«All you need is kill» — обзор-сравнение ранобэ, манги и экранизации

История о том, как двое солдат в бронекостюмах рубят инопланетян на части, попутно пытаясь выбраться из временной петли, была впервые описана в ранобэ Хироши Сакуразаки и позже получила два очень разных перевоплощения. В статье ниже я сравнил все три произведения и составил рекомендацию для тех, кто знаком/не знаком с серией.

найдите десять отличий
найдите десять отличий

Сюжет (ранобэ vs манга)

(все спойлеры далее скрыты, раскрывать на свой страх и риск)

Во всех трех произведениях история начинается примерно одинаково: главный герой — Кейдзи Кирия — отправляется служить на военную базу, оказывается в бою, погибает и попадает во временную петлю. Через какое-то время он встречает Риту Вратарски, по прозвищу «Боевая сука» (есть и другие переводы) и тут сюжет стартует по-настоящему.

Основная заслуга Хироши Сакуразаки в ранобэ — это выдержанный приземленный тон повествования и крепко сваренное ядро истории с «мимиками»- инопланетными захватчиками-, солдатами в меха-броне, которые с ними борются и влюбленной парой, попавшей во временную петлю. Писатель отлично расставляет основные элементы действия на доске, но несколько теряет в реализации.

В ранобэ можно встретить множество малозначительных описаний, местами вставленных в самые неподходящие моменты; третьестепенных героев, которые совершенно не влияют на основную историю, но при этом «тратят» время, замедляя развитие сюжета (вроде подкаченного фотографа по имени Мурдок) и пару событий, которые также не на что не влияют, но расписываются на несколько страниц, как эпизод, где Шаста — механик Риты — приносит «Боевой суке» фигурки с её изображением.

Хорошо, что всё это пошло «под нож» в манге, за счет чего темп повествования почти не замедлился, однако, вместе с этим была вырезана и предыстория «мимиков». Без неё эти инопланетные существа кажутся бессмысленно агрессивными и напоминают очередных пресловутых инопланетян, которые пришли уничтожить человечество просто потому, что так надо сценаристу (но всё не так просто). В ранобэ объясняется, что (далее спойлер):

Мимики — это «экоформирующая бомба», отправленная далекой цивилизацией для того, чтобы сделать Землю пригодной для их жизни, так как на их родной планете происходит кризис из-за перенаселения. В сущности, в ранобэ проводится прямая параллель между тем, как люди вырубают леса и осушают водоемы, лишая дома разную живность, ради своего комфортного существования; и тем, как пришельцы делают то же самое, только по отношению к человечеству.

За исключением изменений выше, манга дотошно воплощает сюжет первоисточника, а в некоторых моментах, за счет визуальных средств (от нереально крутого художника в лице Такеши Обаты) даже обходит оригинал, например в предыстории Риты Вратарски, где эти несколько сухих предложений (далее спойлер):

Умирая, мать Риты приютила её на своих руках. Рита наблюдала на снегу, как её отец сражался и был убит.

Превратились в манге в эффектные фреймы вроде этого:

смерть по-голливудски
смерть по-голливудски

В итоге, можно сказать, что Манга исправила основные проблемы сюжета ранобэ, улучшила некоторые моменты за счет качественного арта и «надстроек» над историей, но лишилась интересных деталей о сеттинге и принципе работы местной временной петли.

Сюжет (ранобэ+манга vs экранизация)

Если мангу и можно назвать достаточно бережной интерпретацией оригинальной истории, то голливудская экранизация ушла далеко за все границы, очерченные Хироши Сакуразакой. От оригинального сюжета остались только (перелопаченные и американизированные) основные элементы: место действия сменилось с японских островов на США и Европу, Кейдзи Кирия стал Кейджем, временная петля осталась, но принципы ее работы были максимально упрощены, история стала развиваться гораздо быстрее, а основной задачей для героев стало (снова) спасение мира. И в конце (далее спойлер):

у них всё получилось и мы увидели очередной не слишком слащавый, но всё ещё «старый-добрый голливудский хеппиэнд».

