Keep Your Hands Off Eizouken! – аниме и манга про мечтателей и творцов!

Вы помните, каким было ваше первое знакомство с миром аниме? Возможно, вы впервые увидели его по телевизору или к вам в руки попала пиратская VHS кассета с загадочными японскими мультиками. А, возможно, ваше первое аниме пришлось уже на эпоху интернета и свободного доступа.

Но важнее сейчас другое - какие именно эмоции вы ощутили, когда погрузились в новый для себя мир? Невероятные изобретения, увлекательные битвы и миры, поражавшие фантазией своих создателей.

Keep Your Hands Off Eizouken! – аниме и манга про мечтателей и творцов!

И существует среди обычных зрителей особая группа людей, которая захочет не просто смотреть, а - создавать.

Возможно вы, уважаемые читатели, тоже из их числа. Прочитав особо цепляющий роман, вы решили писать рассказы или даже книги, а возможно, пройдя выдающуюся игру, сами захотели создавать игры. Вот и первая главная героиня этого произведения - Мидори Асакуса, решила, что обязательно будет рисовать аниме, но впереди её ждал долгий и трудный путь.

Доброго времени суток, уважаемые читатели. Я продолжаю делиться своим мнением о мангах и аниме, которые заслуживают вашего внимания. И на повестке дня у нас манга и аниме «Руки прочь от киноклуба! / Eizōken ni wa Te o Dasu na!».

Keep Your Hands Off Eizouken! – аниме и манга про мечтателей и творцов!

Как и в прошлые разы, представляю вашему вниманию видео-версию статьи, в которой больше картинок, но её можно спокойно запустить на фоне и заниматься своими делами.

А для всех остальных, кто любит более привычный текстовый формат – мы начинаем!

В 2016-ом году мангака Сумито Овара начал выпуск своей манги «Руки прочь от киноклуба!». И уже в 2020-ом свет увидело аниме снятое по этой работе. Так давайте же посмотрим, о чем рассказывают эти произведения, и какие между ними есть отличия.

Keep Your Hands Off Eizouken! – аниме и манга про мечтателей и творцов!

Завязка и Сюжет

История следует за весёлой троицей старшеклассниц, которые хотят создавать аниме. И оба произведения, как манга, так и экранизация показывают их приключения на пути к заветной цели. И, перед тем как мы продолжим, позвольте представить наших главных героинь.

​Мидори Асакуса
​Мидори Асакуса

Мидори Асакуса – немного замкнутая и стеснительная девушка, которая носит панаму. В своем блокноте она постоянно делает зарисовки, в которые вкладывает всю свои фантазию. В талантливой команде она станет сценаристом, режиссёром и дизайнером. Именно от её идей и будет отталкиваться вся последующая работа над аниме.

​Цубамэ Мидзусаки
​Цубамэ Мидзусаки

Цубамэ Мидзусаки – красавица и звезда школы. Она настоящий гений и у неё есть множество талантов. Её родители хотят, чтобы она стала актрисой и моделью, и именно этим ей и приходилось заниматься, пока она не вступила в команду, чтобы реализовать свою настоящую мечту. Ведь она тоже всем сердцем любит аниме и мечтает стать аниматором. Именно её руками вдыхается жизнь и движение в рисунки, которые создаёт Мидори.

​Саяка Канамори
​Саяка Канамори

И самое главное украшение этого сериала - Саяка Канамори. Высокая и очень умная девушка, которая не разбирается в аниме, но очень любит деньги.

Дело в том, что большинство произведений, которые посвящены созданию аниме, не уделяют в полной мере такого же внимания «эффективному менеджеру». В то время как «Руки прочь от киноклуба!» (2020) делает менеджера именно персонажем основной троицы. Без Саяки героини бы не добились таких успехов, потому что именно она - основная движущая сила маленькой команды.

Не влезая в творческий процесс, она постоянно умудряется контролировать сам ход работы. Саяка та кто постоянно решает возникающие проблемы, поддерживает подруг и главное бьёт их по голове и говорит, что нужно укладываться в сроки, а для этого необходимы компромиссы!

