Resident Evil Village как идеальная метафора критики современной культуры

Resident Evil Village как идеальная метафора критики современной культуры

Привет!

Предупреждаю: этот текст не попытка поиска скрытого смысла RE Village . Я уверен, что в 9 случаях из 10 смысл любого художественного произведения составляет буквально первое, что приходит на ум и для его понимания не требуется глубинного герменевтического анализа. А при рассмотрении того самого единичного случая произведение обычно напрямую сигнализирует о своей “постмодернистской” природе и символическом характере повествования из-за чего сразу понятно, что нужно искать глубинные смыслы - это правило работает и для Поминок по Финнегану, и для soulsов, и для “Шоссе в никуда”.

Достаточно одного кадра, чтобы понять, что будет сложно и непонятно
Достаточно одного кадра, чтобы понять, что будет сложно и непонятно

Так что не стоит переживать за кота Шредингера - он однозначно мертв. RE Village - это ПРОСТО (этого просто, естественно, очень сложно достичь) удивительное, разнообразное и прекрасно срежиссированное приключение, однако, мне слишком притягательно увидеть в нем критику современной массовой культуры.

Итак давайте последовательно рассмотрим, как через основные локации и антагонистов RE Village, критикуется современная массовая культура и общество потребления.

Для удобства оставлю здесь навигацию по главам:

Деревня как образ “глобальной деревни” и критика глобализации

Деревня - центральный хаб RE Village, объединяющий другие локации. Попав, около ста лет назад, под влияние матери Миранды, основная часть ее жителей была либо превращена в монстров, либо убита еще до начала игры.

Деревня как центральная, объединяющая локация - это, естественно, отсылка к концепции “глобальной деревни” канадского философа Маршалла Маклюэна, который считал, что за счет новых электронных средств коммуникации “пространство между людьми сжимается”, а “различия” исчезают.

Деревня как центральная, объединяющая локация - это, естественно, отсылка к концепции “глобальной деревни” канадского философа Маршалла Маклюэна

Маклюэн полагал, что такие изменения вынудят людей быть вовлеченными в дела друг друга, будто это наши собственные. Вступая в коммуникацию друг с другом посредством электронных средств связи, люди рассуждают и поступают таким образом, как если бы они находились совсем рядом, жили бы в «одной деревне». Тем самым весь мир начинает превращаться в одну “глобальную деревню”.

Благодаря интернету мы оказываемся в ситуации, когда не просто можем получать со скоростью света информацию из места, расположенного на другом континенте, современные средства коммуникации позволяют и настроены на то, чтобы мы реагировали на эту информацию. Социальные сети, мессенджеры, стриминговые сервисы, видеохостинги (всё от Instagram до Twitch и YouTube) требуют от нас единственной платы - “реакции”: лайка, комментария, репоста (кстати, поставьте лайк этому посту). В свою очередь современная экономика и маркетинг считают, что товар или услуга могут быть успешны только при максимальной лояльности потребителя и вовлеченности в жизнь бренда (и это актуально для любого бренда: от футбольного клуба до стирального порошка).

Мой любимый пример “парадокс барнаульца” - когда жителя рандомной русской провинции (надеюсь, чувства ни одного барнаульца не пострадают) волнуют гендерные конфликты, БЛМ, СВЖ и гей-лобби больше, чем проблемы своего собственного города. Три миллиона людей из разных частей мира смотрят онлайн “судебного порно” между “Деппом - Херд”, а потом празднуют “победу справедливости”: а) которая произошла в стране, в которой они не живут; б) которая никак не повлияет на их жизнь.

Или мое не менее любимое: сотни тысяч просмотров роликов с переводами на русский выступлений англоязычных правых политиков. И меня это не смущает… Ладно… меня это жесть как смущает, это очень странно тратить время, силы и смотреть социально-политический контент другой страны, при том что в собственной стране 80% населения “вне политики”, но, в итоге, это, естественно, выбор каждого. Просто такой интерес к жизни и проблемам американского общества - это подтверждение того, что мы живем в “одной деревне”.

