Индустриальный дизайн — как создаётся современная техника, и как она будет выглядеть в будущем

Дизайнер «Яндекс.Станции» рассказывает об индустрии, трендах и о том, почему игровые ноутбуки никогда не избавятся от RGB-подсветки.

Материал подготовлен при поддержке Lenovo Legion

Индустриальный, или промышленный, дизайн лежит в основе практически всех предметов, которые нас окружают: электроника, автомобили, мебель, жилые многоэтажки, мебель, шариковые ручки и даже пакет-майка на кассе в супермаркете.

Вещи не появляются из воздуха — если вы держите что-то в руках, значит, кто-то это придумал, спроектировал, привлёк инвестиции и произвёл с чётким планом того, как отбить вложения и заработать на продаже.

О том, что представляет из себя промышленный дизайн, как будут выглядеть игровые устройства будущего и какие тренды популярны сейчас, мы поговорили с Игорем Михненко, сооснователем дизайн-дома полного цикла notAnotherOne. В портфолио Игоря и его компании — линейка «умных» колонок для «Яндекса» и система умного дома Life Control, созданная для «Мегафона».

Мы выбрали самое интересное из большого интервью.

Этот блок временно не поддерживается

Что такое индустриальный дизайн

Есть стандартная формулировка, которая гласит «форма следует функции», но я с ней не совсем согласен. Я считаю, что форма является резолюцией функции — в это понятие входят несколько аспектов такие как технические характеристики, ощущения, рынок, целевая аудитория.

Задача дизайна как процесса — удовлетворять интересы конечного пользователя и производителя и учитывать при этом доступные средства производства.

В индустриальном дизайне сложнее и важнее всего соблюсти баланс. Если в архитектуре, например, вы можете позволить себе нестандартные решения, создавать уникальные проекты для каждого здания, то в индустриальном дизайне всегда нужно держать в голове необходимость массового производства.

Также необходимо заранее понимать стоимость — свобода в выборе форм и материалов определяется прежде всего тем, в какой категории выступает товар, сколько он может стоить для потребителя, и во сколько обойдётся производство.

Как создаются устройства

Существует более-менее стандартный цикл запуска производства продукта. В зависимости от сложности устройства и минимального запланированного количества, он может меняться — если будет произведено меньше тысячи штук, то некоторые этапы можно пропустить, а при масштабировании больше 100 тысяч потребуется пройти полный цикл.

Подробная схема из <a href="https://vc.ru/tech/101728-kak-sozdat-hardvernyy-produkt-s-nulya-na-primere-umnoy-kolonki" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">публикации ​в блоге notAnotherOne на vc.ru</a>, в которой более делально разбирают процесс создания «Яндекс.Станции»
Подробная схема из публикации ​в блоге notAnotherOne на vc.ru, в которой более делально разбирают процесс создания «Яндекс.Станции»

Всё начинается с идеи, следом за которой идёт исследование рынка.

Необходимо оценить спрос и узнать, есть ли уже в продаже что-то подобное. Что-то совершенно новое «из космоса» создать практически невозможно — большинство инноваций представляют из себя комбинации уже существующих решений.

После этого готовится прототип MVP [Minimum Viable Product — минимально жизнеспособный продукт] или MLP [Minimum Lovable Product — минимально привлекательный продукт], который должен демонстрировать пусть не все, но основные функции. Он нужен для того, чтобы привлечь инвестиции или получить «зелёный свет» у руководства. После утверждения нужно уладить патентные вопросы, и потом как раз начинается основная работа с дизайном.

Первым делом формулируется дизайн-язык, определяется внешний вид и восприятие будущей линейки.

Ещё одна иллюстрация из <a href="https://vc.ru/tech/101728-kak-sozdat-hardvernyy-produkt-s-nulya-na-primere-umnoy-kolonki" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">материала notAnotherOne на vc.ru​</a>
Ещё одна иллюстрация из материала notAnotherOne на vc.ru​

Именно линейки — бизнес не оперирует одним устройством. Если вы не можете создать несколько поколений, уровней устройств, объединённых в семейство, если у вас нет средств для производства нескольких продуктов, то, возможно, лучше даже не начинать. Как пример: если вы создаёте телефон, у него должно быть несколько версий с разным оснащением и несколькими градациями стоимости. И все устройства необходимо завернуть в один дизайн-язык, в продукции бренда должна быть наследуемость и узнаваемость.

