«Буду играть, пока не умру»: история кампании Dungeons & Dragons, которая длится больше 40 лет

30 тысяч фигурок, сотни персонажей, десятки игровых полей и один Мастер подземелий.

Фото с портала <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Flfpress.com%2Fnews%2Flocal-news%2Flondoners-dungeons-and-dragons-game-has-been-swinging-swords-for-38-years&postId=1192907" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">The London Free Press</a>
Фото с портала The London Free Press

Обычно кампании в Dungeons & Dragons длятся от нескольких часов до пары месяцев, но в отдельных случаях могут занимать один или два года. Однако в мире есть один поклонник игры, который считает, что приключение в D&D не обязано заканчиваться. Именно поэтому историк Роберт Уордхо уже 40 лет продолжает одну кампанию.

За эти годы он успел собрать огромную коллекцию фигурок и детально расписать историю своего мира, в котором нашлось место как реальным странам, так и Средиземью Толкина. Рассказываем всё, что нужно знать о необычной кампании и её организаторе.

Истоки и участники

Роберт Уордхо познакомился с Dungeons & Dragons в 14 лет. Он узнал основы игры от друга, а подробности прочитал в книге правил, которую тот случайно оставил в доме Уордхо. Разобравшись в деталях, мальчик полюбил игру на всю жизнь и в 1982 году начал кампанию, которая продолжается до сих пор.

«Буду играть, пока не умру»: история кампании Dungeons & Dragons, которая длится больше 40 лет

Уордхо рос в небольшом канадском городе, поэтому его взрослые жители быстро узнали, что их дети часами играют в какую-то странную настолку. Они не понимали, как подросткам могут нравиться подобные увлечения, и тут же решили, что сообщество D&D — это секта и, возможно, сатанинская. Самого Уордхо не раз называли лидером культа и коммунистом за то, что он организовывал партии в своём доме.

Жители этого города были не одиноки в своих опрометчивых суждениях: Dungeons & Dragons обвиняли во всех смертных грехах родители и СМИ в других странах. Прошло много лет прежде, чем абсурдные обвинения исчезли, а люди осознали достоинства игры и то, почему она привлекает детей. Но в начале 80-х фанатам D&D всё же приходилось скрывать своё увлечение от окружающих.

Благодаря игре дети пополняли словарный запас, а также учили историю, социологию и философию. Оказалось, что можно сидеть за столом, играть и получать много знаний, но люди в те годы были не готовы к подобному.

Роберт Уордхо,

поклонник D&D

Уордхо начал легендарную кампанию в D&D вместе с тремя друзьями в 1982-м. Чаще всего подростки играли за кухонным столом, а под рукой у них была лишь пара книг правил, несколько кубиков, карандаши и бумага. Всё остальное (например, историю) они додумывали сами.

Примерно через год подростки обзавелись первыми фигурками, которые они тут же начали раскрашивать: с ними игра стала нагляднее и веселее. С каждым месяцем статуэток становилось всё больше, и к 1985 году они занимали три небольших ящика.

В том же году закончилась первая фаза кампании, так как Роберт Уордхо, выступавший бессменным Мастером подземелий, поступил в университет другого города.

Уордхо в юности. Кадр из ролика портала <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DnJ-ehbVQYxI&postId=1192907" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Wired</a>
Уордхо в юности. Кадр из ролика портала Wired

Однако друзья не перестали собираться и в студенческие годы: они по-прежнему продолжали кампанию и покупали новые фигурки. Правда, не так быстро, как бы им хотелось — денег ребятам всё же не хватало. По словам Уордхо, в те годы он купил первый ящик для инструментов, чтобы перевозить фигурки, так как в старые контейнеры коллекция уже не помещалась.

К середине 90-х Уордхо поступил в докторантуру и купил свой первый дом. В нём он оборудовал игровое место для партий в D&D. Например, друзья перешли от маленьких досок к большим столам, на которых они собирали поля с разными рельефами местности. Кроме того, они перекрасили фигурки, чтобы те выглядели поновее, и начали приглашать других игроков.

