Секты, насилие и тысячи уголовных дел: почему американское общество ненавидело Dungeons & Dragons в 1980-х

Разбираемся, что такое «сатанинская паника» и как она влияла на людей.

Секты, насилие и тысячи уголовных дел: почему американское общество ненавидело Dungeons & Dragons в 1980-х

В первом эпизоде нового сезона «Очень странных дел» есть интересная сцена. В ней глава школьного клуба по Dungeons & Dragons зачитывает статью, автор которой обвиняет игру во всех смертных грехах. Может показаться, что создатели сериала сами придумали этот момент, но в 1980-х схожие ситуации происходили постоянно.

Тогда американское общество очень боялось сатанистов, а неравнодушные граждане изо всех сил их выискивали. На фанатов D&D окружающие тоже смотрели настороженно из-за нескольких происшествий со смертельным исходом.

Рассказываем об истоках «сатанинской паники», самых громких уголовных делах, заведённых из-за неё, а также отношении общества к поклонникам Dungeons & Dragons.

Истоки паники

Всё началось ещё в конце 60-х. Именно тогда по США прокатилась серия убийств, совершённая участниками секты Чарльза Мэнсона. Эти события напомнили людям, что среди них есть те, кто может пойти на ужасные преступления ради абстрактной высшей цели. В случае с Мэнсоном это была уверенность в будущем конце света.

Сторонники Чарльза Мэнсона
Сторонники Чарльза Мэнсона

В тот же период общество начало всё чаще слышать про сатанизм благодаря известности Антона ЛаВея. Шоумен основал свою Церковь Сатаны и написал для неё целую библию. На пике популярности ему удалось привлечь к своей религии тысячи людей. Даже сейчас его называют основателем современного сатанизма.

Но дочь ЛаВея утверждала, что тот не особо верил в свои убеждения и занимался Церковью ради самоутверждения и лёгких денег. Как бы то ни было, ЛаВей, несомненно, поспособствовал тому, что случилось в 80-х.

Антон ЛаВей
Антон ЛаВей

В массовом сознании сатанизм ассоциировался с демонами, мрачными ритуалами в группах последователей и жертвоприношениями. Именно эти символы и страхи, связанные с ними, эксплуатировались в культуре, — прежде всего, авторами книг.

Так, в 1972 году вышло произведение Майка Варнке под названием «The Satan Seller». Это была автобиография, в которой автор рассказывал о своём взрослении в секте, посвящённой Сатане. По его словам, он был жрецом и участвовал во всех ритуалах, какие только можно представить, — включая оргии. Однако история Варнке, по его словам, закончилась хорошо: со временем он обратился к Христу и заслужил прощение окружающих.

Спустя 20 лет, когда боязнь сект пошла на спад, учёные доказали, что события «The Satan Seller» полностью выдуманы. Однако после публикации книги Варнке стал знаменитостью и даже сотрудничал с полицией по делам, связанным с сатанизмом. Общество же охотно верило его рассказам: люди считали, что поклонение демонам становится обычным делом. И с этим нужно было что-то делать.

Майк Варнке
Майк Варнке

Между тем, Голливуд начал снимать фильмы по этой теме (например, «Экзорцист»), а участники разных сект совершали новые преступления или массовые самоубийства. Кроме того, в 1980 году психиатр Лоуренс Паздер выпустил книгу «Michelle Remembers», в которой затрагивалась ещё одна больная для общества тема — насилие над детьми.

В книге рассказывалось о жизни Мишель Смит, пациентки Паздера. По словам психиатра, он использовал гипноз, чтобы девушка могла вспомнить своё детство. Во время сеансов девушка призналась, что её мать была участницей сатанинского культа, и Смит в пятилетнем возрасте пережила издевательства и насилие со стороны других последователей.

Книга стала бестселлером, а Паздер, как и Майк Варнке, стал известным экспертом по «сатанинскому ритуальному насилию». Этот термин, к слову, впервые использовался именно в «Michelle Remembers».

