«Игра престолов» началась как «Властелин колец», а заканчивается как «Хоббит»

Подводим итоги седьмого сезона сериала.

«Игра престолов» началась как «Властелин колец», а заканчивается как «Хоббит»

Чуть больше двух лет назад я написал грустную колонку о том, почему финал «Игры престолов» всех разочарует. Тогда быстро выяснилось, что не «всех» — мне тут же ответили фанаты, решившие отстоять перешедший на галоп сериал. Однако с тех пор я лишь укрепился в своей позиции, и седьмой сезон этому явно поспособствовал.

Я считаю — и два года назад считал — что главной проблемой «Игры престолов» (именно сериала, а не книги) в итоге станет затянутая экспозиция. Ну или скомканный финал — как посмотреть.

Первые пять сезонов — это наглядная демонстрация эффекта необратимого расширения. Дела у всех более-менее положительных героев становились всё хуже, и судьба всё дальше раскидывала их по миру Семи королевств. Казалось, что уже никогда в этой вселенной не произойдёт ничего светлого и радостного.

Незадолго до поворотного момента «Вонючка» произносит главную мантру первых пяти сезонов сериала — «всегда может быть ещё хуже»
Незадолго до поворотного момента «Вонючка» произносит главную мантру первых пяти сезонов сериала — «всегда может быть ещё хуже»

Однако в шестом сезоне действие этого эффекта вдруг сильно ослабло, а в седьмом и вовсе повернулось вспять. Герои начали быстро умирать, встречаться друг с другом, выстраивать альянсы, принимать опрометчивые решения. Сюжетные арки, которые развивались на телевизионных экранах годами, пачками схлопывались в рамках одного эпизода. С некоторыми из них авторы шоу обошлись халтурно.

«Игра престолов» началась как «Властелин колец», а заканчивается как «Хоббит»

Неужели Песчаных змеек несколько сезонов тащили по сюжету, чтобы разом убить в одной заварушке? Неужели Бейлиш плёл свои интриги, чтобы они закончились пшиком? Неужели главная тайна Джона Сноу «варилась» так долго, чтобы потом быть высказанной прямым текстом?

Кто-то скажет, что это дело вкуса, но тут к нам на помощь приходит простая математика. Допустим, что вводная часть в «Игре престолов» закончилась на пятом сезоне — это 50 эпизодов. Сколько серий авторы оставили на то, чтобы распутать весь этот клубок сюжетных линий? Лишь 23. И это деление условно. По факту — ещё меньше.

«Игра престолов» началась как «Властелин колец», а заканчивается как «Хоббит»

И тут волей-неволей вспоминается сам автор вселенной — Джордж Мартин. Если бы он закончил свои романы раньше, у нас на завершение истории было бы как минимум на сезон или два больше. Писателя в этом винить трудно: он работает в своём темпе и не виноват, что сериал его обогнал.

Но факт остаётся фактом: сценаристам пришлось перейти с полноценных романов на короткий драфт, который им оставил Мартин на случай своей смерти, и это тут же сказалось на качестве сериала. Развитие сюжета резко ускорилось, из истории пропали нюансы, а фанаты начали недоумевать от того, что герои теперь идут от Стены до Королевской гавани за один эпизод, а не за десять.

Но недавно обозначенная проблема «телепортации» даже не в том, как долго персонажи едут из точки «А» в точку «Б». Если бы нам регулярно показывали титр «прошло три месяца», нам бы легче не стало. Огорчает тут именно то, что сами по себе передвижения героев превратились в такие вот линейные перемещения — без подробностей, без сложностей.

Это сделало некогда опасный и сложный мир Семи королевств пустым и скучным: моря стали большими озёрами, а просторы за стеной скукожились в маленькое заснеженное подворье, где мертвецы ходят кругами​

«Игра престолов» началась как «Властелин колец», а заканчивается как «Хоббит»

В своё время с похожей проблемой столкнулся Питер Джексон, когда начал снимать «Хоббита». У его же «Властелина колец» было роскошное литературное основание, но взявшись за вторую трилогию, он пошёл по тонкому льду.