никогда такие ролики не смотрел, но их наличие всегда грело мою душу
никогда такие ролики не смотрел, но их наличие всегда грело мою душу

Термин “глобальная деревня”, напрямую связан с процессом глобализации, а именно, всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации. Глобализация предполагает нивелирование различий между странами и формирование единого для всего человечества культурного и экономического и т.д. пространства: Икея, Marvel, социальные сети (аудитория только Instagram более 2 млрд.человек), глобальные для всего человечества проблемы (от экологии до пандемий).

Показательно, что глобализация это не только пресловутая “вестернизация” (насаждение культуры США), напротив, этот процесс “культурной экспансии” более демократичный (как и деревенская жизнь, регулируемая общиной и предполагающая вклад каждого жителя): международными бестселлерами становятся скандинавские и корейские сериалы; транснациональные корпорации вырастают из японских и китайских компаний; мировыми экономическими центрами являются Сингапур и Москва.

Сам RE Village яркий пример глобализации и размывания культурных границ - игра, созданная японцами, главные герои которой американцы, а действие происходит в восточной Европе.

Превращение людей в монстров как метафора изменения человека массовой культурой

По сюжеты Village матерь Миранда посредством введения в тело паразита каду превращает большинство жителей подвластной ей деревни в чудовищ, которые а) полностью ей подчинены; б) лишены личности и каких либо уникальных черт.

В символическом плане жители деревни отказываются от собственной идентичности, становясь однотипными монстрами.

RE Village не радует разнообразием стандартных врагов, потому что массовая культура унифицирует всех, стирая любые различия
RE Village не радует разнообразием стандартных врагов, потому что массовая культура унифицирует всех, стирая любые различия

Здесь чувствуется четкая параллель с воздействием массовой культуры на личность. Немецкий философ Герберт Маркузе в своей работе «Одномерный человек. Исследование идеологии развитого индустриального общества», указывает, что современная массовая культура схожим с экспериментами Миранды образом влияет на человека, делая его рабом своих потребностей: “В современном обществе все люди по сути одинаковы, так как подчиняются одним и тем же желаниям….Потребности современного человека ложны и навязаны ему извне, что делает его рабом собственных потребностей”.

Соратник Маркузе по франкфуртской школе, философ Теодор Адорно утверждает, что под влиянием “индустрии культуры” личностные, независимые, уникальные реакции человека, рефлексия заменяются стереотипными реакциями и мысленными клише, “со стандартизацией отношений в монополистическом “управляемом обществе” - т.е. как и в игре вместо живых людей с уникальными реакциями мы получаем монстров с заданными паттернами поведения.

Жители деревни, превращаясь в монстров, становятся пустой оболочкой для гиперболизированных образов, которые им придают матерь Миранда и другие “лорды” - невинно убиенные девы мороайки в катакомбах замка Димитреску, сверхагрессивные “маскульные” вервольфы, штампованные “зомби” с фабрики Гейзенберга.

Точно так же массовая культура стремится унифицировать и стандартизировать человека, превратить общество в “массу”, которым правит упрощенное, стандартизированное, подготовленное для манипуляции “массовое сознание”. Один из ведущих теоретиков концепции массового сознания немецкий социолог и психолог Эрих Фромм пишет: “Современное общество проповедует этот идеал равенства без индивидуальности, потому что нуждается в человеческих «атомах», неотличимых друг от друга; чтобы все подчинялись одним и тем же приказаниям, но при этом каждый был уверен, что руководствуется своими собственными желаниями. Как современное массовое производство требует стандартизации товаров, так и общественное развитие требует стандартизации человека, и эта унификация называется «равенством».

Современное общество проповедует этот идеал равенства без индивидуальности, потому что нуждается в человеческих «атомах», неотличимых друг от друга

Эрих Фромм, немецкий социолог и психолог

Культ матери Миранды как критика веры в теории заговора и сверхъестественное

Действие RE Village происходит в 2017 г., но в домах деревенских жителей нас встречает бедное, не современное окружение: тусклый свет, грязный пол и стены без отделки, из признаков цивилизации лишь редкие радиоприемники (и еще непонятно откуда взявшееся огромное количество яблок). Ключ к пониманию причин такой бедности и архаичности окружения в слепой вере в культ матери Миранды.

