«Мир — не моя цель»: Вспоминаем, почему «Люди Икс: Первый класс» — одна из лучших частей франшизы

Пока широкие массы неустанно гадают о том, каким способом мутанты раскроют своё существование в киновселенной Marvel, вернёмся к уже завершившейся серии фильмов о Людях Икс и рассмотрим, как Мэттью Вон пытался вдохнуть в неё новую жизнь с помощью своей трилогии ... Но всё сложилось несколько иначе.

— Они просто выполняют приказы!

— Я уже был в руках людей, которые выполняли приказы. Больше не хочу.

Идея фильма «Люди Икс: Первый класс» родилась ещё во времена съёмок второй части в оригинальной трилогии Брайана Сингера, когда один из продюсеров франшизы Лорен Шулер Доннер загорелся желанием сфокусироваться на раскрытии предыстории двух заклятых врагов — Чарльза Ксавьера и Эрика Леншерра. Вскоре студийные боссы 20th Century Fox обратили свой взор на данную задумку, и проект принял новый облик — он всецело сосредоточивался на становлении Эрика Леншерра в качестве Магнето. Сюжет подобной картины описывался как «Пианист», встречающий золотую эпоху вселенной Людей Икс.

Планировалось охватить период с 1939-ого по 1955-ый года и рассказать о Магнето во время Второй мировой войны, пытающимся выжить в Освенциме. Он должен был пересечься с Чарльзом Ксавьером, которого представляли как молодого солдата, участвующего в освобождении лагеря, и между ними завязалась бы дружба.

В 2007-ом году Дэвид С. Гойер подписал контракт на режиссуру такого фильма, а Иэн МакКеллен был готов повторить свою роль в сценах, открывающих и закрывающих историю, в то время как новый актёр должен был взять на себя роль молодого Эрика. Всё шло к тому, чтобы начать производство в Австралии в 2009-ом году, но прогремевшая в то время забастовка сценаристов и резко негативная реакция на фильм «Люди Икс: Начало: Росомаха» приостановили исполнение планов, и студия принялась кумекать, как спасти обострившуюся ситуацию. В конечном счёте было принято решение уйти в сторону от сольных картин и вновь попытаться снять командный фильм, дабы привлечь внимание большинства зрителей, и так Мэттью Вонн снял предысторию оригинальной трилогии под названием «Люди Икс: Первый класс».

«Мир — не моя цель»: Вспоминаем, почему «Люди Икс: Первый класс» — одна из лучших частей франшизы

— Кто ты, чёрт возьми, такой?!

— Скажем так ... Я — настоящий монстр.

С первых же минут «Людей Икс: Первый класс» становится ясно, что его режиссёр держится за человеческую сторону истории, представляя нашему вниманию детство главных героев: если в жизни Чарльза Ксавьера нашлось место юношеской радости, то разлука Эрика Леншерра с матерью в концентрационном лагере — невероятно тревожное и жестокое зрелище, после которого моментом привязываешь к дальнейшей судьбе персонажа и понимаешь, что за каждой экшн-сценой с его участием стоит давняя трагедия, забравшая у Леншерра часть его души.

Подобное знакомство с характерами Чарльза и Эрика, а также их соответствующими способностями, выступило в качестве беспроигрышного приёма для нашего вовлечения в сюжет:

Знаете, есть три фильма, которые оказали на меня наибольшее влияние в детский период жизни, ещё до того момента, когда я всерьёз задумался заняться кино, и это «Звёздные Войны», картины о Джеймс Бонде и «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега». Многое из этих трёх фильмов уместилось в «Первом классе» в плане определённых задумок, исполнения.

Думаю, я пытался сделать акцент на человеческом аспекте каждого персонажа. В случае с блокбастерами ты сидишь перед экраном и чувствуешь, словно бы наблюдаешь за видеоигрой, и она чертовски скучная, ведь у тебя даже нет шанса самому в неё сыграть. Именно поэтому было важно нащупать правильную динамику между Эриком и Чарльзом. У них настолько разные истории происхождения, но в конечном итоге они объединяются, чтобы навсегда изменить привычный всем мир.

