У нас то сам по себе отечественный кинематограф выстреливает один раз в пять лет, если не реже. А уж на экранизации Стругацких особо надеяться не приходится. Вот были бы режиссёры, как Тарковский, а так без шансов...
А чем тебе игры не угодили? "Обитаемый остров" TBS вполне годен, "Отель" немного предсказуем и вообще русский квест, но дух произведения сохранен (для тех, кто не читал). Вот "ТББ" не повезло, но не столько с разработчиком, сколько с издателем.
Спасибо! Интересно, но лучше бы вместе написали лонгрид лонгридов :) Еще, как мне кажется, отдельно можно рассматривать юмористические вещи: Понедельник начинается в субботу, Сказка о Тройке, Экспедиция в преисподнюю.
Отличный материал. Точно подмечена корреляция между изменениями в общественном сознании в СССР и градуса исторического оптимизма в произведениях Стругацких. Только не совсем понял один момент в позиции автора: эти изменения являются развитием братьев, как писателей-фантастов, или деградацией? Писать с годами стали лучше, но не сбился ли прицел? Начинали с активных созидающих альтруистов, а закончили пассивными наблюдателями, люденами и повальным волюнтаризмом. Печаль. И все равно Стругацкие являются выдающимися деятелями советской культуры
Румата - не прогрессор, а наблюдатель. Содержание "Жука в муравейнике" передано с точностью до наоборот. Само обращение к теме Стругацких похвально, конечно.
Там очень много дополнительных материалов, в том числе - писем, дневников, черновиков и интервью; вещи, которые Борис написал уже после смерти брата; пьесы и киносценарии; а также три тома фанфиков из подсерии "Время учеников". Всего серия состоит из 24 книг. У меня есть 22. Полный перечень будет слишком развернутым. Но вы можете посмотреть его на сайте издательства АСТ.
У Стругацких должен был быть еще "Белый ферзь",4 книга о Максиме и эпитафия полдню хорошо бы еще расказать о проекте Время Учеников и всех фанатских продолжения,от Соли Саркаша до Факапа
Самое любимое произведение у них "Малыш". За неразгаданную тайну, проблемы коммуникации непохожих разумов, и отрезвляющий подзатыльник считающим себя верхом эволюции
Безумно люблю три их вещи: "Трудно быть Богом", "Отель "У погибшего альпиниста" и "Понедельник начинается в субботу". И если последний любят, как правило, и те, кто вообще Стругацких не знает (спасибо советской киноклассике), а первый любить очень модно, то "Отель", по каким-то причинам, почти неизвестен. А между тем это прекрасный комедийный герметичный детектив совсем не в духе тех самых АБС, которые описывали крах системы. Его просто интересно и захватывающе читать. Еще хотелось бы отметить "За миллиард лет до конца света". Камерное мрачное сюрреалистическое произведение, все о том же выборе и о том, на что пойдет человек ради своих убеждений.
Как же прекрасно, что кто-то "Отель" вспомнил". Это действительно отличное произведение, причём и как детектив, и как просто нечто эмоционально-атмосферное. Зачитывался им.
По этим причинам "Отель" и неизвестен: любители детективов про него не знают, любителям научной фантастики (мне, например) он неинтересен. Чтобы "зашло", нужно быть любителем обоих жанров.
По моему субъективному мнению, лучшая фантастика была создана в СССР и Польше. Потому что в этих произведениях всегда есть идея, некая мораль. У американцев тоже встречается такое, но в основной массе это все-таки развлекалово. Это не плохо, потому что по таким произведениям проще снять фильмы :)
Мне кажется одна серия Дюна своим масштабом и глубиной уделывает всю серию Полдня. Просто потому, что Дюна универсальна, а истории Стругацких герметичны, чтобы читать и понимать Стругацких нужно быть родом из СССР или хотя бы иметь о нем живое представление. Без этого контекста книги Стругацких превращаются в довольно пафосную фантастику с претензией на глубину. Ближе к Гарри Гарисону с его Стальной крысой (больше приключения, чем притча).
