Проект подготовлен при поддержке
Ретро
Семён Костин

В СССР игр нет Статьи редакции

(1965-1991)

Игровой журналистики в Советском Союзе не было: домашние компьютеры распространились на территории СССР ближе к концу 80-х, а консоли — только после распада государства. Однако про игры в СССР изредка писали и даже посвящали им обширные труды. Главная проблема заключалась в том, что к советским компьютерам первое время имели доступ только научные сотрудники, военные или студенты технических вузов. До 80-х упоминания так называемых «электронных игр» встречались в специальной литературе, ориентированной на инженеров по автоматике, вычислительной технике и системам управления, а также на студентов старших курсов, специализирующихся в области технической кибернетики.

В середине 60-х годов появились научные труды, посвящённые созданию электронных версий настольных и логических игр. Первой была книга «Игры и автоматы» от профессора и доктора технических наук Дмитрия Александровича Поспелова.

Ранние книги Поспелова

В книге «Игры и автоматы» Поспелов разобрал алгоритмы и логику работы электронных шахмат, шашек, пасьянса и игры «крестики-нолики». Его труд ориентирован на читателей, знающих высшую математику на уровне технического учебного заведения, в особенности двух разделов этой науки: теории игр и теории принятия решений. В будущем эта книга послужила хорошим подспорьем создателям первых советских игровых автоматов.

Впервые жители СССР познакомились с виртуальным миром в 1971 году. На московскую выставку «Аттракцион-71» привезли игровые автоматы от крупных производителей из США, Европы и Японии. Ажиотаж вокруг зарубежной чудо-техники оказался настолько велик, что после выставки все экспонаты купили и отвезли на военные заводы, где их впоследствии успешно скопировали. Так появились советские автоматы «Охота», «Вираж», «Морской бой» и «Викторина».

Репортаж о выставке в журнале «Техника — молодёжи», декабрь 1971 года. Возможно, это первый материал об электронных играх в СССР

К концу 70-х в СССР были созданы первые домашние платформы, частично скопированные с американских Pong-консолей. С 1977 по начало 90-х появились консоли «Палестра-02», «Экси-Видео», «Эврика» и портативные консоли от фирмы «Электроника» — их называли «домашними телеиграми», позже — «приставками».

Главная проблема этих консолей заключалась в том, что многие советские дети просто не знали об их существовании. «Домашние телеигры» считались дефицитным и очень дорогим товаром, который могли позволить себе только обеспеченные люди. Более-менее доступными были портативные консоли «Электроника», скопированные с японских портативок семейства Game & Watch от Nintendo, Digi Casse от Bandai и различных ЖК-консолей американской компании Mattel. Официальная цена «Электроники»: 23-30 рублей в зависимости от модели.

Со стационарными консолями всё было хуже. Например, «Палестра-02» и «Турнир» в разные годы стоили от 96 до 120 рублей. В начале 80-х эта сумма равнялась средней зарплате молодого инженера. На эти деньги можно было купить отличный складной велосипед «Кама», переносной телевизор «Электроника», импортные джинсы или фотоаппарат «Зенит-Е» в самой дорогой комплектации.

Несколько счастливчиков могли выиграть консоль в лотерее ДОСААФ (стоимость билета — 50 копеек). Про советские консоли иногда писали в журналах и посвятили им несколько технических книг.

В научных журналах второй половины 70-х изредка публиковали переводы зарубежных статей. Из номера журнала «Радио» за октябрь 1977 года советские читатели впервые узнали об игре Pong, а также о первых консолях корпораций Atari, National Semiconductor и Fairchild Semiconductor.

В последние годы начал бурно развиваться новый вид бытовой радиоэлектроники — домашние телеигры. Такое название получили специальные приставки к телевизору, позволяющие создавать на его экране различные спортивные, военные и другие игры. Домашние телеигры, которым широкую дорогу открыло появление недорогих микросхем со средним и большим уровнем интеграции, стали внедряться вслед за телевизионными игровыми автоматами, распространенными ныне как за рубежом, так и в Советском Союзе.

Домашние телеигры, как и игровые автоматы, создают у играющего иллюзию участия в настоящей спортивной игре, охоте, военных операциях; проверяют его способности в соревнованиях на ловкость и быстроту реакции. По оценкам специалистов, рынок домашних телеигр способен даже превзойти рынок карманных калькуляторов и электронных часов.

Журнал «Радио», октябрь 1977 года, рубрика «По страницам зарубежных журналов»

В 1984 году в СССР основан первый компьютерный журнал — «Микропроцессорные средства и системы». В МСИС рассказывали об устройстве и сборке советских компьютеров, программировании, микропроцессорах и другой вычислительной технике.