Примеры фигурок из коллекции Уордхо. Кадры из ролика портала Wired

В 2003-м Уордхо переехал в канадский Лондон, устроившись в местный университет: после учёбы он преподавал историю и получил учёное звание профессора. Он купил новый дом и на этот раз отвёл для игр в D&D целый подвал.

Со временем он превратился в настоящую игровую комнату с мониторами, освещением и звуковыми эффектами. По словам Уордхо, он приобретал недвижимость с учётом своего хобби, поэтому в подвале хватило места для всего — столов, фигурок и десятка игроков.

Примеры игровых полей из коллекции Уордхо. Кадры из ролика портала Wired

С годами о кампании Уордхо услышали фанаты D&D, которые жили неподалёку. Сейчас с ним играют около 60 человек. Большинство приходят к нему в гости, а те, кто живут в других странах, присоединяются по видеосвязи. Что касается фигурок, то их число уже давно превысило 30 тысяч. Среди них есть как обычные небольшие солдатики, так и большие статуи драконов.

Однако людей привлекают к кампании отнюдь не красивые фигурки. За 40 лет Роберт Уордхо придумал целую вселенную со своими правилами на основе мира Forgotten Realms.

Подробности игры

Уордхо ещё в детстве понял, что ему хочется придумывать что-то своё на основе базовых правил. Прежде всего, это коснулось сеттинга. Он описывает свой мир как альтернативную версию настоящей Земли в годы древности и Средневековья.

Фото с портала <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Flfpress.com%2Fnews%2Flocal-news%2Flondoners-dungeons-and-dragons-game-has-been-swinging-swords-for-38-years&postId=1192907" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">The London Free Press</a>
Фото с портала The London Free Press

Во вселенной Уордхо существуют, например, Древний Рим, Греция и Македония. Однако на другом материке располагается Средиземье четвёртой эпохи — в период после уничтожения кольца. Игроки могут отправиться в любое место.

В этом мире уживаются самые разные существа: люди (к примеру, галлы, зулусы, спартанцы), гоблины, драконы, эльфы, гномы, демоны, элементали, тролли и многие другие. Игроки могут создать персонажа любой расы, культуры или религии с абсолютно разными предысториями, но ограничения всё же есть: так, нельзя становиться богом или драконом.

Да, Уордхо вовсю использует свои знания по истории и любовь к фэнтези, чтобы придумывать масштабные сюжеты.

Будучи профессором исторических наук, который всегда любил свою область, я хотел создать мир, в котором можно было бы полагаться на наши исторические события.

Роберт Уордхо, поклонник D&D

Правда, основная история не отличается оригинальностью. В мире Уордхо тоже объявилось загадочное Зло, которое хочет захватить весь мир, а с ним сражаются несколько героев. Сам автор, впрочем, признаёт банальность завязки, но говорит, что вся прелесть его кампании — в личных историях героев и побочных квестах.

Главная особенность кампании Уордхо заключается в том, что она не заканчивается. Время в придуманном мире время идёт довольно быстро: за 40 реальных лет во вселенной прошла пара веков.

События кампании тоже развиваются постепенно. К примеру, в первой фазе (до 1985-го) игроки просто боролись с разными монстрами, а о существовании главного злодея они узнали лишь в начале 90-х. А один из угрожающих демонов, которого в те годы одолели герои, вернулся в мир лишь недавно.

Узнать об истории вселенной Уордхо можно <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fthegamednd.com%2F2018%2F09%2F12%2Fchapter-1-origins%2F&postId=1192907" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">на его сайте</a>. Кадр из ролика портала <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DnJ-ehbVQYxI&postId=1192907" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Wired</a>
Узнать об истории вселенной Уордхо можно на его сайте. Кадр из ролика портала Wired

Важную роль играет и смерть персонажей, которая во вселенной Уордхо окончательная: это одно из главных правил. Да, некромант может оживить персонажа на два часа и дать ему шанс вернуться к жизни. Но во всех остальных случаях игроки вынуждены прощаться со своими героями после внезапной гибели.

