«Если уж грохнемся, то все вместе»: создатели спецэффектов «Вторжения» и «Спутника» о работе во время пандемии

Интервью с главой Main Road Post Арманом Яхиным — про Bad Comedian, сложности из-за Covid-19 и попытки сделать голливудские спецэффекты на российские бюджеты.

«Если уж грохнемся, то все вместе»: создатели спецэффектов «Вторжения» и «Спутника» о работе во время пандемии
«Если уж грохнемся, то все вместе»: создатели спецэффектов «Вторжения» и «Спутника» о работе во время пандемии

В первые дни нынешнего кризиса могло показаться, что он затронет далеко не все сферы кинобизнеса, однако это не так. Из-за Covid-19 замедлилась или остановилась работа не только на съёмочных площадках, но и на постпродакшене.

Некоторые небольшие студии спецэффектов в Голливуде говорят, что у них временно выросло количество заказов из-за закрытия более крупных конкурентов, но ближайшие месяцы всё расставят по своим местам.

Уже сейчас многие компании должны брать заказы на осень, но их в 2020 году будет меньше обычного. Поскольку почти все съёмки в мире остановлены, графику будет какое-то время рисовать попросту не к чему.

Чтобы узнать, как ситуация с этим обстоит в России, DTF обратился к Арману Яхину — главе московской студии Main Road Post, которая работала над множеством блокбастеров, включая «Вторжение», «Дуэлянта», «Спутника» и «Особо опасен» Тимура Бекмамбетова.

Арман рассказал, что после начала карантинных мер почти все текущие заказы компании «остановились» или даже отменились. А ждать ли поддержки государства в этой сфере, неясно.

Если не приукрашивать, мы сейчас в полной заднице. Накопившиеся большие долги от клиентов и резко остановившаяся индустрия ударили по нам сильно.

Спасибо нашим ребятам, которые пошли навстречу компании: кто-то уменьшил зарплату, кто-то на время от неё отказался, кто-то — временно пошёл на вольные хлеба. Перешли на удалёнку, пытаемся понять сейчас, замедлило это нас или нет. Но точно внесло сложности в работу.

Плюс, мы двинулись в другие области, от которых раньше отказывались – реклама, другие медиа, синематики, VR – в общем, всё остальное, где тоже нужна компьютерная графика. Это хороший урок для нас.

Арман Яхин, Main Road Post
«Если уж грохнемся, то все вместе»: создатели спецэффектов «Вторжения» и «Спутника» о работе во время пандемии

Арман считает, что проблемы такого характера возникнут у большинства VFX-студий в России — у кого-то раньше, у кого-то — позже. Это оборотный бизнес, и у таких компаний обычно нет больших накоплений.

В случае Main Road Post подвёл тот факт, что студия только что сдала «Спутник» и «Вторжение» — два крупных проекта, а новые толком начать не успела.

Если продюсеры хотят в будущем хорошей графики, они должны понимать, что в эту область надо инвестировать. А так как им в основном кажется, что их пытаются обмануть и много заработать на них, отсюда и результат.

У нас в стране ни одна компания, создающая VFX в кино, не жирует, все постоянно выживают, соглашаясь за небольшие деньги. Поэтому нет возможности вкладывать в развитие.

Редкие продюсеры готовы рисковать и делать фильмы, подобные «Вторжению». А такие проекты сильно прокачивают индустрию, так как в них работают многие компании.

Только не подумайте, что я виню продюсеров. Не виню, я их понимаю. Кино — крайне сложная область, его тяжело и часто непонятно как делать. И бюджетов у них тоже нет адекватных, они сами выкраивают.

Арман Яхин, Main Road Post
«Если уж грохнемся, то все вместе»: создатели спецэффектов «Вторжения» и «Спутника» о работе во время пандемии
«Если уж грохнемся, то все вместе»: создатели спецэффектов «Вторжения» и «Спутника» о работе во время пандемии

В 2019 году в общении с читателями TJ Сарик Андреасян пожаловался на непрофессионализм VFX-студий в России, которые рисуют «крысу вместо медведя». Режиссёр связывал низкий уровень с постоянным оттоком лучших кадров на Запад.

Арман с этим не согласен. По его мнению, фильмы уровня «Вторжения» показывают, что в российском кино можно делать хорошую графику, хотя ключевым фактором тут всегда становится бюджет.

Думаю, что проблема у него в скромных бюджетах в целом, и на графику — в частности. И это при том, что вообще стоимость производства кино в России по мировым меркам просто смешная. Всё «Вторжение» стоит как одна серия «Мандалорца».

