Как победить прокрастинацию по методу братьев Коэнов

Каждый год знакомлюсь с фильмами этой парочки. И в очередное знакомство нарвался на самородок про творческий кризис и назойливую Музу. Читай, как я почти продаю тебе «Бартона Финка».

Сюжет «Бартона Финка»

Бартон Финк — крутой драматург. Он выдал аж одну пьесу, и сразу был захвален критиками. Такие самородки долго не валяются в пыли, поэтому его приглашают в Голливуд, чтобы он выдавал крутые сценарии и дальше, но уже на потеху массовому зрителю, а не театральной элите.

Продюсер голливудской студии Липник даёт Бартону очень туманное ТЗ, в котором фигурирует некая «борьба». Зачем вообще давать великому драматургу какие-то там ТЗ? Просто возьми и сотвори ещё один шедевр. Вот так Липник уверен в таланте Бартона.

Озадаченный драматург снимает номер в отеле, расчехляет печатную машинку и всё... Привет, прокрастинация, творческий кризис, десятки отвлекающих факторов, самый жирный из которых живет в соседнем номере и постоянно наведывается в гости.

Наверное, мечта любого сценариста: глава студии целует твои ноги, поклоняясь твоему таланту

В главных ролях ОГО-ГО

Мне чаще всего плевать, кто там кого играет в фильмах, но людям это важно. Поэтому лови.

В роли Бартона Финка — Джон Туртурро, который мне нравится по-другому фильму Коэнов — «Перекрёсток Миллера». Ещё ты его знаешь по-другому фильму Коэнов «Большой Лебовски». Ещё ты знаешь его по-другому фильму Коэнов — «О, где же ты, брат?».

А если без шуток, то Туртурро, как минимум сиял в роли арабского террориста Фантома в «Не шутите с Зоханом», а если из свежего, то он играет какого-то там злодея в «Бэтмене» (не смотрел пока что).

А вот в роли жирного соседа тяжело дышит Джон Гудман. Давай не буду повторять шутку с перечислением тех же фильмов Коэнов, где Гудман тоже стабильно сияет.

И Стив Бушеми ещё есть.

Джон Гудман, Джон Туртурро и Стив Бушеми играли и в Бартоне, и в Лебовски! Только Джеффа Бриджеса не хватает до каре

«Фильм — говно!» — сказал я 13 лет назад

Именно тогда я купил себе первый телевизор и первый дивиди плеер. А после прогулялся на базар и выбрал среди прочего двусторонний DVD «12 лучших фильмов братьев Коэн».

Тогда мои познания о Коэнах ограничивались гоблинской ржакой про Лебовски и тем смешных фильмом, где орущая баба со шторкой на голове бежит от недоумевающих бандитов.

Тогда я кое-как осилил унылого «Бартона Финка». Безумно скучный, затянутый, набитый несмешной болтовней, даже Гоблин не озвучивает! Феее!

И вот спустя столько времени я смотрю на Финка совсем иначе.

<i>У тебя бывало такое: только собираешься поработать, и вдруг обои отклеиваются!</i>
У тебя бывало такое: только собираешься поработать, и вдруг обои отклеиваются!

Почему «Бартон Финк» понравился

А всё, за что я люблю Коэнов на месте:

Интересные герои — да.

Парочка персонажей-идиотов — да.

Интересный сюжет — да.

Чёрный юмор — да.

Шикарные диалоги — само собой!

А бонусом идёт отлично воссозданная эпоха (на часах 1941 год) — о да!

И плюс Финк вышел через год после «Перекрёстка Миллера» (мой любимый фильм у Коэнов) и будто бы слегка сохранил тот дух.

Но!

В этот раз помимо всего прочего мне было ещё интереснее, ведь я как творческий человек, который постоянно работает с текстами, узнал в Бартоне себя. И это меня дико зацепило.

ОСТОРОЖНО! ДАЛЬШЕ ВКЛЮЧАЮ СПГС

У тебя есть две музы. Какую на колени посадишь...?

Иногда выходит так, что я ненароком выдумываю глубокий смысл там, где его возможно нет. И «Бартон Финк» как раз тот случай, когда я зацепился за идею и протянул её до финала, подгоняя происходящее под неё.