Жители деревни (как и приверженцы любого другого культа) верят, что их жизнь и судьба определяется волей высшего существа - матерью Мирандой. Поэтому единственный способ сделать свою жизнь лучше - это беспрекословно исполнять волю объекта поклонения, что предполагает отказ от рациональных суждений и свободы выборы.

В одном из дневников мы находим следующие строчки: “Если так пойдёт дальше, боюсь, нам до конца зимы не дожить…Неужто Матерь Миранда отреклась от нас?”

“Её надо убить, иначе я не смогу распоряжаться своей жизнью”

Гейзенберг же в своем дневнике пишет, что единственный способ освободиться - это убить матерь Миранду: “Её надо убить, иначе я не смогу распоряжаться своей жизнью”.

Смотря на внутренние убранства деревенских домов полное ощущение, что приехал к бабушке, только не на каникулы, а на похороны (украл метафору вот <a href="https://www.youtube.com/watch?v=YcU6yv21dXs&amp;t=214s" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">отсюда</a>)
Смотря на внутренние убранства деревенских домов полное ощущение, что приехал к бабушке, только не на каникулы, а на похороны (украл метафору вот отсюда)

Удивительно, но современное общество, чьё благополучие основано на развитии науки и техники, поражено той же “болезнью”: верой в сверхъестественное, в высшие силы и судьбу.

Биолог и популяризатор науки Александр Панчин пишет: “Вместо того чтобы делать новые вакцины и лекарства или хотя бы бережно хранить то, что было придумано до нас, мы вернулись к вере в колдовство! Вернулись в темные века, во времена необразованных невежд, в эпоху суеверий и заблуждений”.

Миллионы людей по всему миру отказываются от прививок, которые могут спасти им жизнь, веря, что это “чипирование и нанесение знака антихриста”; топ-менеджер “Лукойла” умирает на руках шамана во время антипохмельного сеанса; великий русский режиссер утверждает, что причиной землетрясения в Японии, является кара божья; колдуны, маги и прочие белые властелины зарабатывают миллионы, продвигая свои услуги через Instagram; лучшая в мире система образования воспитала поколения наших родителей, верящих пересылаемым в WhatsApp предупреждениям о спрятанных в креслах кинотеатров иглах, зараженных ВИЧ. И, конечно же, в вашем окружение обязательно есть положительный во всех отношениях парень, верящий, что в 16 веке произошла ядерная война, а современный Санкт-Петербург построила древняя цивилизация, и Петр I его лишь откопал.

Альсина Димитреску и её дочери как метафора сексуализации

Массовая культура, предлагая нам купить товар или услугу, обращается не к рациональному, а к эмоциональному и аффективному. Жиль Делёз говорит о современном человеке как о машине желания, заявляя, что "желание является производительной силой экономики". Жан Бодрийяр, считает, что массовая культура, "продавая" нам товар, стремится не удовлетворить потребность, а вызвать желание и влечение к нему. При этом идеальным объектом желания поп-культура обозначает женское тело.

Все вещи, и машина в том числе, притворяются женщинами, чтобы их покупали

Жан Бодрийяр, французский философ

В этой связи безусловно Димитреску и её дочери, объективированное в пикселях и полигонах сексуальное желание.

Сравните “провокационную” рекламу бургера и первый “прямой!” контакт с Димитреску

Однако, Думитреску не просто секс кукла, её образ не лишен смысла и дополнительной символической нагрузки, в отличие от множества полностью пустых сексуальных образов.

Для меня самым ярким примером бессмысленной секусальности, является бегущая Меган Фокс в Трансформерах 2.

Я буду очень признателен, если мне объяснят зачем бедную девочку гоняют туда-сюда, заставляя трясти грудью. Какое у этого символическое или сюжетное значение?

Кстати, у меня нет абсолютно никаких претензий к фрагменту ниже - здесь Меган “идеальный” объект для подростковой полюции: она сексуальна и разбирается в технике, и здесь идеально чувствуется суть ее образа: Меган Фокс еще один престижный спорткар.

