Лонгрид. «Бэтмен: Начало супергероики»: как фильм изменил жанр?
Из-за жуткого шлейфа фильмов Шумахера создать на экране новую историю о Тёмном рыцаре было невероятно сложно. Но всё же возможно.
2003 год. На сцену выходит Кристофер Нолан. Он ещё не так известен, как сейчас, но всё же его необычное и захватывающее «Помни» наделало не мало шума на фестивалях, а «Бессонница» доказала его способности к адаптации и переосмыслению чужого материала. Его нанимают на пост режиссёра нового фильма о Бэтмене.
С самого начала он признавался, что всю жизнь любит этого героя и хочет воссоздать максимально каноничный образ, вдохновлённый «Годом первым» и «Долгим Хэллоуином». Будучи хоть и массовым, но всё же по натуре авторским режиссёром, Нолан провёл массу изменений, чтобы дать Бэтмену совершенно иной облик, который органично смотрелся бы в то время.
ИСТОРИЯ
Дело в том, что «Бэтмен: Начало» - это первый из нормально сделанных ориджинов супергероев. До этого авторы представляли персонажей комиксов уже в рассвете своей деятельности, как это было с «Бэтменом» Бёртона или «Людьми Икс» Сингера… либо история персонажа ощущалась «сшитой белыми нитками», а основная движущая сила героя – месть, как это было с «Сорвиголовой» или «Женщиной-Кошкой».
Одни из немногих примеров качественного ориджина были «Супермен» Ричарда Доннера и «Человек-Паук» Сэма Рейми. Эти фильмы действительно можно назвать достойными представителями жанра, когда сам жанр считался низким и недостойными кинотеатров. Они разрушили стену стереотипов, показав, что данные фильмы могут быть интересны. Как минимум подрастающей аудитории.
Безусловно, они смотрятся отлично и сегодня, но всё же важно провести водораздел. И «Супермен», и «Человек-Паук» пробивали дорогу кинокомиксам тогда, когда веры в жанр совершенно не было у зрителей. Для взрослой аудитории совершенно архаично была идея того, что «чуваки в трико» летают по городу и спасают людей с помощью суперсил. Если в таком, чистом виде, обставить концепцию какого-нибудь фильма, то даже сегодня она хоть и будет восприниматься легче, но вызовет немало вопросов.
При создании «Бэтмена: Начало» Кристофер Нолан руководствовался идеей, что этот фильм будет нацелен не только на младшую аудиторию, но и на взрослых. Это было первым важным решением.
При создании истории он и со-сценарист Дэви С. Гойер желали добавить больше человечности, реализма и не забывать про эпичность. Главной деталью было то, что фильм будет нео-нуарной драмой с элементами боевика. Во время написания сценарий, создатели опирались на легендарный эпик Дэвида Лина, «Лоуренс Аравийский».
«Супермена» Ричарда Доннера.
Комикс «Бэтмен: Год первый».
«Человек, который пал», рассказывающий историю становления Брюса Уэйна и по-своему интерпретирующий «Бэтмен: Год первый». Из этого комикса, кстати, была взята первая сцена, в которой Брюс падает в яму и его окружают летучие мыши.
«Бэтмен: Долгий Хэллоуин».
Ещё одной решающей деталью было использование злодеев, которых ранее не было в предыдущих экранизациях. Со-авторы решили, что антагонистами выступят доктор Джонатан Крейн aka «Пугало», отравляющее людей «газом страха».
Мафиози Кармайн Фальконе.
И Рас аль Гул. В комиксах он был бессмертным лидером секретного ордена «Лига Теней», что сеяла хаос по всему миру. В фильме решили убрать момент с бессмертием и теперь это просто титул, передающийся из поколения в поколение.
В итоге получилась история о наследнике крупного бизнеса города, бродящего по свету, чтобы справиться с утратой родителей.
Помните, я говорил, что ранее многие супергеройские фильмы грешили тем, что главному герою прописывали мотивацию «месть»? Брюсу Уэйну некому мстить. Его фактического антагониста, убившего его родителей, застреливают подручные мафиози, а с мафией Уэйн не может пока бороться, потому что слишком слаб.
Этим Нолан и Гойер задают будущему Тёмному рыцарю новую цель – борьба с беззаконием. Как итог, он отправляется в путь, чтобы познать преступность изнутри и научиться бороться с ней.
И тут на сцену выходит ещё одна особенность…
РЕАЛИЗМ
Одной из важных деталей, которую привнёс Нолан, является показание того, существование подобного персонажа вполне реально в нашем мире. Ранее такая деталь, как реализм, выносилась за скобки и отдавалась на откуп самой концепцией, что это комикс и тут может быть что угодно.
