«Залог успешных курсов — качественный материал» — участники курсов «Нарраторика» Марии Кочаковой поделились впечатлениями

Отправляем письма
с главными игровыми новостями недели

С 12 по 13 сентября 2016 года в Фейсбуке произошел скандал, во время которого разработчики Евгений Кистерев и Святослав Черкасов обвинили сценариста и автора курсов «Нарраторика» Марию Кочакову в несостоятельности за одобрение антиигрового доклада директора актерской мастерской Lande Project Антона Ланде.

Он перешёл на страницы DTF, в результате чего обсуждение заняло больше 300 комментариев. В результате, мы решили опросить двух участников курсов «Нарраторика» на предмет того, какие впечатления оставили у них занятия и что удалось вынести из обучения.

Писатель из компании Wargaming Дмитрий Соловьев остался недоволен и рассказал о том, почему решил забрать деньги за курсы, а инди-разработчик Юлия Осокина наоборот — похвалила работу Марии Кочаковой.

Дмитрий Соловьев, писатель в Wargaming

Я уже пять лет работаю в геймдеве: локализатором, редактором и автором. Всегда мечтал писать сценарии, но только недавно перевел мечту в разряд хобби. Мне порекомендовали проект Марии Кочаковой «Нарраторика». «То, что надо!» — подумал я. Узнал о курсе, записался, рассчитывая попрактиковаться и получить выдержку из всех книг по теме, сдобренную личным опытом и неочевидными советами. Содержание курса было внушительным.

Первая лекция оказалась пустой тратой времени. Я специально потащил в Стокгольм ноутбук, чтобы «присутствовать» на занятии, где автор долго перечисляла свои заслуги и час просто рассказывала о целях курса, хотя эти цели были исчерпывающе изложены задолго до начала курсов. Пожалев о потраченном времени, я понадеялся, что после вводного занятия дело пойдет бодрее.

Однако вместо этого у нас случился конфликт — я не сдал задание к дедлайну, и мне в слегка грубоватой форме пояснили, что это мои проблемы. Намекнув, что хотел бы говорить в нормальном тоне, получил отказ общаться в личных сообщениях и направление в почту. Тут-то у меня и возникли сомнения в эмоциональной устойчивости собеседника и целесообразности дальнейшего сотрудничества. Но тогда я решил помириться — во благо высшей цели.

Следующая лекция, затянувшаяся на целый лишний час (Мария говорила, что надо откалиброваться и дальше всё пойдет, как по маслу), развеяла все иллюзии. Из двух часов пространных рассуждений я вынес лишь пару строк полезных идей о потребностях игрока. Мария не обладает хорошими навыками оратора, а слова-паразиты ещё сильнее затрудняют понимание. Материал сырой, примеров недостаточно, много воды про эмоции и другую лирику, долгие остановки на простейших понятиях типа Fun, нечеткие расшифровки аббревиатур (USP). Почти всё, что я услышал, можно бесплатно (или за 10-20 долларов) вычитать в книгах по сценарному мастерству и геймдизайну.

Возможно, вам хочется услышать больше примеров косяков, но я тогда не ставил цель их запоминать, а пересматривать лекции не буду, конечно. Можете посмотреть бесплатные вебинары.

Меня смутило, что Мария отказалась выдавать какие-либо письменные материалы, мотивируя тем, что слушая и записывая, мы лучше поймем и запомним информацию

Спорное решение, учитывая перечисленные выше недостатки: отсутствие поставленной речи и малое количество полезной информации.

Залог успешных курсов — качественный материал и профессиональный преподаватель. В первых лекциях я этого не нашел, поэтому решил запросить возврат (первый среди слушателей, что меня слегка удивило). Тут всё прошло быстро и гладко, разве что мне не вернули деньги за пройденные занятия: из примерно 140 долларов я получил около 111 долларов. Ну и в конце было несколько странное решение: «Я только предупрежу вас, что больше вы не сможете покупать и пользоваться инфопродуктами «Нарраторики», даже если в будущем квалификация преподователя будет устраивать».

