Покраска миниатюр. Нужен ли аэрограф

К предыдущему посту были вопросы про аэрограф и хотелось бы немного пройтись и по этой теме. Сразу хотелось бы оговориться, что я не буду рассматривать аэрографы с точки зрения профессиональной «музейной» покраски и у меня совершенно точно не будет кипы знаний, которые позволят охватить какие-то тончайшие детали работы с аэрографом. Мне хотелось бы зайти на вопрос с точки зрения новичка.

Покраска миниатюр. Нужен ли аэрограф

Как все это добро использую я. Я пользуюсь двумя аэрографами – GreenStuffWorld 0.5 для грунтовки и грубой работы и могу сказать, что это совершенно неубиваемый агрегат, который просто невозможно нормально прочистить. В случае каких-то тонких работ я использую – H&S Infinity CR Plus, и это очень приятный в работе аэрограф, но его крайне жалко использовать на варниши и грунтовку, так как стоит он весьма дорого. Свое знакомство я начинал с JAS 1113 и могу сказать, что этот аэрограф достойно перенес все мои издевательства и теперь служит запасным инструментом. Также я пробовал работать с Badger 100G и совершенно точно не рекомендую его для миниатюр. Так как тут наверняка есть фанаты IWATA, то мне просто не довелось работать с аэрографами этого производителя, и я ничего не могу сказать ни за, ни против.

Для тех, кому лень читать, то вот сразу список покупок с ориентировочной ценой.

Что придется купить как минимум

Покраска миниатюр. Нужен ли аэрограф

1. Аэрограф - минимум один.

Бюджетный вариант

Дорогой вариант

2. Шланг

Например такой. Главное, обратите внимание на размеры штуцера. Это места, которыми шланг крепится к компрессору с одной стороны и к аэрографу с другой. Эти размеры должны совпадать с размерами выходов у аэрографа и компрессора. В этом примере - размер 1/8 с обеих сторон. Ровно такие же размеры у компрессора и у аэрографов.

3. Компрессор

a. Штука, которая будет создавать давление и собственно дуть воздухом. По ссылке - рабочая лошадка. Из плюсов – хорошо дует. Из минусов – орет при работе, как Федор Шаляпин и при непрочной установке стремится уехать в неизвестном направлении. Присоски не спасают от путешествий, но спасают от повреждений пола и стола. Рекомендую ставить на пол, дабы избежать хаоса на столе.

Что крайне желательно купить, если заходить на это занятие серьезно.

1. Соединительную муфту для быстрого снятия аэрографа. Можно и без нее, но с ней удобнее снимать аэрограф и чистить. Убедитесь, что у аэрографа есть крепление для такой муфты, в противном случае придется купить и его

2. Стакан для краски, куда вы будете сливать краску и он же используется как подставка для аэрографа в процессе работы

3. Набор для очистки (всякие мелкие смешные железяки, которыми вы будете выковыривать краску)

4. Жидкость для очистки. Тут все зависит от типа краски, с которой вы работаете. Если вы работаете с акрилом, то вот вполне нормальный вариант

5. Пипетки для краски и воды

6. Запасной комплект (сопло+игла). Тут все будет зависеть от того, какую модель вы возьмете.

7. Комплект герметиков-прокладок (резиновые штуки, которые не дают краске вытекать из ненужных мест). Здесь также надо будет ориентироваться на вашу итоговую комплектацию. Понадобится что-то вроде пары наборов из ссылки ниже.

Стоит ли оно того

Самым большим открытием лично для меня стало то, что по сравнению с покраской кистью, я вовсе не выигрывал во времени, но выигрывал в качестве покраски при работе с одной миниатюрой. Времени на аэрограф тратится больше, особенно при единичной покраске мелкой миниатюры. А вот в случае покраски однотипной армии выигрыш во времени уже появляется и усиливается с количеством рутинной заливки.

Главный вопрос, на который вам нужно ответить перед покупкой аэрографа это то, что вы им собираетесь красить. Это в первую очередь инструмент, который решает какие-то задачи. И если вы аэрографом, например, собираетесь грунтовать, то вовсе не обязательно для этих целей вкидывать огромные суммы в сам аэрограф. Можно собрать себе вполне «экономный» вариант, который не жалко будет убивать в процессе освоения. На то, чтобы угробить первую иглу, лично у меня ушло чуть больше недели.

Итак, для чего это может быть нужно. Для нанесения тонких слоев краски и глэйзов, для грунтовки специальными грунтами, для нанесения варнишей, для создания плавных переходов, для ровной заливки больших поверхностей, для создания эффектов типа OSL (когда как бы свет идет от источника на миниатюре). То есть, аэрографом можно выполнять как весьма грубые работы, которые не потребуют особой точности, так и очень тонкие и деликатные виды работ, которые наоборот - потребуют очень четкого контроля аэрографа.

