{ "google": "UA-81119751-1", "yandex": "38620795" }
Николай Чумаков
2 451
pro

«Залог успешных курсов — качественный материал» — участники курсов «Нарраторика» Марии Кочаковой поделились впечатлениями

С 12 по 13 сентября 2016 года в Фейсбуке произошел скандал, во время которого разработчики Евгений Кистерев и Святослав Черкасов обвинили сценариста и автора курсов «Нарраторика» Марию Кочакову в несостоятельности за одобрение антиигрового доклада директора актерской мастерской Lande Project Антона Ланде.

Он перешёл на страницы DTF, в результате чего обсуждение заняло больше 300 комментариев. В результате, мы решили опросить двух участников курсов «Нарраторика» на предмет того, какие впечатления оставили у них занятия и что удалось вынести из обучения.

Писатель из компании Wargaming Дмитрий Соловьев остался недоволен и рассказал о том, почему решил забрать деньги за курсы, а инди-разработчик Юлия Осокина наоборот — похвалила работу Марии Кочаковой.

Поделиться

В избранное

В избранном

Дмитрий Соловьев, писатель в Wargaming

Я уже пять лет работаю в геймдеве: локализатором, редактором и автором. Всегда мечтал писать сценарии, но только недавно перевел мечту в разряд хобби. Мне порекомендовали проект Марии Кочаковой «Нарраторика». «То, что надо!» — подумал я. Узнал о курсе, записался, рассчитывая попрактиковаться и получить выдержку из всех книг по теме, сдобренную личным опытом и неочевидными советами. Содержание курса было внушительным.

Первая лекция оказалась пустой тратой времени. Я специально потащил в Стокгольм ноутбук, чтобы «присутствовать» на занятии, где автор долго перечисляла свои заслуги и час просто рассказывала о целях курса, хотя эти цели были исчерпывающе изложены задолго до начала курсов. Пожалев о потраченном времени, я понадеялся, что после вводного занятия дело пойдет бодрее.

Однако вместо этого у нас случился конфликт — я не сдал задание к дедлайну, и мне в слегка грубоватой форме пояснили, что это мои проблемы. Намекнув, что хотел бы говорить в нормальном тоне, получил отказ общаться в личных сообщениях и направление в почту. Тут-то у меня и возникли сомнения в эмоциональной устойчивости собеседника и целесообразности дальнейшего сотрудничества. Но тогда я решил помириться — во благо высшей цели.

Следующая лекция, затянувшаяся на целый лишний час (Мария говорила, что надо откалиброваться и дальше всё пойдет, как по маслу), развеяла все иллюзии. Из двух часов пространных рассуждений я вынес лишь пару строк полезных идей о потребностях игрока. Мария не обладает хорошими навыками оратора, а слова-паразиты ещё сильнее затрудняют понимание. Материал сырой, примеров недостаточно, много воды про эмоции и другую лирику, долгие остановки на простейших понятиях типа Fun, нечеткие расшифровки аббревиатур (USP). Почти всё, что я услышал, можно бесплатно (или за 10-20 долларов) вычитать в книгах по сценарному мастерству и геймдизайну.

Возможно, вам хочется услышать больше примеров косяков, но я тогда не ставил цель их запоминать, а пересматривать лекции не буду, конечно. Можете посмотреть бесплатные вебинары.

Меня смутило, что Мария отказалась выдавать какие-либо письменные материалы, мотивируя тем, что слушая и записывая, мы лучше поймем и запомним информацию

Спорное решение, учитывая перечисленные выше недостатки: отсутствие поставленной речи и малое количество полезной информации.

Залог успешных курсов — качественный материал и профессиональный преподаватель. В первых лекциях я этого не нашел, поэтому решил запросить возврат (первый среди слушателей, что меня слегка удивило). Тут всё прошло быстро и гладко, разве что мне не вернули деньги за пройденные занятия: из примерно 140 долларов я получил около 111 долларов. Ну и в конце было несколько странное решение: «Я только предупрежу вас, что больше вы не сможете покупать и пользоваться инфопродуктами «Нарраторики», даже если в будущем квалификация преподователя будет устраивать».

Инициатива у Марии прекрасная, и всё бы ничего, если бы курсы были бесплатные. Но восемь лекций стоили примерно 70 долларов, восемь лекций и девять практических занятий — около 140 долларов, а пакет с пятью консультациями вообще заоблачную сумму – 615 долларов. Впрочем, даже это цветочки — второй курс, уже трехмесячный, стоит 610 долларов.

Для сравнения: в столичных и не очень ВУЗах или на онлайн-курсах можно за 300 долларов получить несколько месяцев еженедельных занятий с практикующими продюсерами и режиссерами, которые хоть и не занимаются видеоиграми, но смогут отлично рассказать всё о драматургии кино и мультимедиа. А что ещё нужно для сценариста, у которого всё в порядке с головой — общение с профессионалом, хорошая фундаментальная база и много-много практики.

