Psy-разбор "Невиданный цветок". Как пережить горе и утрату?

Psy-разбор "Невиданный цветок". Как пережить горе и утрату?

«Мать Мэнмы не может перестать ненавидеть нас. Анару не может перестать упрекать себя. Юкиацу и даже, наверняка, Цуруко, и даже Поппо – каждого мучает нестерпимая вина. Но только я вижу Мэнму.»

Можно найти разные теоретические модели того, как должно проходить горевание. Например, наверняка вы встречали на просторах интернета 5 стадий принятия: отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие. Это модель психолога Элизабет Кюблер-Росс, которую она предложила в своей книге «О смерти и умирании» в 1969 году. Но есть исследователи, которые предлагают и 9, и 12 стадий. Есть те, кто говорит о фазах горевания. Например, Сандрес предлагает 5 фаз: шок, осознание утраты, уход в себя, выздоровление и обновление. А Паркс – 4 фазы: оцепенение, тоска, отчаяние и реорганизация поведения.

Но важно здесь не то, кто из исследователей прав. Важно то, что каждое переживание горя – уникально. Нет правильного и неправильного горевания. Все эти стадии и фазы у каждого конкретного человека перемешиваются, идут параллельно, повторяются или затягиваются. Это мы видим и у героев аниме: как по-разному они все переживают смерть Мэнмы.

Есть ещё один взгляд на процесс, который предложил психолог Уильям Ворден – горевание как решение задач. Звучит, немного, механистично, конечно. Однако этот подход для меня объединяет когнитивно-поведенческую и полинарративную парадигму. Цель горевания – адаптация человека к миру, в котором больше нет близкого, по которому он горюет. Фазы и стадии дают описание эмоциональных процессов, через которые человек будет проходить независимо от того, будет он что-то делать или нет. Ставит человека в пассивную и беспомощную позицию. В то время как решение ряда задач – это инструмент КПТ, который помогает конструировать в человеке я-позицию того, кто принял утрату и может жить дальше. Я-позицию не того, кто неизбежно и бесповоротно летит в пропасть, а того, кто может что-то сделать, чтобы пережить трагедию.

Давайте продвигаться по этим задачам и смотреть, как их решают герои.

Psy-разбор "Невиданный цветок". Как пережить горе и утрату?

Задача I. Принятие реальности утраты.

Эта задача созвучна с прохождениями фаз отрицания, шока или оцепенения (Что-то из перечисленного фаза, что-то стадия. Но для удобства далее я буду их называть фазами, для нашего анализа разница в понятиях не критична). После смерти и похорон люди всё ещё не могут поверить, что это произошло. Это нормально. Очень сложно резко перестроиться и принять факт, что часть жизни, которую олицетворял умерший, исчезла.

Люди могут не верить, что это произошло, думать, что произошла ошибка. Те, кто говорит «Я умом всё понимаю, а сердцем принять не могу», видят умерших в лицах незнакомцев, им мерещатся призраки, считывают знаки. Иногда человек может не отрицать сам факт смерти, но может отрицать её значимость для себя.

В западной литературе есть термин «мумификация». Это когда комната умершего, его вещи и всё, что с ним связано, остаётся нетронутыми. Когда ребята пришли домой к Мэнме, её мама показала им пустую комнату и коробки с вещами, сказав: «Муж сказал, что нельзя вечно убиваться по Мэйко, и прибрал тут всё». Отец принял утрату, а вот мама нет. «С момента смерти Мэйко для неё не прошло ни секунды», - говорит папа Мэнмы ребятам.

Юкиацу также тяжело переживает горе и не принял эту утрату. Вместо этого он буквально слился с образом Мэнмы, постоянно в неё переодеваясь. В диалоге с отцом Мэнмы, когда они с Цуруко пришли просить разрешения запустить фейерверк, он говорит, что понимает маму Мэйко и тоже застрял в прошлом. Это не патология, а хроническое тяжёлое дезадаптивное переживание горя.