А идея в том, что Бартон в поисках вдохновения встречается с двумя музами — Ложной и Истинной.

Одри Тейлор — секретарша и любовница сценариста-алкоголика, к которому Бартон обратился за помощью. Одри — муза потрёпанная и очень уставшая: она уже давно работает на своего автора, даже пишет сюжеты за него.

Бартон видит в ней ту самую музу, потому что уверен, что такой муза и должна быть: женщина, вдохновляет, умеет жалеть, порхает над звёздным романистом. Тем более, к ней его привёл сам продюсер, намекнув, что за вдохновением нужно идти к именитым сценаристам Голливуда.

Только вот пока Бартон гоняется за Ложной музой, рядом живёт ОНА...

Чарльз Мэдоус — сосед Бартона, обычный мужик из народа, который и 50 грамм плеснёт, и историю из «обычной» жизни расскажет, и выслушает, и выручит в сложный момент. Чарльз — та самая Муза, к которой нужно было прислушаться. Но нет. Бартон не даёт высказаться Чарльзу, постоянно перебивает его, разбрасываясь философскими рассуждениями.

А ведь именно Чарльз тот самый простой человек, для которого и будет снят фильм «про борьбу». Он даже показывает приём из борьбы. Кстати, это забавный момент. Бартон настолько высоко летает, что уверен, будто фильм будет про внутреннюю борьбу, но на деле от него требуют буквально фильм про борцов.

И этой борьбы от меня ждут?!

В итоге Бартон напишет свой сценарий, и это ему будет дорого стоить, потому что Истинной музе придётся задавить Ложную музы. Спрячу-ка финал идеи про муз под спойлер:

Бартон Финк отдаётся Ложной музе, а наутро находит её мертвой в своей постели. Выясняется, что её убил Чарльз. А как ещё этим сценаристам-мудакам помогать? Перед носом вертишь настоящим вдохновением, а они продолжают не туда смотреть. Только после убийства Ложной музы, Бартон выдает сценарий.

<i>Фильм закончится сильнейшей сценой, но рассказывать про неё я не буду :)</i>
Фильм закончится сильнейшей сценой, но рассказывать про неё я не буду :)

Так как победить прокрастинацию по методу братьев Коэн?

НИКАК.

ПРЕВОЗМОГИ!

СТРАДАЙ!

— Нам нужны индейцы в вестерн Нормана Стила.

— Но я писатель.

— Писатели приходят и уходят, а индейцы нам нужны всегда...

Что в итоге

Хочется посоветовать «Бартона Финка», но будто не могу. Из головы не выходит мысль, что этим фильмом могут проникнуться только творческие люди, которые сталкивались с творческим кризисом, страхом «белого листа» и с вооруженной до зубов циничной прокрастинацией.

Но если откинуть эту МОЮ скорее всего ошибочную мысль, то на выходе получается отличный плавно текущий почти что триллер в духе квартирной трилогии Полански со стёбом над Голливудом и интеллигенцией в лице Бартона.

С другой стороны, я уверен, что в каждом из нас ютится частичка Финка. Поэтому, смотреть стоит.

Да и вообще, что я распинаюсь, очевидно что Коэны рассказали о себе в Голливуде, и о том, что работать тяжело и лениво, хехе (не зря же Бартон похож и на обоих братьев сразу).

<i>Вот они слева направо: сценарист, сценарист, сценарист</i>
Вот они слева направо: сценарист, сценарист, сценарист

P. S. Подписывайся на мой телеграм: «Лебедь о кино». Там пишу кратко и без занудства о просмотренных фильмах. Пишу редко, но метко, и только про кино, так что спамить не буду.

267267
53 комментария

Это мы прочитаем потом

41
Ответить

победить прокрастинацию

Вопрос лишь в том - надо ли сражаться...

9
Ответить

Завтра сражусь...

34
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

В фильме он вынужден, потому что слишком много на него надежд со стороны продюсера

Ответить

Нежно люблю их творчество. Вот нет прям ярких шедевров, но всё - умно, тонко, аристократично.

4
Ответить

Да, мне Коэны напоминают Вуди Аллена в этом плане, вроде нет прям супер супер шедевров, но каждый фильм хороший по-своему.

3
Ответить