Мамонов и совершенно последние Звуки Му

Писать про музыку — дело неблагодарное. Напишешь про рэп — эстеты фыркнут, напишешь про старого артиста — модные юнцы скривят лица.
Но уж очень захотелось поговорить про последний альбом Петра Мамонова. Надеюсь вам понравится.

Я признаюсь честно, устал ждать цифрового релиза последнего альбома Петра Мамонова. Зашёл на торренты, нашёл рип с виниловой пластинки, скачал, сконвертировал в mp3 и что-то я не могу перестать его слушать.

Начнём с исторической справки, потому что контекст здесь важен. Многие, я уверен, сейчас если и знают Мамонова, то максимум как забавного старичка, который в кино играл и давал странные интервью.

Мамонов и совершенно последние Звуки Му

Дело в том, что во всей когорте так называемого советского рока процентов 90 групп были говном, которые были относительно популярны, когда боролись с системой. Потом, когда система рухнула, обнаружилось, что музыки там особой не было и на хер они никому не нужны. Из оставшихся 10 процентов тех, кто представлял из себя что-то подлинное и интересное, за пределами русского языка, были совсем уж считанные единицы. Я говорю не о тех, кто пел по-английски, эти уж совсем ерундой были, а о тех, кто пел неважно на каком языке. О тех, кто мог играть в Ливерпуле, Париже, Ростове, Калининграде, Омске, Нью-Йорке с примерно одинаковым успехом.

Таких было немного. Таким например был (и есть) Аукцыон, но про него в другой раз. И безусловно такими были Звуки Му. Лидер, вокалист, автор текстов, и идеолог группы Пётр Мамонов совершенно был не похож на моложавых смазливых "рок-героев" в шипастых напульсниках.

Мамонов и совершенно последние Звуки Му

Напротив, в свои 30 лет (слышите, нам ещё не поздно свою группу зафигачить) он больше был похож на немолодого пьющего слесаря — худощавый уродливый мужичок с залысинами, ещё и страшно заикающийся. Остальная группа была не лучше. На гитаре — недавно вышедший из тюрьмы сводный брат Мамонова, что иронично, не умеющий играть на гитаре. На басу — московский интеллигент с огромной устрашающей бородой и тоже не владеющий инструментом, партии баса он себе зарисовывал в тетрадочке, не нотами, разумеется. Были конечно и профессионалы в группе, фаготист и клавишник, но выглядели они так, будто страдали не то онкологией, не то абстиненцией, не то и тем и другим.

Казалось бы, что могло из этой группы получится. Получился неожиданно безумный психоделический пост-панк с жирнющим басом, атональными вставками, безумными психоделическими текстами и особенно безумным и психоделическим лидером. БГ в своё время метко охарактеризовал Звуки Му как "русскую народную галлюцинацию". Иначе не скажешь.

Мамонов и совершенно последние Звуки Му

Если коротко, то их концерты были настолько феерическими, что группа стала культовой ещё до первого записанного альбома. Музыканты выдавали нужный и модный грув, а Пётр Николаевич извиваясь всем телом и двигая каждой мышцей лица по-отдельности, олицетворял изломанную мутировавшую лсд-версию простого замученного советского гражданина. Песни про Постового, про Бойлер, про Серого Голубя (который "я грязен, я болен, я гадость, я дрянь, ЗАТО я умею летать"), про ларёк Союзпечать — все эти простые образы будто искажались в кривых зеркалах, и обнажали какую-то жуткую и неотвратимую ПРАВДУ.

Сказать, что группа была успешна — значит ничего не сказать. Деньги, слава, гастроли по США (оставившие, кстати, неизгладимое впечатление на некоторых местных, например группа The National, в одном из своих клипов покадрово процитировала клип Звуков Му "Грубый Закат"). До смешного доходило, приезжал в Советский Союз великий музыкант и продюсер Брайан Ино, искать, значит, таланты. И выбрал он не Цоя, не Гребенщикова, не уж тем более Шевчука, а Мамонова. Но Пётр, любитель делать всё по своему, продюссеру не дал собственно продюсировать. А вежливый британец настоять на своём не смог. Только одну песню на self-titled альбоме дали ему свести, в качестве "подарка".

