Беседа с композитором трейлеров «Человек-паук: Через вселенные» и Far Cry 6 — о работе с Голливудом, играх и «тадамах»

Автор музыки к роликам блокбастеров Тигран Папазян отвечает на вопросы пользователей DTF: от странных технических заданий до саундтрека к нардам.

Музыка Тиграна Папазяна звучала в трейлере мультфильма «Человек-паук: Через вселенные», в роликах к играм Far Cry 6, Battlefield 5 и Mass Effect: Andromeda, фильмам «Соник в кино» и «Последний Богатырь: Корень Зла» и многим другим.

Пользователи DTF задали Тиграну вопросы, он ответил на самые интересные из них и рассказал о любимых композиторах, своём оборудовании и выгорании.

Беседа с композитором трейлеров «Человек-паук: Через вселенные» и Far Cry 6 — о работе с Голливудом, играх и «тадамах»

Про музыку в трейлерах и кумиров

[CEO Mindset] В саундтреках к трейлерам часто встречается ход, который так и прозвали cinematic sound: чёткие ударные, протяжные синты и всё это под ревером. Из-за этого они звучат одинаково и не запоминаются. Не было ли идей, как отойти от устоявшихся тропов, но при этом сохранить изначальный функционал такой музыки? Или же «не ломай то, что работает»?

Скорее всего, вы говорите о звуке, который называется Braam. Это широкий громкий звук, мода на который пошла после трейлера к фильму «Начало».

Тот самый «тадам»

Чтобы написать хороший трейлерный трек, необходим signature sound, который можно будет назвать «фишкой» твоей композиции. Сделать таким звуком именно Braam легче всего: он яркий, используется на удобных для монтажа точках и даёт широкие возможности для экспериментов.

Далеко не во всех трейлерах сейчас эксплуатируют Braam, но это до сих пор один из самых рабочих приёмов в трейлерной музыке. Особенно в крупнобюджетных боевиках. В драмах, авторских фильмах или более спокойных лентах такой звук почти не используется. Там уже можно проявить оригинальность по-другому.

[Спаситель России] Если бы вас попросили написать саундтрек к трейлеру игры в нарды, как бы он звучал? Просьба напеть.

Если мы говорим о трейлере компьютерной игры про нарды, всё зависит от бюджета самой игры и дополнительных механик. Если это простая игра, то и трейлер должен быть спокойный и эмбиентный.

Если же это версия, где в нарды играют два древних бога, и их ходы влияют на движение армий, которые сражаются друг с другом на отдельном поле, тогда и геймплей будет гораздо динамичнее. Это необходимо показать в трейлере.

Когда мы определимся со структурой ролика, наполнение, которое определяет его настроение, будет состоять из инструментов, подчёркивающих саму историю игры в нарды.

Это могут быть этнические восточные инструменты типа дудука или саза, а также особое женское или мужское пение типа УООООХОООУОООИЕЕЕЕ. (Считай, напел.)

Но если вы имели в виду полноценное кино про игру в нарды, то тут тоже надо определиться с жанром.

Ужасы про нарды. В общем, проклятые нарды попались: проигрываешь в них — отдаёшь душу, переписываешь квартиру, вырезаешь почку и всё такое.

Дудуки страшные, звуки громкие, много саунд-дизайна. Трейлер типа «Доски Уиджи».

Драма про нарды — делаем трейлер в стиле фильма «Жертвуя Пешкой» про Бобби Фишера с серьёзными дудуками в начале.

Комедия про нарды — делаем весёлые дудуки в начале, а потом берём какую нибудь заводную поп-песню (кальян-рэп, конечно же) и кастомизируем на весь оставшийся трейлер.

Можно сделать ещё трейлер документалки про нарды в стиле History Channel или трейлер сайфай-фильма про нарды в космосе. В общем, раздолье.

[NECROID] Какой трейлер и музыку в нём вы считается эталонным? (любой, не только из ваших работ)

Их много. Из последнего — оба трейлера к «Дюне». Трейлер к новому «Доктору Стрэнджу», к последней «Матрице».

Если говорить про старые: «Призрак в доспехах», первый сезон «Молодого Папы» с Джудом Лоу. У меня очень много любимых трейлеров, которые вдохновляют.

[Артём Ситников] На каких композиторов равняетесь, кто для вас авторитет? Чьим творчеством вдохновлялись на ранних творческих этапах?

Если мы говорим про трейлерных композиторов, мне очень нравятся работы Mark Petrie, Phil Lober, Cesc Vilà. Если мы говорим просто про оркестровых или кинематографических, то это Thomas Bergersen и его Two Steps from Hell, Ivan Torrent, Sonic Mayhem.

