Боль на кончиках пальцев: порядок и хаос в Cuphead

Заученные движения и ритм против меняющихся таймингов и беспощадного рандома.

Боль на кончиках пальцев: порядок и хаос в Cuphead

Вряд ли есть необходимость описывать то, какой красивый и стильный Cuphead — всё и так отлично видно. Картинка, стилизованная под американские мультфильмы тридцатых годов, была первым, за что в игру влюбилась и пресса, и рядовые геймеры. Годы ожидания не прошли даром — теперь в наших руках один из самых обворожительных платформеров десятилетия, а то и века.

Однако не всё так просто: под этой яркой блестящей обёрткой скрыты самые разные игровые решения и детали. И если за одни Cuphead можно безмерно любить, то другие могут заставить вас возненавидеть игру.

Контракт на души

Малыши Капхэд и Магмэн проиграли в казино свои души Дьяволу. Чтобы спастись они должны принести владыке ада контракты на души других должников. Эту нехитрую завязку сюжета в виде забавной песенки нам показывают каждый раз при запуске игры.

К слову, звук и музыка в Cuphead поражают не меньше визуального оформления. Один раз я поймал себя на том, как вместо того чтобы стрелять, стою и слушаю, как смеётся один из боссов. Музыкальная тема Mr. Kingdice и вовсе просится в плейлист.

Искать всех боссов-должников герои будут на острове Инквел (Inkwell – «чернильница»). Остров разбит на три зоны: найдя и победив всех боссов в первой зоне, игрок сможет перейти во вторую и так далее.

Cuphead — платформер не в привычном смысле, здесь не нужно пробегать долгий уровень, чтобы в конце встретиться с большим боссом. Никаких прелюдий — могучий босс предстаёт перед вами сразу во всей красе.

Стандартные этапы — бег из точки А в точку Б сквозь море врагов и ловушек — здесь идут отдельно и представлены миссиями Run&Gun. Их всего шесть, и нужны они для того, чтобы собрать золотые монетки, на которые после игрок купит новое оружие и способности.

Проходить их, впрочем, не обязательно — можно всю игру пробегать и со стандартным вооружением. Однако если хотите хоть чуть-чуть облегчить свою участь в битвах с боссами, стоит под каждого из них подобрать определённую пушку. И даже в этом случае не ждите поблажек, готовьтесь умирать и начинать всё заново много-много раз.

Порядок

Cuphead по большей части справедлива в своей сложности, каждый враг перед игроком открыт и легко читается. Я не помню ни одного момента, когда бы не понимал, что должен сделать в той или иной ситуации. Взглянув на атаку врага, всегда знаешь, где лучше в это время быть и как увернуться. Но знать — одно, сделать — другое.

Высокая сложность боссов в Cuphead стоит на трёх столпах. Разберём каждый из них на конкретных примерах.

В первую очередь — в Капхэда почти никогда не летит всего одна ракета. Большую часть сражений на голову игрока сваливаются комбинации из двух, трёх, а то и четырёх атак разом. Битва с гигантским роботом, например, начинается с того, что из головы он стреляет лучевым лазером, затем из груди выпускает электрическую стену, которая постепенно уменьшает доступную для перемещения область, а потом из живота босса вылетает строй ракет, чей маршрут проходит по всему периметру снизу вверх.

После череды проб и ошибок открываешь рабочую схему, в голове выстраивается последовательность действий, благодаря которым можно не просто увернуться от снарядов, а самому создать для себя безопасную зону. Долго и упорно, до боли в пальцах оттачивая движения до секунды, приходишь в итоге к успеху.

Начинаешь собой гордиться, не потому что победил сложного босса и можешь продолжать игру (нет, это был всего один этап битвы), а от того, что чувствуешь, как возрос твой скилл, ведь в самом начале задуманный план казался неисполнимым.

Случайные движения, которые со временем превращаются в отточенный танец — история далеко не каждой битвы с боссом. В половине случаев приходится отказаться от заученной последовательности действий и исходить из ситуации.

Хаос

На некоторых уровнях в Cuphead работает механика рандома — это вторая причина хардкорности игры. Скажем, в сражениях с летающим драконом или большой пчелой платформы, по которым приходится прыгать герою, появляются случайным образом.

В итоге игрок уже не может заучивать движения и машинально прыгать в ту или иную сторону, ведь нужной опоры может не быть. А случается и так, что спасительных опор может и вовсе рядом не оказаться, и тут уж два варианта: либо принимать удар (а каждая жизнь на вес золота), либо прыгать в никуда.

Рандомными также являются и атаки некоторых боссов. Сами по себе они проблема не большая, но ведь угроз всегда несколько, и иногда эти связки могут оказаться крайне неудачными.

Например, один из первых боссов — полевой цветок — однажды кинул атаку-бумеранг, а сразу после ударил своей гигантской головой. Получилось, что верхняя область экрана полностью покрыта головой, а нижняя — возвращающимся бумерангом. Подобные случаи не так часты, но в ответственный момент могут сорвать успех и, как следствие, боевой настрой.