Именно в журнале МСИС вышла одна из первых советских статей про феномен видеоигр. Она появилась в третьем номере за 1985 год. Её автор, Геннадий Кочетков, посетил США в составе делегации Академии наук СССР. На основе личных впечатлений он написал исторический очерк о популярных играх среди американской молодёжи. Так советский читатель узнал о консоли Atari 2600, играх SpaceWar, Pac-Man, Donkey Kong и удивительной настольной ролевой игре Dungeons & Dragons.

В середине 80-х в журналах «Наука и жизнь», «Юный техник», «Радио», «Техника — молодёжи» и «Моделист-Конструктор» регулярно выходили статьи о программировании в домашних условиях. На страницах журналов печатали исходные коды простейших игр, в основном написанные на языке программирования BASIC. В «Науке и жизнь» появился раздел «Человек и компьютер», а в журнале «Техника — молодёжи» — регулярная читательская рубрика «Клуб электронных игр».

В конце 80-х в журналах публиковали статьи про создание игр на советских компьютерах типа «Микроша» и «Электроника». Отдельную и более скромную популярность получили мини-игры для программируемых микрокалькуляторов. Они были весьма примитивными, и в их коде мог разобраться даже ребёнок.

Но многие советские читатели так и остались в неведении до «перестройки» (1985-1991), когда СССР уже начинал разваливаться. Во второй половине 80-х регулярная игровая периодика ещё не зародилась, но компьютеры постепенно входили в обиход обычных советских людей.

В шестом номере «Техника — молодёжи» за 1989 год редакция опубликовала маленькую заметку с заголовком «Компьютерный журнал — каким ему быть?». Редакция предугадала массовое появление подобных изданий и обращалась к читателю с вопросом: «Нужен ли нам компьютерный журнал?».

Вскоре был основан журнал «Мир ПК». Его открытие было связано с приходом IBM PC в СССР и созданием его аппаратных клонов — «Искра 1030М», «Нейрон» и «ЕС ПЭВМ». Почти одновременно начали издаваться журналы «КомпьютерПресс», «Интеркомпьютер», «Новинтех», «Монитор», «Интерфейс» и «Файл». Позднее — русская версия польского журнала «Байтик». Об играх в них писали, но очень редко. В начале 90-х несколько игровых обзоров даже засветились в журнале «Огонёк». Игры упоминали то тут, то там. Потребность в отдельных изданиях росла с каждым годом.

Наконец, популяризацию персональных компьютеров в Советском Союзе закрепил приезд Билла Гейтса в Москву в апреле 1990 года. Главе корпорации Microsoft представили и подарили первую русифицированную версию MS-DOS.

Билл Гейтс в Москве

В период с 1988 по 1991 год для самой широкой аудитории читателей вышли познавательные книги о компьютерах. «ЭВМ: Игра и творчество» и «Компьютерные игры» доступным языком рассказывали об основах геймдизайна и программирования. Авторы пытались донести до читателей, что игра на компьютере — это не только развлечение, но и творческий процесс, который должен расширять кругозор играющего. Книги разошлись большим тиражом и вдохновили многих будущих российских создателей игр для ZX Spectrum и IBM PC.

Компьютерной грамотности маленьких детей обучали в комиксах «Приключения Мурзилки». Волшебница Ябеда-Корябеда и Змей-Горыныч ЭВМ (Эдик, Вася, Миша) рассказывали об основных функциях компьютера.

На самом излёте СССР издали культовую дилогию Фортрана — книги «А я был в компьютерном городе» и «Энциклопедия профессора Фортрана». В виде забавных комиксов юному читателю рассказывали о том, что такое джойстик, дисковод, вирус и какие языки программирования существуют. Эти книги поверхностно касались темы компьютерных игр, но они смогли привить интерес к компьютеру детям «перестроечной» эпохи.

«All Games — геймерская карта «Тинькофф» с повышенным кэшбеком на игры и развлечения. Расплачиваясь ею, можно получать бонусами:

  • 1.5% — за кино и концерты, если покупать через приложение банка (2%, если не через него).
  • 3% — за игры.
  • 1.5% — за электронику и технику, кафе и бары, такси и каршеринг.
  • 1% — за остальные покупки.

Один бонус равен одному рублю. А ещё на ней можно указать свой игровой никнейм и время от времени получать билеты на турниры и участвовать в розыгрышах.