Арман Яхин, Main Road Post
«Если уж грохнемся, то все вместе»: создатели спецэффектов «Вторжения» и «Спутника» о работе во время пандемии
«Если уж грохнемся, то все вместе»: создатели спецэффектов «Вторжения» и «Спутника» о работе во время пандемии

Арман отметил, что создание спецэффектов в России — задача в целом сложная. Постоянно приходится искать баланс между желанием сделать на уровне Голливуда и реальными бюджетами, которые может потянуть отечественный кинопром.

Тут ещё важно добавить, что и мы много ошибок допускаем, так как всегда приходится учиться. Эта область сродни исследовательской, очень легко обосраться. Что и делаем время от времени.

Иногда мы не достигаем нужного результата. Иногда мешает перфекционизм, приводящий к срыву графиков. Иногда — отсутствие воли противостоять продюсерам в случае, когда бюджета явно не хватает, а ты вечно выживаешь и соглашаешься. Продюсер-то делает свою работу, ему нужно чтобы получилось подешевле.

Немногие понимают всю сложность нашей деятельности. А так как продюсеры привыкли работать с персоналиями на съёмках, мало кто понимает, что VFX-студия — это целое предприятие, с большим количеством людей, техники и софта.

Арман Яхин, Main Road Post
«Если уж грохнемся, то все вместе»: создатели спецэффектов «Вторжения» и «Спутника» о работе во время пандемии
«Если уж грохнемся, то все вместе»: создатели спецэффектов «Вторжения» и «Спутника» о работе во время пандемии

Многие VFX-компании, работающие с кино, могли бы на время пандемии переключиться на игры, однако тут есть свои проблемы. С каждым годом потребность в CGI-роликах падает, поскольку разработчики всё чаще делают кат-сцены на движке. Main Road Post успела поработать над TimeShift и Escape from Tarkov, но это редкие исключения из правил.

У серьёзных издателей принято заказывать за рубежом, здесь сопоставимые бюджеты они не готовы тратить.

К нам много обращались после Escape from Tarkov, но у других компаний бюджеты оказывались копеечными — это расходилось с нашим собственными понятиями о качественном результате.

Арман Яхин, Main Road Post
Трейлер Escape from Tarkov, над которым работала MRP

Согласно ЕАИС, «Вторжение» собрало в прокате РФ 961 миллион рублей — чуть меньше, чем «Притяжение» в 2016 году. В целом, Арман считает сиквел успешным.

На мой взгляд, фильм прошел очень достойно. Фантастический жанр – это очень сложный зверь, угадать реакцию зрителя невозможно, но и «Притяжение», и «Вторжение» нашли своего зрителя.

Это единственные отечественные фантастические фильмы, собравшие на уровне голливудских в нашем прокате.

Арман Яхин, Main Road Post
Во время пандемии студия занимается и выпуском шоурилов по мотивам «Вторжения». Первый из них посвящён сценам, в которых нет почти ничего кроме графики. Ролик заканчивается серией шуточных блуперов — на них у героя Александра Петрова никак не получается уничтожить вертолёт.

Разбор «Притяжения» от BadComedian собрал на YouTube больше 19 миллионов просмотров, однако, по словам Армана, сам он его так и не посмотрел.

Вредит ли BadComedian бизнесу? Это на самом деле очень сложный вопрос. С одной стороны, наверное, действительно вредит, так как в целом бьёт по общей репутации отечественного кино — он ведь создал целый хейтерский тренд. У него большая фанбаза, да и немало тех, кто пытается скопировать его успех. С другой стороны, кого-то из кинематографистов это подстёгивает для анализа. Мне лично это никак не помогает.

Это как с воспитанием. Если орать на детей и унижать их, шанс на то, что они вырастут хорошими людьми есть, но он небольшой. И это будет вопреки, а не благодаря. Подобное смогут сделать только сильные волей люди и они, в результате, будут распространять вокруг себя жёсткую и полную критики конкурентную культуру, подобную той, что мы видели в фильме «Дьявол носит Prada». Я верю в доброе и терпеливое отношение.

Подавляющее количество людей, работающих в кино, пришли сюда только потому, что любят его и преданны ему всем сердцем. Кино делать непросто, и ошибки в нём — необходимая часть процесса развития. Люди, работающие в нём, сами очень критичны к тому, что делают. Хейт, на мой взгляд, просто разрушителен и почти ничего не даёт кроме боли. Да, в результате мы научились с ним жить. Бэда индустрия не игнорирует, он всё-таки умный парень и часто говорит по делу, но форму он выбрал довольно обидную.

Впрочем, тут я всё-таки могу говорить только за себя. Я много лет уже в кино и говна и хейтинга наслушался за эти годы. Сначала это было больно и тяжело, сейчас практически всё равно. Бэда и других подобных ему блогеров не смотрю давно, просто потому, мне лично особой пользы это не приносит. Если что долетает интересное и полезное, то стараюсь это проанализировать и понять. К сожалению, реально полезного там немного, больше хайпа и глумления, как мне кажется.