Димитреску и её дочери напротив символизируют два важнейших аспекта сексуальности в современной культуре.

Димитреску представляет чистый фетиш, она его абсолютный "объект": аномально высокая, 40-летняя,властная и, конечно же, милфа.

Димитреску представляет чистый фетиш, она его абсолютный "объект": аномально высокая, 40-летняя,властная и, конечно же, милфа.

Массовая культура активно использует фетиш как механизм продажи товаров. Историк моды Валери Стил считает, что массовая культура сыграла решающую роль в "раскрытии фетишей": “Массовая культура сделала видимыми для широкой аудитории некогда тайные и скрытые от посторонних глаз сексуальные практики...предметы и изображения, так или иначе связанные или ассоциирующиеся с фетишизмом, начали выбираться из своих укромных уголков, чтобы предстать на всеобщее обозрение".

Дочери Димитреску напротив символизируют “исчезающую сексуальность”: сексуальность, становясь характеристикой любого товара, теряет свою притягательность: от нас постоянно требуют желать (продукт, новую кинозвезду), перманентно предлагают секусальный контент (от порно до постов на ДТФ), утверждают, что нам нужно просто захотеть. Все это обесценивает сексуальный опыт, вызывает усталость и отвращение. Маршалл Маклюэн пишет: “значение секса ненормально преувеличивается благодаря использованию рыночных механизмов и технике индустриального производства».

Дочери Димитреску, являясь олицетворением конвенциональной красоты, на самом деле не могут удовлетворить наше желание, они лишь рой мух, в них нет ничего настоящего, влечение к ним абсолютно бесперспективно.

Интересно, как массовая культура исторически обозначает красивым и привлекательным лишь ограниченное число идеальных объектов - актеры, модели и прочие знаменитости; так и в замке Димитреску все остальные женщины - монстры, лишенные какого-либо намека на привлекательность.

Resident Evil Village как идеальная метафора критики современной культуры

Донна Беневиенто как олицетворение манипулятивного характера массовой культуры

Голливуд называют "фабрикой грёз", Бодрийяр указывает, что массовая культура оперирует к грезам и мечтам. В RE за грёзы и мечты отвечает Донна Беневиенто, полубезумная кукольница, обладающая способностью манипулировать сознанием других людей.

Кстати, Донна Беневиенто, как и любой антагонист трагический судьбы, стала героиней значительного числа фанфиков
Кстати, Донна Беневиенто, как и любой антагонист трагический судьбы, стала героиней значительного числа фанфиков

Манипулируя сознанием игрока, Беневиенто переносит его в созданный ею мир кошмаров, в котором не работают привычные законы (даже на уровне игровых механик - отбирая оружие) и происходят вещи, которые не могли бы случиться в реальности.

Массовая культура влияет на общество, навязывая людям искаженные, зачастую абсолютно не соответствующие реальности представления о мире, причинах и следствиях происходящих событий. Таким образом, реальный мир будто “заменяется” симуляцией. Да-да, как в “Матрице”, концептуально фильм сестер (тогда еще братьев) Вачовски основывается на взглядах постмодернистов и, прежде всего, Бодрийяра.

Ну и конечно же здесь мы не можем обойтись без самого заезженного понятия в истории гуманитарного знания - симулякра (но давайте признаем, что я держался сколько мог).

Симулякр - центральное понятие теории массовой культуры, подразумевающее замену настоящего его пустым подобием: вместо желаний - реклама, вместо удовлетворения потребностей - сверхпотребление, вместо реальной жизни - мир грёз кино и сериалов, вместо любви - порно.

Главный популяризатор понятия Жан Бодрийяр пишет: “симулякр — это псевдовещь, замещающая „агонизирующую реальность“ постреальностью посредством симуляции”.

В мире грёз Беневиенто вместо Мии игрок обнаруживает её копию в виде деревянной куклы, вместо воспоминаний Итана - ролик об их жизни, вместо Зои - чудовищного младенца, а саму Беневиенто заменяет её кукла.