0
46 комментариев
Написать комментарий...
Алексей Макаренков

Добавлю, что с середины 80-х и далее развивался очень широкий, но, скажем так, мелкосопочный пласт как бы игровой журналистики, который предшествовал появлению игровых журналов. Это были самопальные (и часто периодические) книжки с прохождениями/обзорами/рецензиями (хотя тогда их никто толком так даже не называл). Печатались такие штуки зачастую на рабочих или личных ризографах  Мы, например, пользовались ризографом на работе отца моего друга. Продавалось все либо через торгашей на лотках у магазинов "Электроника" (в Москве две крупнейшие "Электроники" были на Ленинском проспекте). Либо - из-под полы у входа в профильные магазины (обычно книжечки предлагались покупателем игр на аудиокассетах). Там даже выстраивались хитрые системы - к кассете с набором игр предлагалось издание с прохождением записанных игр, но можно было купить книжечку, где описывались игры, записанные на другие кассеты. Почитать ее на досуге, позвонить по телефону, попросить к такому-то числу подготовить кассету, игры с которой были описаны в купленной книжке - и приехать/купить. Позже начали появляться подобные штуки, напечатанные в нормальных типографиях, и "как бы почти периодика" там тоже была.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Apanasik

Ты сделал это, Сём! Поздравляю)
Сколько в итоге слов вышло?

Ответить
Развернуть ветку
Семён Костин
Автор

Было 125. Часть инфы убрали под врезки.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Apanasik

Монстр D:

Ответить
Развернуть ветку
ABCDEF FEDCBA
Ответить
Развернуть ветку
Громкий теркин30см
Отдельную и более скромную популярность получили мини-игры для программируемых микрокалькуляторов. Они были весьма примитивными, и в их коде мог разобраться даже ребёнок.

Хотел бы я посмотреть на ребенка, который разберётся в таком коде.

Ответить
Развернуть ветку
Семён Костин
Автор

Ну, я понял устройство, если брать «Технику-молодёжи» и другие журналы. В первых номерах прям было разжевано всё. И мы потом по этим распечаткам из советских журналов делали программы в колледже. Как на Бейсике, так и на калькуляторах.

Конечно, в середине нулевых учить этому стыд и позор, но я и не в Москве учился :)

Ответить
Развернуть ветку
Амиран Мироян

Можете привязать  мой код ик 11

Ответить
Развернуть ветку
Семён Костин
Автор

Какой код? Не очень понимаю о чём вы. 

Ответить
Развернуть ветку
f1print
Ответить
Развернуть ветку
BLOOD ELF

Смягчили? Эти Ктулху смотрятся более стрёмно, чем милые призраки)

Ответить
Развернуть ветку
Приватник

Я так понял смягчили, здесь в том смысле, что углы теперь не такие острые)

Ответить
Развернуть ветку
Немыслимый франт

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Костя Скичко

Наканец та разделения на страницы, мое колесико мышки будет спать спокойно (reupload)

Ответить
Развернуть ветку
Штебланк

Даже тело текста не нужно, все коротко и понятно х)

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Дорофеев

Был отдельный жанр статей о программировании калькуляторов: художественные рассказы с продолжением и финальным вопросом, который требовалось решить при помощи прилагающейся программы. Ответ в след. номере.
в Технике Молодежи был Кон-Тики http://epizodyspace.ru/bibl/tm/1985/8/put.html
в Пионере печатались "Игры с Чипом"

Ответить
Развернуть ветку
Креативный Директор

профессор Фортран аж до слез, вон они на полке... Там еще можно было вырезать распечатку и получить свой бумажный ноутбук

Ответить
Развернуть ветку
Maksym Budnikov

помню книжки эти :) «А я был в компьютерном городе» и «Энциклопедия профессора Фортрана». Мама мне их купила и сказала, что бы я читал :) Картинки там нравились :))

Ответить
Развернуть ветку
urbngero

Ещё одно издание, которое бы дополнило материал - "Горизонты техники для детей". Аналог "Юного техника", польский переводной журнал с ооочень тонкой бумагой. В конце восьмидесятых продавался примерно везде, многим нравился. Я оттуда узнал про существование модемов и мышек.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Маслов

"Но многие советские читатели так и осталось в неведении..." ► осталИсь 

Ответить
Развернуть ветку
Семён Костин
Автор

Спасибо, поправил.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Маслов

Пожалуйста!

Ответить
Развернуть ветку
Eduardo_NV

“Кама” стоила ровно 100 рублей.

Ответить
Развернуть ветку
Тимур

До сих пор помню, как мечтал об этом велосипеде все детство.

Ответить
Развернуть ветку
Pe40nkin

У меня была "Кама", я завидовал тем у кого был велосипед "Урал".

Ответить
Развернуть ветку
Eduardo_NV

“Урал” был всё же больше для взрослых. Получалось кататься только ногой через раму, то ещё зрелище!

Ответить
Развернуть ветку
Eduardo_NV

А кому-то вообще «Десну» покупали, как альтернативу подешевле. Но, она не котировалась у нас во дворах.

Ответить
Развернуть ветку
Тимур

Я в Башкирии живу, мне достался "Урман" :) В целом вроде похож, но совсем не такой крутизны вещь.