Инициатива у Марии прекрасная, и всё бы ничего, если бы курсы были бесплатные. Но восемь лекций стоили примерно 70 долларов, восемь лекций и девять практических занятий — около 140 долларов, а пакет с пятью консультациями вообще заоблачную сумму – 615 долларов. Впрочем, даже это цветочки — второй курс, уже трехмесячный, стоит 610 долларов.

Для сравнения: в столичных и не очень ВУЗах или на онлайн-курсах можно за 300 долларов получить несколько месяцев еженедельных занятий с практикующими продюсерами и режиссерами, которые хоть и не занимаются видеоиграми, но смогут отлично рассказать всё о драматургии кино и мультимедиа. А что ещё нужно для сценариста, у которого всё в порядке с головой — общение с профессионалом, хорошая фундаментальная база и много-много практики.

Я сделал простой вывод — нужно всё делать самому. Практиковаться, искать информацию, читать книги — и художественную литературу, и специализированную. Упорное самообучение и практика решают. С этим согласятся и ведущие сценаристы, которые высказывают подобные мысли в своих статьях, да и небезызвестный вам Леонид Сиротин писал то же самое в комментариях.

Так что, я всё же благодарен курсам за откровение, и уже с головой погружен в самообучение — благо, друзья и коллеги дают бесплатные советы, да и в Google я не забанен.

Юлия Осокина, инди-разработчик

Почему пошла на курсы

Я делаю первую игру Finding Sheep со своим мужем, программистом Макаром Осокиным. Когда я только приступала к работе, было, честно говоря, очень непонятно, что делать и как. Даже когда проект уже был готов наполовину, все равно мне казалось, что кучу всего пропускаю и вообще, делаю не так. Но то наверное свойственно всем новичкам. Когда я узнала про Машины курсы и интенсивы, решила пойти, потому что хотелось понять, что вообще должен уметь делать человек, который занимается нарративной составляющей. Мне нужен был некий теоретический пласт, на который я могла бы опираться, чтобы самообучение было более эффективным. В интернете куча бесплатной информации — это верно, но она абсолютно не структурирована.

Новичку было совершенно непонятно, в какую сторону копать. Я кидалась везде и в итоге не могла применить. Даже собственная игра не дала полного понимания о том, как должен проходить процесс создания сюжета, с помощью каких инструментов он будет внедряться в игру. После того, что я услышала от Маши, мне стало намного проще ориентироваться в процессе создания сюжета, нарративных элементов и самой игры в целом. Конечно, рано или поздно все это пришло бы ко мне с опытом, но и времени отняло бы значительно больше.

Что понравилось

Есть четкая программа, сразу понятно, что будут давать. По каждому пункту:

● детальный разбор нескольких источников. Например, на персонажке разбирали Джона Труби (известный американский сценарист, автор книги «Анатомия Истории» — прим.редакции) и Александра Молчанова (отечественный сценарист, автор книг «Букварь сценариста» и «Сценарист №1»). По каждому пункту можно задавать вопросы, плюс упражнения на отработку и последующий разбор результатов.

● дается подборка источников по теме. Как Машины личные наработки, так и материалы из сети, подборка литературы, игры/фильмы/книги, которые стоит читать и на что нужно обратить внимание. Для меня-то все очень ценно, потому что нехило экономит время на подбор ресурсов и задает направление, в какую сторону копать. Мне дают определенные инструменты на выбор, которые я могу сочетать и перекраивать под себя.

Конечно, эти интенсивы стопроцентно не заменяют самообучение и личный опыт. Невозможно прослушав, сделать игру уровня Last of Us.

Но Маша, этого не обещала, по крайней мере, я таких обещаний от нее не слышала. Но они дали мне неплохую «базу», на которую можно опираться и углублять самостоятельно.