В мире грёз Беневиенто вместо Мии игрок обнаруживает её копию в виде деревянной куклы, вместо воспоминаний Итана - ролик об их жизни, вместо Зои - чудовищного младенца, а саму Беневиенто заменяет её кукла.

Примечательно, что в мире игры Беневиенто - именно, что, “чистый” симулякр, она по своей воле разделила свои способности и личность между своими куклами. Вот что пишет о ней матерь Миранда: “При этом она умственно отсталая и поделила каду между куклами, чтобы управлять ими на расстоянии”.

В итоге человек, оказавшись внутри не кинематографической, а реальной “матрицы”, созданной СМИ, рекламой, массовым искусством и пропагандой:

  • верит в превосходство и исключительность своей нации, что все проблемы вызваны действиями внутренних и внешних врагов, что построенные в его стране контрационные лагеря - это рабочие исправительные учреждения, ведь как известно Arbeit macht frei;
  • готов потратить последние деньги на новый уникальный, созданный специально для него товар, который навсегда изменит его жизнь. Бодрийяр пишет: Какая мать семейства не мечтает о стиральной машине, специально созданной для нее?» — спрашивает реклама. Действительно, какая мать семейства не мечтает об этом? Их миллионы, мечтающих об одной и той же стиральной машине, специально созданной для каждой из них;
  • копирует внешность, поведение, реакции, стремится обладать теми же товарами, что и любимая кинозвезда, блогер или спортсмен. Ведь настоящая жизнь исключительно по ту сторону экрана. Например, опрос 16-летних в Великобритании показал, что 54 % из них намерены стать «звёздами». Согласно другому исследованию среди детей в возрасте до 10 лет 75 % уверены, что счастье можно купить за деньги. На вопрос, кем они хотят стать, когда вырастут, более 20 % отвечают, что хотят «просто быть богатыми»;
  • доверяет популярному мнению, СМИ и массовой культуре гораздо больше, чем науке или рациональным доводам.
Попробуйте понять где Ким Кардашьян. а где Чейни Джонс: фанатка Ким и по совместительству новая дама Канье Уэста. Вот она истинная рекурсия 
Попробуйте понять где Ким Кардашьян. а где Чейни Джонс: фанатка Ким и по совместительству новая дама Канье Уэста. Вот она истинная рекурсия 

Еще одной аналогией между манипуляцией Беневиенто сознанием игрока и массовой культурой общественным сознанием, является создание атмосферы страха и тревожности.

Ощущение постоянной тревоги и психологические проблемы - истинная чума 21 века: по оценкам ВОЗ на 2015 г. от психических расстройств в Европе страдали 110 млн. человек (12% от всего населения) из них 44 млн. от депрессии и 37 млн от тревожности. Массовая культура культивирует тревогу и ощущение опасности как способы привлечения внимания (Шок умер известный человек…), политической пропаганды (наша страна в кольце врагов) или же для продажи образа безопасности (самые безопасные авиалинии).

Так и Беневиенто простыми манипулятивными приёмами пытается вызвать у игрока страх, а в конце и вовсе прибегает к великому принципу Стивена Кинга: "не можешь напугать, вызови отвращение", бросая на игрока отвратительный образ хтонического младенца.

Сальваторе Моро как критика образа гика и отаку

Что мы знаем о Моро? Он любит эксперименты и науку, тих и лишен тяги к самолюбованию, фанатично предан матери Миранде, угнетается как Мирандой, так и другими лордами, а ещё он, в отличии от остальных лордов, не извлек выгоды из своего "обращения", напротив, принес ему в жертву свое тело и разум. Чувствуете к чему я клоню?

Никто не будет спорить, что гик-культура (как и культура отаку) стала в последние годы важной частью поп-культуры - кинокомиксы с миллиардными сборами, фестивали на десятки тысяч людей, высокие заработки в профессиях, ассоциируемых с гиками.