Спорный рандом присущ и некоторым миссиям Run&Gun. С одной стороны, есть некие константы: ловушки и часть охраняющих свою область персонажей; с другой — случайно появляющиеся и бегающие по карте враги. Поэтому ты вроде и заучиваешь последовательность движений, но от раза к разу спотыкаешься о пробегающего мимо зверька.

Не сказать, что это плохо, такие переменные освежают каждый забег и не дают расслабиться. Но запомнить досконально трассу, а после изящно и без остановки её пробежать, как в каком-нибудь Rayman Legends, вряд ли получится.

Последняя причина несладкой жизни игроков в Cuphead встречалась мной не очень часто, но она слишком примечательна, чтобы упускать из виду. У некоторых боссов случайным образом меняется тайминг атаки.

Такой коварный изъян был замечен только у относительно лёгких боссов с примитивными атаками, к примеру, у одного из самых первых — голубого шарика в лесу. Мало того, что он прыгает на разные расстояния, так ещё и задержка прыжка может меняться. А на последнем этапе битвы с двумя лягушками, когда на Капхэда надвигаются опасные колёса со скачущими шариками, иногда изменяется время прыжков этих самых шариков, что сбивает игрока с ритма. С помощью такого жонглирования таймингами разработчики Cuphead даже из примитивных боссов умудрились сделать неприятных противников.

Cuphead выглядит и звучит, как весёлая и добрая игра для всей семьи, но не обманывайтесь — это адская машина по расщеплению нервных клеток и вырыванию волос с головы. Я своих точно клок вырвал, не только из-за сложности, а ещё из-за того, что игре иногда было плевать на мои сохранения: трижды мне пришлось заново проходить некоторых не самых лёгких боссов. К тому же в игре много багов: то герой внезапно исчезнет с экрана, то босс перестанет атаковать и получать урон и так далее.

Прямо сейчас от усердной игры у меня болят пальцы, совсем не сильно, но заметно. Вместе с этим долгие часы прохождения Cuphead оставили у меня спорные ощущения. Я прекрасно осознаю всю прелесть визуального стиля игры, восторгаюсь яркими оригинальными боссами и изобретательным геймплеем. Благодарю за чёткость и послушность в управлении, которая так важна для хардкорных платформеров. Искренне обожаю каждый звук и каждую мелодию в Cuphead. Но проходить игру во второй раз у меня нет ни малейшего желания. После сотен иногда справедливых, а иногда обидных случайных поражений колодец терпения и настойчивости оказался исчерпан.

Cuphead — это великолепный платформер, который надолго запомнится всем, как невероятно стильная и достаточно сложная игра. Но он не гениален, для чего-то настолько продуманного в нём слишком много отдано на откуп рандому.

9.2K9.2K открытий
37 комментариев

Просо могу снять шляпу перед аниматорами и художниками. Мега круто. Но у меня подобный стиль рисовки и мельтешении на экране вызывает отторжение.

Ответить

inb4 суповой набор обязательных комментариев:

- ["И чего в X нашли сложного? Прошёл всех боссов на изи моде, выбил все ачивки. Поиграли бы в Y, casul scrub, вот где хардкор!"]

- ["И чего в A боссе такого? Завалил с первого трая. Зато на B стул у меня загорелся!"]

- ["И почему разработчики не добавили в X лёгкую сложность? Мне что, Y лет, чтобы игра не уважала моё время и заставляла ГРИНДИТЬ?!"]

- ["И почему разработчики не добавили в X лёгкую сложность? Они же так игру только задротам продадут - их что, ПРИБЫЛЬ не интересует?!"]

Вроде ничего не забыл.

Ответить

Забыли:
- ["Автор днище играть не умеет, нет чтоб нормально чела посадить вместо инвалида. Вот я бы норм показал."]

Ответить

И все же он великолепен, не без минусов конечно, кто спорит :)

Ответить

В статье и комментариях ни слова о кооперативе, так что поделюсь очень кратко своим впечатлением спустя 6 часов игры: в коопе играть весело, но, на удивление, сложнее чем одному. В мешанине из эффектов постоянно теряешь из вида собственного героя и их цветовая дифференциация не особо помогает. Из-за этого неоднократно возникали ситуации из разряда: "Ой, ты умер, я тебя сейчас спасу!... а, стоп, это я умерла". К тому же, не могу ручаться, но, как мне показалось, при игре вдвоем боссам увеличивают HP (на манер Diablo), так что ошибка одного сказывается на обоих.

Ответить

Уф, я сейчас застрял на этом боссе. Его вторая стадия очень сложная, почти каждый раз там прокалываюсь, эти надувные псы вместе с поездом просто кошмар какой-то.

Ответить

Хех, он мне отдался со второго трая (как и 3 последующих ;) ) Единственный на ком застрял это "Принцесса сладостей" :D Мой пердак не пылыхал так со времен ДС1, я убивал эту мразоту полтора часа!
ПОЛТОРА ЧАСА КАРЛ

Ответить