Арман Яхин, Main Road Post

23 апреля у студии состоялся ещё один громкий релиз — в онлайн-кинотеатрах вышел фантастический триллер «Спутник», для которого студия создала CGI-монстра.

«Спутник» значительно меньше «Вторжения». По нашей части там не очень много, основная работа велась над пришельцем. Но его создание само по себе оказалось трудоёмкой и интересной задачей.

Плюс, для нас это первый опыт работы над фильмом в подобном жанре. Отмечу ещё, что это был новый опыт работы с молодым режиссёром Егором Абраменко и оператором-постановщиком Максимом Жуковым. Нам очень понравилось с ними сотрудничать, очень профессиональный и человечный получился процесс. Мы очень гордимся этим проектом.

Арман Яхин, Main Road Post
«Если уж грохнемся, то все вместе»: создатели спецэффектов «Вторжения» и «Спутника» о работе во время пандемии

Вместо кинотеатров «Спутник» вышел в онлайн-кинотеатрах с относительно невысоким качеством картинки — сказывается низкий битрейт видеопотока. Арман считает, что студия в данном случае выбирала из двух зол.

На мой взгляд, это всё очень интересно. Новый мир, новые идеи.

Арман Яхин, Main Road Post

Одной из первых работ студии Main Road Post были спецэффекты к «Особо опасен» Тимура Бекмамбетова — для боевика кампания нарисовала в совокупности около 90 монтажных кадров с графикой (считается от склейки до склейки).

По своей сути это голливудская картина, однако в дальнейшем компания продолжила работать в России. В разговоре с DTF Арман пояснил, почему студия не закрепилась на Западе и продолжила осваивать местный рынок.

Над «Особо опасным» вся наша индустрия, и мы в том числе, работали благодаря Тимуру Бекмамбетову. А так, в целом, туда довольно сложно пробиться по многим факторам. В основном, потому что мы — это неизвестный риск.

Плюс, самое главное, западные продюсеры заказывают в странах, где есть государственная система возвратов части расходов — рибейтов: Канада, Великобритания, Новая Зеландия и так далее. В прошлом году вроде и у нас появилась, но, как оказалось, не совсем — там ещё много работы предстоит прежде, чем система заработает для нашей области.

Арман Яхин, Main Road Post

Впрочем, если не двигаться на Запад, то можно пойти на Восток. Недавно студия приняла участие в производстве гонконгского фантастического боевика «Воины будущего».

В 2019 году Арман официально вошёл в состав AMPAS — Американской киноакадемии, и теперь он может голосовать за номинантов на «Оскар». В VFX-категории на «Оскаре 2020» он не голосовал, но отмечает, что сделать выбор было бы сложно.

Из всех номинантов в области визуальных эффектов на «Оскаре 2020» я искренне восхищен каждым. Это всё очень крутые проекты, с очень серьёзными технологическими работами и с крутейшим результатом.

Моим личным фаворитом были «Звёздные войны», так как я вообще фанат, во-первых, а во-вторых, там сложнейшая с точки зрения VFX работа и при этом невероятно красивая с художественной, с академической точки зрения. Но, повторюсь, каждый из номинантов вызывает у меня восхищение.

Арман Яхин, Main Road Post
«Если уж грохнемся, то все вместе»: создатели спецэффектов «Вторжения» и «Спутника» о работе во время пандемии

В целом, Арман надеется на то, что Main Road Post переживёт кризис. Компании должно помочь то, что она относительно недавно поменяла свою структуру — в том числе для повышения прибыли.

Сдаваться мы не собираемся. Наша новая нестандартная структура сейчас проходит проверку, но мы никого не будем увольнять — если уж грохнемся, то все вместе. Кино мы не бросаем, но при этом уже работаем и в других областях — нам не привыкать быстро перестраиваться.

Да, тяжело будет ещё долго, и это однозначно самый тяжёлый кризис в нашей компании, но я верю, что с такой командой мы прорвёмся.

Арман Яхин, Main Road Post
«Если уж грохнемся, то все вместе»: создатели спецэффектов «Вторжения» и «Спутника» о работе во время пандемии
«Если уж грохнемся, то все вместе»: создатели спецэффектов «Вторжения» и «Спутника» о работе во время пандемии
188188
266 комментариев

На всякий случай напомню, что команда Армана занимается спецэффектами (а не сценариями, например), и она одна из лучших в России. Пожалуйста, давайте без переходов на личности и прочих гадостей, а то нам не будут давать интервью известные люди. Спасибо!

178
Ответить

Так бэд как раз и хвалил графику в этих фильмах

113
Ответить