Так подожди…какие здесь могут быть связи со слабым и убогим Моро? А если я скажу, что естественно Capcom критикует гик-культуру не напрямую (ещё бы они это делали в лоб в отношении своей главной аудитории), а через намеки, отсылки в т.ч. к прошлому. Следите за руками (да, это спойлер):

1. Как и гики, Моро увлечен наукой и экспериментами: вот выдержка из его дневника: “Матерь Миранда подарила мне гору. Теперь я сделаю много-много экспериментов с каду. Это моя тайная суперлаборатория

2. Угнетенное положение Моро - явная отсылка к исторической маргинализации гик-культуры: образу неудачника в западной культуре и негативному отношению к отаку в Японии.

Угнетенное положение Моро - явная отсылка к исторической маргинализации гик-культуры: образу неудачника в западной культуре и негативному отношению к отаку в Японии.

Само слово гик в начале 20 века, обозначало исполнителей на карнавалах, которые напоказ выполняли отвратительные действия — например, откусывали головы живым курам. Затем стало аналогом ботаника и задрота, с теми же негативными коннотациями, и лишь с развитием цифровых технологий (соответственно ростом статуса и заработной платы в профессиях, ассоциируемых с ними), а также популярностью таких фильмов и сериалов, как "Теория большого взрыва", гики получили "одобрение" поп-культуры (примером исторического угнетения может сложить вот эта текст, а об их текущей “привлекательности” говорит хотя бы это исследование).

С отаку ситуация еще сложнее - отаку в Японии не просто человек, фанатично увлеченный поп-культурой, одновременно, это человек, разорвавший все социальные связи, отказавшийся от поиска престижной работы и создания семьи. В японском обществе с его традиционалистским характером, жесткими социальными нормами и важностью общественного одобрения такой добровольный уход от реальности рассматривается исключительно негативно.

Япония представляет собой культуру стыда, в которой человек испытывает это чувство при неумении соблюсти хрупкий баланс в отношениях с другими людьми и, следовательно, неумении соответствовать принятым в обществе нормам и правилам

Такэо Дои, японский психолог

В этой связи в отношении отаку, не добившегося успеха и добровольно ушедшего в изгнание, единственной приемлемой социальной реакцией будет негативная стигматизация. На сугубо отрицательное отношение к отаку так же повлияла история японского серийного убийцы и насильника Цутому Миядзаки (это другой Миядзаки), арестованного в 1989 году, который был нелюдимым фанатом аниме и хорроров, из-за чего в СМИ его назвали "убийца-Отаку".

3. Почему гики так привлекательны для массовой культуры? Потому что они достаточно многочисленны и хорошо зарабатывают, но главное, готовы тратить деньги, время (тут с ними могут поспорить девочки подростки), творческие и интеллектуальные силы на объекты своих увлечений. В центре гик-культуры всегда объект культа и увлечения, отсюда понятия фандом; отсюда споры о каноне; поэтому консольщики воюют друг с другом, а на это всё свысока смотрят ПК-бояре; здесь возникают мольбы и требования экранизаций, продолжений и перезапусков; и всё вместе это приносит огромные деньги. Иногда кажется, что гикам не важно, чем увлекаться, главное быть "пораженным" увлечением, например, феномен брони (сообщество взрослых мужчин - фанатов мультфильма My Little Pony). Гики ежедневными творческими усилиями поддерживают жизнь в трупе Abandoned, заставляют студии выпускать мифические режиссерские версии фильмов, готовы тратить тысячи долларов на сомнительные секс куклы и тысячи часов на раскрашивание миниатюр, да, что я всё про других - у меня больше тысячи часов на плойке в прошлом году (это больше 40 дней, Карл!).

Моро точно также отдал всего себя экспериментам матери Миранды, полностью изменившим его тело, превратившим его из человека в какую-то бесформенную мутировавшую массу - он заражен каду, как все мы массовой культурой.

Resident Evil Village как идеальная метафора критики современной культуры

4. Есть еще один важный момент - Моро понимает, что матерь Миранда не испытывает к нему никаких чувств, считает его убогим созданием, но он все равно абсолютно предан ей. В своем дневнике Моро пишет: “Но если Матерь это сделает... что станет со мной? Я не её настоящий сын… Она бросит меня? Нет! Я этого не хочу! Нет!

