В СССР игр нет

(1965-1991)

Игровой журналистики в Советском Союзе не было: домашние компьютеры распространились на территории СССР ближе к концу 80-х, а консоли — только после распада государства. Однако про игры в СССР изредка писали и даже посвящали им обширные труды. Главная проблема заключалась в том, что к советским компьютерам первое время имели доступ только научные сотрудники, военные или студенты технических вузов. До 80-х упоминания так называемых «электронных игр» встречались в специальной литературе, ориентированной на инженеров по автоматике, вычислительной технике и системам управления, а также на студентов старших курсов, специализирующихся в области технической кибернетики.

В середине 60-х годов появились научные труды, посвящённые созданию электронных версий настольных и логических игр. Первой была книга «Игры и автоматы» от профессора и доктора технических наук Дмитрия Александровича Поспелова.

Ранние книги Поспелова
Ранние книги Поспелова

В книге «Игры и автоматы» Поспелов разобрал алгоритмы и логику работы электронных шахмат, шашек, пасьянса и игры «крестики-нолики». Его труд ориентирован на читателей, знающих высшую математику на уровне технического учебного заведения, в особенности двух разделов этой науки: теории игр и теории принятия решений. В будущем эта книга послужила хорошим подспорьем создателям первых советских игровых автоматов.

Впервые жители СССР познакомились с виртуальным миром в 1971 году. На московскую выставку «Аттракцион-71» привезли игровые автоматы от крупных производителей из США, Европы и Японии. Ажиотаж вокруг зарубежной чудо-техники оказался настолько велик, что после выставки все экспонаты купили и отвезли на военные заводы, где их впоследствии успешно скопировали. Так появились советские автоматы «Охота», «Вираж», «Морской бой» и «Викторина».

Репортаж о выставке в журнале «Техника — молодёжи», декабрь 1971 года. Возможно, это первый материал об электронных играх в СССР
Репортаж о выставке в журнале «Техника — молодёжи», декабрь 1971 года. Возможно, это первый материал об электронных играх в СССР

К концу 70-х в СССР были созданы первые домашние платформы, частично скопированные с американских Pong-консолей. С 1977 по начало 90-х появились консоли «Палестра-02», «Экси-Видео», «Эврика» и портативные консоли от фирмы «Электроника» — их называли «домашними телеиграми», позже — «приставками».

Главная проблема этих консолей заключалась в том, что многие советские дети просто не знали об их существовании. «Домашние телеигры» считались дефицитным и очень дорогим товаром, который могли позволить себе только обеспеченные люди. Более-менее доступными были портативные консоли «Электроника», скопированные с японских портативок семейства Game & Watch от Nintendo, Digi Casse от Bandai и различных ЖК-консолей американской компании Mattel. Официальная цена «Электроники»: 23-30 рублей в зависимости от модели.

Со стационарными консолями всё было хуже. Например, «Палестра-02» и «Турнир» в разные годы стоили от 96 до 120 рублей. В начале 80-х эта сумма равнялась средней зарплате молодого инженера. На эти деньги можно было купить отличный складной велосипед «Кама», переносной телевизор «Электроника», импортные джинсы или фотоаппарат «Зенит-Е» в самой дорогой комплектации.

Несколько счастливчиков могли выиграть консоль в лотерее ДОСААФ (стоимость билета — 50 копеек). Про советские консоли иногда писали в журналах и посвятили им несколько технических книг.

В СССР игр нет

В научных журналах второй половины 70-х изредка публиковали переводы зарубежных статей. Из номера журнала «Радио» за октябрь 1977 года советские читатели впервые узнали об игре Pong, а также о первых консолях корпораций Atari, National Semiconductor и Fairchild Semiconductor.

В последние годы начал бурно развиваться новый вид бытовой радиоэлектроники — домашние телеигры. Такое название получили специальные приставки к телевизору, позволяющие создавать на его экране различные спортивные, военные и другие игры. Домашние телеигры, которым широкую дорогу открыло появление недорогих микросхем со средним и большим уровнем интеграции, стали внедряться вслед за телевизионными игровыми автоматами, распространенными ныне как за рубежом, так и в Советском Союзе.

Домашние телеигры, как и игровые автоматы, создают у играющего иллюзию участия в настоящей спортивной игре, охоте, военных операциях; проверяют его способности в соревнованиях на ловкость и быстроту реакции. По оценкам специалистов, рынок домашних телеигр способен даже превзойти рынок карманных калькуляторов и электронных часов.

Журнал «Радио», октябрь 1977 года, рубрика «По страницам зарубежных журналов»
В СССР игр нет

В 1984 году в СССР основан первый компьютерный журнал — «Микропроцессорные средства и системы». В МСИС рассказывали об устройстве и сборке советских компьютеров, программировании, микропроцессорах и другой вычислительной технике.

Именно в журнале МСИС вышла одна из первых советских статей про феномен видеоигр. Она появилась в третьем номере за 1985 год. Её автор, Геннадий Кочетков, посетил США в составе делегации Академии наук СССР. На основе личных впечатлений он написал исторический очерк о популярных играх среди американской молодёжи. Так советский читатель узнал о консоли Atari 2600, играх SpaceWar, Pac-Man, Donkey Kong и удивительной настольной ролевой игре Dungeons & Dragons.

В СССР игр нет

В середине 80-х в журналах «Наука и жизнь», «Юный техник», «Радио», «Техника — молодёжи» и «Моделист-Конструктор» регулярно выходили статьи о программировании в домашних условиях. На страницах журналов печатали исходные коды простейших игр, в основном написанные на языке программирования BASIC. В «Науке и жизнь» появился раздел «Человек и компьютер», а в журнале «Техника — молодёжи» — регулярная читательская рубрика «Клуб электронных игр».