Конечно, если подходить формально, то можно сказать, что Дзинтан не принял смерть Мэнмы, поэтому её и видит. Однако, я всё-таки считываю эту героиню как образ горя, как метафору. Поэтому, если не брать в расчёт этот сценарный приём, то все герои аниме, кроме упомянутых выше, приняли реальность смерти Мэнмы.

Psy-разбор "Невиданный цветок". Как пережить горе и утрату?

Задача II. Переработка боли, причиняемой горем.

Эту задачу очень трудно решить в данном случае, потому что смерть Мэнмы была внезапной. Большинство исследований говорит о том, что такую смерть труднее оплакать, чем смерть, приближение которой можно было как-то спрогнозировать, как в случае с мамой Дзинтана. И мы видим по его отцу, что он решил все представленные задачи. В этой истории он и выступает примером человека, который прожил горе, адаптировался к новой жизни и сохранил светлую связь со своей женой.

Остальные же герои увязли здесь. Друзья – последние, кто видел её, и в процессе повествования мы видим, что у каждого своя причина, чтобы чувствовать себя причиной этой смерти. Аутоагрессия и чувство вины – это то, что объединяет всех героев. У всех них мысли, что смерть можно было предотвратить. Отягчает чувство вины ребят долгий любовный конфликт до трагического дня, выяснение отношений непосредственно перед смертью Мэнмы. Ещё тяжелее именно из-за внезапности этой смерти и их амбивалентных отношений друг между другом. Но сроднились с этими чувствами они по-разному.

Дзинтан – стал хикикомори (немного о них я рассказывала в psy-разборе «Welcome to NHK» ). Не успел оправиться от потери Мэнмы, как умирает его мама. Поэтому он дезадаптирован сильнее остальных ребят. Как мы узнаём позже, он всегда был из тех, кто не даёт волю истинным чувствам. И речь здесь не о «татэмаэ» - социально приемлемых выражениях мыслей, намерений и чувств, типичных для японцев. Подавление боли, которая была связана с тяжёлой болезнью и скорой смертью мамы, началось давно, так что смерть Мэнмы только усугубила положение. Гнев, который нужно было проорать в тоске по маме и Мэнме, Дзинтан выражал в шутерах. И это никак не помогает горе переживать. Эскапизм любого рода помочь не может – это побег от реальности, в которой непрожитое горе и оборванные социальные связи. Именно во время очередного погружения в игру и появляется Мэнма.

Поппо же избрал для себя «географическое лечение». Он путешествовал, много переезжал, пытался убежать от своей вины. Всё это в попытках заглушить боль и испытать облегчение. Но это не работает, потому что боль нужно прожить и прочувствовать и осознать, что однажды она пройдёт.

Юкиацу и Анару немного похожи в своём переживании горя. Юкиацу любил Мэнму и хотел слиться с ней, заменить Дзинтана. Анару же хотела быть с Дзинтаном и заменить Мэнму. Она, конечно, не наряжалась в Мэнму, как это делал Юкиацу. Но она переняла для себя частички образа Мэнмы в виде светлых платьев. «Платье похожее, но Мэнма не надела бы такое короткое. Вот мои одноклассницы носят такие, только не белые» - говорит она Цуруко о том, что легко поддаётся чужому влиянию. Как сказала Анару уже в фильме, она всё-таки любит Дзинтана, который любит Мэнму. Так что, на мой взгляд, к незавершившемуся гореванию по Мэнме, смятения в душе ей добавляют неразделённая любовь с Дзинтаном, подростковое подражание и поиск себя.

Собственно все 11 серий мы наблюдаем решение Задачи I некоторыми персонажами и долгий переход от решения Задачи I к Задаче II всеми остальными. Переработка боли, причиняемой горем происходит в ночь, после запуска фейерверка. Ребята наконец полностью выговаривают то, что так долго отравляло им сердце, а утром плачут, отпуская с Мэнмой свою боль.

Мама Мэйко осознала связь с реальностью благодаря младшему сыну Сатоси. «Я так вытянулся за последний год», - сказал он, решив хоть как-то напомнить свой маме о том, что у неё есть ещё один ребёнок. И ребёнок этот вырос. Она больше не препятствует планам ребят, не держит на них зла, плачет, глядя на фейерверк и тоже по-тихоньку решает Задачу II.