Что хотелось бы улучшить

Хотелось бы получать больше материала об интеграции сюжета в игру. Нарративные механики, подкрепление сюжета геймплеем, взаимодействие с артом и музыкой, вообще о взаимной работе с другими членами команды. Как нарратив проходит эти стадии. Это, наверное, уже больше про геймдизайн, но я верю в то, что он должен лежать в основе, иначе хорошей игры не будет. Это по итогам двух из трех интенсивов комплекса, третьего пока не было и без него, наверное, обо всем комплексе судить нельзя.

По поводу самих курсов пока ничего конкретного я сказать не могу: во-первых, они только начались (было две лекции), во-вторых, так как я шла за теорией, у меня нет доступа к практическому блоку, следовательно, этот аспект оценить не могу.

Резюмирую

Я шла на эти интенсивы не чтобы меня там научили делать суперкрутые игры «за два дня», а чтобы понять, какие основы нужны для того, чтобы дальше самостоятельно углубляться в профессию и получить некие базовые алгоритмы, которые можно перестроить под себя. По поводу применения, к сожалению, когда начались интенсивы, моя игра была готова уже процентов на 80. Что-то в ней я интуитивно делала, как рассказывала Маша, что-то делала от себя. Переворачивать все с ног на голову, чтобы применить эти материалы, я не стала, потому что это не только мой труд. По материалам интенсивов я буду делать следующую игру, которую мы начнем разрабатывать после Нового года. К этому времени закончатся все курсы, можно будет пользоваться информацией в полном объеме и будет понятно, что к чему и почему.

Комментарии
Последние Лучшие

Просили объективных мнений - дали объективные мнения. Так что да, опять.

да скорее её конкуренты приплачивают. я вот знать не знал ни про Машу ни про её курсы. И теперь мало знаю, но точно никогда туда не пойду и никому не посоветую

От упоминания Молчанова становится не по себе. Это типичный предприниматель от сценаристики, использующий любой пиар, кроме мастерства (работа над сериалом/ситкомом по его курсу - это не серьёзное сценарное мастерство, такие выпускники потом ни одну более крупную форму - больше 25 минут - не напишут). Возможно, сам он неплох, но он не мастодонт, чтобы по его работам можно было учить.

Столько методик, столько потрясающих практических занятий предложено для развития и понимания _нарратива_ в играх, столько зарубежных изданий посвящено игровому повествованию. Можно сделать не курс, а просто вишнёвый пирог из лакомых кусков практики и 15 минут лекций + конспектов перед практическими занятиями). Именно так и построены занятия по сценарному на западе - семинары: небольшая доза теории, а потом - письмо (пишешь, зачитываешь, слушаешь критику, слушаешь вывод преподавателя, корректируешь, учишься отстаивать свою позицию и обосновывать использованные приёмы... И всё это до посинения в формате работы и пинков.

Писатель должен писать и читать (или учиться это делать), а не смотреть видео. Это плохая форма, особенно когда занятия проводятся без обратной связи.

Мне повезло увидеть настоящих мастеров и учиться у них, но, к сожалению, далеко не у всех есть такая возможность (и дело не в деньгах, их накопить не сложно, а в территориальном расположении, в том, что многие уже не преподают и т.п.). В онлайне же ничего лучше книг и зарубежных видео пока нет. Не тратьте деньги, коллеги, - почти вся информация давно в открытом доступе, занимайтесь анализом, грызите выпущенные книги и наденьте на себя костюм ищейки - ройте инфу, обменивайтесь ей, развивайте вкус, чтобы суметь самостоятельно понять, кто действительно - сенсей/учитель, а кто - нет.

На эти деньги лучше получить новые впечатления/опыт или взять несколько выходных, чтобы закрыться дома, написав что-то в малой форме или придумав концепцию игры.

Про видео: не имела в виду кино или видеоролики, я имела в виду видеолекции в формате "только смотрю и слушаю", без интерактива.

а чем занимаетесь кстати, или где?

Т.е. сценаристу с 5летним опытом, работающему профессионально - не понравилось
Инди-сценаристу с нулевым опытом - понравилось
Я правильно понимаю?)