Мэттью Вон о работе над персонажами в «Первом классе».

Как и в случае с фильмами Брайана Сингера, конфликт молодых Эрика и Чарльза заключается в их разном восприятии человеческого мышления. Если Чарльз искренне верит, что мутанты могут и должны мирно сосуществовать с людским родом, то всё, что когда-либо видел Эрик в своей жизни — это гнев, боль и ненависть, вызванные поступками этих самых людей.

Столь трогательное и под конец напряжённое взаимодействие двух друзей, крепко привязавшихся друг к другу, и делает «Первый класс» важнейшим событием для всей вселенной «Людей Икс» вместе взятой. Именно здесь мы застаём начало грандиозного пути, где, казалось бы, родственные персонажи идут разными путями, при этом желая достигнуть одной и той же цели — свободы для мутантов. Причина, по которой Чарльз не может ходить в фильме близка к версии из комиксов Ultimate Marvel. В них Магнето узнаёт о том, что Ксавьер больше не придерживается его взглядов и бежит со своими сторонниками с Дикой Земли (остров, построенный Магнето для мутантов, откуда он планировал управлять Землёй), и тогда он пускает в него железный шест, который пробивает Чарльзу позвоночник.

В конце концов, не самый удачный финал этой саги в лице «Тёмного Феникса» заканчивается на действительно приятной ноте, где Эрик находит Чарльза после того, как тот разочаровался в себе и решил стать изгоем. Если же взглянуть на эту сцену ещё с более сентиментальной точки зрения, то Леншерр в ней предлагает Ксавьеру дом, как однажды сделал сам Чарльз для Эрика.

Энергичное повествование с запоминающимися атмосферой и монтажом.

История «Первого класса» продумана безукоризненно, ибо Вонн ни разу за весь фильм не отводит внимание бессмысленным сценам ради искусственного растягивания хронометража. Сюжет уверенно несётся вперёд, зная, в какие моменты необходимо уделять внимание разным героям, их мыслям и рискованным действиям. Невозможно скрыть улыбки, наблюдая за тем, как пустой особняк Ксавьера постепенно перевоплощается в нечто знакомое, героическое. Учебный монтаж, происходящий в доме, не только забавен, но и показывает, как растут молодые мутанты, как самостоятельно, так и в команде. Выбранный сеттинг 60х годов в свою очередь помог лучше обозначить сюжетные ставки на фоне разрастающегося конфликта между СССР и Соединёнными штатами, который мог привести к разжиганию Третьей Мировой войны. Таким образом, Вонн смог выставить заезженный концепт супергеройского ориджина с увлекательной стороны. На фоне былых частей 2000х годов работа Вонна ощущается более энергичной, атмосферной и необычной.

«Мир — не моя цель»: Вспоминаем, почему «Люди Икс: Первый класс» — одна из лучших частей франшизы

Особенно запоминается Кевин Бейкон, сыгравший главного антагониста — Доктора Шоу. Вонн отмечал, что идея отдать ему шлем, который вот-вот перейдет в руки Магнето — одна из самых захватывающих деталей в этой истории. Сцена, где Эрик наконец добирается до убийцы своей матери и расправляется с ним, в то время как Чарльз удерживает врага с помощью своих способностей, дабы тот не выбрался из плена и не убил Леншерра, стала чуть ли не самым жестоким и сильным моментом за все фильмы франшизы. В немалой степени этому поспособствовал прекрасный саундтрек от Генри Джекмана, идеально умещающий в себе всю ярость характера Магнето. От напряжённого момента в баре до остановки сотни ракет прямо в воздухе, музыка отлично передаёт эмоции героев

Одна из загвоздок мира Людей Икс заключается в том, что каждый писатель заново изобретал сюжетную линию. Я провел исследование, и ни одна из историй персонажей не имеет чётко выраженного смысла. Каждый новый автор полностью изменял её, чтобы сделать свой концепт работоспособным.