Уникальный дизайн-язык служит для того, чтобы выделить бренд на рынке, придать ему «лицо». Если вы будете «ещё одним брендом», который производит «ещё одно устройство», которое ничем не отличается, вам будет очень сложно доказать свою целесообразность и превосходство над конкурентами.

Если вы используете какой-то угол, все остальные устройства должны повторять его форму, если используется какой-то материал или текстура, то они должны прослеживаться везде.

На этапе DFM [designed for manufacturing — готовый к производству] создаётся подробная 3D-модель, которая учитывает доступные методы производства. Индустриальный дизайн отличается тем, что он ограничен инструментарием. Если какая-то деталь нарисована, дизайнер должен точно знать, где, из чего и как её будут производить. Когда наступит эра массовой 3D-печати, свободы станет больше, но пока необходимо разбираться, где будет CNC-выточка, где литьё, а где штамповка.

​Проектируемые устройства прорабатываются до мелочей снаружи и внутри
​Проектируемые устройства прорабатываются до мелочей снаружи и внутри

Прежде, чем переходить к массовому производству, придётся пройти несколько этапов прототипирования, «вылизать» проект до блеска, и только после этого планировать сборочные линии, организовывать поставки материалов и тому подобное. Но здесь для всех подробностей потребуется отдельная статья.

Кто рулит производством — маркетологи или инженеры

Инициатива везде распределяется по-разному, у каждой компании своя культура. Где-то рулят дизайнеры, где-то маркетологи и продуктологи, где-то инженеры.

В большинстве азиатских компаний во главе стоит всё же маркетинг — это инертность рынка.

Например, современные телефоны с тонкой рамкой эстетически выглядят красиво, они как бы приближают нас к будущему в плане восприятия устройства. Однако с точки зрения механического дизайна и удобства использования, это кромешный ад. Это носимое устройство, которое часто падает — но для того, чтобы его можно было использовать по назначению, необходима целая вторичная индустрия чехлов и аксессуаров.

​Индустрия чехлов начала стремительно развиваться после появления смартфонов со стеклянной задней панелью
​Индустрия чехлов начала стремительно развиваться после появления смартфонов со стеклянной задней панелью

Когда ты пытаешься завоевать рынок и закрыть собой все существующие ценовые сегменты, появляются огромные продуктовые линейки из десятков моделей, разница между которыми не всегда очевидна. Когда бренд концентрируется не на одном продукте или линейке, а на целом направлении устройств, например, ноутбуках, появляется необходимость искать компромиссы с точки зрения цены, качества и оснащения.

Под каждый продукт создают свою «персону», некий образ целевой аудитории: молодой человек 20-35 лет, пожилая женщина, представитель какого-нибудь меньшинства, бизнесмен — устройства разрабатывают под конкретные категории потребителей.

Выбранные для продуктов «персоны» обычно транслируются через рекламные изображения и ролики. Здесь, например, показывают молодых взрослых, которые работают в офисе

В индустриальном дизайне есть два смежных понятия: форм-фактор и стайлинг.

Форм-фактор — это непостредственно само устройство, его функция. Ноутбуки в этом ключе все одинаковые: у них есть экран, клавиатура, камера, тачпад и батарея. Более узкие понятия «игровой ноутбук» и «ультрабук» тоже относятся к форм-фактору, так как сюда входят требования к железу, которое определяет назначение.

Ультрабук будут постоянно переносить, открывать и закрывать, он будет падать, на него могут пролить кофе — поэтому в его промышленном дизайне главный акцент делается на автономность и портативность, он должен быть лёгким, прочным и надёжным. Среди моделей со всеми этими характеристиками есть градации по стоимости и внешнему виду — это и называется стайлинг, призванный отвечать запросам людей с разными вкусами.

Курс — на функционализм и «исчезающий» дизайн

Сейчас не существует единого главного направления в индустриальном дизайне, но ближе всего здесь, пожалуй, функционализм.