Нет! Нет! Нет! Нет! Нет! Нет! Нет! Нет! Нет! Нет! Нет! Нет! Нет! Нет! Нет! Нет! Нет! Нет! Нет! Нет! Нет! Нет! Нет! Нет! Нет! Нет! Нет! Нет! Нет! Нет! Нет! Нет! Нет! Нет! Нет! Нет! Нет! Нет! Нет! Нет! Нет! Нет! Нет! Нет! Нет! Нет! Нет! Нет! Нет! Нет! Нет! Нет! Нет! Нет! Нет! Нет! Нет! Нет! Нет! Нет! Нет! Нет! Нет! Нет! Нет! Нет! Нет! Нет! Нет! Нет! Нет! Нет

Сальваторе Моро, гик - эксперементатор

Точно также и гик, абсолютно преданный массовой культуре, долгое время ей негативно стигматизировался. Десятилетия массовая культура зарабатывала на гике/отаку, но одаривала их исключительно издевательскими прозвищами, загоняла на задворки массовой культуры. Терри Вулф в книге “Код Кодзимы” (давайте остановимся на оригинальном названии книги) пишет про двойственность отношения к отаку: “Очевидно, что субкультура отаку — прибыльный рынок. И Кодзима, и все остальные японские авторы понимали, как важно апеллировать ко вкусам всех сортов отаку, добавляя в свои творения, скажем, гигантских роботов (как в крайне популярном аниме Mobile Suit Gundam) или немного сексуальных извращений….. И все же для приличного обывателя образ отаку сопровождался омерзительными коннотациями, проникавшими куда глубже рынка”.

Даже сейчас, активно заигрывая с гиками, массовая культура постоянно предаёт их через не каноничные экранизации, коммерциализацию и монетизацию, невыполненные обещания и приоритеты "повестки над достоверностью". Но гик через боль и страдания, всё равно продолжит любить Звёздные войны, максимум напишет оскорбления в личные сообщение актрисе (естественно оскорблять ни в чем неповинного человека - единственно правильная стратегия поведения в такой ситуации).

Фабрика Карла Гейзенберга, как метафора индустриального характера массовой культуры

Фабрика Гейзенберга - место, где в промышленных масштабах на конвейере производятся однотипные монстры, которые соединяют в себе абсолютные противоположные начала - плоть и механизм.

Вот они слева направо….
Вот они слева направо….

Массовая культура работает по тому же индустриальному принципу производства продуктов искусства, образуя индустрию развлечений.

Всё очень просто: в какой-то момент технологии, структура, общество, логистика и т.д. позволили нам производить унифированную одежду, мебель, оружие и т.д. для огромных масс людей и в тот же момент эти принципы: фабрики, конвейера, сети распространения, рекламы и маркетинги перенослись в сферу искусства. Мы получили произведение искусства как продукт, человечество как целевую аудиторию, искусство как индустрию развлечения.

Хотите примеры - пожалуйста: голливудские студии до Второй мировой войны представляли собой действительно “ФАБРИКИ грез”: студии специализировались на производстве фильмов определенных жанров (вестерн, нуар, мюзикл), с четко установленными требованиям к продуктам - практической технической документацией (например, в Кодексе Хейса регламентировалась даже продолжительность поцелуя), сами фильмы производились в промышленных масштабах и одной и той же группой творцов (например, режиссер Джон Форд за свою карьеру снял 130 фильмов в основном вестернов), я уже молчу, что студийные площадки представляли собой конвейер, где могло сниматься несколько фильмов подряд в одних и тех же декорациях.

Устали от засилья комиксов, экранизаций, франшиз в современном Голливуде? Посмотрите на лауреатов Оскара 1950-1960-ых: 6 мюзиклов и 4 исторических фильма (и это не считая фильмов о Второй мировой войне) - прекрасный пример конвейерного производства (кстати, в этот список затесались два классных фильма, которые сейчас бы назвали “повесточными шедеврами” - “Полуночный ковбой” и “Полуночная жара”).

Можно вспомнить пример из поп-музыки, где шведский продюсер Макс Мартин уже больше 20 лет вместе со своей командой (считай рабочим коллективом) пишет “одинаковые” хиты для абсолютно “разных” звезд. Мартин принял участие в написании 23 песен, возглавлявших Billboard Hot 100, в том числе для Кэти Перри, Тейлор Свифт и The Weeknd.