«Дизайнеры – это люди, которые должны мечтать. А менеджеры – это люди, которые должны сказать дизайнерам, что пора прекращать мечтать иначе проект никогда не будет закончен!»

По крайней мере, именно так нам говорили в институте.

«Не успеваете с анимацией?» «Тогда нужно подключать компьютеры». «А, ты против, и хочешь рисовать всё вручную? А дедлайны для кого? Таким темпом никакого аниме вообще не будет!». «А, что? Не успеваем с фонами? Сейчас подключим к работе художественный кружок!» Эти и многие другие цитаты вы найдёте в книге - «Саяка и эффективный менеджмент!»

​«Саяка и эффективный менеджмент!»
​«Саяка и эффективный менеджмент!»

Если Мидори и Цубамэ - это творческие люди, которые любят тонуть в своих фантазиях, то рациональная Саяка – это их спасательный круг. О таком менеджере можно только мечтать, ведь она не только не мешает результату, но именно благодаря её активной работе проекты героинь вообще доходят до конца! Без неё, команда, наверное, не смогла бы даже закончить своё первое фанатское аниме, и они бы утонули в полировках и переделках, потому что настоящий творец всегда недоволен своей работой.

Говоря о том, что перед нами произведение о мечтателях и творцах, нужно так же отметить, что Мидори и Цубамэ могут настолько быть поглощены своими фантазиями, что выдумка для них подменяет реальность. И это не показано как что-то страшное и иррациональное, это просто – игра, где ведро на голове становится скафандром, а починка крыши превращается в опасную операцию в открытом космосе. Это всё потому что настоящие творцы практически всегда неосознанно находится в состоянии потока и зачастую видят мир совершенно по-другому. Главное не забывать о том, что рациональная часть команды в лице Саяки всегда может настучать по куполу, когда фантазии могут зайти слишком далеко!

Говоря о команде главных героинь, приходит понимание, что их состав обязательно будет расти в процессе истории. Да и помощь на стороне придется как нельзя кстати, но именно на плечах этих трех персонажей и держится основное повествование.

Работа за работой, от одной картины до другой. От простых зарисовок, до полноценного короткого метра с самодостаточным сюжетом. Таков путь «Киноклуба».

Говоря о мелких деталях, необходимо упомянуть, что аниме и манга имеют незначительные отличия. Но, неожиданно для себя я склоняюсь к тому, что изменения и дополнения, внесенные в аниме 2020-го года, играют произведению в плюс.

Например, манга стартует сразу со школы, где героини обсуждают на крыше свои желания и мечты. В то время как аниме начинается со флешбека Мидори, и повествует о том, как главная героиня посмотрела аниме, которое изменила её жизнь навсегда. Этим аниме оказалось произведение «Конан — мальчик из будущего/ Mirai Shounen Conan» (1978).

Стоит так же отметить, что буквально в следующей сцене, героини приходят в школьный кинотеатр чтобы посмотреть аниме. И в манге, героини смотрят на неизвестное аниме, которое состоит из взрывов, а Мидори отмечает отличную работу с тенями, светом и динамикой сцены.

В то время как в аниме героини снова видят уже упомянутое выше произведение «Конан — мальчик из будущего/ Mirai Shounen Conan» (1978). И Мидори намного более детально описывают художественные и анимационные приёмы, которые передают динамику сцены.

И таких мелких отличий между мангой и экранизацией действительно много, но они нисколько не конфликтуют с историей и оригинальной идеей, а напротив дополняют и углубляют её.

Не кочегары мы, не плотники!

Манга «Руки прочь от киноклуба!» (2016) в первую очередь это история о мечтателях и творцах. Это история о том, что гении видят мир по-особенному, так же как и дети. Манга добавляет в эту формулу еще и щепотку критического мышления и реализма, за который отвечает бессменный «эффективный менеджер» Саяка.