Лучший способ описать мою версию — Бонд встречает «Тринадцать дней». Действие происходит в 60-х годах, и я практически слепил Магнето с молодого Шона Коннери. Представьте себе Бонда, но со сверхспособностями.

Мэттью Вонн о разработке сюжета «Первого класса».
«Мир — не моя цель»: Вспоминаем, почему «Люди Икс: Первый класс» — одна из лучших частей франшизы

Какой могла выйти полноценная приквел-трилогия от Мэттью Вонна.

18 декабря 2009-ого года Брайан Сингер, автор оригинальной трилогии «Люди Икс», принёс в студию свою версию сюжета, где вся история вращалась вокруг 20-летних Чарльза Ксавьера и Эрика Леншерра. Как они построили институт для детей-мутантов и как их дружба переросла во вражду. Однако со временем рабочий график Сингера помешал производству, и студия нашла тому замену в лице Мэттью Вонна. Сценарий трёхкратно перерабатывался различными авторами, среди которых были знакомые Вонна. Студия была так довольна финальным драфтом, что без лишних сомнений одобрила создание целой трилогии.

Вон рассказал, что после «Первого класса» история продолжилась бы второй частью, посвященной молодому Росомахе в 1970-х годах, а затем завершилась бы третьей частью — «Днями минувшего будущего». 20th Century Fox тем временем не дремали и после успеха первой части поняли, что рассчитывают далеко не на трилогию, а на целую франшизу, что повлекло за собой уход Вона:

Когда я закончил сценарий «Дней минувшего будущего», то посмотрел на него и сказал себе: "Я действительно думаю, что было бы здорово выбрать Тома Харди в роли молодого Росомахи для второго фильма. Fox прочитали сюжет третьего фильма и заявили: "О, это слишком хорошо! Мы делаем это сейчас! А я ответил: "И что же вы будете делать дальше? Поверьте, вам некуда идти ...".

Что ж, потом они сняли «Апокалипсис», и это как ... Перевернуть всё вверх ногами. Голливуд не понимает темпа. Их руководители едут со скоростью 100 миль в час, глядя в зеркало заднего вида, и не понимают, почему они могут разбиться.

Мэттью Вонн о работе над «Днями минувшего будущего».

Очередной сиквел, «Люди Икс: Апокалипсис» получил холодный приём от критиков, не оправдал ожиданий студии по части кассовых сборов и разделил фанатов вселенной на два лагеря, что стало тревожным знаком для возможных продолжений. Чуть позже «Тёмный Феникс» попытался запустить новую трилогию, завязанную на истории Джин Грей, но покупка Фоксов Диснеем сказалась на переписывании сценария, а после начался адский процесс пост-продакшна, и всё это закономерно привело сагу о Людях Икс к неловкому занавесу вместо торжественного прощального салюта.

«Люди Икс: Первый класс» — это оригинально исполненный проект, в котором без каких-либо проблем сочетаются и жанровые клише супергероики и амбициозный авторский подход. Мэттью Вонн смог внести во вселенную Людей Икс особый шарм, создать качественную и насыщенную предысторию к трилогии Брайана Сингера. Многие считают, что «Дни минувшего будущего» — лучшая часть в приквел-историях. Но без фундамента в лице «Первого класса», без скрупулёзной сценарной работы Вонна с образами персонажей кроссовер Брайана Сингера не смог получиться настолько успешным и запоминающимся.

150150
80 комментариев

Комментарий недоступен

54
Ответить

X2: "Я подсяду?"

31
Ответить

А как же вторые иксы Сингера, очень даже топ. Мистик так вообще секс.

10
Ответить

Дни Минувшего Будущего хороши, если обманываться нереально мощным кастом.
Как только включаешь мозг и начинаешь думать о том, что и почему происходит- планка фильма мгновенно падает на уровень простейших слабеньких боевичков.

7
Ответить

Первый класс > Логан > X2 > Дни минувшего будущего.

5
Ответить

Чувак, кулачок!

1
Ответить

не тригери фанатов Логана

Ответить