Также следует знать, что аэрограф потребует какое-то время на освоение. Помимо непосредственно контроля аэрографа, вам понадобится определенный опыт в том, как же разбавлять краски. Практически ни одну краску нельзя использовать сразу из бутыли в аэрографе и все они так или иначе требуют разбавления водой. Также аэрограф потребует опыта в том, как именно выдувать краску – с какой силой, какой толщиной струи и так далее в зависимости от того, что именно вы красите. И если с грунтом и варнишами тут можно особо не заморачиваться, то OSL или слои потребуют очень четкого понимания, что вы делаете.

Итого, аэрограф - штука, которая позволяет существенно улучшить качество заливки слоев, но вы особо не выиграете по времени в случае небольшой площади покраски одной миниатюры, так как если в случае кисточки вы просто разводите краску и красите столько слоев, сколько вам кажется нужным, то в случае аэрографа вы будете еще чистить аэрограф между каждой сменой красок. Это порой весьма муторное занятие. Также аэрограф требует определенного ухода и имеет тенденцию забиваться при длительных сеансах покраски, добавьте сюда время на разбор и сбор аэрографа.

Вот видео с базовым примером задач, которые позволяет решить аэрограф

Вашими основными расходниками в аэрографе рискуют быть иглы и сопла – их проще всего повредить и убить, так что если все вышеописанное вас не отпугнуло, и вы все еще хотите купить аэрограф, то рекомендуется купить сразу же к нему запасное сопло и иглу, пригодится.

Анатомия и физиология аэрографа

Аэрографы все работают по примерно одному и тому же принципу – дуют краску под давлением воздуха. Количество краски регулируется положением иглы, а сила потока – компрессором и нажатием на курок. Но есть, конечно же, нюансы на самый изысканный и утонченный вкус. Они в основном заключается в том, как потечет краска, какой будет курок и нужен ли компрессор. Но даже для все этих заморочек, набор компонентов будет одним и тем же.

Покраска миниатюр. Нужен ли аэрограф

Какие бывают варианты. Бачок для краски может быть снизу, что позволяет делать бачок гигантским, но нам для миниатюр такое количество краски будет в большинстве случаев избыточным. Курок может быть тоже снизу под «Пистолетный» хват. Мне не доводилось работать с таким вариантом, но наверняка кому-то такое больше нравится. Еще вместо компрессора может быть аэрозольный баллон.

Как выбрать. Тут может быть масса советов и рекомендаций. Кто-то скажет «надо брать дорогой» и приведет массу вполне валидных аргументов. Дорогой аэрограф хорошо держит поток, будет реже забиваться, скорее всего сток краски в нем устроен правильно, и краска не будет оставаться в бачке. Кто-то скажет «для обучения можно брать дешевый» и тоже будет прав. Дешевый аэрограф не жалко убить, можно собрать на нем ошибки и понять, насколько это вообще подходящий для ваших задач инструмент. Короче говоря, исходите из того, какие работы вы хотите делать при помощи аэрографа на старте. Если вам нужны слои, OSL и переходы цветов – скорее всего нужно смотреть в сторону дорогих моделей. Если вам нужна хорошая грунтовка, заливка поверхностей и варниши – то можно брать дешевый.

Немного о работе с аэрографом

Итак, вы все закупили, собрали и теперь должен неизбежно возникнуть вопрос, а какое же давление, черт побери, является нормальным для работы с акрилом при покраске миниатюр. Ответ – в диапазоне 20-30 psi или вокруг 1.8кг/см2.

После этого вам нужно смешать краску и добавить ее в бачок и собственно начинать красить. Тут есть два нюанса. Первый – как же именно размешать. Второй – как правильно нажимать на курок.

Итак, про краску. Самое главное правило – почти всю краску лучше размешивать с водой. Базовая пропорция для экспериментов – 3 к 1 для густых красок и 2 к 1 для жидких. То есть на две-три капли воды на одну каплю краски. От этого можно отталкиваться и корректировать пропорцию на ходу.

Вот например, официальные рекомендации для Vallejo

Покраска миниатюр. Нужен ли аэрограф

Про курок – тут все немного сложнее и потребуется навык, чтобы плавно его отпускать и нажимать, а также правильно возвращать иглу. Если все сводить к механистической инструкции, то главное – не бросать иглу, нажимать и отпускать ее плавно. Этот скилл прокачивается только опытом.