Немало произведений посвящены тому, как весело и задорно рисуется аниме. А вот, например Сатоси Кон в одной серии «Агента Паранойи» (2004) в ироничном ключе рассказывал, что создание аниме это адский труд, который зачастую заканчивается смертями от переутомления. И это уже ближе к действительности.

​Серия «Агента Паранойи» посвящённая созданию аниме
​Серия «Агента Паранойи» посвящённая созданию аниме

«Руки прочь от киноклуба!» (2016) хорошо балансирует на грани голого энтузиазма и тяжёлого труда, когда героини работают не покладая рук, не спят ночами, но при этом не теряют свой боевой настрой и тягу к созиданию.

Keep Your Hands Off Eizouken! – аниме и манга про мечтателей и творцов!

Параллельно с этим, аниме «Руки прочь от киноклуба!» (2020) старательно сохраняет этот пласт истории и добавляет нужные мелкие детали. А в дополнении ко всему, аниме создаёт новый слой, а именно — отсылки!

И действительно, раз оригинальное произведение пропитано любовью к аниме, то почему бы не попытаться органично вплести в повествование больше отсылок к другим аниме?

Изначально мы уже видели оммаж на «Конана — мальчика из будущего» (1978). И это далеко не единственный пример, ведь «Киноклуб!» действительно пропитан отсылками к другим произведениям.

Здесь вам и знаменитый проезд мотоцикла из «Акиры» (1988), и цитирование фильма «Телохранитель» (1961) Акиры Куросавы и даже намеки на оскораносного метра Хаяо Миядзаки, за плечами которого десятки замечательных полнометражных аниме.

​Знаменитый проезд мотоцикла из «Акиры» (1988)
​Знаменитый проезд мотоцикла из «Акиры» (1988)
​Отсылка к фильму «Телохранитель» (1961) Акиры Куросавы
​Отсылка к фильму «Телохранитель» (1961) Акиры Куросавы
​Хаяо Миядзаки режиссёр многих картин студии Гибли.
​Хаяо Миядзаки режиссёр многих картин студии Гибли.

Так же стоит упомянуть, что режиссёром этого аниме является Юаса Масааки / Yuasa Masaaki, которого наверняка многие помнят за «Devilman: Crybaby» (2018). И раз уж речь пошла об отсылках, то, именитый режиссер не постеснялся отвесить поклон и самому себе.

Если присмотреться к безумному эпизоду со школьным фестивалем, когда героини пытались зазвать к себе народ, а студсовет за ними гонялся по всему кампусу, то можно словить сильное чувство дежавю и вспомнить другую работу режиссёра, под названием - «Ночь коротка, так что гуляй, девочка / The Night Is Short, Walk on Girl» (2017), ведь в финале этого аниме происходила практически идентичная сцена массовой погони друг за другом.

А в финале арки мы, как зрители, с напряжением следили за человеком, который бежит по ступенькам на крышу, и кульминацией сцены служил проезд на тросе с крыши, так же как и в аниме «Руки прочь от киноклуба!» (2020).

И под конец хочется отметить отличный оупенинг аниме, который быстро завирусился в сети, что так же помогло произведению набрать популярности. Героини встающие в забавные позы под заедающую в подкорке песенку «Easy Breezy» уже стали мемом сами по себе. И в сети можно найти десятки фан-артов с самыми разными персонажами других игр, фильмов и аниме, которые радостно повторяют позы за главными героинями «Киноклуба».

Подводя итог

Подводя итог, хочется сказать, что, пожалуй, основным минусом данного произведения является его традиционная оборванность. Манга еще далека от завершения, а аниме даже и не думает давать нам логического финала. Мы просто получаем эпилог в духе – «Воодушевлённо смотрим в будущее, ведь впереди у нас еще долгий путь». Напрасно было бы надеяться получить всё и сразу, оглядываясь назад понимаешь, как мало событий нам показали за эти 12 эпизодов, и за это, увы, опять же приходится винить первоисточник. И при этом, если аниме и получит 2-ой сезон, у него уже не будет такого приятного чувства новизны. А ведь как было бы интересно, если бы сериал имел больше серий и растянулся бы на много лет, охватывая школу, институт, и наконец, в конце героини в новой студии уже выпускают полноценное коммерческое аниме. Можно было бы обсудить проблему окупаемости и необходимости подстраивать произведение под продажу мерча и фигурок. Жаль, что этого мы уже, скорее всего не увидим.