В конце 80-х в журналах публиковали статьи про создание игр на советских компьютерах типа «Микроша» и «Электроника». Отдельную и более скромную популярность получили мини-игры для программируемых микрокалькуляторов. Они были весьма примитивными, и в их коде мог разобраться даже ребёнок.

Но многие советские читатели так и остались в неведении до «перестройки» (1985-1991), когда СССР уже начинал разваливаться. Во второй половине 80-х регулярная игровая периодика ещё не зародилась, но компьютеры постепенно входили в обиход обычных советских людей.

В шестом номере «Техника — молодёжи» за 1989 год редакция опубликовала маленькую заметку с заголовком «Компьютерный журнал — каким ему быть?». Редакция предугадала массовое появление подобных изданий и обращалась к читателю с вопросом: «Нужен ли нам компьютерный журнал?».

Вскоре был основан журнал «Мир ПК». Его открытие было связано с приходом IBM PC в СССР и созданием его аппаратных клонов — «Искра 1030М», «Нейрон» и «ЕС ПЭВМ». Почти одновременно начали издаваться журналы «КомпьютерПресс», «Интеркомпьютер», «Новинтех», «Монитор», «Интерфейс» и «Файл». Позднее — русская версия польского журнала «Байтик». Об играх в них писали, но очень редко. В начале 90-х несколько игровых обзоров даже засветились в журнале «Огонёк». Игры упоминали то тут, то там. Потребность в отдельных изданиях росла с каждым годом.

Наконец, популяризацию персональных компьютеров в Советском Союзе закрепил приезд Билла Гейтса в Москву в апреле 1990 года. Главе корпорации Microsoft представили и подарили первую русифицированную версию MS-DOS.

Билл Гейтс в Москве

В период с 1988 по 1991 год для самой широкой аудитории читателей вышли познавательные книги о компьютерах. «ЭВМ: Игра и творчество» и «Компьютерные игры» доступным языком рассказывали об основах геймдизайна и программирования. Авторы пытались донести до читателей, что игра на компьютере — это не только развлечение, но и творческий процесс, который должен расширять кругозор играющего. Книги разошлись большим тиражом и вдохновили многих будущих российских создателей игр для ZX Spectrum и IBM PC.

В СССР игр нет

Компьютерной грамотности маленьких детей обучали в комиксах «Приключения Мурзилки». Волшебница Ябеда-Корябеда и Змей-Горыныч ЭВМ (Эдик, Вася, Миша) рассказывали об основных функциях компьютера.

На самом излёте СССР издали культовую дилогию Фортрана — книги «А я был в компьютерном городе» и «Энциклопедия профессора Фортрана». В виде забавных комиксов юному читателю рассказывали о том, что такое джойстик, дисковод, вирус и какие языки программирования существуют. Эти книги поверхностно касались темы компьютерных игр, но они смогли привить интерес к компьютеру детям «перестроечной» эпохи.

В СССР игр нет

«All Games — геймерская карта «Тинькофф» с повышенным кэшбеком на игры и развлечения. Расплачиваясь ею, можно получать бонусами:

  • 1.5% — за кино и концерты, если покупать через приложение банка (2%, если не через него).
  • 3% — за игры.
  • 1.5% — за электронику и технику, кафе и бары, такси и каршеринг.
  • 1% — за остальные покупки.

Один бонус равен одному рублю. А ещё на ней можно указать свой игровой никнейм и время от времени получать билеты на турниры и участвовать в розыгрышах.

131131
46 комментариев

Добавлю, что с середины 80-х и далее развивался очень широкий, но, скажем так, мелкосопочный пласт как бы игровой журналистики, который предшествовал появлению игровых журналов. Это были самопальные (и часто периодические) книжки с прохождениями/обзорами/рецензиями (хотя тогда их никто толком так даже не называл). Печатались такие штуки зачастую на рабочих или личных ризографах  Мы, например, пользовались ризографом на работе отца моего друга. Продавалось все либо через торгашей на лотках у магазинов "Электроника" (в Москве две крупнейшие "Электроники" были на Ленинском проспекте). Либо - из-под полы у входа в профильные магазины (обычно книжечки предлагались покупателем игр на аудиокассетах). Там даже выстраивались хитрые системы - к кассете с набором игр предлагалось издание с прохождением записанных игр, но можно было купить книжечку, где описывались игры, записанные на другие кассеты. Почитать ее на досуге, позвонить по телефону, попросить к такому-то числу подготовить кассету, игры с которой были описаны в купленной книжке - и приехать/купить. Позже начали появляться подобные штуки, напечатанные в нормальных типографиях, и "как бы почти периодика" там тоже была.

85
Ответить

Ты сделал это, Сём! Поздравляю)
Сколько в итоге слов вышло?

9
Ответить

Было 125. Часть инфы убрали под врезки.

18
Ответить
13
Ответить

Отдельную и более скромную популярность получили мини-игры для программируемых микрокалькуляторов. Они были весьма примитивными, и в их коде мог разобраться даже ребёнок.Хотел бы я посмотреть на ребенка, который разберётся в таком коде.

10
Ответить

Ну, я понял устройство, если брать «Технику-молодёжи» и другие журналы. В первых номерах прям было разжевано всё. И мы потом по этим распечаткам из советских журналов делали программы в колледже. Как на Бейсике, так и на калькуляторах.

Конечно, в середине нулевых учить этому стыд и позор, но я и не в Москве учился :)

3
Ответить
8
Ответить