“Продукты” массовой культуры также, как и чудовища Гейзенберга, собираются из разных деталей, например, образ мерлин Монро - это целенаправленное соединение: тела Бетти Бросмер и макияжа Греты Гарбо.

В итоге фабрика Карла Гейзенберга и массовая культура работают согласно одинаковым принципам: штампованного производства однотипных чудовищ.

Матерь Миранда как символ массовой культуры

Resident Evil Village как идеальная метафора критики современной культуры

И завершающая деталь: матерь Миранда - главный антагонист игры и, по совместительству, квинтэссенция образа массовой культуры:

Во-первых, Миранда полностью контролирует жизнь жителей деревни и лордов. Так же, как и массовая культура, несет в себе тоталитарные черты, стремясь полностью контролировать жизнь обычного человека. Теодор Адорно сравнивает массовую культуру с тоталитарными режимами, а Герберт Маркузе указывает, что массовая культура не приемлет свободы: “Общество называется свободным, в то время как на самом деле в обществе царит завуалированный неототалитаризм — общество массового потребления создало свои ценности, повлияло на культуру и контролирует каждого индивида”.

Во-вторых, точно так же как эксперименты с каду меняют подопытных матери Миранды, так же и массовая культура деформирует человека (об этом мы много говорили ранее);

В-третьих, у матери Миранды множество лиц, она может превратиться в любого. Массовая культура находится в состоянии перманентных изменений, она постоянно ищет новые способы продавать и предсказывать поведения людей, не важно чем она манит: сексом или свободой: Free-to-play, NFT, экологически чистые продукты, симулятивная близость к звездам и т.д.

Я не считаю, что мы должны отвернуться популярную культуру и "начать смотреть" исключительно иранско-румынские драмы про гендерную неопределенность сыгранные непрофессиональными актерами и снятыми исключительно на смартфон. Впрочем таким фильмам тоже периодически надо уделять внимание: это расширяет опыт, можно уловить только появляющиеся тенденции в культуре, ну и просто приятно прикоснуться к искусству, которое не стремиться тебя ублажить с математической точностью.

Просто к массовой культуре нужно относится критически, как и к своему месту в ней. Неплохо помнить, что за Вашим увлечением хоть двухметровыми ситхами в черной броне, хоть японскими школьницами с катанами стоят маркетологи и продюссеры цель которых заставить Вас покупать, НО за ними стоят творцы, которые хотят рассказывать сложные и уникальные истории, НО за ними стоят подражатели паразитирующие на чужих идеях, НО за ними стоят фанаты для которых эти истории способ справиться с давлением внешнего мира и найти свой собственный творческий путь, Но за ними...

В общем это бесконечный цикл, как пел Псой Короленко...

Культура это палимпсест: Один посрёт, другой поест

Псой Короленко, популярный певец
174174
52 комментария

Итан - гриб.

48
Ответить

Получается Итан=гриб, гриб=Ленин. То есть вся игра это борьба пролетариата против индустриальных буржуев. Хммм...

12
Ответить

Казалось бы, что у него могло быть общего с орками?..

4
Ответить

Читал пока ехал в маршрутке, проехал свою остановку, настолько этот пост меня завлёк. Сопоставления действительно интересные, я бы даже сказал что они лежат на поверхности, там, где искать никто и не будет. Получилось отлично!

19
Ответить

Мы ищем скрытый смысл там, где его нет, мы часто трактуем произведения по своему, либо же дополняем, углубляем, и думаем, а не это ли был настоящий смысл, ни это ли скрывал автор, но часто так бывает, что нифига автор не скрывал, все на поверхности. И все равно это не отменяет того, что мы пытаемся искать, и находить что-то для себя, понимать произведения по своему, и за это огромное спасибо творцам, и низкий поклон!

15
Ответить

Е мое,вот это синдром поиска глубинного смысла...я в восторге,честно

14
Ответить

Комментарий недоступен

11
Ответить