Не совсем - я не сценарист вообще.

Ок, не сценаристу не понравилось

--> Человеку из геймдева с опытом работы писателем, так выглядит вернее, судя по посту :)

Ну если без шуток, то в целом добавить нечего к тому, что уже сказано в комментариях к предыдущей теме. По второму разу комментировать неинтерсно.

да статья и не призвана повторить комментарии, такое не повторить. Нас упрекнули, что мы не собрали объективных мнений от тех, кто видел содержания, а обсуждение идет по поверхностным признакам. Вот привлекли два полярных мнения. Конечно сейчас, как и в прошлый раз, найдутся "эксперты ранее работавшие в медиа", которые расскажут какой это хитрый план в формировании образа неугодной личности (а были такие кадры на фб) - но то уже мало интересует, как и сами "эксперты в медиа")

Еще интересней было бы дать слово виновнице сего торжества. Насколько помню Мария сама хотела свое видение описать)

да, это в рамках обдумываемого обзорного материала на всяческие инициативы образовательные

Лол, не такие уж они полярные: списком того, что "хотелось" бы улучшить, во втором отзыве, как-то перечёркиваются первоначальные положительные характеристики.
А, ну и в плюсах курса там пункты вроде "дается подборка источников по теме". Охрененный курс. Загуглили за тебя!

Ну человек доволен. Я как бы не могу менять тон ответов)

Сценарист с опытом, работающий профессионально, считает любые курсы по сценаристике и геймдизайну пустой тратой времени и денег. )

Я бы начинающим гм... нарраторам - рекомендовал бы не слушать лекции, а взять несложный движок типо RPGMaker или Renpy и сделать игрушку. Графику натырить, основам скриптования обучиться за недельку, это не сложно.
Это и набивка руки будет, и возможно - портфолио. По профессии это обучит значительно большему, чем любые рассказы.

И по идее - как раз этому бы обучать на курсах. Чтобы под конец курса - у человека была своя игра.

На этом курсе делают игру на движке Twine.

Значит некоторая польза есть.
Делать игры - самое полезное для того, чтобы понять, как их делать.

Вы были абсолютно правы, сказав "Рекомендовал бы не слушать лекции, а взять несложный движок и сделать игрушку." :)

Твайн, это же вроде для сильно-сильно упрощённых визуальных новелл? То есть там даже базовое скриптование почти отсутствует. Это фактически как обучать человека писать диалоги блок-схемами.

Имхо, лучше бы брали что-то сложнее. Ну, то есть игра, и особенно - нарратив - это же далеко не только диалоговые деревья.

Да, все так. Движок выбирал автор курсов.
Посложнее, но тоже бесплатных вообще хватает - GameMaker, например.

Ну билд на иос или дроид денег стоит сделать :)

p.s. а в общем да, смотря для каких целей.

Буквально недавно на Humble Bundle за 15$ продавали Pro-версию с большинством нужных модулей (иос, дроид, HTML5 и Windows UWP там точно были). До того юзал free. :)

Я так понимаю, твайн - это движок для текстовых квестов, типа qsp. На втором потоке будет Дефолд.

Твайн вот.
https://twinery.org
Это знаете как в детективах показывают тонну стрелок и прочей херни когда дело раскрывают? Вот это то же самое ток удобнее и на компе, это не двиг по сути, игру в нем с графеном нельзя, эта прога для разработки последовательности действий/квестов - в этом плане она мегаудобна и суперпроста. Как юзать там все описано на сайте. Твайн бесплатный кстати абсолютно.

На первый взгляд сильно попроще, чем QSP. Намного проще. Но посмотрим, спасибо.

Юлия, но ведь Мария про твайн говорила на первом же уроке :)

Она это говорила скорее всего на практической части, к которой у меня нет доступа. Я - вольнослушатель.