Ответить
Развернуть ветку
Eduardo_NV

Самое смешное, что моя «Кама» ещё жива! Новые камеры купил, смазал цепь и гоняю на ней за пивом на даче. При полном обвесе: катафоты, проволока на спицах, зеркала на руле, вот это вот всё. 😂

Ответить
Развернуть ветку
Eduardo_NV

А где «Экси-Видео»?

Могучая вещь была в своё время:

Ответить
Развернуть ветку
Семён Костин
Автор

Я не задавался целью перечислить все консоли, но спасибо, добавлю. 

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Chirvony
компьютеры распространились на территории СССР ближе к концу 80-х, а консоли — только после распада государства.

Это не так. В провинциальном украинском городке я в 1990 году все лето играл на "Микроше".

Ответить
Развернуть ветку
Семён Костин
Автор

Так как это противоречит цитате? Распространились к концу 80-х, вы играли в 1990.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Chirvony

"Микроша" - это по сути приставка (хотя Википедия пишет, что это микрокомпьютер, но он подключался к телевизору, загружал программы с кассеты и имел джойстики).

Ответить
Развернуть ветку
Dangerus

В 80х множество компьютеров подключались к телевизору, загружали программы с дискеты, и имели джойстик.

Ответить
Развернуть ветку
Igor

1990й - это последний год 80-х вообще-то.

Ответить
Развернуть ветку
Алекс

Микроша - клон РК-86, но не самопал, а - кооперативный.

Ответить
Развернуть ветку
Алекс
Большинство советских читателей так и осталось в неведении до «перестройки» (1985-1991), когда СССР уже начинал разваливаться. Во второй половине 80-х игровая периодика ещё не зародилась, но компьютеры постепенно входили в обиход обычных советских людей.

Чересчур вольный вывод, если речь идёт о читателях журналов: "Наука и жизнь», «Юный-техник»(не забываем про приложение к журналу), «Радио», «Техника — молодёжи» и «Моделист-Конструктор».  При том, что статьи, посвящённые играм на программируемых калькуляторах имели место быть(за регулярность уже и не скажу), из того, что отложилось в памяти - Кон-Тики. Так-то эти годы - это расцвет радиолюбительских ПК - всех этих РК-86(статьи о котором, таки да, печатались в журнале "Радио") и его аналогов, позже - Спектрум.

Ответить
Развернуть ветку
Семён Костин
Автор

Про Спектрум у меня чуть дальше, а тут откорректирую.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Кобяков

Книги Зарецких-Труханова были у моей родни.Эта была первая компьютерная литература,которую я прочитал в своей жизни...

Ответить
Развернуть ветку
Igor
могли выиграть консоль в лотерее ДОСААФ (стоимость билета — 30 копеек)

Лотерейный билет ДОСААФ 50 копеек стоил. 30 копеек - это билет Государственной лотереи.

Ответить
Развернуть ветку
Семён Костин
Автор

Спасибо, поправил. Не помню, почему 30 копеек врезалось. 

Ответить
Развернуть ветку
Alex Fielding

«Компьютерные игры» - была такая дома =)

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Stenin

Первый раз с компьютерными играми ( настоящими, а не Электроникой и автоматом Морской бой)столкнулся в июле 1988 года на отдыхе в литовской Паланге. Там некими молодыми людьми уже был организован компьютерный клуб, где за приличную плату( рубль чтоли) все желающие могли опробовать это чудо западной техники. Какие конкретно компьютеры или приставки стояли не помню ( спектрум?атари?) но вот саму игру которую мне включили, запомнил прекрасно - Kokotoni Wilf 😀 В Москве аналогичные заведения появились примерно через год.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Зыков

Прекрасная статья, спасибо! Как любит повторять мой знакомый, который когда-то сам был издателем, если хочешь потерять деньги в России - начни издавать журнал. Увы, культура чтения журналов у нас не такая, как во многих других странах, где люди готовы покупать их гораздо чаще, поэтому это дело после последних кризисов сошло на нет, а тут еще и смартфоны с электронными изданиями, ютюбом отъедают бОльшую часть аудитории. Увы, но у нас у журналов будущего не наблюдается. Был не так давно в Англии, ждал на вокзале свой поезд, зашел в местный аналог роспечати и обомлел - такого выбора журналов я даже представить не мог. Там несколько разных периодических изданий может быть посвящено одной марке машины (land rover, например), десятки журналов про охоту, десятки про рыбалку, пара десятков музыкальных, пара десятков про яхты и т.д. У нас так журналы не читают, не читали и вряд ли будут читать.

Ответить
Развернуть ветку
Амиран Мироян

Можете привязать мой код?

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 46 комментариев
null