Паздер и Смит. К слову, они вступили в брак вскоре после выхода книги
Паздер и Смит. К слову, они вступили в брак вскоре после выхода книги

Как и в прошлом случае, события книги были признаны недостоверными спустя несколько лет. Однако в 80-х люди, обвинявшие во всех проблемах абстрактных сатанистов, были на пике популярности благодаря публикациям в СМИ, а их книги считались пособиями по выявлению сторонников сект.

В результате люди, которые годами читали о жестоких убийствах и слушали рассказы про сатанистов, начали верить, что даже их соседи могут оказаться участниками сект. Поэтому они начали присматриваться к окружающим и бить тревогу по любому поводу.

Массовая истерия привела к тысячам уголовных дел, и то время стали называть периодом «сатанинской паники».

Известные происшествия

Самый громкий случай случился в 1983 году в штате Калифорния. Мать одного из учеников детского сада семьи МакМартин обвинила бывшего мужа, который работал в учреждении, в домогательствах по отношению к своему трёхлетнему сыну. Полицейские, пытаясь разобраться в деле, обратились за помощью к родителям, чьи дети посещали тот же детский сад.

Секты, насилие и тысячи уголовных дел: почему американское общество ненавидело Dungeons & Dragons в 1980-х

Полиция и психотерапевт Ки МакФарлейн опросили 400 детей и выявили 321 случай насилия со стороны семи сотрудников детсада. По их данным, всего пострадало более 360 ребят. Тут же началось масштабное расследование на основе ужасающих показаний детей.

По их словам, обидчики построили под детсадом сеть туннелей, приносили в жертву животных и детей, а также летали и владели колдовством. И это лишь малая часть их заявлений. Однако у следствия не было доказательств помимо устных признаний: они не могли найти даже следы насилия на телах детей.

Ки МакФарлейн
Ки МакФарлейн

Обвинения звучали абсурдно, но разбирательство вызвало настоящую панику по всей стране и дошло до суда в начале 1986 года. На скамье подсудимых оказались семеро обвиняемых, однако пятерых из них оправдали уже через неделю из-за недостатка доказательств.

Прокуроры отказались от обвинений в 1990-м, потратив на расследование и суд порядка 15 миллионов долларов за семь лет. Этот уголовный процесс до сих пор считается самым долгим и дорогим в истории США.

Причина закрытия дела была той же: установить вину оставшихся подсудимых оказалось невозможно без прямых доказательств. Сейчас дело сравнивают с охотой на ведьм в XVII веке.

Фото с одного из заседаний. Главный подозреваемый провёл пять лет в тюрьме прежде, чем его признали невиновным
Фото с одного из заседаний. Главный подозреваемый провёл пять лет в тюрьме прежде, чем его признали невиновным

С годами у публики появились вопросы к методам психотерапевта МакФарлейн. Как оказалось, у неё не было нужной лицензии, а беседы она вела довольно странно. Так, специалист давала детям «анатомически точные куклы» и просила показать, где их трогали обидчики.

Критики МакФарлейн также установили, что на допросах она давила на детей и всячески подталкивала их к признанию того, что над ними издевались: даже если это было неправдой. Одни дети давали фальшивые показания, чтобы от них отстали, а у других возникали ложные воспоминания.

МакФарлейн верила, что в США действовали организованные группы сатанистов, которые насилуют детей. Поэтому она, видимо, пыталась любыми способами выбить из детей нужные показания. Это объясняло рассказы о страшных ритуалах. Правда, доказательств существования таких сообществ психотерапевт так и не предоставила.

В 1990-х здание детского сада снесли
В 1990-х здание детского сада снесли

Сейчас расследование кажется абсурдным, но в 80-х его обсуждала вся Америка, а похожие дела появлялись постоянно — на волне общей сатанинской паники. Тогда под следствие попало около 200 человек, десятки из которых оказались осуждены по ошибке. Далеко не всем повезло освободиться через пару-тройку лет после пересмотра дела.

Так, в 1994 году троих друзей из Западного Мемфиса приговорили к пожизненному заключению за изнасилование и жестокое убийство трёх мальчиков. Но с доказательствами опять возникли проблемы.

Полиции удалось получить только признание от одного из подозреваемых после 12-часового допроса. Но следователи всё равно считали подростков членами сатанинской секты, так как те одевались в чёрную одежду, слушали тяжёлую музыку и интересовались религией Викка.