​Функционализм в архитектуре — форма следует за функцией. Чисто декоративные элементы отсутствуют
​Функционализм в архитектуре — форма следует за функцией. Чисто декоративные элементы отсутствуют

Однозначно, со вкусом у всех сейчас становится лучше — эксцентричные формы уходят в люкс-сегмент, а обычные потребительские устройства становятся невидимыми. Форма следует за функцией, и хорошим примером здесь будет военная техника, в которой, как правило, очень мало стайлинга.

В устройствах дисфункциональные, вычурные украшения становятся всё менее востребованы.

​Истребитель СУ-27 не назовёшь элегантным или красивым — промышленный дизайн в нём работает исключительно на эффективное выполнение поставленных задач Topwar.ru
​Истребитель СУ-27 не назовёшь элегантным или красивым — промышленный дизайн в нём работает исключительно на эффективное выполнение поставленных задач Topwar.ru

Те же смартфоны и ноутбуки в одном форм-факторе сейчас выглядят более-менее одинаково и выступают скорее в роли терминалов, чем самостоятельных устройств.

В мире очень много предметов разнообразных форм, но в основном среди недорогих товаров, которые всё ещё пытаются привлекать внешним видом. Если посмотреть на предметы на рабочем столе современного человека, на автомобили, на интерфейс популярных приложений, станет ясно, что многие вещи становятся «невидимыми».

Индустриальный дизайн — как создаётся современная техника, и как она будет выглядеть в будущем

Дизайн позволяет им бесшовно сливаться с окружением — мы перестаём их замечать отдельно от их функции.

Это продиктовано экономикой — от предмета требуется выполнять конкретную функцию и стоить как можно меньше. Если пытаться сделать что-то выдающееся и невероятное, можно очень быстро упереться в стоимость производства, которая сделает продукт неконкурентноспособно дорогим.

Почему игровые ноутбуки выглядят именно так

Игровые ноутбуки — это мощные околопрофессиональные решения, которые наследуют стайлинг от игровых десктопов. Всё, что связано с игровыми десктопами и компонентами, начиная от дизайна печатных плат и заканчивая интерфейсом BIOS, обычно очень вычурное, агрессивное, часто с RGB-подсветкой.

Чтобы передать принадлежность к этому сегменту, ноутбуки унаследовали разноцветные светодиоды, рубленые формы и резкие углы, которые, скажем, профессиональным устройствам совершенно ни к чему.

Современное развитие дизайна игровых ноутбуков связано с доступностью компонентов. Пять лет назад ноутбук для игр не мог не весить три-пять килограмм. Не было ни 144 Гц IPS-экранов с тонкой рамкой, ни компактных и оптимизированных видеокарт. К тому же, теперь за миниатюризацию компонентов не приходится доплачивать огромные деньги — современные процессоры и видеокарты для ноутбуков стали меньше и намного лучше оптимизированы по тепловыделению и энергопотреблению.

​Дизайн Lenovo Legion Y720 2017 года воплощал все характерные особенности игровых ноутбуков того времени: толстый корпус, рубленые линии, красные вставки на корпусе и клавиатуре и даже покрытие крышки «под карбон». Теперь от этого ушли.
​Дизайн Lenovo Legion Y720 2017 года воплощал все характерные особенности игровых ноутбуков того времени: толстый корпус, рубленые линии, красные вставки на корпусе и клавиатуре и даже покрытие крышки «под карбон». Теперь от этого ушли.

Эксцентричность форм и дизайна игровых ноутбуков была следствием того, что дизайнерам надо было скрывать большой «минимальный объём». Это пространство в кубических сантиметрах, которое занимают необходимые компоненты — меньше устройство быть не может.

Дизайнерам приходилось обыгрывать массивный корпус замысловатыми формами, чтобы отвлечь внимание от габаритов и подчеркнуть мощь устройства. Так как сейчас компоненты стали компактнее и доступнее, игровые ноутбуки могут позволить себе более сдержанный внешний вид.

С уменьшением компонентов, дизайн игровых ноутбуков становится более generic [обычным, типичным — DTF]. Они изначально хотели быть такими, но не могли. Это основной тренд на сегодня — игровые лэптопы становятся меньше, легче, тоньше. Они постепенно приближаются к «обычным» ноутбукам, оставляя только основные особенности, такие как игровая видеокарта, быстрый экран, клавиатура без «гостинга» и с RGB-кастомизацией.