Мамонов и совершенно последние Звуки Му

Но на пике популярности, Мамонов группу развалил. Дальше были разные эксперименты: дуэт с братом Мамонов и Алексей с прикольными lo-fi песенками, отъезд в деревню и альбом "Жизнь амфибий как она есть" с литературными штуками типа восьмиминутного хип-хопа Хлестаков с репликами из Ревизора. Потом первые опыты в театре, принятие православия, совершенно чумовой трип-хоп альбом "Шоколадный Пушкин", больше театра, несколько льбомов в жанре spoken word, последний из которых "Сказки Братьев Гримм" был аж в 2005 году. На этом музыка как будто бы кончилась, дальше были роли в кино, в частности успех Острова (самое классное — это показывать людям, которые думают, что Мамонов это такой актёр, какое-нибудь видео из ранних 90-х, где Пётр Николаевич рубится на электрогитарах с парнями и орёт в микрофон про грубый закат, прекрасное тело и как болят губы). Потом была куча разных моноспектаклей, книги стихов, интервью про веру и православие и так далее, и так далее.

Вдруг, неожиданно, несколько лет назад появилась новость. Пётр Мамонов собрал новую музыкальную группу, чего не делал с начала 90-х. Ветеранов в группе не было, сплошь юные таланты. Назвал он это дело — Совершенно Новые Звуки Му. С этими юнцами Мамонов начал ездить в туры с необычной программой, основанной на книге Николая Носова "Приключения Незнайки и его друзей".

Мамонов и совершенно последние Звуки Му

В прошлом году Мамонов скончался. Но альбом с новым составом он успел записать, в конце 2021 года он вышел, правда только на виниле. Релиз на CD и на цифровых площадках планировался ко дню рождения Петра, но не успели.

Так что же там с альбомом Незнайка?

Не хочется говорить банальностями, но вот есть такая излюбленная фраза у музыкальных критиков: "новый альбом артиста N — это как будто бы сборник лучших хитов, только все песни новые". Описание идеально подходит к Незнайке. Двойной альбом из 18 песен будто бы собрал в себя всё, что делал Мамонов за последние 40 лет. Сильно сомневаюсь, что у молодых музыкантов здесь было много творческой свободы, худрук группы явно их третировал и муштровал. И вымуштровал их так, что звучат они как будто оригинальные Звуки Му никогда не распадались, а только оттачивали своё мастерство. Моментально узнаваемый жирный грувовый бас, атональные клавиши, замогильные духовые и конечно потусторонне зачитывающий, истошно орущий, пронзительно шепчущий, инфернально хохочущий голос Мамонова, всё это складывается в подлинный психоделический драйвовый саунд Звуков Му.

Мамонов и совершенно последние Звуки Му

Но в Незнайке много и от позднего творчества Мамонова — и гипнотический spoken word, и сольные гитарные вещи, и привкус нежно любимого Петром лейбла Ninja Tune, все эти околоджазовые трип-хоп штуки. Ну и конечно литературные эксперименты. Примерно половина альбома — это интерпретация той самой детской книги, значительно подправленная Мамоновым. Он конечно её сократил, перетасовал некоторых персонажей, кое-где поменял эмоциональную полярность и сменил акценты. Незнайка, в версии Мамонова — это не тот смешной ебантяй, про которого мы все читали, а юродивый проводник неведомого, "прекрасный дилетант", где-то не понятый, а где-то перехваленный публикой. Хватающийся за разные области искусства, теряющий интерес при малейшем признаке успеха, стремящийся к свету и саморазрушению одновременно. Никого не напоминает?

Конечно, лучшие вещи на свете — они, как правило, автобиографичные. Да, Мамонов говорит про себя, но говорит со слушателем наравне. В отличие от многих других рок-н-ролльных артистов ударившихся в религию, в Петре не было ни грамма чувства собственного превосходства. Весь альбом, не смотря на очарование долей проводника божественного, красной нитью проходит осознание собственной ничтожности, недостойности даже. Но в конце, есть надежда даже не на прощение, а на покой и умиротворение.

Мамонов и совершенно последние Звуки Му

Конечно, это только моя интерпретация, которой я захотел с вами поделиться. В целом музыка работает не так, что есть какой-то однозначный "смысл". Никогда не слушайте критиков и, уж особенно, самих артистов, которые говорят: "а я вам сейчас расскажу про что этот альбом". Главное, что Незнайка — мощный изобретательный "качающий" альбом, в котором есть куда копнуть. Настоятельно рекомендую.

Мамонов и совершенно последние Звуки Му

Послушать наш подкаст:

Телеграм Никиты, где ещё больше текстов на любые темы: https://t.me/lampfuck

2121
3 комментария

Однажды страдал от бессонницы, и в тот же период наткнулся на дебютный альбом «Простые вещи». Таких трипов я никогда в жизни не ловил. Абсолютно гениальная в своей ебанутости вещь. Всем Люляки баб.

4
Ответить

Простые вещи - разъёб, да, там будто лишних песен нет

1
Ответить

Мамонов - гений от Бога. R.I.P.

2
Ответить