Это уже не говоря о том, что читать про абсолютный коммунизм западному читателю будет практически невозможно.
Недавно перечитал Понедельник начинается в субботу и Сказку о тройке. Первая может быть замечательной детской сказкой, а вторая просто наполнена желчью и унынием, совершенно неинтересная к прочтению.
В общем, я хотел сказать, что Стругацкие интересны только тому, кто понимает в какой изоляции они писали свои произведения и какой информационный фон и быт их окружал. В этом их уникальность, но в этом же и слабость.
Вот и посмотрите с чего начинается цикл Дозоров, а к чему в итоге приходит. А если вспомнить кинофон западных фильмов, когда выходили эти книжки, то отделаться от впечатления содранных целых сцен не получается. И в космос герои летят, и китайские туррели противостоят героям, и луковичный мир, стремящийся то ли в сингулярность, то ли в сюрреализм. У Стругацких фантастика выдержанная, она все время показывает читателю то, что он в некотором роде видит и чувствует каждый день. Это фактически разные жанры. У Лукьяненко супергероика, а у Стругацких суперэтика.
- Хамье, вы же неграмотны - стеклянным голосом сказал Румата. - Зачем вам подорожная? А этот что тут делает? - он кивнул в сторону мокреца, который вытирал рукавом сопли.
В творчестве Аркадия Натановича и Бориса Натановича Стругацких хорошо прослеживает смена настроения. Первые книги были полны энтузиазма и надежды на светлое будущее: "Страна багровых туч", "Полдень XXII века", "Стажеры". Потом книги их стали более приземлёнными и не такими радужными. Стало меньше историй про путешествия, а больше про людей, прогресс и : "Трудно быть богом", "Хищные вещи века", "Гадкие лебеди". А последние их книги "Волны гасят ветер", "Отягощённые злом", "Двадцать седьмая теорема этики" откровенно говоря тяжело читать. Мне больше по душе середина их творчества 60-е и 70-е, когда будущее кажется не таким идеализированным, но есть надежда, что всё будет хорошо.
Хорошая статья. Спасибо. Спорить о неточностях или мнениях не стану (никому это не нужно). Отмечу только, что «Град Обреченный» - единственная книга в моей жизни, которую я читал дважды, а глядя на современный мир, стоит вернуться к ней еще раз.
Слегка оффтоп, но может тут кто поможет из любителей старой фантастики. Читал в детстве книгу, есть сильное ощущение, что это Стругацкие или кто-то тех же времён. Там по сюжету Марс был эдаким коконом, из которого вылупился потом огромный инопланетянин из какой-то сверх-расы. Марс после этого стали называть то-ли надкушенной, то-ли надкусанной планетой. Гугл не помог, может, тут кто знает, что это?
Странно, но мне наоборот везде мерещилась магия, которая дает силы героям. Это вовсе не их работа надо собой. Они получают свои силы из обучения и подготовки, которая всегда за кадром, но готовит героев к этим испытаниям. Методы борьбы с оружием и техникой, сталкивание антагонистов, смысловые игры, способность замечать изменения в своем сознании - какие-то сплошные элементы конспирации, шпионства, разведчества и подрывничества вместе с психологией. А те, кто сообразительнее героев - все время на шаг вперед и неуловимы. Герои все время в потоке между слоями, срезами, сообществами. Иногда кажется, что у героев нет другой цели, кроме проскользнуть между опасностями. Они явно противники фашистов, диктаторов, мракобесов, но при этом у них нет своей программы. Они разрушители, а не строители. И это очень грустно.
Говорить в целом не буду, потому что слишком общо, отвечу на примере любимой книги - "Трудно быть богом".
Историки НЕ хотят ничего разрушать, кого-либо свергать и вообще с кем-то бороться. Они спасают художников, чтобы те именно строили новое общество. Тех, кто хочет по-быстрому всё сломать, называют "спринтерами" и вывозят на Землю.
