Welcome to osu! Click the license – создание ритм-игр и копирайт

Welcome to osu! Click the license – создание ритм-игр и копирайт

Всегда приятно ненадолго отвлечься от событий вокруг и немного послушать любимые треки, отбивая кнопками ритм мелодий. Возможно, вы тоже вместе с нами с теплотой вспоминаете дни, проведенные за Guitar Hero, или недавно закончили создавать свою первую карту в osu!

Популярность ритм-игр впечатляет многих молодых разработчиков, которые стремятся повторить успех громких продуктов. На примере osu! (с количеством активных юзеров в несколько миллионов игроков) – кратко рассмотрим, что происходит с авторскими правами на контент.

Базовое правило: очевидно – без разрешения правообладателя нельзя использовать никакой контент для игры (музыку, видео, арты). Но получение лицензии на каждый трек, особенно популярный, потребует заоблачного бюджета при сохранении риска, что игра не будет приносить быстрый доход.

Офф-топ: стоит помнить, что в лицензии необходимо учитывать сразу все возможные способы использования контента – не только в самой игре, но и на сайте, видеоплатформах, стримах и проч. Это, конечно, дополнительно отразится на стоимости лицензии.

В osu! приобрели лицензии на каждый трек? Наличие иллюзии понимают и сами создатели игры, поэтому указывают на сайте, что бывают случаи незаконного использования. Однако, это не является причиной забрасывать поддержку продукта.

Такие игры как osu! предлагают игрокам площадку и инструменты – каждая карта создается и загружается только игроками. Формально, правообладатель osu! оказывают пользователям услуги по предоставлению онлайн геймплея с возможностью загружать свой контент и общаться с другими разработчиками (есть даже чат в дискорде). При этом исходный код доступен для всех на гитхабе по open-source лицензиям.

Таким образом, osu! позиционирует себя как посредника, который дает возможность другим лицам использовать контент, но сам правообладатель игры такой контент не использует.

Что делает osu!, чтобы быть добросовестным посредником?

Конечно, просто заявить себя посредником недостаточно. Необходимо провести подготовительную и разъяснительную работу, которая заключается в юридических документах, гайдлайнах и информации на сайте.

Terms of Use

Terms of Use – основной документ, который должен быть для каждой игры. Здесь закрепляются все правила пользования игрой, поведения игроков, вопросы оплаты, банов, ответственности и проч.

Здесь osu! закрепляет, что компания оказывает именно услуги по созданию и использованию геймплея для разработки игровых карт, обязанность пользователя соответствовать всем условиям соглашения – в первую очередь, иметь все необходимые лицензии на загружаемый контент, а также ограничение ответственности – пользователь сам отвечает за нарушение копирайта.

Copyright policy

Copyright policy – отдельный документ, который позволяет отразить отношение правообладателя к копирайту и соблюдению чужих прав.

Здесь osu! еще раз напоминает, что вся ценность игры – это ориентированность на комьюнити, в котором пользователи сами создают и используют контент. Правообладатель игры не получает какой-либо прямой выгоды с рекламы или использования загруженного игроками контента, и существует только за счет донатов.

Osu! также добросовестно переводит часть донатов на получение лицензий от правообладателей. Исполнители, которые предоставили разрешение на использование их треков, указаны в отдельном перечне, что позволяет игрокам легально создавать карты с музыкой (при этом разрешение распространяется только на саму игру – если вы создали карту и загрузили видео с ней на Youtube или сыграли ее на стриме на Twitch, то последние действия уже могут быть нарушением прав).

Наконец, данная политика содержит правила обращения к osu! в случае обнаружение нарушения авторских прав, в какой форме, кому и что необходимо писать. Так как правообладатель позиционирует себя посредника, хостинг официального сайта – в США, то на него распространяются нормы DMCA (аналог в РФ – информационный посредник по ст. 1253.1 ГК РФ).

osu! music licensing

osu! music licensing – еще один документ, который дополнительно конкретизирует правила использования лицензированного контента (игрок либо сам получает необходимое разрешение, либо использует контент из перечня исполнителей, от которых osu! уже получили согласие).

И также osu! не устает напоминать, что весь контент загружают только игроки, а сама игра не получает прибыли от использования чужих произведений.

Гайдлайн и общее позиционирование на сайте

Гайдлайн и общее позиционирование на сайте – отдельные страницы сайта, которые простым языком рассказывают пользователям правила использования контента и содержат разные пояснения, которые призывают игроков не нарушать авторские права.

В итоге получился продукт, в который с удовольствием играют огромное количество пользователей, в том числе и в России. Разработка и реализация подобных ритм-игр невозможны без использования чужого контента, поэтому с первых этапов планирования игры следует разобраться с вопросами копирайта и выбрать удобную модель: загружать только лицензированных или общедоступный контент, или принять на себя роль посредника.

О чем следует помнить, выбирая путь посредника?

  • Весь контент должен использоваться только пользователями, роль посредника заключается в предоставлении площадки и инструментов для игроков.

  • Необходимо разработать и описать правила создания контента пользователями, зафиксировать порядок взаимодействия и ответственность разработчика и пользователей.

  • Важно следить за жалобами, реагировать на запросы и удалять спорный контент при обращении правообладателя.

  • Стоит позиционировать себя в качестве добросовестного посредника, не получать прибыль от использования чужого контента.

  • Каждый вид контента охраняется в качестве самостоятельного объекта, разрешение на использование в игре не означает право использовать другими способами (на сайте, при рекламе, в видео), и что каждое название как минимум исполнителя дополнительно охраняется товарными знаками.

И, наконец, этот путь не означает, что все проблемы разрешаются автоматически. Необходимо быть готовым к спорам и заранее подготовить собственную позицию с убедительными аргументами, что вы не используете чужой контент и всегда добросовестно и оперативно реагируете на нарушения.

Автор статьи: Алексей Вихарев, юрист Versus.legal

1313
2 комментария

Пиздец какой полезный разбор, спасибо!

Правильно)
Для обычных игр тоже можно приём заимствовать. Добавить проигрывание пользовательских треков. И тогда можно почти не тратиться на сауднтреки)