Когда вы красите, то оптимальная дистанция покраски – будет в диапазоне 10-25 см, в зависимости от того, что и как вы красите. Важно помнить, что если вы хотите красить большую площадь, то вам нужно увеличить дистанцию до модели, но не увеличивать расход краски (не оттягивать курок сильнее). Если вы оттянете курок, то это увеличит поток краски и вы, скорее всего, перельете краску.

Видеогайд по краске и контролю аэрографа

Некоторые проблемы и как их решать

Хотелось бы отдельно остановиться на проблемах работы с аэрографом, с которыми вам придется столкнуться в процессе освоения.

1. Аэрограф плюется

Аэрограф может плеваться краской, когда консистенция краски слишком густая для выбранного давления – в этом случае лучше всего дополнительно разбавить краску и поэкспериментировать с давлением.

Также аэрограф может плеваться краской, когда вы резко возвращаете иглу в исходное положение, это нужно делать плавно, не бросая курок.

2. Аэрограф сдувает краску

Краска слишком жидкая либо давление слишком высокое. В этом случае надо либо добавить немного краски, либо снижать давление.

3. Аэрограф задувает «пауков»

Это происходит, когда вы красите одно и то же место продолжительное время (более 2-3 секунд) без перерыва и не даете краске подсохнуть. Либо вы держите аэрограф слишком близко к месту нанесения краски. В этом случае предыдущий слой краски разбежится в виде кляксы, которую порой сложно вывести.

4. Краска ложится неровно и пятнами

Это обычно происходит, когда вы красите условно ровную плоскую поверхность и периодически меняете угол падения краски на эту самую поверхность. При покраске важно учитывать рельеф миниатюры и понимать под каким углом краска будет попадать. Решается эта проблема нанесением дополнительных слоев и практикой.

5. Аэрограф постоянно забивается и краска не течет

Скорее всего забито сопло или кончик иглы. Нужно разобрать аэрограф и полностью прочистить его. При прочистке учитывайте очень важный момент, который позволит вам существенно снизить риск убить сопло. При разборе - сначала вытаскивается игла, а затем снимается сопло. При сборке – сначала ставится сопло, а затем вставляется игла.

6. Аэрограф продолжает дуть, даже когда курок не нажат

Это происходит, когда засоряется воздушный клапан и курок. Нужно разобрать аэрограф и прочистить его.

Видеогайд по ошибкам и проблемам

Как чистить аэрограф

Есть два варианта чистки – быстрая и полная. Быстрая чистка обычно заключается в смене краски в бачке и внутри аэрографа через вымывание и выдувание старого пигмента. Это можно делать только если краска не успела засохнуть. Весь процесс заключается в том, что вы несколько раз прогоняете воду или очиститель через аэрограф, пока он не перестанет выдавать пигмент. После этого можно заливать новую краску.

Полная чистка заключается в разборе аэрографа, прочистке канала, сопла, иглы, бачка и всех элементов, куда может попадать краска. Рекомендую посмотреть видеогайд по сборке-разбору вашего аэрографа, чтобы понять правильную последовательность шагов. Также первую разборку советую сделать над чистым столом, чтобы не потерять разные мелкие детали.

Спасибо, что дочитали. Делитесь своим опытом работы с аэрографом в комментариях.

5757
25 комментариев

Если будите брать аэрограф от Jas , готовьтесь что он у вас загнется очень быстро. Это так, вариант потренироваться, и возможно если только начинаете, то стоит взять его, не так жалко будет...

3
Ответить

Мой Jas живой, хотя сопло и иглу я в нем менял.


Upd. Но проблемы с ним были, конечно. Не могу сказать, что прямо вот идеальный опыт работы с инструментом.

1
Ответить

не согласен, первый мой Jas прослужил 2 года интенсивного использования

Ответить

Не нужно. Для тонких переходов можно использовать французский акрил Campus (+ разбавитель от цитадели). Техника при этом похоже на акварельную лессировку (слой на слой пока не наберете нужную плотность), результат - превосходный "сатин" похожий на матовый пластик. А если кто-то захочет сделать совсем круто - то масло поверх подмалевка. Если все-же решите попробовать аэрограф - берете китайский, шлифуете иголку, подбираете давление воздуха и используете метод микроаэрографии (правда не знаю как с акрилом эту будет работать).

1
Ответить

Это сильно продвинутая техника, там же чувак дыхание контролирует на видео при покраске )

1
Ответить

Или так (кстати, у автора есть хорошая книга по покрасу)

Ответить

Подскажите пожалуйста а model air в каких пропорциях лучше разбавлять и какое оптимальное давление? Хочу перейти с тамии т.к. надоел запах спирта. И еще, обязателен ли flow improver?

Ответить