Как всегда с опозданием - спасибо за статью, прочел на одном дыхании. И впечатления от творчества АБС схожи. Но при этом, самым моим любимым произведением из их творчества стал рассказ "За миллиард лет до конца света". Не знаю, не могу объяснить почему - но вот он запал как-то сильно.
Спасибо за статью! Очень люблю Стругацких. В свое время прошел типовой путь, когда сначала завлекла в школьные годы фантастическая составляющая, а с годами все больше интересовали именно социальные и моральные проблемы будущего в их творчестве. И в этом вопросе Мир Полудня занимает отдельную нишу. А чего стоит та самая образовательная система - Высокая Теория Воспитания. Вещь не бесспорная, по современным меркам даже все еще радикальная, но вместе с тем очень интересная.
Такие статьи — луч света в темном царстве мусорного инфопотока. Большое спасибо.
Очень боялся, что народ в комментариях уйдет только в обсуждение "Сталкера". Тогда как текст совсем о другом. Рад, что ошибся)
На мой вкус лучшие фантасты на русском. Причём безупречные в малой форме, да и открывшие жанр фантастического детектива (Отель).
Правда я надеюсь хоть мои внуки увидят реально КРУТЫЕ игры и фильмы по их произведениям, а не очередное кино в духе "я автор, я так вижу".
У нас то сам по себе отечественный кинематограф выстреливает один раз в пять лет, если не реже. А уж на экранизации Стругацких особо надеяться не приходится. Вот были бы режиссёры, как Тарковский, а так без шансов...
А чем тебе игры не угодили? "Обитаемый остров" TBS вполне годен, "Отель" немного предсказуем и вообще русский квест, но дух произведения сохранен (для тех, кто не читал). Вот "ТББ" не повезло, но не столько с разработчиком, сколько с издателем.
Спасибо! Интересно, но лучше бы вместе написали лонгрид лонгридов :) Еще, как мне кажется, отдельно можно рассматривать юмористические вещи: Понедельник начинается в субботу, Сказка о Тройке, Экспедиция в преисподнюю.
А когда часть про Пикник, Град и Лебедей?
"Быков" и "интеллигентское самолюбование", это синонимы по-моему.
Комментарий недоступен
"Румата Эсторский, агент-прогрессор с Земли"
Нет, Румата историк из Института. Прогрессорство появилось позже, возможно, как раз чтобы избежать подобных ситуаций.
Отличный материал. Точно подмечена корреляция между изменениями в общественном сознании в СССР и градуса исторического оптимизма в произведениях Стругацких. Только не совсем понял один момент в позиции автора: эти изменения являются развитием братьев, как писателей-фантастов, или деградацией? Писать с годами стали лучше, но не сбился ли прицел? Начинали с активных созидающих альтруистов, а закончили пассивными наблюдателями, люденами и повальным волюнтаризмом. Печаль.
И все равно Стругацкие являются выдающимися деятелями советской культуры
Не уловил связи, писать про деградантов - не значит быть деградантом.
Румата - не прогрессор, а наблюдатель. Содержание "Жука в муравейнике" передано с точностью до наоборот.
Само обращение к теме Стругацких похвально, конечно.
Сергей, будьте любезны, огласите весь список книг в коллекции, пожалуйста. Почему-то моя коллекция этой же серии в два раза меньше
Там очень много дополнительных материалов, в том числе - писем, дневников, черновиков и интервью; вещи, которые Борис написал уже после смерти брата; пьесы и киносценарии; а также три тома фанфиков из подсерии "Время учеников".
Всего серия состоит из 24 книг. У меня есть 22. Полный перечень будет слишком развернутым. Но вы можете посмотреть его на сайте издательства АСТ.
У Стругацких должен был быть еще "Белый ферзь",4 книга о Максиме и эпитафия полдню
хорошо бы еще расказать о проекте Время Учеников и всех фанатских продолжения,от Соли Саркаша до Факапа
о, Факап отличный, жаль, что скатывается в глумление над Стругацкими, а в конце просто конспирологическое говно. Пример антиэтики.