Несмотря на то, что сценаристы приложили немало усилий к тому, чтобы насытить историю «Хоббита» сюжетными кусками из других произведений Толкиена, он всё равно смотрится на фоне «Властелина колец» как этакий фанфик или экшен-ответвление. Это сказалось и на сборах, которые к третьей части не росли, а падали.

«Игра престолов» началась как «Властелин колец», а заканчивается как «Хоббит»

Собственно, если относиться ко второй половине «Игры престолов» как ко второй трилогии Джексона или, например, к приквелам «Звёздных войн», с лёгким разочарованием от финальных сезонов будет справиться намного легче.

Нам пора свыкнуться с мыслью о том, что «Игра престолов» — это два разных сериала​. Второй начинается на шестом сезоне

Поэтому до самого финала мы так и будем кататься на этаких воображаемых качелях. От восторга, вызванного очередной важной сценой, до фрустрации, связанной с тем, что она пришита к другой важной сцене белыми нитками.

И смириться со всеми этими недостатками было бы намного проще, если бы сериал закончился здесь и сейчас. Но финала нам, судя по всему, ждать ещё больше года.

29K29K открытий
139 комментариев

Вадим опять расписывает недостатки и недоволен, ничего нового.

Ответить

Но если раньше он делал это развернуто, то сейчас перешел на короткий драфт. Написание текстов резко ускорилось, из критики пропали нюансы, а читатели стали недоумевать от того что претензия теперь только одна, а не десять.

Ответить

Судя по прочитанному сценарию 8-ого сезона (там так много исторических отсылок, что он до боли не похож на фейк), Мартин сам четко представлял, что будет в конце истории, а вот промежуток от 6-ого сезона до 8-ого сценаристам пришлось заполнять либо из малого количества материала, либо самостоятельно.
И не смотря на все ляпы, создателям шоу хотя бы удалось не испортить созданный мир и ее обитателей. Они очень грамотно обходятся с уже готовым материалом Мартина.
Больше всего я боялся за Сансу. Восемь сезонов они должны готовить из нее королеву севера, которая, в отличии от Дейнерис, не должна чувствовать себя королевой или называть себя таковой. С одой стороны я хотел, чтобы она приговорила Бейлиша к смерти от лица королевы, или хотя бы дала понять, что считает себя таковой, но она этого не сделала. После просмотра эпизода, я задумался, что Мартин скорее всего, тоже не дал бы Сансе показать чувства, так внезапно выразить себя.
Этот и другие эпизоды четко показывают, что создатели шоу готовы пожертвовать своим вкладом, чтобы не навредить вкладу Мартина. Да, им дали приказ тянуть нитку повествования, но они делают это крайне осторожно.
Мы до сих пор можем сопереживать Серсее, понять ее мотивы, хотя и осуждать поступки. Мы не до конца привязываемся к Дейнерис, зная кем был ее отец и находя ее сходства с ним. Мы симпатизируем Джону Сноу, но даже после того, как узнали правду о его родословной, не можем так легко "уступить" ему железный трон. Мы скучаем по Неду Старку и видим в его детях продолжение его жизни.
И пусть там ворон летает слишком быстро, ходоки идут слишком медленно, главное, что шоу бережно относиться к миру, где мы планируем провести еще не мало времени из своей жизни.

Ответить

Лично мне смерть Бейлиша зашла. Она показала как сильно изменилась Санса, она уже не та "принцеска", что привыкла полагаться на других. Вполне логичный конец для интриг и манипуляций Мизинца.

Ответить

В первую очередь, она показала как сильно изменился Мизинец — стал тупым кретином, который не видит дальше собственного носа и умудряется давать советы, которым сам же не следует. Вроде бы жалко персонажа, но то, во что его превратили, жалости вызывать, конечно же, не может.

Ответить

Но по факту сделал его Бран, о котором думали что он ничего не делает весь сезон)

Ответить

Я пока серию не видел, но уже проспойлерил себе отовсюду, что Бейлиш умер.
Очень жаль. Такой персонаж. Я бы надеялся увидеть его далеко впереди, может быть даже среди ключей к финалу. Надеюсь хоть, что обоснованно слили.

Ответить