Ну а если про великих, то, конечно же, Hans Zimmer, Max Richter, Jóhann Jóhannsson. Крутых музыкантов так много, что у меня не хватает памяти запомнить все их имена.

[NECROID] Какой из своих работ вы больше всего гордитесь и почему?

Думаю, музыкой к трейлеру фильма «Последний Богатырь: Корень Зла», где я кастомизировал трек Kings and Queens группы 30 Seconds to Mars.

И к трейлеру сериала «Карамора», где мне удалось поработать над треком Apres Moi одной из моих любимых артисток Regina Spektor.

[OssT] Почему именно трейлеры? Хотели бы написать саундтрек к полноценному фильму или видеоиграм?

Трейлеры позволяют реализовывать мой творческий потенциал во многих стилях, потому что в кино огромное количество жанров.

Писать саундтрек к полному метру не хочу — слишком большая ответственность.

Для игр очень хотел бы. Ответственности не меньше, но подход другой, более подходящий под мой рабочий процесс.

Про создание музыки

[Йопсиль-мопсиль Виталика] Расскажите о софте, который используете в работе, и о своём сетапе.

Софт: FL Studio 20, всевозможные библиотеки для Kontakt. Синты: Diva, Repro, Zebra, Massive, Serum, Spire, Onmisphere, Sylenth1.

Обработка: Izotope oZone 5, Soothe2, все от FabFilter, Gullfoss. Из сэмплов: почти все от KeepForest, KSHMR, ну и постоянно ищу что нибудь на Splice.

Сетап: системник Win 11, i9-9900KF @ 3.60GHz, 64gb ram ddr5. Звук: Babyface Pro FS, Yamaha HS8. Ещё есть моя прелесть: клавиатурка Korg microKey.

[Алексей] Насколько я понимаю, вы просто пишете музыку, а уже после этого студия выбирает её для саундтрека. Возникает два вопроса: представляете ли вы себе какую-то картинку, когда придумываете мелодию? И бывало ли, что вашу музыку брали в ролик с совсем не тем настроением, которое вы закладывали?

Обычно у меня есть целый набор референсов, которые помогают мне взять нужный курс, и это работает гораздо лучше всяких картинок. Я думаю, если работаешь под картинку, это ограничивает — музыку могут использовать вообще под другое.

У меня было несколько весёлых треков, которые брали для промо-кампаний серьёзных драм.

Например, трек используется в тв-ролике фильма «Человек на Луне», а потом — в фичуретке «Лиги Справедливости».

Скорее всего, чтобы подчеркнуть блокбастерные моменты в этих фильмах и таким образом заманить новую аудиторию.

[Алексей] Как складывается мелодия у вас в голове? Она появляется целиком или есть только основа, а в процессе работы она постепенно разрастается? Или просто садитесь за компьютер с «пустой» головой и пробуете?

Обычно я придумываю мелодию и всю структуру трека, когда моюсь утром в душе. Потом я «налялякиваю» её на диктофон, чтобы не забыть. И могу тут же сесть её аранжировать или отложить и вернуться через пару недель.

Когда я слушаю свои напевы через какое то время, в них ни черта не понятно. Но во время расшифровки у меня могут возникнуть новые идеи.

[Алексей] Бывало ли, что к вам обращались с просьбой написать музыку под конкретное видео? Если да, то это сложнее или проще, чем писать абстрактно?

Последний раз я писал под видеоряд в 2010 году для небольшой match-three игры. Определённо для меня будет сложнее написать под видеоряд из-за отсутствия практики с тех пор. Но не думаю, что это что-то невыполнимое.

Про путь к успеху

[Garou] Не сложно ли было самоучке пробиться в Голливуд? Или были определённые связи?

Смотря какой момент считать сложным. Если то, что мне пришлось с нуля познавать все техники написания такой музыки, — довольно сложно. А если приобретение связей — нет.

Беседа с композитором трейлеров «Человек-паук: Через вселенные» и Far Cry 6 — о работе с Голливудом, играх и «тадамах»

Я просто написал менеджеру одной из трейлерных библиотек и выслал своё, тогда ещё не трейлерное, портфолио. Ему понравились мои идеи, и он дал мне задание написать несколько треков для грядущего на тот момент альбома.

[Алексей] Вы вроде бы начинали с музыки к рекламе. Это полезный опыт? Как там дают задания?

Это шикарный опыт. Структура задания почти ничем не отличается от трейлерной. Тебе рассказывают про продукт, предоставляют референсы. Вы обсуждаете с продюсером или супервайзером общее направление, хронометраж и начинаете работать.

Я бы очень хотел снова поработать в рекламе, там могут попадаться действительно интересные вызовы.

[Dumpinieks] Как звучало самое странное ТЗ в вашей карьере? Как вообще звучат технические задания, если писать для конкретного трейлера?