Самое любимое произведение у них "Малыш". За неразгаданную тайну, проблемы коммуникации непохожих разумов, и отрезвляющий подзатыльник считающим себя верхом эволюции
Безумно люблю три их вещи: "Трудно быть Богом", "Отель "У погибшего альпиниста" и "Понедельник начинается в субботу". И если последний любят, как правило, и те, кто вообще Стругацких не знает (спасибо советской киноклассике), а первый любить очень модно, то "Отель", по каким-то причинам, почти неизвестен. А между тем это прекрасный комедийный герметичный детектив совсем не в духе тех самых АБС, которые описывали крах системы. Его просто интересно и захватывающе читать. Еще хотелось бы отметить "За миллиард лет до конца света". Камерное мрачное сюрреалистическое произведение, все о том же выборе и о том, на что пойдет человек ради своих убеждений.
Как же прекрасно, что кто-то "Отель" вспомнил". Это действительно отличное произведение, причём и как детектив, и как просто нечто эмоционально-атмосферное. Зачитывался им.
По этим причинам "Отель" и неизвестен: любители детективов про него не знают, любителям научной фантастики (мне, например) он неинтересен. Чтобы "зашло", нужно быть любителем обоих жанров.
По моему субъективному мнению, лучшая фантастика была создана в СССР и Польше. Потому что в этих произведениях всегда есть идея, некая мораль.
У американцев тоже встречается такое, но в основной массе это все-таки развлекалово. Это не плохо, потому что по таким произведениям проще снять фильмы :)
Интересное заявление :). А вот вы правда читали кого-то из польских фантастов кроме Лема, и не читали Азимова, Бредбери, Бестера, Ле Гуин, Дика?
Мне кажется одна серия Дюна своим масштабом и глубиной уделывает всю серию Полдня. Просто потому, что Дюна универсальна, а истории Стругацких герметичны, чтобы читать и понимать Стругацких нужно быть родом из СССР или хотя бы иметь о нем живое представление. Без этого контекста книги Стругацких превращаются в довольно пафосную фантастику с претензией на глубину. Ближе к Гарри Гарисону с его Стальной крысой (больше приключения, чем притча).
Это уже не говоря о том, что читать про абсолютный коммунизм западному читателю будет практически невозможно.
Недавно перечитал Понедельник начинается в субботу и Сказку о тройке. Первая может быть замечательной детской сказкой, а вторая просто наполнена желчью и унынием, совершенно неинтересная к прочтению.
В общем, я хотел сказать, что Стругацкие интересны только тому, кто понимает в какой изоляции они писали свои произведения и какой информационный фон и быт их окружал. В этом их уникальность, но в этом же и слабость.
Так надо читать не боевую фантастику или космооперу, а научную
Комментарий недоступен
Роберт Шекли "Паломничество на Землю" сборник рекомендую к ознакомлению с "некоей" моралью.
Хочу читать Лукьяненко, а Стругацкие слишком старые и скучные для обывалы типа меня
До сих пор надеюсь, что когда-нибудь кто-нибудь экранизирует "Черновик". Желательно в виде сериала.
Комментарий недоступен
Вот и посмотрите с чего начинается цикл Дозоров, а к чему в итоге приходит. А если вспомнить кинофон западных фильмов, когда выходили эти книжки, то отделаться от впечатления содранных целых сцен не получается. И в космос герои летят, и китайские туррели противостоят героям, и луковичный мир, стремящийся то ли в сингулярность, то ли в сюрреализм. У Стругацких фантастика выдержанная, она все время показывает читателю то, что он в некотором роде видит и чувствует каждый день.
Это фактически разные жанры. У Лукьяненко супергероика, а у Стругацких суперэтика.
- Хамье, вы же неграмотны - стеклянным голосом сказал Румата. - Зачем вам подорожная? А этот что тут делает? - он кивнул в сторону мокреца, который вытирал рукавом сопли.