Имхо, РПГмейкер для новичка гораздо лучше отразит процесс создания полноценной игры + в нём можно настроить ассеты (хоть в уже готовой стилистике, хоть отрисовать/записать), в результате получить вполне себе годную игру (с любовью вспоминаю Millenium'ы). Твайн выглядит как приложение для тех, кто хочет просто поработать над вербальной составляющей истории, набросать "рыбу", предполагающую базовое взаимодействие, участие игрока (тут уж кто как постарается).

В таком случае, совершенно непонятно, за что деньги берут. Twine простой и понятный. Сел и делай.

Правда экспорт там в html вроде

Блять, да чему тут учить-то? Я за 2 минуты разобрался в Твайне, за неделю захуячил квесты для всей локи и все, за что-то там берут деньги, что за пиздец? Это как учить калькулятор юзать в 21-м веке. Я хуею, дорогая редакция.

О, а можно спросить, на каком языке это добро работает? И какую версию лучше брать? Последнюю, или есть нюансы?

Т.е. она берет деньги, чтобы поправить свое душевное здоровье.
Ну по моему все логично))))

На самом деле, этот скриншот - это и есть начало "конфликта". Именно этот подход в обучающим курсам меня и задел изначально. Типа "мне нечему научить, но просто нравится учить". А потом, когда увидел цены на курсы.......

*звучит больной смех Джареда-Джокера*

Пару месяцев назад бывший одноклассник, с которым в общем-то до этого мало общался, внезапно позвонил мне для "консультации". Решил начать свой путь в геймдев. Угадайте, с помощью чьих курсов? Спрашивал, стоит ли оно 18к (цифра с его слов). Думаю, не имеет смысла расписывать мой ему ответ.

Сценаристика и гуманитарные области в целом это не моё, а обильно сдобренные "водой" вообще убивают – закрепилось с как раз таки школьных уроков литературы)

ИДЕЯ ДЛЯ СТАРТАПА! Открываем курсы, на которых отвечаем, стоит ли ходить на курсы Маши. Обоснованность зависит от цены билета!

Прочитав это и предыдущую серию - как то это все похоже на "бизнес-молодость" и их "инфопродукты".

Хотелось бы услышать выпускников, которые считают, что курс полезный, но при этом сами что-нибудь достойное в плане нарративного дизайна сделали. Если таковых нет, то что тут еще обсуждать?

Так их еще нет)) Курсы начались только, первый поток заканчивается в ноябре, второй, я так понимаю, в январе. Пока все закончится, пока люди что-нибудь сделают. Долго ждать нужно))

Как человек, наблюдающий за твоей деятельностью на flashgamedev, советую даже не вдумываться во все эти окологеймдевные разборки и продолжать заниматься своим делом в том же духе :)

Мария говорила: " что надо откалиброваться и дальше пойдет.." Из двух часов пространных рассуждений я вынес лишь пару строк..". Мария не обладает хорошими навыками, а паразиты ещё сильнее затрудняют материал. Много воды и долгие остановки по геймдизайну.
Немножко лишних слов из интервью почистил)
p.s. мне стыдно за прошлый раз и за этот, но от себя отступиться не могу)

Не могу не отметить, что очень радует минус от главного писателя "картошки", давненько так не завораживал сюжет что в танках, что в корабликах, как на Sims'е не прокачусь, так целый сонет хочется написать. Ну и что увлекательно, участник интервью, не может не уделаться и не поучаствовать в обсуждении) Удачи тебе сценарист-локализатор-писатель #дмитрий соловьев. Странно только что писатель отделался только минусом, а не обосрал меня по полной) слабоватенько)

Я ничего не понимаю, Дмитрий из Wargaming недоволен, но при этом на странице сообщества Нарраторики есть вот такая запись от другого сотрудника Wargaming. Линк: https://vk.com/wall-76086478_4245, скрин приложен.

Прямой эфир
Лучшие материалы
Посмотреть все
Узнавайте первым
о важных новостях
Мы будем присылать вам только срочные уведомления в браузере
Хидэо Кодзима покинул Konami и перешел в Sony
Хочу знать!
Не нужно