🚩 Тамеци — сапёр, который не ошибается 💣

Обзор головоломки Tametsi (2017).

Думаю, всем известен классическая игра Сапёр: открываем ячейки прямоугольного поля, циферки показывают, сколько рядом мин, анализируем ситуацию на поле, помечаем бомбы и дальше открываем безопасные клетки. Только вот часто бывает так, что возможны несколько правильных вариантов, так что приходится полагаться на удачу. Поэтому есть модификации сапёра, которые гарантируют однозначность решения.

Мощённое поле 8+4. Такое замещение имеет интересную ассиметрию: маленькие квадратики знают информацию только о чётырёх больших плитках, что делает их намного полезнее больших плиток.
Мощённое поле 8+4. Такое замещение имеет интересную ассиметрию: маленькие квадратики знают информацию только о чётырёх больших плитках, что делает их намного полезнее больших плиток.

Тамеци развивает идею таких детерминированных сапёров.

В игре используются плитки различных форм и размеров, поле может быть произвольной формы (в том числе с «дырками» внутри), может быть несколько видов плиток. Естественно, тактики, что работают на привычных квадратных плитках, уже не будут работать на восьмиугольниках. Так что для каждой такой формы нужно учиться замечать свои хитрости.

Плитки-джокеры () позволяют контролировать, сколько информации доступно игроку: вместо конкретной цифры они показывают вопросик, так что лишь подтверждают, что на текущем месте бомбы нет.

Сноски отображают количество бомб в строке/столбце — таким образом что-то сделав в начале строки, вы изменяете информацию и для конца строки. Сноски с малым значением очень ценны — верное оценивание может открыть сразу десяток ячеек.

Цветочки из замощения 6+5. Большие плитки имеют аж 12 соседей! В то же время разрешение даже одной такой плитки даёт сразу кучу информации. 
Цветочки из замощения 6+5. Большие плитки имеют аж 12 соседей! В то же время разрешение даже одной такой плитки даёт сразу кучу информации. 

И последнее — это цвета бомб, позволяющие задавать ограничения на какую-то область. Эффективно работают с общим количеством бомб, позволяя находить безопасные подобласти.

Перед началом игры

Настоятельно рекомендую ознакомиться с интерактивными возможностями игры — ведь ради того мы и покупаем цифровые версии вместо картонок с задачками, чтобы пользоваться дополнительными удобствами.

Лаунчер игры.
Лаунчер игры.

Управление, кроме открытия ячеек и отмечания бомб, позволяет вам подсвечивать соседей (что полезно на сложных формах ячеек), подсмотреть ваш рисунок и переключиться в режим рисования.

Режим рисования — это способ прямо в игре на поле сделать нужные пометки; если вы не гений с невероятной памятью, то вам это пригодится. Доступна палитра из всех цветов, кисть настраиваемого размера с двумя цветами и ластик. По результату сотни часов в режиме рисования скажу, что он вполне удобен. Хотелось бы ещё отмены нарисованного, но ластик в принципе хорошо справляется.

Обычно как-то так у меня выглядят уровни в процессе прохождения 😅
Обычно как-то так у меня выглядят уровни в процессе прохождения 😅

Я рекомендую выставить все галочки, чтобы сделать игру максимально интерактивной. Тёмная тема постарается использовать только тёмные фоны для загадок, динамический отсчёт будет показывать лишь оставшиеся мины (и спасает от ошибок: если вы увидели «–1» — значит, вы перестарались с нахождением мин), затемнение плиток позволит вам не отвлекаться на уже полностью исследованные плитки, а разделение цветов автоматически вычтет все цветные бомбы из общего количества.

Демонстрация счётчиков в реальном времени с наложенным режимом рисования.

Уровни

В игре 100 основных уровней и 60 бонусных — более сложных.

Меню основных уровней даёт вам достаточно свободы в плане выбора. Когда вы прошли один из уровней, становятся доступными его соседи слева/справа/сверху/снизу. Так что даже если у вас произошёл затык на одном (а у меня происходил, и не раз) — к вашим услугам ещё как минимум девять.

Слева — 100 основных уровней. Чёрным фоном отмечены пройденные уровни, синими числами — уровни, пройденные без ошибок. Серые — доступные для прохождения. Справа — панель бонусных уровней.
Слева — 100 основных уровней. Чёрным фоном отмечены пройденные уровни, синими числами — уровни, пройденные без ошибок. Серые — доступные для прохождения. Справа — панель бонусных уровней.

Уровни растут не то что бы по сложности, а скорее по комплексности. Да, поля становятся больше, но это ради того, чтобы задействовать как можно больше механик.

Прохождение набора основных уровней открывает бонусные. Будьте готовы, что уровни тут и более разнообразные, и в то же время намного сложнее, поддерживая интерес даже скилловых игроков.

Как играть?

Подобные игры я люблю сравнивать с развязыванием клубка из узлов. Ты постепенно, шаг за шагом, распутываешь головоломку, открывая безопасные ячейки и получая новую информацию.

