Книжный бум: культура игровых описаний и прохождений

(1993-1998)

В 1993 году российская игровая периодика разделилась на два направления: первые игровые журналы и книги с прохождениями. Как мы уже знаем, мода на последние зародилась в эпоху популярности ZX Spectrum. Подобные издания можно было легко найти в обычных книжных магазинах и городских библиотеках. Пик их популярности пришёлся на первую половину 90-х, когда IBM-PC-совместимые компьютеры распространились по всей территории только что образованной Российской Федерации.

В конце 1993 года издательство «Аквариум» выпустило серию книг «Компьютерные игры». В них публиковали как короткие описания игр, так и полные прохождения вместе с чит-кодами. Печатались они на дешёвой бумаге и содержали огромное количество орфографических и фактических ошибок. В некоторых прохождениях авторы путались в пространстве (например, в квестах говорили пойти налево, когда нужно было идти направо), пропускали уровни и целые куски игр.

Книжный бум: культура игровых описаний и прохождений

Куда лучше выглядела одноименная серия от издательства «Пергамент». Это были толстые книги (более 400 страниц), которые выходили раз в полгода и печатались на качественной бумаге.

Каждый том «Компьютерные игры для IBM PC» состоял из четырёх разделов: полные описания игр, краткие описания, полезные советы и статьи о выборе оптимального железа.

Книжный бум: культура игровых описаний и прохождений

Около шести лет выходили авторские сборники прохождений и обзоров от Сергея Водолеева. Но эталоном среди подобных серий считается «Энциклопедия компьютерных игр» от петербургского издательства «Фолио-Пресс». Книги выглядели дорого и имели статус «подарочных изданий». Каждый том ЭКИ — фолиант в твёрдом переплёте и с цветными вкладками на мелованной бумаге. Уникальный труд, где в 15 томах и на восьми тысячах страниц рассказывали обо всех значимых играх, вышедших в период с 1989 по 1997 годы. Сегодня книги от «Фолио-пресс» высоко ценятся у ретро-геймеров и коллекционеров старой игровой периодики.

Книжный бум: культура игровых описаний и прохождений

Увы, к концу 90-х мода на книги с прохождениями постепенно угасла. Игровые журналы «Великий Dракон», «Страна Игр», «Игромания» и «Навигатор игрового мира» изредка выпускали свои сборники прохождений, но из-за маленьких тиражей они недолго продержались на рынке. Обычно их распространяли через рекламу в журналах или по подписке.

А вот книги с чит-кодами для консолей были востребованы вплоть до начала эпохи PlayStation 2. Десятки различных издательств выпускали собственные сборники секретов для Dendy, Sega Mega Drive, PlayStation, Sega Dreamcast и Panasonic 3DO. Самые плодовитые издательства: «Трикс ЛТД», «Астрея», «Нева-Визит» и «Слово и дело». Они выпустили столько различных книг, что до сих пор невозможно подсчитать их точное количество. Редкие коллекционеры игровой периодики до сих пор находят и сканируют ранее неизвестные книги.

Из-за медленного и дорогого интернета книги с чит-кодами долго не теряли свою актуальность. Сказывалось и то, что редкие семьи могли позволить себе PlayStation или ПК даже в начале нулевых. Примерно с 1999 по 2004 годы российским детям всё ещё дарили дешёвые клоны NES и Sega Mega Drive.

Составители поздних книг с прохождениями и чит-кодами часто брали информацию с зарубежных сайтов вроде старейшего портала GameFaqs. Общее качество текстов и перевода сильно разнилось. Орфографические и фактологические ошибки вкупе с посредственным переводом порой только запутывали игроков. Одни издательства бессовестно воровали описания, коды и прохождения из книг других издательств.

Дошло до того, что «Трикс ЛТД» без разрешения печатало тексты с русскоязычных фан-сайтов. Например, в книге «Лучшие игры для PlayStation: ролевые игры» напечатали слегка отредактированное прохождение Castlevania: Symphony of the Night с главного русскоязычного фан-сайта, посвящённого серии Castlevania.

Книжный бум: культура игровых описаний и прохождений

С развитием интернета подобная литература окончательно вымерла. Сегодня к ней невозможно относиться всерьёз, но именно специфика игровых описаний зародила будущую российскую игровую журналистику. Аляповатые пересказы игр из сборников про ZX Spectrum и толстенные энциклопедии с прохождениями — предтеча первых журналов, которые появились сразу же после развала СССР.

9292
19 комментариев

у меня не было приставок, и я приобщался к миру видеоигр как раз через такие журналы. Прочел - вроде как поиграл получается.

17
Ответить

Стримы из 90-х.

12
Ответить

Отчетливо помню, как на день рождения получил такую книгу с чит-кодами на Сегу МД. И читал ее от корки до корки, как обычную книгу, хотя большинство игр в глаза не видел) Это и поражало больше всего, кстати. Что сколько всего оказывается на Сеге есть, игр разнообразных. К сожалению, процентов 80 игр, доступных на рынке на пиратках были или игры по мультфильмам, или просто с какими-то мультяшными персонажами. Гонки и т.д. Игры хорошие, но всё же не слишком разнообразные.

13
Ответить

В некоторых ещё полное прохождение писали - вот это вообще отвал башки тогда был! Я так познакомился с игрой Fatal Labyrinth, но нигде её тогда не смог найти, в итоге вспомнил и поиграл в неё только эдак в 2015.

3
Ответить

С денди книжку уже не помню, а вот сеговскую даже сейчас на картинке нашёл) было 8 издание, которое про рпг. Прочитав там прохождение первой Shining force, загорелся идеей покупки этой игры. Но продавцы в наших магазинах не особо котировали jrpg и пришлось искать её почти год. И игра меня не разочаровала. У меня была английская версия игры, но на сколько я знаю, позже выходила и русская (ромы в интернете по крайней мере попадались).  До сих по вспоминаю, как я на карантине в 7 классе сидел целыми днями играл в надежде пройти в один заход. Как же я был наивен... Только потом узнал, что там нужно было ставить батарейку для сохранения. В итоге прошёл её уже в стиме. 

3
Ответить

Где-то читал воспоминание одного игрока. Они с другом никак не могли нормально поиграть shining force. Игра ведь не проходится за час или два. Они видели экран создания сохранения в игре, но не понимали почему профиль не сохранялся. Ну соответственно, начали что-то подозревать. В конечном итоге вскрыли картридж. С первого взгляда вроде все нормально. Присмотрелись получше и увидели дорожки к фигуре круга и до них доперло что там должен был быть слот под батарейку. Китаец скопировавший картридж сэкономил на нем. Маленькие пытливые умы умудрились спаять проводки на картридже отцовским паяльником и присоединить к нему батарейку. Ну и наконец прошли игру.

4
Ответить

Ух, помню как в книжках с кодами искал комбинации ударов для МК, как мы с одноклассниками сидели и изучали комбо любимых персонажей, тестировали все фаталити, бабалити и другое. Как для Dune 2 записывал пароли для перехода на уровень (аналог чекпоинта, ведь загрузок не было), а потом и в одной из подобных книг нашёл полный список.

3
Ответить