Psy-разбор "Невиданный цветок". Как пережить горе и утрату?

Задача III. Приспособиться к миру без умершего.

Как герои приспосабливались к жизни после прожитой боли, мы видим в фильме. Дзинтан оставил образ жизни хикикомори, устроился на работу и худо-бедно ходит в школу.

Остальные учатся во втором классе средней школы и думают о поступлении в университет в следующем году. Поппо, чем занят, я не особенно поняла, но он как всегда бодр и весел, просто без тяжкого груза на сердце:D

Самое важное, что ребят больше не съедает чувство вины, они поддерживали связь друг с другом целый год и планируют делать это в будущем. Все они прошли фазу "принятия".

Душевные терзания мы видим у Анару и Цуруко, но это от любви к Дзинтану и Юкиацу соответственно. Учитывая, что оба мальчика любили Мэнму, естественно, и их терзания связаны с её образом. Но к проживанию горя они имеют только косвенное отношение.

Задача IV. Сохранить связь с умершим, приступая к построению новой жизни.

Человек, переживший горе – это не человек, который забыл умершего.

Ребята, которые написали письма для Мэнмы и встретились через год после воссоединения, чтобы почтить её память, решили Задачу IV. Они сохранили связь со своей подругой: она всё ещё в числе Хранителей Мира и это отражает шестая кружка на столе. Цуруко рисует её повзрослевшей на картине со всеми друзьями. Эта картина пропитана светлой грустью, которую чувствуют все пятеро.

Мама Мэнмы тоже справилась и даже готова принять ребят у себя дома.

Psy-разбор "Невиданный цветок". Как пережить горе и утрату?

Однако, повторю, не смотрите на этот подход как на сухую механику. Горе нужно громко прорыдать, яростно проорать, тихо проплакать. И на это уйдёт время.

Чем же в проживании горя может помочь психолог? Конечно, речь не идёт о решении всех этих задач за пару сеансов. Психолог, это скорее человек, который сопровождает в это непростое время и облегчает, на сколько это возможно, конструирование этой новой я-позиции. Например, после сообщения о внезапной смерти, родных долгое время не покидает ощущение нереальности происходящего. Ночные кошмары и навязчивые образы затрудняют решение Задачи I. Чувство вины тоже особенно обострено при внезапной потере близкого, как мы это видели у героев аниме. Каждый из них думал, что если б он не убежал или не сказал то, что не нужно, или не струсил и спас, и проч., то этого бы не произошло. С проработкой этих чувств и конструированием новых и помогает психолог.

P.S.: ещё раз спасибо за донаты Vladislav Dergunov, Weatherboy и Napoli14
Трагедия, во время которой мы живём, очень по-разному отзывается в каждом из нас. Я продолжаю оказывать бесплатную психологическую помощь в своём Телеграме. Также в нём я рассказываю о когнитивных искажениях, которые влияют на восприятие информации. Это отражается как на восприятии новостей, так и на ежедневное наше с вами общение.

Я сочувствую тем, кто переживает утрату сейчас. Надеюсь, что своим разбором я внесла немного ясности и надежды в этот тяжёлый процесс. Обращайтесь за помощью, если она вам нужна.

8181
22 комментария

Боже как же я рыдал в конце сопли слёзы и всё это взахлёб.

10
Ответить

Ты! Ты пробудила воспоминания, которые заставляют меня рыдать! За что?!

4
Ответить

Ничего личного)

2
Ответить

Спасибо за содержательный пост! Как и всегда - было очень интересно. =)
Если не секрет - какое произведение следующее в очереди на разбор?

1
Ответить

Спасибо)
К сожалению, секрет пока что даже для меня:D
Много работы, нет совсем времени что-то новое смотреть((

1
Ответить

Психолог. Делаю psy-разборы аниме) Что, кста, по кланнаду? Есть мысли?

1
Ответить

Слезная бомба замедленного действия

1
Ответить