Режиссёра не устраивал подобный подход, потому что важно было не просто дать понять, что Бэтмен – это факт, с которым нужно просто смириться. Нет. Бэтмен – это логичное продолжение мира, в котором возможно появление такого вигиланта.
Готэм – это не готически-киношное изваяние, которое нужно для красивых кадров. Всё максимально приземлено в меру дозволенного блокбастерами, и чувствуется мощное вдохновение от нео-нуаров. В этом фильме часть Готэма – это буквально грязная и дождливая дыра, по которой снуют преступники всех мастей. Это закономерно из-за того, что полицейский департамент города буквально кишит продажными копами, сидящими на зарплате у мафиози. Декорации выверены, и именно тут один из третьесортных преступников убивает родителей Брюса, создавая ему травму и мотивацию для последующих поступков.
Для описания способностей Брюса Уэйна было потрачено немало времени хронометража. С самого начала нам заявляют, что он способен сражаться со многими противниками и что он владеет самыми разными стилями единоборств, которые изучил за время своих странствий.
Сцена с Кармайном Фальконе показывает, что он не понимает, насколько сильно коррупция проникла во власть Готэма и как ей противостоять. Для этого он сбегает, становится буквально никем и уходит в мир воров. Нам показывают, как он изучал приступный мир изнутри, чтобы в нашей памяти отложилось, что он не идеализирует свой путь и у него есть чёткая стратегия в борьбе.
Позже он собирает оборудование для своей работы. Он знает немало, но всё же не гений. Ему нужен человек, который мог бы снабдить необходимым снаряжением. Таковым становится Люциус Фокс, который по факту является отщепенцем в «Уэйн Энтерпрайзес», хотя не заслуживает того. Он отдаёт Брюсу прототипы от разработок для военных и спасателей, которые реально смотрятся логично.
Лёгкая броня могла быть на вооружении спецназа. Крюк мог использоваться пожарными для быстрого спасения людей, находящихся в труднодоступном месте.
Ткань для крыла могла применяться в самых разных целях: от быстрого возведения палаточного города до создания обманных макетов. «Акробат» также мог применяться для разведки, наведения мостов и проведению миссий в черте города.
Ты веришь каждой этой штуке, потому что подкоркой чувствуешь, что пройдёт несколько лет и такое вполне может появиться.
Реализм помог донести зрителям этот фильм, чтобы те дали шанс на дальнейшее развитие жанра. До сих пор чувствуется, как на этом делают акцент, но всё же в популяризации жанра важную роль сыграла не только логика мира, но и то, благодаря чему люди смогли понять, почему мужик натягивает на себя костюм летучей мыши: психология самого персонажа.
ПСИХОЛОГИЗМ
Как бы не вызывался смех от мемов, что Нолан забивает на персонажей и диалоги сейчас, …
…но когда-то для него это было не менее важно, чем создать захватывающую систему повествования.
В большей степени это заслуга ещё одного соавтора Кристофера Нолана: его брата Джонатана. Как правило об этом мало говорится, но он участвовал в написании сценариев к большинству фильмов своего брата. Свою руку он приложил и к «Бэтмену: Начало», но, к сожалению, в титрах его не указали.
Изучая фильмографию обоих Ноланов можно заметить, что эмоциональное зерно и проработка персонажей присуще именно Джонатану Нолану. Эта же эмоциональность основана на чётком понимании важности внутреннего конфликта и психологии персонажа.
Вернёмся к самому фильму. С самого начала нам показали, что летучие мыши напугали маленького Брюса. Из-за фобии перед летучими мышами, он просит родителей уйти с оперы, в которой персонажи напоминают тех самых жутких существ. Вот только из-за своего страха его родителей убивают, и это порождает травму, которая будет преследовать парня всю жизнь.
На этом моменте уже можно догадаться, что корнем внутреннего конфликта главного героя является страх. Он боится мышей, он боится преступников, он боится родного города. Во время обучения в «Лиге Теней», Дюкард использует страхи Брюса, чтобы научить его вселять страхи в других.
После возвращения в Готэм, Уэйн решает запугать преступников всего города, чтобы искоренить весь тот ужас, что когда-то погубил его семью. Для Бэтмена его крестовый поход – это сродни закрытия гештальта. Он буквально убедил себя, что: «Если я буду бороться с преступниками, то я смогу простить себя за смерть родителей». И всё же в этом есть и огромная доля трагедии. Всю преступность не искоренить. Работа Бэтмена никогда не закончится, он никогда не простит себя.