«Тигран, надо написать эпик-версию „Солнышка в руках“».

Обычно мне рассказывают про кино, для которого нужен трейлер, а монтажёр делится своими идеями. Так как он уже посмотрел фильм, а я — нет, у нас разное видение задачи.

Из-за того, что я не знаю ни сюжета, ни картинки, у меня взгляд более широкий и непредвзятый. Поэтому я начинаю предлагать варианты, в каком направлении мы пойдем и какие музыкальные и структурные приёмы сможем использовать. А он уже говорит: нравится ему то, что я предлагаю, или нет.

[Илья Кролик] Каким был первый успех, и как вы к нему пришли?

Если мы говорим про успех в трейлерной индустрии, то я ждал его сравнительно недолго. После того как я написал три трека для продакшн-библиотеки Really Slow Motion, один из них попал в тв-ролик к первому «Доктору Стрэнджу» через 6 месяцев после релиза, а второй через то же время — в трейлер Mass Effect: Andromeda.

Третий трек попал в трейлер Battlefield V через два года после релиза альбома.

Что касается моего пути в трейлерную индустрию, он шёл через сворованные роялти с продаж моих виниловых релизов под проектом Offdate, когда мне было 17 лет, и я не знал ничего про индустрию. Через выступления за «респект» с моим рейв-проектом Kombainer.

Через гост-продакшен для российских и американских исполнителей. Через частные уроки продакшена через TeamViewer для людей, которые хотели писать Hardstyle. Через первые заказы в рекламу. И, наконец, через стоковую музыку, которую я никогда до этого не писал.

[kek pek] С чего лучше начинать: сразу с практики (копаться в музыкальных программах) или с основ теории, например, нотной грамоты? Насколько труднее обучаться без знаний музыкальной базы?

У меня нет никаких основ музыкального образования. Я думаю, если начинать копаться именно с них, можно быстро передумать копать вообще. Не скажу, что отсутствие музыкального образования слишком давит на меня, но, конечно же, иногда я чувствую какую-то неполноценность.

Тем не менее, когда ты обучаешься писать музыку без багажа каких-то правил, у тебя могут возникнуть интересные идеи, которы образованный человек просто не выдал бы. А могут и не возникнуть.

Немного личного и советов

[Гласящий Блог] Как начинающему композитору найти работодателей и прочие необходимые контакты, чтобы начать работу на коммерческой основе?

Есть много источников заработка музыки и без поиска рекламодателей. Это и музыкальные стоки, типа PremiumBeat или AudioJungle, и фриланс биржи, типа Fiverr, и издание музыки для тв-библиотек, и получение роялти через PRO, и издание продакшн музыки для трейлеров.

Беседа с композитором трейлеров «Человек-паук: Через вселенные» и Far Cry 6 — о работе с Голливудом, играх и «тадамах»

Но если вы имеете в виду прямые знакомства — смотрите, кто занимается отбором музыки в интересующие вас проекты, находите их контакты и предлагайте свои услуги.

[Sergey Saltuganov] Играете ли во что-нибудь? Если да, то на каких платформах и есть ли любимые тайтлы и серии?

Чаще всего играю в PS5. Реже в Switch и на PC. Любимых тайтлов очень много: все Souls, Bloodborne, Elden Ring. Hollow Knight, Cyberpunk, Horizon Zero Dawn, последний GoW, все Анчартеды, новый Deus Ex, Divinity, Pillars of Eternity. Да просто дофига игр, которые мне очень понравились. Тут не хватит места всё перечислить.

Из старья: все Fallout’ы, Legacy of Kain, старый Deus Ex. Я даже не сдержался и сделал ремейк главной темы оттуда.

В перерывах между работой смотрю Twitch: всякие спидраны по Diablo 2 и другим играм, JC в Героях 3, Heartstone.

[Дмитрий Илларионов] Сложно ли учиться музыке, когда тебе за 20? Что важнее: талант или труд?

Учиться вообще сложно, если тебе это не интересно. Если же интересно, ты увлечён настолько, что не замечаешь усталости.

Я бы сказал, что сейчас всё зависит от усидчивости. Раньше было гораздо меньше инструментов для того, чтобы делать крутой продукт. Поэтому — труд.

[Артём Хачунц] Вы продавали свои треки на AudioJungle. Это удачный опыт? Как с этим сейчас?

Сейчас я нахожусь на 29 месте по продажам среди всех музыкантов, когда либо выставлявшихся на этом стоке, поэтому, думаю, опыт можно считать более чем удачным.

Беседа с композитором трейлеров «Человек-паук: Через вселенные» и Far Cry 6 — о работе с Голливудом, играх и «тадамах»

Теперь же продажа лицензий через такие стоки в упадке из-за появления большого количества конкурентных платформ, которые предлагают большее количество контента по подписке.