Но, даже так, в сухом остатке, я остался очень доволен этим произведением. «Руки прочь от киноклуба!»(2020) – субъективно для меня, стало одним из лучших аниме за последние годы, просто потому что оно вернуло мне любовь к японской анимации. Это произведение пропитанное фантазией, трудолюбием и любовью, заряжает этими качествами и зрителя.

Хочется так же отметить, что данное произведение однозначно понравится людям близким к творческим профессиям. Люди, которые занимаются созданием фильмов, аниме, игр и так далее, увидят в этом аниме намного больше забавных и жизненных ситуаций, а показанные события будут цеплять чуть сильнее. Не раз и не два вы будете ловить себя на мысли, что показанные в аниме ситуации выглядят для вас жизненно и очень реалистично.

​Сцена, рассказывающая об анимации, закономерно лучше смотрится в движении
​Сцена, рассказывающая об анимации, закономерно лучше смотрится в движении

И, так же как и главные героини, вы много черпаете из окружающего мира, наверняка видя его по-особенному. И впоследствии активно используя полученные из мира знания в своих работах. Так же как, например, Вильхельм Нюлунд(Wilhelm Nylund) придумал прототип игры «Clustertruck» (2016) просто водя пальцами по стеклу автобуса, когда ехал домой.

​Вильхельм Нюлунд(Wilhelm Nylund) придумал прототип игры Clustertruck (2016) просто водя пальцами по стеклу автобуса, когда ехал домой.
​Вильхельм Нюлунд(Wilhelm Nylund) придумал прототип игры Clustertruck (2016) просто водя пальцами по стеклу автобуса, когда ехал домой.

Для многих других зрителей «Руки прочь от киноклуба!»(2020) будет простой историей про то, как девочки любят аниме и хотят его рисовать. И, возможно, эти зрители быстро забудут саму суть произведения и будут вспоминать только заводной оупенинг. И в действительности в этом нет ничего страшного, просто все мы разные люди, и видим мир по-разному. Но «Киноклуб» лишний раз напоминает нам, что именно нас объединяет. И это – любовь к аниме.

Keep Your Hands Off Eizouken! – аниме и манга про мечтателей и творцов!

А на сегодня это всё, спасибо, что дочитали до этого момента и услышимся в следующих статьях :)

PS--------------

Всех любителей японских графических романов я приглашаю на свой «Манга-стрим», где мы вместе читаем и обсуждаем мангу, за которую голосуют зрители. Смотрим аниме и играем в игры. Потому что вместе веселее.

https://www.twitch.tv/neogrimm

А так же у нас появилась группа Вконтакте, где у нас будут постоянные новости и рецензии. Не стесняйтесь в неё вступать, для вас это не трудно, а мне будет очень приятно :)

https://vk.com/public173355621

9595
49 комментариев

Комментарий недоступен

19
Ответить

Комментарий недоступен

11
Ответить

Спокойно! У него много хороших работ, мне самому Плакса не нравится :)

3
Ответить

 Также стоит упомянуть, что режиссёром этого аниме является Юаса Масааки

Если уж говорить о Юасе, то его мастерство здесь показательней всего в начале 7 серии, которое можно легко показывать как отдельную прекрасную короткометражку.

Спасибо за обзор.

11
Ответить

Полностью согласен с этим моментом!

Ответить
9
Ответить

"а аниме даже и не думает давать нам логического финала." - на самом деле, это и есть логический финал в любом творчестве. Ты делаешь проект, заканчиваешь его и потом начинаешь новый, стараясь сделать его ещё лучше. А вот "коммерческий проект" "мерч" "полный метр" - это всё не так важно, это просто приходит само на одном из витков.

8
Ответить