"Улитка на склоне", "Гадкие лебеди" - лучшее из лучшего в НФ
Я вперые читаю ваш ресурс, и это ахеренно
С начала "Месяца космоса" ждал статью о творчестве Стругацких. Получилось великолепно. Ждём'с вторую часть)
В творчестве Аркадия Натановича и Бориса Натановича Стругацких хорошо прослеживает смена настроения. Первые книги были полны энтузиазма и надежды на светлое будущее: "Страна багровых туч", "Полдень XXII века", "Стажеры". Потом книги их стали более приземлёнными и не такими радужными. Стало меньше историй про путешествия, а больше про людей, прогресс и : "Трудно быть богом", "Хищные вещи века", "Гадкие лебеди". А последние их книги "Волны гасят ветер", "Отягощённые злом", "Двадцать седьмая теорема этики" откровенно говоря тяжело читать.
Мне больше по душе середина их творчества 60-е и 70-е, когда будущее кажется не таким идеализированным, но есть надежда, что всё будет хорошо.
Хорошая статья. Спасибо. Спорить о неточностях или мнениях не стану (никому это не нужно).
Отмечу только, что «Град Обреченный» - единственная книга в моей жизни, которую я читал дважды, а глядя на современный мир, стоит вернуться к ней еще раз.
Слегка оффтоп, но может тут кто поможет из любителей старой фантастики. Читал в детстве книгу, есть сильное ощущение, что это Стругацкие или кто-то тех же времён. Там по сюжету Марс был эдаким коконом, из которого вылупился потом огромный инопланетянин из какой-то сверх-расы. Марс после этого стали называть то-ли надкушенной, то-ли надкусанной планетой. Гугл не помог, может, тут кто знает, что это?
Головачев, серия "Реликт"
Комментарий недоступен
Несколько раз начинал читать, не заходило.
Потом начал читать книги в том порядке, как их писали и оторваться не смог.
Странно, но мне наоборот везде мерещилась магия, которая дает силы героям.
Это вовсе не их работа надо собой. Они получают свои силы из обучения и подготовки, которая всегда за кадром, но готовит героев к этим испытаниям. Методы борьбы с оружием и техникой, сталкивание антагонистов, смысловые игры, способность замечать изменения в своем сознании - какие-то сплошные элементы конспирации, шпионства, разведчества и подрывничества вместе с психологией. А те, кто сообразительнее героев - все время на шаг вперед и неуловимы.
Герои все время в потоке между слоями, срезами, сообществами. Иногда кажется, что у героев нет другой цели, кроме проскользнуть между опасностями. Они явно противники фашистов, диктаторов, мракобесов, но при этом у них нет своей программы. Они разрушители, а не строители. И это очень грустно.
Говорить в целом не буду, потому что слишком общо, отвечу на примере любимой книги - "Трудно быть богом".
Историки НЕ хотят ничего разрушать, кого-либо свергать и вообще с кем-то бороться. Они спасают художников, чтобы те именно строили новое общество. Тех, кто хочет по-быстрому всё сломать, называют "спринтерами" и вывозят на Землю.
Тест
Ничего нового не узнал, но прочитал с удовольствием, спасибо!
Как всегда с опозданием - спасибо за статью, прочел на одном дыхании. И впечатления от творчества АБС схожи.
Но при этом, самым моим любимым произведением из их творчества стал рассказ "За миллиард лет до конца света". Не знаю, не могу объяснить почему - но вот он запал как-то сильно.
Очень-очень крутая статья. Сергей, спасибо! Спасибо от всех, кто никогда не увидит эту статью ))) А те, кто увидит, выскажутся сами!
Спасибо за статью! Очень люблю Стругацких. В свое время прошел типовой путь, когда сначала завлекла в школьные годы фантастическая составляющая, а с годами все больше интересовали именно социальные и моральные проблемы будущего в их творчестве. И в этом вопросе Мир Полудня занимает отдельную нишу.
А чего стоит та самая образовательная система - Высокая Теория Воспитания. Вещь не бесспорная, по современным меркам даже все еще радикальная, но вместе с тем очень интересная.
П.С. Статья действительно хороша!