Этот чувак всегда будет подавлен и продолжит одержимо делать своё дело, что в конечном счёте приведёт к его гибели.
Но всё же, как говорил Рэй Брэдбери: «У человека есть одно замечательное свойство: если приходится все начинать сначала, он не отчаивается и не теряет мужества, ибо он знает, что это очень важно, что это стоит усилий».
Папа Бэтмена сказал короче:
Зачем люди падают? Чтобы научиться вставать.
Надо принять, что прошлого не вернуть. Погибших не возродить. Но возможно взять ответственность за тех, кому нужна помощь. Можно уравновесить беззаконие с помощью правосудия. Да, трагедия не уйдёт. Но теперь работа мотивирована не болью, а надеждой.
Кстати, примечательно, что антагонист хочет поработить Готэм с помощью страха, говоря, что город превратился в преступную яму, но есть неувязка: «Лига Теней» сама сделала город таким. Как Рас аль Гул сказал, что они «атаковали» город с помощью экономики.
С одной стороны, это очень странно и противоречит поступкам. С другой стороны, тут можно винить меня в «синих занавесках», я вижу в этом попытку скрыть провал. Рас не смог сломить город с помощью экономики, на которую сделал ставку. «Лига» узрела в нём слабость и недостойного носить столь важный титул. Он напуган тем, что потеряет всё, что заслужил столь долгой службой ордену.
Он принимает вторую попытку: уничтожить город с помощью Брюса. Уговорить его жёстко и радикально порвать город изнутри. Тоже провал.
Тогда он пошёл совсем сюрреалистичным путём: накачать весь город токсином страха. ЁБ ВАШУ МАТЬ, он и тут провалился, потому что его ученик дружит с чуваком, который сделал противоядие.
Знаете, в этом смысле я даже понимаю смиренность Рас аль Гула перед смертью. Ему тупо уже проще свалить, чем пытаться ещё кому-то что-то доказать.
Данные заключения я строил исключительно на психологическом подтексте истории. Так оно или нет, известно лишь братьям Нолан.
ВЛИЯНИЕ
«Бэтмен: Начало» передал все свои важные решения будущим фильмам по комиксам, выводя жанр в мейнстрим.
Авторы супергеройских блокбастеров станут чаще прибегать к грамотной проработке ориджина героя.
«Железный человек» подробно расскажет, как эгоистичный милитарист становится альтруистом… который хоть не производит оружия для других, но сам грешит запустить ракету в танк.
В кино франшизе «Люди Икс» решатся рассказать историю происхождения центрального персонажа своих фильмов: Росомаху.
«Человек из стали» посмотрит по-новому на одного из самый мейнстримных героев комиксов и покажет поиски жизненного пути тому, который может спасти или уничтожить жизнь любого.
«Новый Человек-Паук» с Эндрю Гарфилдом так и вовсе унаследует более драматичный и мрачный тон истории.
Тема «рассказать историю становления» за каких-то десять лет раскроет основные возможные тропы повествования и успеет надоесть зрителям. Сегодня от этого стараются постепенно отказываться.
Реализм станут использовать всё чаще. По этом трапе пойдёт и «MARVEL» в своих первых фильмах.
Опишу самый красноречивый пример. Реактор, благодаря которому работает броня Железного человека, создан на основе разработок в области термоядерного синтеза, над которым учёные всего света всё ещё бьются.
Несмотря на гиперболизированные способности Тони Старка, ты всё равно веришь в то, что этот чувак мог такое сделать, потому что он в детстве собрал свою первую плату!
Удивительно, но даже «CW» в своих сериалах начинал по пути реализма, проложенного Ноланом. «Стрела» постепенно, шаг за шагом, идёт по пути «Бэтмен: Начало», показывая приземлённого вигиланта, которого научили обращаться с луком и стрелами. Его костюм – лохмотья с острова. Его злодеи – преступники и киллеры. А потом появился Барри Аллен, Супергел и другие из BTS и земля Arrowvers ушла из-под ног.
Бэтмен Бена Аффлека не заострял внимание на реализме (КАМОН, ТАМ ЧУВАК ЛАЗЕРАМИ СТРЕЛЯЕТ ИЗ ГЛАЗ), но всё же нам показывают, что его основа аналогична Нолану, и он также напирает на физические тренировки и технологии.
Бэтмен Паттинсона идёт по той же дороге, но приземляет способности и снаряжение ещё сильнее. То же Бэт-крыло – это вингсьют, используемый парашютистами, а главная его деятельность – это не просто мордобой, а расследования, по которым он ведёт собственный отчёт, а злодей – это убийца-маньяк на манер печально известного «Зодиака».