Совсем отказаться от «геймерских» элементов в игровых ноутбуках будет опасно, потому что тогда они перейдут в другой сегмент и потеряют связь с целевой аудиторией. Производители зависимы от инертности рынка — все люди мыслят архетипами: если машина выглядит как болид «Формулы-1», то это быстрая машина, если это багги, значит оно предназначено для езды по бездорожью.

Ноутбуки Lenovo серии Legion в открытом виде выглядят строго и минималистично, тёмный серый цвет больше характерен для офисных моделей. Игровую принадлежность выдаёт настраиваемая RGB-подсветка и вентиляционные отверстия, которые видны только сзади
Ноутбуки Lenovo серии Legion в открытом виде выглядят строго и минималистично, тёмный серый цвет больше характерен для офисных моделей. Игровую принадлежность выдаёт настраиваемая RGB-подсветка и вентиляционные отверстия, которые видны только сзади

Если у ноутбука нет хотя бы RGB-клавиатуры, его никто не проассоциирует с играми и едва ли выберет из числа более «подходящих» на полке в магазине. Такой подход не исчезнет никогда, маркетологи будут биться до последнего, чтобы сохранить отличительные черты своего продукта.

Ноутбуки становятся мощнее и доступнее, и пользователи десктопов постепенно переходят на лэптопы, это подтверждено статистикой. Со временем стационарные ПК превратятся в категорию для профессионалов и самых больших энтузиастов, которым доставляет удовольствие собирать и кастомизировать дизайн самостоятельно. И конечно, десктопы останутся в киберспорте. Узнать больше по теме можно в другом нашем материале, посвящённом будущему игровых ноутбуков.

Как менялись консоли, и что ждёт их в будущем

Мы показали Игорю несколько консолей: NES (1985), SEGA MegaDrive (1989), Sony PlayStation (1994), Microsoft Xbox (2001), PlayStation 3 (2006), Sony PlayStation 4 Pro (2016), Xbox Series X (2020) и попросили его коротко проанализировать особенности дизайна этих устройств.

Здесь мы наблюдаем инертность архетипа. Его создали в середине восьмидесятых, и дальше он развивался минимально. Сначала форм-фактором взаимодействия был картридж, поэтому в центре был слот для него, потом перешли к дискам.

На самом деле я бы не говорил о форм-факторе самой консоли — совершенно неважно, как она выглядит.

Там люди отрываются, как хотят, даже никакой преемственности между самими «коробками» обычно нет.

Сейчас вся основная дизайнерская работа сконцентрирована именно на геймпадах.

Основное изделие с точки зрения дизайна то, с чем больше всего взаимодействует пользователь, то есть контроллер. Большинство людей обладают двумя руками с пятью пальцами на каждой, но даже с учётом таких ограничений контроллеры очень сильно преобразились.

Причём не только визуально, но и функционально — в них развивается внутренняя механика, появился виброотклик, они стали беспроводными, появились акселерометры, гироскопы и так далее. Геймпады мутируют сильнее всего, так как постоянно находятся в прямом контакте с пользователем. Но при этом именно они сохраняют единый дизайн-язык бренда.

Это очень сложное устройство — если в телефоне кнопка должна нажиматься пятьдесят тысяч раз, то здесь она должна безотказно выдержать миллионы нажатий. И всё это в агрессивной среде: руки потеют, щёлочи и соли попадают на плату и разъедают резину, для дизайнера это серьёзное испытание.

Почему девкит PS5 похож на космический корабль

Успешность игровой консоли напрямую зависит от разработчиков. Если не дать им заранее платформу для тестирования, они не смогут вовремя выпустить игры и оптимизировать их, а это может привести к провалу на запуске устройства.

Девкит PlayStation 5
Девкит PlayStation 5

Продукт, по сути, необходимо выпустить задолго до официального релиза, но раскрывать его дизайн нельзя, иначе пропадёт маркетинговый эффект.

Поэтому девкит выглядит так, как будто прибыл из далёкого космоса, чтобы максимально избежать ассоциации с будущим продуктом. Это камуфляж.

