.
#море#механик #судомеханик #работа #вахта

206
125 комментариев

4.5 месяца, когда не ступал на сушу.Ты бы знал, сколько месяцев нормальный дтфер не ступал за порог своего дома

Лонг охуенный

21
Ответить

Ахахах. Забавно. Очень.

1
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Очень интересно, но читать тяжело. Как то странно иногда предложения выстроены.
p.s. лайк поставил :)

6
Ответить

Спасибо) Я не знал, как еще начать это, потому что надо хоть как то в курс дела завести. Дальше будет просто рассказ, как что было. С какой то стороны было весело, особенно с моей стороны, порой нет.

1
Ответить

Товарищ, как же ты не вовремя выложил пост…
С утра только почитаю :(

3
Ответить

Подумал, что ночью мало что появляется и может кому зайдет) еще не понимаю, когда лучше. Надеюсь, что понравится)

4
Ответить