Я сделал простой вывод — нужно всё делать самому. Практиковаться, искать информацию, читать книги — и художественную литературу, и специализированную. Упорное самообучение и практика решают. С этим согласятся и ведущие сценаристы, которые высказывают подобные мысли в своих статьях, да и небезызвестный вам Леонид Сиротин писал то же самое в комментариях.

Так что, я всё же благодарен курсам за откровение, и уже с головой погружен в самообучение — благо, друзья и коллеги дают бесплатные советы, да и в Google я не забанен.

Юлия Осокина, инди-разработчик

Почему пошла на курсы

Я делаю первую игру Finding Sheep со своим мужем, программистом Макаром Осокиным. Когда я только приступала к работе, было, честно говоря, очень непонятно, что делать и как. Даже когда проект уже был готов наполовину, все равно мне казалось, что кучу всего пропускаю и вообще, делаю не так. Но то наверное свойственно всем новичкам. Когда я узнала про Машины курсы и интенсивы, решила пойти, потому что хотелось понять, что вообще должен уметь делать человек, который занимается нарративной составляющей. Мне нужен был некий теоретический пласт, на который я могла бы опираться, чтобы самообучение было более эффективным. В интернете куча бесплатной информации — это верно, но она абсолютно не структурирована.

Новичку было совершенно непонятно, в какую сторону копать. Я кидалась везде и в итоге не могла применить. Даже собственная игра не дала полного понимания о том, как должен проходить процесс создания сюжета, с помощью каких инструментов он будет внедряться в игру. После того, что я услышала от Маши, мне стало намного проще ориентироваться в процессе создания сюжета, нарративных элементов и самой игры в целом. Конечно, рано или поздно все это пришло бы ко мне с опытом, но и времени отняло бы значительно больше.

Что понравилось

Есть четкая программа, сразу понятно, что будут давать. По каждому пункту:

● детальный разбор нескольких источников. Например, на персонажке разбирали Джона Труби (известный американский сценарист, автор книги «Анатомия Истории» — прим.редакции) и Александра Молчанова (отечественный сценарист, автор книг «Букварь сценариста» и «Сценарист №1»). По каждому пункту можно задавать вопросы, плюс упражнения на отработку и последующий разбор результатов.

● дается подборка источников по теме. Как Машины личные наработки, так и материалы из сети, подборка литературы, игры/фильмы/книги, которые стоит читать и на что нужно обратить внимание. Для меня-то все очень ценно, потому что нехило экономит время на подбор ресурсов и задает направление, в какую сторону копать. Мне дают определенные инструменты на выбор, которые я могу сочетать и перекраивать под себя.

Конечно, эти интенсивы стопроцентно не заменяют самообучение и личный опыт. Невозможно прослушав, сделать игру уровня Last of Us.

Но Маша, этого не обещала, по крайней мере, я таких обещаний от нее не слышала. Но они дали мне неплохую «базу», на которую можно опираться и углублять самостоятельно.

Что хотелось бы улучшить

Хотелось бы получать больше материала об интеграции сюжета в игру. Нарративные механики, подкрепление сюжета геймплеем, взаимодействие с артом и музыкой, вообще о взаимной работе с другими членами команды. Как нарратив проходит эти стадии. Это, наверное, уже больше про геймдизайн, но я верю в то, что он должен лежать в основе, иначе хорошей игры не будет. Это по итогам двух из трех интенсивов комплекса, третьего пока не было и без него, наверное, обо всем комплексе судить нельзя.

По поводу самих курсов пока ничего конкретного я сказать не могу: во-первых, они только начались (было две лекции), во-вторых, так как я шла за теорией, у меня нет доступа к практическому блоку, следовательно, этот аспект оценить не могу.

Резюмирую

Я шла на эти интенсивы не чтобы меня там научили делать суперкрутые игры «за два дня», а чтобы понять, какие основы нужны для того, чтобы дальше самостоятельно углубляться в профессию и получить некие базовые алгоритмы, которые можно перестроить под себя. По поводу применения, к сожалению, когда начались интенсивы, моя игра была готова уже процентов на 80. Что-то в ней я интуитивно делала, как рассказывала Маша, что-то делала от себя. Переворачивать все с ног на голову, чтобы применить эти материалы, я не стала, потому что это не только мой труд. По материалам интенсивов я буду делать следующую игру, которую мы начнем разрабатывать после Нового года. К этому времени закончатся все курсы, можно будет пользоваться информацией в полном объеме и будет понятно, что к чему и почему.

Материалы PRO выходят
при поддержке Riot Games
Мы ищем лучших
We are Rioters
Материалы PRO выходят
при поддержке Riot Games
Популярные материалы
Показать еще

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

Прямой эфир

Узнавайте первым важные новости

Подписаться