Создатель кампании говорит, что он не раз видел, как взрослые мужчины плакали после смерти персонажей, которыми они управляли много лет.

Я пытаюсь вызвать эмоции и восторги. Люди боятся потерять своих героев, и в напряжённые моменты их сердцебиение учащается. Поэтому меня уже не удивляет, когда люди открыто выражают свои чувства после гибели персонажей.

Роберт Уордхо,

поклонник D&D

Но это не значит, что игроки вылетают из игры после смерти персонажа: они могут продолжить кампанию за потомка умершего героя, который по наследству получает все вещи предка. Если такой, конечно, есть. Уордхо по-прежнему общается с друзьями из 80-х, и те за 40 лет «выстроили» целые династии.

К примеру, один из давних игроков сейчас управляет своим пятым героем — внучкой его второго персонажа. В этом мире игроки могут даже создать семейство правителей какой-нибудь империи — ограничений нет.

Всего в мире Уордхо было около 500 главных героев. Кадр из ролика портала <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DnJ-ehbVQYxI&postId=1192907" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Wired</a>
Всего в мире Уордхо было около 500 главных героев. Кадр из ролика портала Wired

Что касается других правил, то Уордхо не придерживается какой-то одной инструкции. Сначала кампания основывалась на первом и втором своде правил для D&D, но он быстро начал их расширять. Благо, сами авторы игры призывали использовать их идеи как основу.

Сейчас Уордхо использует привычные для D&D правила из всех редакций, элементы других игровых систем, а также собственные идеи. Что интересно, они постоянно меняются, и создатель отмечает, что его кампания подойдёт только тем, кто способен адаптироваться к изменениям.

Кроме того, Уордхо оптимизирует правила, чтобы партия шла быстрее, а уровней для персонажа в его игре в два раза больше, чем в обычной D&D. Но он отмечает, что новички, которые присоединяются к приключению только сейчас, не чувствуют себя бесполезными из-за гибкости правил.

Если игрок пропускает сеанс игры, то его персонаж все равно получает какой-то опыт, а во время следующей партии ему рассказывают, что случилось по сюжету. Фото с портала <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.cbc.ca%2Fradio%2Fasithappens%2Fas-it-happens-tuesday-edition-1.5733987%2Fthis-is-my-passion-says-man-who-s-been-running-dungeons-dragons-campaign-for-over-38-years-1.5734598&postId=1192907" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">CBC</a>
Если игрок пропускает сеанс игры, то его персонаж все равно получает какой-то опыт, а во время следующей партии ему рассказывают, что случилось по сюжету. Фото с портала CBC

Уордхо гордится тем, что его кампания никогда не прерывалась. Самый долгий перерыв между партиями составил три недели: это случилось всего раз за 40 лет. Всё остальное время ему и его друзьям удавалось постоянно собираться.

Сейчас они играют два или три раза в неделю, а каждая партия занимает не меньше пяти часов. Если к Уордхо прилетают игроки из других стран, то расписание меняется. Всё зависит от пожеланий гостя, но чаще всего группа проводит несколько сессий за пару выходных.

Все эти 40 лет Уордхо выступает Мастером подземелий, который контролирует всё: от сюжета до погоды в игре. Участникам не разрешается даже двигать фигурки по доске, так как создатель кампании опасается за их состояние. Сам Уордхо выступал в роли игрока всего пару раз и быстро понял, что ему больше нравится быть ведущим.

По подсчётам Уордхо, за 40 лет он наиграл в D&amp;D порядка 20800 часов. Фото с портала <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Flfpress.com%2Fnews%2Flocal-news%2Flondoners-dungeons-and-dragons-game-has-been-swinging-swords-for-38-years&postId=1192907" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">The London Free Press</a>
По подсчётам Уордхо, за 40 лет он наиграл в D&D порядка 20800 часов. Фото с портала The London Free Press

Уордхо не только организовывает партии, но и тратит много средств и времени на покупку новых фигурок и их раскраску. Остальные игроки тоже могут внести свой вклад в кампанию, заплатив раз в год 60 долларов. Уордхо называет эту трату «инвестицией в веселье». Да, все фигурки хранятся у него, но за небольшой взнос участник получает гарантию, что игра будет продолжаться.