В целом, экранизацию можно назвать очень вольной, во многом упрощенной интерпретацией ранобэ, которая, однако, в некоторых моментах её превосходит. Например, благодаря более ранней, чем в первоисточнике, встрече Кейджа (Кейдзи Кирия из ранобэ и манги) с Ритой Вратарски, взаимодействию героев уделяется гораздо больше внимания и их «любовная линия» становится более полноценной, в то время, как пересечения персонажей в ранобэ можно было сосчитать по пальцам. Также можно сказать, что упрощенный принцип работы временной петли помог избавиться от вороха условностей, которые порождала концепция из первоисточника.

Персонажи (ранобэ+манга vs экранизация)

Так, как манга, достаточно щепетильно передала всю основную историю и бэкграунд героев из ранобэ, образы и характеры персонажей претерпели минимальные изменения. Кейдзи остался обычным парнем, упертым, но сообразительным рекрутом, на месте которого мог бы себя представить каждый, а Рита Вратарски всё та же «Боевая сука» на поле боя и, хрупкая и чувствительная девушка в обычной жизни, хотя она это и скрывает. Того же нельзя сказать о фильме: вместо утрированно-миловидной Риты Вратарски из манги, мы получили очередную бой-бабу (не только внешне, но и характерно) в лице Эмили Блант.

Судите сами
Судите сами

В целом, этот образ хорошо был показан в контексте фильма, но по сути он представляет то, как выглядела Рита Вратарски по представлениям обычных людей, которые не видели её без костюма.

"Она даже меньше, чем я думал!"
"Она даже меньше, чем я думал!"

Вместе с упрощённым характером и отсутствием в экранизации предыстории Риты, исчезла и вся её трагедия, и глубина натуры, и подтекст о том, что далеко не каждому дано заниматься тем, что он хочет — некоторым приходится заниматься тем, что «заложено у них в крови«. В случае Риты — убивать космических засранцев (что в фильме у неё получалось гораздо хуже, так как «Боевая сука» стала слабее своей версии из ранобэ, чтобы соответствовать приземленно-реалистичному тону фильма) .

Другим значительно переделанным персонажем стал сержант Феррел. В первую очередь, сильно изменилась его роль: из мудрого и сурового наставника для Кейдзи он был превращен в обычного пассивно-агрессивного офицера с южным акцентом. Билл Пэкстон, который отыграл сержанта, был, конечно, хорош, но его типаж только сильнее подчеркивал, что экранное воплощение Феррэла очень далеко от оригинала. Не то, чтобы это как-то вредило фильму, просто жалко, что пропал такой аутентичный для сеттинга герой.

Феррел в манге и экранизации
Феррел в манге и экранизации

Кейдзи Кирию тоже коснулись изменения. В первую очередь, он получил новое имя — Кейдж — и из новобранца превратился в дезертировавшего майора армии, которого силой отправили на передовую, однако, несмотря на измененный бэкграунд, в плане характера Кейдж особенно ничего не потерял, и о большинстве его действий в фильме можно сказать «Кейдзи из ранобэ, наверняка, сделал бы точно так же». Более того, герой даже немного прибавил в харизме, благодаря Тому Крузу, который его исполнил на экране.

Кейдзи в манге и экранизации 
Кейдзи в манге и экранизации 

Последний, но не по драматичности изменений, герой — это Шаста, милая девушка с индейскими корнями, которая с легкой руки сценаристов стала усатым мужиком(!).

Шаста до и после
Шаста до и после

Мне сложно предположить, какая идея лежала в основе этого (жестокого) решения, разве что возможная несуразность гротескного образа гениальной и неуклюжей девушки-механика из ранобэ на фоне общего тона экранизации, но в результате от Шасты Рейл в фильме совершенно ничего не осталось. Еще один замечательный образ канул в лету вместе с сержантом Феррелом.

Все характеры героев из ранобе были значительно упрощены в экранизации. Местами изменения доходят до абсурда, но их нельзя назвать совершенно неоправданными. Благодаря им, фильм выдерживает единый тон повествования, однако платит за этой глубиной конфликтов и персонажей.

Визуальная реализация (манга vs экранизация)

Под визуальной реализацией, я подразумеваю исполнение внешнего вида придуманных Хироши Сакуразакой существ и предметов.

Одно из самых ярких перевоплощений произошло с мимиками: из ежеподобных монстров, метающих иглы…

мимик здорового человека
мимик здорового человека

…они превратились в светящееся подобие мимиков из «Prey», только с кучей щупалец

мимик курильщика
мимик курильщика

Можно понять, почему оригинальные мимики были так сильно изменены. В первую очередь, непонятно, каким образом эти существа из ранобэ вообще бы перемещались на экране. Двигали бы иглами, как ногами? Левитировали? Катились?.. Это вопрос не из легких.