Уровням не обязательно иметь сотню плиток, чтобы быть интересными.
Уровням не обязательно иметь сотню плиток, чтобы быть интересными.

К слову, игра не душнит: если ты сделал ошибку, то тебе выведется сообщение, но ты можешь продолжить игру. Единственная разница — цвет пройденного уровня. Я очень ценю игру за это, потому что не раз бывало, я говорю «Тут точно есть мина» и случайно жму не ту кнопку 🤦🏻‍♂

Также игра не превращается в безумный комбинаторный взрыв (как это любят делать судоку). Тут не надо перебирать кучу вариантов на кучу ходов вперёд: обычно всё ограничивается парой ходов, а все варианты легко отрисовать прямо на уровне.

Простейшие тактики

В ходе своего сточасового мозгования я выработал несколько наиболее часто применяемых методов.

(Все дальнейшие названия — авторские. Перейти к итогам.)

Тривиальные оценки. Нужны только для аккуратной математической записи. Так, в области из N ячеек всегда не более N бомб и не менее 0 бомб 😅

Безусловные ходы. Например, если у ячейки цифра 2, а рядом две неоткрытые ячейки, это значит только одно: обе ячейки бомбы. Обычно такая шара встречается либо в начале, либо в конце.

Видим 0 — смело открываем ячейки.
Видим 0 — смело открываем ячейки.

Ход с одиночным условием. Вы точно знаете, сколько в каждой подобласти мин. И если так происходит, что там 0 мин — открывайте всё. Если количество мин равно количеству ячеек — то помечайте всё. Такой метод обычно применяется около границ поля.

🚩 Тамеци — сапёр, который не ошибается 💣

Супремумы/инфинумы. Если вы установили, что где-то N ячеек или больше, а в области должно быть ровно N ячеек, то все оценки превращаются в равенства. Аналогично, если вы оценили, что во всех подобластях не более N ячеек, и известно, что их итого N, то превращаем все оценки в равенства.

🚩 Тамеци — сапёр, который не ошибается 💣

Минимакс. Если вы установили, что где-то не больше N и не меньше N ячеек, то напрашивается однозначный вывод.

Красная двойка — общее количество мин на красных полях.
Красная двойка — общее количество мин на красных полях.

Почти на каждом из сложных уровней вы столкнётесь с ситуацией, что непонятно что дальше делать. Если это не невнимательность, то остаётся лишь делать оценки: рано или поздно вы заминимаксите какую-то область, и это позволит дораспутать клубок. Наиболее общий и сложный метод, зато всегда дающий результат.

Пример в <i>полевых условиях</i>: путём оценок я нашёл, что в выбранной области может быть только одна бомба. Эта небольшая мелочь сразу превращает десяток оценок в точные равенства, позволяя открыть ещё половину поля.
Пример в полевых условиях: путём оценок я нашёл, что в выбранной области может быть только одна бомба. Эта небольшая мелочь сразу превращает десяток оценок в точные равенства, позволяя открыть ещё половину поля.

Комбинаторные цепи — простейший способ проверить несколько вариантов. Обычно их не больше трёх: игра не заставляет вас заниматься глупым перебором.

🚩 Тамеци — сапёр, который не ошибается 💣

Дополнение. Вспомогательный метод оценивания области из двух частей. Если в области три мины, а в одной области не менее двух, значит в другой области не более одной. Часто одно дополнение позволяет сделать следующее, образуя целый каскад вычислений.

🚩 Тамеци — сапёр, который не ошибается 💣

Скольжение. Если у одной ячейки N бомб, а рядом ячейка с M бомбами, то в области вокруг второй ячейки, но не возле первой, как минимум (MN) бомб.

Для квадратной сетки разница в три бомбы гарантирует, что вся подобласть будет из бомб.
Для квадратной сетки разница в три бомбы гарантирует, что вся подобласть будет из бомб.

Честно, я без понятия, как были построены эти уровни — явно ручная работа, когда требуется задействовать разные способы решения в некоторой критической точки.

Некоторые поля заставляют посмотреть на привычные вещи под другим углом.
Некоторые поля заставляют посмотреть на привычные вещи под другим углом.

Но что я точно могу сказать, что игра понравится любителям подобных головоломок. Новички и середнячки могут постепенно прокачивать свой навык, для хардкорщиков — пожалуйста, куча сложных уровней.

Настройки динамического поля делают игру максимально комфортной, а встроенный холст для рисования позволит не отвлекаться от самой игры.

6868
31 комментарий

мужчина, у вас член видно

15
Ответить

Это медуза :(

10
Ответить

Бомбезно

6
Ответить
11
Ответить

Были такие мысли, но потом я разобрался со сложными уровнями :)

2
Ответить

Спасибо за рекомендацию! Как раз только закончил проходить последнюю часть Hexcells.

8
Ответить

она ж бесконечная - с генератором уровней

Ответить