Несмотря на то, что Уордхо за 40 лет ни разу не подвёл друзей, ему всё равно неудобно просить игроков делать подобные взносы.

Фото с портала <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Flfpress.com%2Fnews%2Flocal-news%2Flondoners-dungeons-and-dragons-game-has-been-swinging-swords-for-38-years&postId=1192907" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">The London Free Press</a>
Фото с портала The London Free Press

Уордхо по-прежнему серьёзно относится к отбору участников и предупреждает потенциальных игроков, что те должны быть готовы посвятить кампании годы своей жизни. Из-за этого случались странные ситуации.

К примеру, однажды молодой человек его дочери, которая тоже любит D&D, попросился поиграть. Вскоре пара рассталась, но Уордхо отказался сразу же исключать парня из игры. Поэтому тот приходил в гости к отцу своей бывшей подруги, пока его герой не погиб.

Уордхо с дочерью. Кадр из ролика портала <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DnJ-ehbVQYxI&postId=1192907" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Wired</a>
Уордхо с дочерью. Кадр из ролика портала Wired

Роберт признаётся, что в последние пару лет он почти не готовится к партиям. Все события и ходы записываются в журналы или на видео, а глобальный сюжет он продумывает заранее.

Однако за 40 лет его энтузиазм к игре не пропал. Уордхо считает, что если бы не D&D, то он вряд ли бы смог поддерживать связь со старыми друзьями. По его мнению, игры нужны именно для этого.

Прежде всего, эта игра означает дружбу и, по моему опыту, у дружбы всегда должна быть основа. Люди не поддерживают связь, если у них нет чего-то общего. Поэтому я уверен, что не потеряю друзей, пока занимаюсь кампанией.

Роберт Уордхо,

поклонник D&D

Роберт Уордхо не собирается останавливаться, так как эта кампания — его хобби и наследие. Называется она, кстати, очень просто — The Game. Сейчас Уордхо 54 года, и он надеется развивать свой мир ещё много лет.

Буду играть, пока не умру или не перестану здраво соображать.

Роберт Уордхо,

поклонник D&D

742742
88 комментариев

Мне бы таких стабильных игроков... А то блять, двое посрались из за девушки, и всё, пиздец, никто больше играть не хочет...

173
Ответить

Просрать приключения, драйв, кучу ролфов и истинно гиковский броманс из-за какой то дырки? Да они упоротые. Так им и передай.

109
Ответить

Вот тоже проблема с игроками началась после того, как мы с женой переехали в другое место(рабочий посёлок при крупной компании) и количество партий сильно угасло, со временем конечно люди изъявляли желание поиграть и до сих пор есть 1 более-менее стабильный человек, но и то не так часто собираемся. А вот в том месте откуда я родом, когда приезжаем в отпуск с женой, то играем с друзьями довольно часто. На майские получилось выбраться(3к км от работы до родных краёв) и играли в 5-ом в недавно вышедшую Нечто, это было очень круто, эмоционально и запоминающееся, в этот вечер сыграли в свежекупленный Бэнг(тоже зашёл хорошо в компании). Надеюсь что с грядущими изменениями в жизни придёт и более стабильная ячейка игроков, ведь настольщиков мало, я вот люблю настолки(в первой сотке предзаказавших 1 копию игры Тираны Подземья) и регулярно стараюсь заполнить коллекцию интересными играми.

11
Ответить

Надо было ее тоже пригласить и дать персонажа-суккуба.

5
Ответить

сидром пизды в поле strikes again?

Ответить

Вскоре пара рассталась, но Уордхо отказался сразу же исключать парня из игры. Поэтому тот приходил в гости к отцу своей бывшей подруги, пока его герой не погиб

Based dad

64
Ответить
45
Ответить