Например, таких площадок как Envato Elements от владельцев AudioJungle, которые продают там музыку с него за бесценок.

[John Loyal] Как вам удаётся оставаться увлечённым? Как боретесь с выгоранием?

А я не борюсь и успешно выгораю. Музыка уже не приносит тех чувств, что 10 лет назад. Чтобы совсем не расклеиться, берусь только за проекты, которые считаю интересными и которые делают меня лучше как профессионала. Ну и, конечно же, неописуемое чувство, которое испытываешь при завершении трека и его признании, никуда не делось.

[NECROID] Успеха и известности вы уже однозначно добились. Есть ли какая-то следующая значимая для вас цель?

Я ни разу не попадал в трейлер от Marvel («Человек-паук» — это Sony), так что это — ближайшая цель в трейлерной карьере.

Трек Тиграна

Если говорить про планы в других аспектах жизни, то это развитие сайд-проектов, не связанных с моей музыкой, и воспитание моих детей.

[NECROID] Как бы вы описали свою жизнь в виде музыки? Какой бы она была: что-то мелодичное и жизнерадостное или грубое и импульсивное, наполненное грозным звучанием органа и расстроенной скрипки?

Как можно описать всё какой-то одной музыкой?

Если ты не лежишь в коме, жизнь наполнена самыми разнообразными звуками: от мелодичных моментов до какофонии.

Моя жизнь — целый плейлист, который в последнее время состоит преимущественно из музыки к детским роликам на YouTube.

[Иван Богатков] Как повлияли на работу сегодняшние условия рынка и мировых отношений?

На работу с голливудскими студиям — никак. На работу с российскими студиями — сильно, у меня пропали заказы. Рынок кино в РФ сейчас испытывает далеко не лучшие времена, и я не уверен, что в ближайшее время что-то изменится.

[NECROID] Если посмотреть на ваше портфолио, сразу возникает вопрос: «Когда уже трейлеры аниме озвучивать?»

Не уверен, что я достаточно японец, чтобы писать для трейлеров к аниме, сколько бы тайтлов я не смотрел. Там совершенно иная структура и подача нежели в кино-трейлерах. Но если удастся поработать — опыт явно будет крутой.

Сообщество «Кино и сериалы» развивается при поддержке «Кинопоиска»

283283
50 комментариев

Вот Читаю про людей, которые без образования и прочих вещей выбились куда то и прям удивляюсь то ли это везение такое, то ли правда вцепился в своё дело, что вообще ничего другое не отвлекает.
В любом случае крутое интервью, спасибо
Вопросы и ответы кайф. Уверен, в живую с этим парнем поболтать было очень приятно

49
Ответить

то ли это везение такоеВезение — часть мастерства)

25
Ответить

Как ни крути у всех есть различные предрасположенности от рождения. Вот если бы Шварц, например, не стал ходить в качалку, был бы просто "здоровый чел". А его генетика + упорство и четкое видение - получился Шварц.
То же и с этим челом - если бы, условно говоря, у него было бОльшее знание теории, может из него бы условный Циммер вышел бы.

6
Ответить

Комментарий недоступен

5
Ответить

Главное заниматься тем ,к чему душа лежит, и делать это самоотверженно -труд никто не отменял. Т.е быть честным с самим собой.

Если вы занимаетесь самообманом, заставляете себя заниматься чем-то через силу, у вас нет интереса к этому....значит это не ваше.

Идти по жизни куда-то- из принципа "это прибыльно" и "можно сидеть на стуле" - заведомо проигрышный вариант, это не означает что вы не сможете добиться не плохих результатов и стать ремесленником в какой либо области.

Сможете, но высот и внутреннего удволетворения, не достигнете.

Нравится рисовать и получается? - выбор очевиден, художник или оформление.

Нравится летать и привлекала авиация?- пилотирование, в пилоты, не прошли комиссию по здоровью?, не беда, есть смежные с авиацией области.

И так далее. Не слушайте друзей, и да же родителей, куда вам идти учиться или работать- слушайте своё сердце. И через годА поймёте - что любимое дело - и реализация себя в нём, лучше чем - "много денег" и "не любимая работа"

Можно жить в особняке или 4-х комнатной кв с зп от 5 нулей, но не испытывать кайфа, если мечту юности не реализовал.

1
Ответить

Сложно ли учиться музыке, когда тебе за 20

Конечно, сложно. Какая учёба? Тут о пенсии, внуках думать пора

30
Ответить

причем тут блядь возрастное если говорится о необходимости самостоятельного выживания без помощи родителей одновременно с учебой

1
Ответить