Девкит PlayStation 4
Девкит PlayStation 4

Как будут выглядеть игровые устройства будущего

В последние годы мы увидели огромный прорыв в interaction-дизайне, то есть дизайне взаимодействия цифрового мира с реальным. Появился форм-фактор VR, который развивается семимильными шагами, хотя и не так быстро, как ожидалось. Я считаю, что рано или поздно VR и AR займут огромную нишу в игровой индустрии. Уверен, что уже скоро консоли тоже начнут уделять им больше внимания.

Геймпад как форм-фактор уже достиг пика и почти упёрся в порог, круче которого его уже сделать невозможно.

В перспективе нас ждёт тренд на интерактивные перчатки, но такие контроллеры появятся нескоро. И проблема здесь не в оборудовании, его можно создать уже сейчас — куда сложнее программно обрабатывать такое количество данных. Для того, чтобы конвертировать объём сигнатур, которые будут приходить с двух рук, в понятные компьютеру команды, без продвинутой нейронки не обойтись.

Контроллеры Valve Index крепятся к ладоням и отслеживают движения отдельных пальцев​. В ближайшие годы нас ждёт развитие этой идеи
Контроллеры Valve Index крепятся к ладоням и отслеживают движения отдельных пальцев​. В ближайшие годы нас ждёт развитие этой идеи

Но будущее всего игрового оборудования я вижу в распознавании жестов и голосовом управлении. То есть, само тело станет контроллером, а перед игроком будет только система камер и очки виртуальной реальности.

Консоли и компьютеры превратятся в чёрные коробки, которые перестанут отвлекать внимание и выбиваться из интерьера своим нарочитым внешним видом.


​Дизайнеры Xbox Series X двигаются в правильном направлении
​Дизайнеры Xbox Series X двигаются в правильном направлении

Мы сейчас находимся на этапе, когда устройства становятся частью среды — невидимыми и незаметными, и этот тренд будет только усиливаться.

Эта статья — часть нашего проекта, посвящённогогеймингу будущего. По соответствующему тегу ниже вы найдёте материалы, в которых мы пытаемся разобраться, что ждёт нас в ближайшие десятилетия.

Проект проводится при поддержке Lenovo Legion. Бренд производит мощные и стильные ноутбуки с графикой GeForce™ RTX и процессорами Intel® Core™ девятого и десятого поколения под капотом, а также игровую периферию и стационарные ПК. Сейчас мы проводим розыгрыш, в котором можно выиграть один из ноутбуков, а также игровые наушники, мышь или клавиатуру.

Команда Lenovo учитывает фидбек пользователей при создании ноутбуков. Она будет читать комментарии под этим материалом, поэтому вы можете делиться своим мнением и предложениями — они обязательно дойдут до производителя.

7272
117 комментариев

Истребитель СУ-27 не назовёшь элегантным или красивым

59

И вообще, некрасивое летать не может.

15

 Со временем стационарные ПК превратятся в категорию для профессионалов и самых больших энтузиастов, которым доставляет удовольствие собирать и кастомизировать дизайн самостоятельно. И конечно, десктопы останутся в киберспорте.

Радует аналитика на уровне пальцем в небо. Так говорили уже с начала 2000х — смерть ПК, консоли рурят. Смерть консолям - планшеты и телефоны рулят. А тут внезапно 2020 и все еще есть и ПК и Консоли.

35

Я могу ошибаться, но основные потребители и любители собирать ПК - это не мужики за 30? По моему это еще со старых привычек. Сейчас если спросить ребенка, то я сомневаюсь, что он попросит ПК на день рождения, скорее именно консоль. Ноутбук для учебы и консоль для игр, вроде щас так и молодежи. Я не утверждаю, просто наблюдения.

9

Ну надо-же кому-то впаривать эту китайчатину Ленову.

7

Так, стойте, а разве сейчас не так? Все поголовно ходят с ноутбуками, а десктопы стоят только либо для геймеров, либо для профессионалов, которым требуется мощная аппаратура (художники, программисты, редакторы и так далее). Да и в консолях, честно говоря, тоже такой тренд есть, вернее, в гейминге в целом: популярность мобильных игр растёт с каждым днём (я знаю, насколько это ущербно выглядит сейчас, но то ли ещё будет), да и Nintendo, как один из флагманов рынка, по сути от концепции полностью стационарных устройств, отказались, и Switch можно таскать куда угодно. 
Короче говоря, как говорят исстари в наших русских деревнях, окей, бумер. 

3