Также значительно поменялся дизайн бронекостюмов. Вместо надежно-выглядящей брони, закрывающей всю поверхность тела, мы получили хлипкий экзо-костюм с кучей неприкрытых зон и каской вместо полноценного шлема. Немного странно было наблюдать за тем, как люди отправляются на войну с против инопланетной цивилизации в костюме, который скорее мешает передвигаться, чем защищает от мимиков. С другой стороны, опять же, в контексте такого условно-реалистичного уклона повествования и ослабленных мимиков, такая броня смотрелась вполне органично.

слева Halo Infinite
слева Halo Infinite

К слову, двухсоткилограммовый топор, которые вы могли заметить на прошлой картинке, тоже исчез из фильма и был заменен на обычный огромный тесак (по той же причине, что и броня).

Немного о постановке

Большие студийные бюджеты всегда накладывают ограничения, и в этом фильме это вылилось в упрощенные конфликты, характеры и шаблонный сценарий, однако, вместе с большими ресурсами картина также получила масштабный экшен. Когда смотришь эти боевые сцены, напоминающие «день Д» с меха-солдатами и пришельцами, кажется удивительным, как органичен американский подход к постановке военных действий, наложенный поверх сеттинга, придуманного Хароши Сакуразаки. «Будто так и должно быть».

первая боевая сцена до начала второй петли

Итог

Собирая всё описанное в кучу, можно однозначно утвердить несколько вещей:

1. Жаль, что по этой манге не сняли аниме.

2. Если вы только посмотрели «Грань Будущего», вам понравилось, и вы хотите понять эту историю глубже, то начните с манги. В ней описаны все важные концепции и события мира «All you need is kill». Всё без лишних деталей, но с отличным артом и раскадровкой.

3. Если вы читали только ранобэ, то почитайте мангу и вы, опять же, не разочаруетесь. Фильм смотреть, только если готовы немного отключить мозг и абстрагироваться от первоисточника.

4. Если вы читали только «Мангу», то ранобэ может помочь вам чуть глубже понять концепцию временной петли в этом мире, пролить на свет на предысторию мимиков и чуть больше проникнуться атмосферой местных сражений. В остальном, ранобэ — это почти то же самое (в плане истории), но дольше и детальнее. Фильм почти не связан с оригиналом, поэтому имеет смысл глянуть, только если интересен новый (более зрелищный, но упрощенный) взгляд на историю.

5. Если пролетаете по всем трем пунктам, то советую, для начала, ознакомиться с мангой, которую можно назвать лучшей инкарнацией оригинальной истории.

P. s. спасибо, что дочитали или, по крайней мере, доскролили до этого момента. если понравилось - подпишитесь, впереди еще много подобных статей по аниме, манге, ранобэ, кино и комиксам (!). если есть какие-то интересные наводки такого рода, жду в комментариях — обсудим🌚

484484
112 комментария

Фильм отличный как самостоятельное произведение, пошёл на него в кино (рандомом) и остался в восторге. Всё таки Круз и экшен - это почти синонимы. Ну и химия между главными персонажами получилась замечательная. До сих пор один из любимых экшен-фильмов.

130

Комментарий недоступен

12

Мне фильм понравился, но единственное что меня лично расстроило - не очень хорошо, на мой взгляд, раскрыли момент, что человек, который умер уже не одну тысячу раз пытаясь спасти ставшей ему близкой женщину просто обязан был начать ехать крышей, тем более что у него практически неостановимая петля, в которой его психика вообще не отдыхает. Он там, кнешн, посуровел в итоге, но это всё ж не то.

Оригинал не читал.

8

Фильм абсолютно бездарный как самостоятельное произведение который максимально дыряв. и пуст

2

А экзоскелету тут броня не нужна. Его же всё прошивает. А вот как орудийная платформа, вполне.
И "мимик курильщика" всяко лучше ежа на минималках.

81

Я люблю аниме девочек, но эти ёбла уже конкретно надоели. Девочка механик вообще вызывает кринж.

44

Ага, и автор ещё сетует на то, что Рита в фильме вне поля боя не выглядит такой же девочкой. Вообще то при психологической достоверности характера, бой-баба всегда должна быть бой-бабой

25