«Когда каждый кадр - небольшая история»: Посмотрел «Варяга» Роберта Эггерса на большом экране

Безумный, досконально продуманный и лишающий дара речи арт-хаус в обёртке масштабного исторического триллера.

В то время как вы уже успели начитаться о CGI-гениталиях,  усердных тренировках каста и личностных взглядах режиссёра, хочу лишь поделиться яркими впечатлениями от его колоссальной работы, которая действительно удивляет каждой своей минутой.
В то время как вы уже успели начитаться о CGI-гениталиях,  усердных тренировках каста и личностных взглядах режиссёра, хочу лишь поделиться яркими впечатлениями от его колоссальной работы, которая действительно удивляет каждой своей минутой.

Роберт Эггерс - одно из самых узнаваемых имён среди сегодняшних молодых режиссёров, способных из раза в раза удивлять народ своим экстраординарным видением. Экран — инструмент, с помощью которого Эггерс рассказывает различные истории, неизменно окутанные пугающей атмосферой и обладающие загадочным содержанием. Примечательно, что зачастую основным элементом в творческом стиле режиссёра является тема человеческой натуры, которая страшит в разы сильнее, чем образ любого мифического монстра. Эту деталь важно отметить, ведь далее разговор пойдёт о новой работе Роберта под названием «Варяг»/«Северянин».

Действие фильма разворачивается в Исландии десятого века. Главный герой — юный принц Амлет (Александр Скарсгард), ставший свидетелем убийства собственного отца (Итан Хоук). Виновник столь ужасающей трагедии - дядя Амлета (Клас Банг), решивший устроить переворот во власти. Молодой наследник трона был вынужден покинуть родные земли и множество лет скитаться по свету, дав клятву однажды вернуться домой, отомстить за смерть отца, спасти мать (Николь Кидман) и расправиться со своим обидчиком, тем самым отвоевав украденное королевство.

«Когда каждый кадр - небольшая история»: Посмотрел «Варяга» Роберта Эггерса на большом экране

Вопреки предсказуемой структуре сюжета «Северянин» умело обращается с интригой, выстраивая долгий и кровожадный путь повзрослевшего Амлета к заветной мести. Здешний градус безумия порой превосходит то, что мы видели в «Маяке», прошлой работе Эггерса.

Это продолжительное и масштабное приключение, где нашлось место как продолжительным дублям с динамичными и во многом пугающими боевыми сценами, так и необычным решениям камеры, которые являются неотъемлемой частью местного повествования. Атмосфера «Северянина» всепоглощающая, зачастую граничащая с чем-то мистическим. Не смотря на то, что сам фильм по большой части является суровым триллером, в нём также имеются отголоски психологического хоррора. Но они сильно отличаются от того же «Маяка». Если в нём всё строилось на чувствах клаустрофобии, отчаяния и одиночества, то здесь ключевой фактор смещён в сторону личностной трагедии, ведь персонаж Скасгарда потерял свою семью, свой дом и шанс перенять бразды отцовского правления.

Столь страшное роковое событие превратило дальнейшую жизнь принца в сплошное мучение. На протяжении долгих лет Амлет готовил себя к предстоящей вендетте, и единственным шансом сдержать обещание мести стала идея превратить себя в свирепое животное, способное снести любую преграду на собственном пути. Скарсгард в этой роли смотрится максимально убедительно. Актёр славно постарался на тренировках ради подобающей физической формы, а также отыграл все эмоции Амлета на высшем уровне. Чего только стоит его финальный поединок с убийцей отца на фоне расползающейся кругом лавы. При этом Эггерс не пытается как-либо романтизировать действия Амлета. В фильме есть сцена, где персонаж Скарсгарда безэмоционально смотрит в камеру, в то время как позади него раздаются ужасающие крики - горит хижина, наполненная пленниками захваченного поселения.

В нелёгкие для нынешней киноиндустрии времена, когда даже самые статичные сцены приходится снимать на зелёном экране, «Варяг» поражает своими съёмками на натуре: бескрайние просторы древних земель, суровые волны океана, препятствующие кораблям, философские разговоры у ярко-полыхающего костра. Каждый кадр пропитан скандинавской мифологией. Джарин Блашке, оператор ленты, уже работавший ранее с Робертом Эггерсом, продолжает удивлять.

Больше всего удивляет желание режиссёра придавать любой детали доскональную проработку. Будь то поселение, которое атакуют викинги, или небольшое помещение, где восседает их царь. У тебя не создаётся такого впечатления, словно авторы попытались смухлевать с обустройством локаций. И подобное отношение сказывается на восприятии сюжета удивительным образом - ты забываешь, что смотришь кино, вместо этого ты будто бы переносишься в десятый век и становишься непосредственным свидетелем событий той эпохи. Не малую роль в этом, разумеется, сыграли актёры - помимо Скарсгарда со своими задачами прекрасно справились и остальные участники каста, среди которых Аня Тейлор-Джонсон, Уиллем Дефо и многие другие лица, чья харизма врезается в память.

«Когда каждый кадр - небольшая история»: Посмотрел «Варяга» Роберта Эггерса на большом экране

Если «Ведьма» показалась вам слишком гнетущей в атмосферном плане, то «Варяг» предлагает бодрый тон, где существует чёткое распределение между тяжёлыми сценами и зрелищными боевыми моментами. Если «Маяк» показался вам чересчур безумным, то «Варяг» преподнесёт вам простую для понимания историю, не лишённую особого шарма и фирменного подчерка режиссёра, который не боится периодически экспериментировать с своим видением. На сей раз он по-сути объединил понятие арт-хаусного произведения и массового продукта, тем самым сняв кино буквально для всех.

«Варяг» - это маскулинный, прямолинейный и в то же время глубокий сказ о переосмыслении судьбы. Мощнейшая режиссура Эггерса со всеми подобающими ей штрихами не позволяет оторвать глаз от экрана, а актёрский состав, работа оператора и саундтрек превращают простоватый сюжет о мести в эпическую историю, наполненную темами помешательства, выбора между любовью и смертью, а также битвы за своё будущее. Но куда важнее то, что она наглядным образом демонстрирует - Роберт Эггерс относится к своему зрителю с максимальным уважением и умудряется превращать монструозное в поэтическое, а всевозможные клише в захватывающие дух рассказы.

9797
28 комментариев

Меня этот Варяг уже задолбал сегодня. Скоро в один ряд к Elden Ring и Виабу в "Заебавшее" отправлю)

18
Ответить

Комментарий недоступен

3
Ответить

Варяг переоценён

2
Ответить
35
Ответить

Да сколько можно уже это пиарить? Хватит уже!

6
Ответить

Этот пост хоть без галочки :)

Ответить

Сюжет, кажется, из Короля Льва позаимствовали.

3
Ответить