Кино на выходные: часть третья

В Колумбии изъяли 12 тонн кокаина, Голливуд погряз в ежедневных сексуальных скандалах, а Президентом Российской Федерации может стать порноактриса Елена Беркова. Самое время принять лежачее положение, достать из холодильника что-нибудь вкусное и посмотреть хорошее кино.

Москва слезам не верит, 1979

Конец 1950-х годов. В столичном общежитии живут три молодые провинциалки. Целеустремленная Катерина работает на заводе и старается поступить в институт. Стеснительная Антонина трудится маляром на стройке и рано выходит замуж. Самоуверенной Людмиле жизнь кажется лотереей, в которой она непременно должна выиграть. Безобидная авантюра в корне меняет судьбы девушек.

За весь период проката «Москву» посмотрело 98 миллионов человек. Читатели «Советского экрана» назвали фильм лучшим в 1979 году. В 1981 им вторила Американская киноакадемия, присудив ленте заветный «Оскар». Это далеко не полный список регалий, но он способен дать представление о том, что «Москва слезам не верит» — легендарное кино. И с годами оно стало лишь лучше.

Кино на выходные: часть третья

За первые пять минут ленты, режиссёр Владимир Меньшов показывает зрителю все надежды и стремления «оттепельных» идей. Поэт Андрей Вознесенский декларирует у памятника Маяковскому его «Параболическую балладу», столица увлечена чтением «Трёх товарищей», а героини идут к аргентинскому посольству, чтобы посмотреть на заграничную жизнь. Подобное зрелище в 2017 году вызывает археологический трепет. Фильм настолько точен в деталях, что просмотр превращается в экскурсию по быту наших недалёких предков.

Если смотреть на жанровую принадлежность фильма, то может показаться, что это романтическая комедия, мелодрама или даже интерпретация сказки о Золушке. Но это не совсем так. Всё вышеперечисленное кроется во второй половине ленты, в то время как первые часы зритель наблюдает за производственной драмой о людях, которые делают себя своими руками. Ведь «Москва бьёт с носка и слезам не верит». Поэтому вместо слёз лучше займись делом. Но сначала дочитай подборку. Следующий фильм заставит тебя орать.

Человек-слон (The Elephant Man), 1980

Лондон, середина ХIХ века. В рамках передвижного цирка, на потеху толпы, показывают Человека-слона — урода с кожаными наростами на голове и теле. Необычной болезнью интересуется доктор Тривз. Он арендует его у циничного хозяина цирка, чтобы представить медицинскому сообществу. В процессе изучения выясняется, что настоящее имя несчастного Джон Меррик, он разумен, мечтает побывать в театре и катастрофически боится человечества, которое не сделало ему ничего хорошего.

Кино на выходные: часть третья

«Человек-слон» — самый проникновенный фильм Дэвида Линча. Возможно некоторые из вас буквально только что закатили глаза, дескать как психоделическая бредятина этого сумасшедшего деда может быть проникновенной? Отвечаю: в картине нет мутирующих сперматозоидов и людей с головами кроликов. «Человек-слон» — классическая история о превосходстве души над внешней оболочкой. И Линч рассказывает её так, что рыдать я начал уже на середине просмотра.

Жути нагоняет тот факт, что показанное в фильме имело место быть и в жизни. В XIX веке действительно жил человек с редчайшей генетической болезнью и уродливыми деформациями тела.

Фильм снят на чёрно-белую пленку, но режиссёр мастерски играет на контрастах. Рудиментарную борьбу добра со злом заменяет смешение этих понятий. Добрый доктор Тривз заботится о Меррике, параллельно укрепляя свой профессиональный статус. Аристократы идут на поклон, чтобы покрасоваться в своих кругах диковинным другом. Даже королева Англии помогает несчастному лишь для того, чтобы показать подданным свою напыщенную человечность.

Кино на выходные: часть третья

Человек-слон для окружающих — лакмусовая бумажка, с помощью которой Линч доносит простую мысль: гнилые в душе все. Если рассматривать картину с этой перспективы, зрелище предстаёт жуткое. Но прежде чем осуждать вышеназванных персонажей, задумайтесь: а стали бы вы общаться с подобным Меррику, несмотря на ум и добродушный характер? То-то же.

Однозначно рекомендовать фильм всем я не буду — слишком сильно он бьёт по голове. Но если вы всё-таки решитесь на просмотр, «Человека-слона» не забудете никогда.

5 сантиметров в секунду (Byôsoku 5 senchimêtoru), 2007

После окончания начальной школы Такаки и его близкая подруга Акари вынуждены расстаться. Они общаются с помощью писем, а дружба быстро перерастает в первую любовь. Спустя некоторое время семья Такаки вынуждена перебраться на окраину Японии, и подросток решает проехать полстраны, чтобы признаться в своих чувствах.

Кино на выходные: часть третья

Сравнивать работу известного японского мультипликатора Макото Синкая уместно с французским писателем Марселем Прустом. Во всех произведениях авторов центральной темой является природа, а сюжет представляет собой лишь обрывки мыслей, эмоций и событий. Тем не менее работы Пруста, как и аниме Синкая захватывают и пробирают до костей. А «Пять сантиметров в секунду» (скорость с которой опадают лепестки сакуры) вообще сбивает с ног.

Картина будет понятна каждому. Ведь все мы когда-то повзрослели, полюбили и разочаровались. И именно разочарование может постигнуть зрителя, который будет требовать от картины решения жизненных проблем. Их вам никто не даст. «Пять сантиметров в секунду» — это фильм-размышление, которое позволяет вам вспомнить беззаботное детство и улыбнуться. А ответы пусть каждый ищет себе сам.

Кино на выходные: часть третья
7.4K7.4K открытий
65 комментариев
Ответить

О, вот и народное творчество подоспело. Спасибо!

Ответить

5 сантиметров в секунду (Byôsoku 5 senchimêtoru), 2007

Да можно всю фильмографию Синкая советовать, чё тут. Тем более она прекрасно локализована на русский Реанимедией.

Ответить

По моему, все его работы слишком одинаковые.

Ответить

Ну это его самая мейнстримовая история. Потом буду углубляться в контекст.

Ответить

Локализация от Реанимедии не очень получилась в 5 сантиметрах.
Некоторые диалоги как будто не имеют смысла.

Ответить

Эх, 5см в секунду, как же это прекрасно.

Ответить