Тройка обвиняемых
Тройка обвиняемых

Подозреваемых освободили только в 2011-м из-за новых данных: защите удалось выяснить, что следов их ДНК не было на месте преступления. Но им всё равно пришлось пойти на сделку со следствием и признать вину.

Да, троицу освободили, но они, по сути, назвали себя виновными. Судья засчитал им 18 лет, отбытые в тюрьме, за наказание по делу. В 1980-х суды вынесли десятки подобных несправедливых приговоров.

Дело получило широкую огласку. По нему снимали документалки, а некоторые люди и музыканты открыто поддерживали осуждённых. Даже не все родственники погибших верили в их виновность. На фото — троица после освобождения
Дело получило широкую огласку. По нему снимали документалки, а некоторые люди и музыканты открыто поддерживали осуждённых. Даже не все родственники погибших верили в их виновность. На фото — троица после освобождения

Из-за сатанинской паники страдали не только невинные люди. К примеру, представители корпорации Procter & Gamble вплоть до 2007 года ходили по судам, пытаясь доказать, что компания не спонсирует Церковь Сатаны, а её старое лого не связано с оккультизмом. Свою порцию обвинений получили также фанаты Dungeons & Dragons.

Обвинения в сторону D&D

Dungeons & Dragons вышла в 1974 году, но игра стала по-настоящему известна в США только через пять лет. В августе 1979-го все американские СМИ писали об исчезновении подростка Джеймса Эгберта, учащегося в Университете штата Мичиган. По основной версии, молодой человек покинул общежитие, спустился в тоннели под учебным учреждением и пропал на несколько недель.

Статья об исчезновении Джеймса Эгберта
Статья об исчезновении Джеймса Эгберта

Родители Эгберта наняли частного детектива, предположившего, что на психику мальчика могло повлиять его хобби — D&D. СМИ растиражировали эту версию, и вся страна решила, что известная игра заставляет подростков терять связь с реальностью. Звучала даже версия, что с пропавшим что-то случилось прямо во время партии, проходившей в тех самых туннелях.

Но реальность оказалась прозаичнее. У Эгберта был целый ворох проблем: депрессия, ощущение одиночества, наркотическая зависимость и проблемы с родителями. Он спустился в тоннели, чтобы покончить с собой, но у него не получилось. После этого он уехал из города и совершил вторую попытку самоубийства.

Позднее, детектив написал книгу о деле Эгберта
Позднее, детектив написал книгу о деле Эгберта

Частный детектив нашёл Эгберта через несколько недель, но тот не вернулся домой, оставшись жить у дяди. Через год юноша застрелился. Однако общество запомнило лишь то, что мальчик увлекался D&D.

По его истории написали книгу «Лабиринты и монстры», быстро получившую экранизацию с Томом Хэнксом. Произведения об опасности ролевых игр нагоняли ещё большую панику на родителей, которые и так постоянно слышали о вездесущих сатанистах. Неудивительно, что D&D стала частью этого нарратива.

Статье о D&amp;D с говорящим названием <span>«Смертельная игра?»</span>
Статье о D&D с говорящим названием «Смертельная игра?»

Случались и другие трагедии с участием поклонников D&D. Так, в 1982 году застрелился школьник Ирвинг Ли Пуллинг, который увлёкся игрой незадолго до трагедии. Его мать сразу же обвинила во всём D&D, подала в суд на директора, который не запрещал детям играть в школе, и основала движение B.A.D.D. («Bothered about Dungeons & Dragons»).

Женщина заявляла, что игра пропагандирует, среди прочего, сатанинские ритуалы, призывы демонов и некромантию, а её сын покончил с собой после того, как на него наложил проклятие другой игрок.

Активистка не смогла добиться компенсации от школы и авторов D&D или запретить продажи игры, но шуму в СМИ она навела достаточно. Между тем, классный руководитель Пуллинга и его одноклассники отмечали, что юноша не мог вписаться в коллектив и страдал от других проблем, не связанных с игрой.

