Конкурс святых котов. «Облачный атлас» Дэвида Митчелла

«Облачный атлас» Дэвида Митчелла описать просто и вместе с тем тяжело: здесь собраны шесть разнородных новелл. В первой – нотариус возвращается в США из Австралии на парусной шхуне в XIX веке. Во второй – молодой композитор помогает старому маэстро написать шедевральный секстет в Европе незадолго до начала Второй мировой войны. В третьей – калифорнийская журналистка расследует деятельность энергетической корпорации в 1970-х. В четвёртой – английский литературный издатель публикует бандитскую биографию и скрывается от кредиторов в наши дни. В пятой – клон-прислуга из предприятия быстрого питания в Корее середины XXII века становится вождём революции. В шестой – гавайский пастух просто пытается выжить на закате цивилизации в XXIV веке.

Конкурс святых котов. «Облачный атлас» Дэвида Митчелла

Вопреки первому впечатлению, «Облачный атлас» вовсе не является несвязным сборником рассказов. Связывают эти новеллы персонажи, так или иначе фигурирующие в каждой следующей истории, а также их влияние на мир. Перед читателем эпопея в 472 года человеческой истории.

Стоит отметить, что Митчелл проявляет себя как превосходный стилист и каждая из новелл воспринимается так, словно действительно читаешь труды шести разных авторов, с непохожим слогом. Весьма аутентичная маринистика соседствует с суровым детективным триллером, словно вышедшим из-под пера Кормака Маккарти, а венчает всё это дело и вовсе фантастическая антиутопия. Главы про нотариуса Юинга очень напоминают прозу XIX века – тяжеловесные словесные конструкции и архаичные выражения прилагаются, сегменты про композитора Фробишера отличаются повышенной концентрацией специфической музыкальной терминологии, а сбивчивые рассказы Закри выглядят именно так, как и мог бы излагать мысли малограмотной пастух в постапокалиптическом мире.

Роман тяжело отнести к одному конкретному жанру, равно как и трудно вычленить здесь конкретную мысль. Чего, собственно, добивался автор, помимо демонстрации своей похвальной эрудиции и изрядной подкованности в затрагиваемых темах? На поверхности лежит идея о реинкарнации – как минимум чётко прослеживается след одной души в шести временных эпохах. Каждая из шести историй имеет внятное начало и логический конец, но вместе с тем связана с последующей письмами, дневниками или персонажами. Подвязано это якобы под то, что за одну человеческую жизнь нельзя изменить ход истории, а вот несколькими – уже можно попытаться.

Логику местных реинкарнаций я не понял, как вероятно, до конца не понимал и сам автор – композитор пишет прекрасный секстет, перерождается в журналистку, которая выводит на чистую воду мутную энергетическую компанию, а в будущем становится клоном-вдохновителем повстанческого движения против корпократического общества будущего. Вывод: долой капитализм? Как минимум, один из. Более очевидные мысли вроде «рабство – это плохо», «война – это плохо» отмечать как-то неловко, хотя других и нет. При внушительном объёме роман всё равно ощущается пустоватым, хотя «воды» в привычном понимании замечено не было. Каждая новелла – срез определённой эпохи с массой соответствующих отсылок для лучшего погружения.

Встречал мнение, что сегменты «Облачного атласа» соответствуют типологическим этапам любой ситуации по древнекитайской Книге перемен. Таких этапов шесть: завязка (спасение нотариуса), апогей внутреннего развития (спасение через искусство – сочинение секстета «Облачный атлас»), кризис (журналистка едва не гибнет от рук убийцы), начало проявления вовне (издатель спасает себя и товарищей), апогей внешнего развития (Сонми спасает всех клонов-фабрикантов), переразвитие (последние люди спасаются, оставляя Землю).

С наибольшим интересом читал главы про Сонми-451 и пастуха Закри. В первом случае – это чистой воды оруэлловская антиутопия в декорациях близких «Бегущему по лезвию» (искусственно выращенные рабы бунтуют против создателей). Во втором – просто неплохое постапокалиптическое приключение с правильными, пусть и довольно невесёлыми мыслями.

Но вообще, абстрактно оно всё. Мысли есть, но глубины им не хватает. Эталонный пример превалирования формы над содержанием. Похвальный эпический размах нивелируется общей поверхностностью. На мой взгляд, книгу можно было сделать намного лучше, уделив больше внимания сквозному повествованию. Хотя сразу встаёт вопрос, каким образом, учитывая исходный материал?

Роман «Облачный атлас» лучше всего описан словами его же героя, Роберта Фробишера.

...«Секстет накладывающихся соло»: фортепьяно, кларнет, виолончель, флейта, гобой и скрипка, причем у каждого инструмента свой язык – своя тональность, гамма и тембр. Сначала каждое соло прерывается последующим, а потом все то, что было прервано, возобновляется по окончании предыдущего, в обратном порядке. Революция или выпендрёж?».

Дэвид Митчелл "Облачный атлас"

Революционной книгу назвать сложно и если вам хочется глубокой философии, то можете смело проходить мимо. «Атлас» являет собой пример своеобразной литературной игры, где форма важнее содержания. Но отдам автору должное, эксперимент вышел интересный, читать и разбираться во всём происходящем очень интересно, по крайней мере, в первый раз.

1212
5 комментариев

@святые коты дело сделано. Надеюсь, предложений столько, сколько надо

3

Атлас» являет собой пример своеобразной литературной игры, где форма важнее содержания.поэтому "Сон №9" больше понравился
написан в похожем стиле, но история цельная

А я как-то начинал его. Осилил где-то страниц пятьдесят в попытках понять, что же тут, чёрт возьми, происходит. И сдался.

Про воду очень правильно отмечено: её вроде нет, а вроде и вся книга - одна вода без стержня. Кр4 не рекомендую.