Также не будем забывать и «Джокера», который максимально близка к реальному миру рассказал историю становления главного безумца комиксов DC. Говоря же про психологизм, то также сразу вспоминаешь этот фильм, в котором показано разложение личности в городе, где всем друг на друга насрать.
Несмотря на стремление к мейнстримности в кинокомиксах и «DC», и «MARVEL» всё же прописываются арки внутренних конфликтов главных героев для создания более объёмных персонажей.
Сегодня принято считать, что эпоха супергеройского кино началась с 2008 года, когда вышли «Тёмный рыцарь» и «Железный человек». После них началась настоящая эра кинокомиксов. И всё же, мне кажется, что именно «Бэтмен: Начало» проложил дорогу новому жанру, проработав важные инструменты повествования, которые показали широкому кругу зрителей, что кино о мужике в костюме летучей мыши – это нормально. Это интересно. Это стоит смотреть.
Оглядываясь назад действительно понимаешь, как один фильм может серьёзно повлиять на развитие как отдельного жанр, так, возможно, и целого периода кинематографа.
Сегодня также происходят некоторые изменения. Посмотрим, что ждёт нас в будущем и какие коренные перемены будут происходить после «Джокера» Тодда Филлипса. Мне кажется, что нас ждёт снова что-то грандиозное.
Спасибо за внимание!
Спасибо, что прочитали текст до конца! С недавних пор мы формируем творческую инициативу watchtower, и мы будем безумно рады любой вашей поддержке.
Если вам понравилось, то приглашаем вас, на наш YouTube канал. На нём вышло наше первое видеоэссе и нам бы очень хотелось поделиться им с вами.
Также вы можете подписаться на наш телеграмм-канал или группу ВКонтакте. Мы сейчас проводит марафон фильмов, повлиявших на творчество Хидео Кодзимы.
Спасибо ещё раз за внимание и до новых встреч!
Автор: Никита Босс
Редактор: Таня Ивлева
Безусловно, они смотрятся отлично и сегодня, но всё же важно провести водораздел. И «Супермен», и «Человек-Паук» пробивали дорогу кинокомиксам тогда, когда веры в жанр совершенно не было у зрителей.
Ну, не совсем так. Уже были первый Люди Икс, по сути давшие надежду, что про суперов можно и нужно снимать хорошие фильмы. И Х-человеки все-таки ближе к фильмам, где супергерой кроме того, что исключительный, все равно имеет обычные человеческие проблемы. К гадалке ходить не нужно, дабы понять, что за проблемой непринятия мутантов завуалирована проблема расизма.
Я полностью согласен, но, как Вы сами уточнили, в "Людях Икс" есть внутренняя идея, связанная с дискриминацией. Данный материал хорошо ложится для кино, но всё же того нельзя сказать о Бэтмене, Супермене и Человеке-Пауке, в которых много комиксных условностей и разношёрстных идей. Для того, чтобы публика лучше воспринимала подобный материал, всё же необходимы были изменения. И именно в "Бэтмен: Начало" это было продемонстрировано.
До сих пор лучший фильм в трилогии
Придумал тезис и построил вокруг него всю "аргументацию".
Кинокомиксы были и оставались живы без Бетмена. Те-же Иксмены больше собирали денег и были прародителем комиксных киновселенных. Спасительный Бэтмен вышел только в 2005 и сборал 350млн. А в 2006 закончилась первая трилогия Иксменов и уже в 2007 трилогия Рейми собрала несколько миллиардов.
С учетом того что почти все комиксы после 2000х идут по рельсам этих двух франшиз - Бэтмен особо никому не упал. То что в 2008 вторая часть сделала - пытался повторить разве что Снайдер (кстати после Хранителей и Спартанцев), ну и Джокер. Все остальные пошли по пути максимального развлечения публики.
Если сравнивать по соборам двух мега популярных героев Бэтмена и Человека паука, аудитории явно интересовал второй.
Такой лонг можно написать и про спайди и про радиоактивных людей. Все описывали становление и пытались объяснить почему их способности могут быть реальны (пытались в реализм) и вышли раньше. Просто сам Бэтс не был по комиксам сверхчеловеком вот и все объяснение.
Выше писал об этом в комментариях.
Бэтмен Начало не изменил жанр, а изменил подход сугубо к Бэтмену.
Иксмены вот да, про них действительно можно сказать, что изменили восприятие кинокомиксов.