Статья о движении B.A.D.D. с фотографией Пуллинга и его матери
Статья о движении B.A.D.D. с фотографией Пуллинга и его матери

На фоне трагических происшествий в США развернулась целая кампания против D&D: игру обвиняли во всём подряд не только в газетах и на ТВ. По всей стране общественные и религиозные активисты подавали в суд на организаторов школьных D&D-клубов, а также сжигали книги по настолке. Заметных игроков без стеснения называли сектантами.

Аргумент, что это всего лишь игра, активисты не воспринимали всерьёз. Они действительно считали, что дети могли поверить в реальность демонических созданий. Более того, некоторые родители, чьи дети покончили с собой, утверждали, что те призывали дьявольских существ перед смертью.

В 1984-м двое фанатов D&amp;D <a href="https://apnews.com/a1121256e68b13b701eea0bc355a6a5c" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">убили</a> девочку, а на суде заявили, что хотели «поиграть с её разумом». Подобные случаи ещё больше убеждали общество в опасности D&amp;D
В 1984-м двое фанатов D&D убили девочку, а на суде заявили, что хотели «поиграть с её разумом». Подобные случаи ещё больше убеждали общество в опасности D&D

Активисты считали, что если в D&D упоминались демоны и встречались религиозные символы, то события игры можно было воспринять всерьёз.

К тому же, особо увлечённые фанаты переделывали систему магии в игре, добавляя свои заклинания, созданные по текстам средневековых книг. На обложки подобных произведений обычно добавляли много противоречивых символов.

Одна из фанатских книг по магии для D&amp;D. Источник: <a href="https://www.polygon.com/23131731/stranger-things-4-satanic-panic-dnd-history" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Polygon</a>
Одна из фанатских книг по магии для D&D. Источник: Polygon

Создатели D&D публично защищали своё творение и называли преследования игроков «охотой на ведьм». На их стороне была статистика: так, активистам не удалось доказать, что среди фанатов игры происходит больше самоубийств, чем в других социальных группах. Учёные приходили к схожим выводам. Словом, вся кампания против D&D строилась на эксплуатации настроений людей, напуганных громкими убийствами.

Но к середине 80-х авторы всё же приняли меры. Так, книгу о созданиях D&D переименовали из «Deities & Demigods» в «Legends & Lore», а к концу десятилетия из игры исчезли слова вроде «демон» и «дьявол» — их заменили на выдуманные термины (например, «baatezu»).

Секты, насилие и тысячи уголовных дел: почему американское общество ненавидело Dungeons & Dragons в 1980-х

Все эти наименования вернулись в игру через 15–20 лет, и на этот раз они никого не возмутили. Да и в целом скандалы только увеличили популярность D&D.

Конечно, сатанинская паника распространялась и в других странах, и даже в XXI веке людей обвиняли в «демонических ритуалах». Но эти единичные случаи всё же не сравнить с массовой истерией 1980-х.

Что касается Dungeons & Dragons, то вряд ли кто-то начнёт подозревать настолку в пропаганде чего-то запрещённого. Ею увлекаются миллионы людей по всему миру, в том числе знаменитости, да и в поп-культуре игра закрепилась уже давно.

«Очень странные дела»
«Очень странные дела»

Например, главные герои самого популярного шоу Netflix обожают D&D, а знания по ней помогают персонажам преодолеть трудности. Вряд ли активисты, призывавшие бойкотировать игру 40 лет назад, могли себе такое представить.

8686 показов
22K22K открытий
1515 репостов
97 комментариев

Ничего с тех пор не поменялось. Сейчас виноваты компьютерные игры и соцсети, а не пятиминутки ненависти из каждого утюга вкупе с херовым воспитанием.

Ответить

Людям надо что та не наводить. В сша с этим полным порядок. Там ненавидят всех и вся.

Ответить

Разбудите меня через 100 лет, и я скажу что бумеры в очередной раз обвиняют новую игрушку для зумеров во всех смертных грехах

Ответить

Хочется вернуться в те времена, когда бумеры обвиняли игры во всех смертных грехах, а разрабы слали их нахуй. Кто же знал, что игроделы прогнуться под зумеров с их sjw-шизой.

Ответить

Замер знает что говарит

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Скорее новый вид досуга как вр, например

Ответить