Гротеск и жестокость: десять любимых триллеров Пак Чхан Ука

Гротеск и жестокость: десять любимых триллеров Пак Чхан Ука

При всем многообразии работ корейского виртуоза, в первую очередь он известен как мастер триллера. Трилогия о мести («Сочувствие господину Месть», «Олдбой», «Сочувствие госпоже Месть») во многом стала определяющей для жанра в новом веке.

Сам Пак начинал свою карьеру в индустрии как кинокритик. В его насмотренности можно не сомневаться — он был и остается человеком, крайне увлеченным чужими работами. С этой точки зрения, интересно взглянуть на то, какие картины он считает эталоном жанра.

Список составлен изданием Taste of Cinema в преддверии премьеры «Решения уйти», на основе множества интервью и рецензий с участием Пак Чхан Ука.
В этой подборке используется как переведенный материал источника, так и мои собственные заметки.

«Головокружение» (1958), реж. Альфред Хичкок

Гротеск и жестокость: десять любимых триллеров Пак Чхан Ука

Пак не единожды признавался, что именно из-за культового фильма Хичкока решил стать режиссером.

Во время просмотра фильма, голос в моей голове кричал: «Если я не попытаюсь стать кинорежиссером, то серьезно пожалею об этом, когда буду при смерти»

Пак Чхан Ук, режиссер и сценарист

Сцену же, где Джуди окончательно превращается в персонажа Мэделин, кореец и вовсе считает одной из величайших в истории кинематографа.

«Ангел мщения» (1980), реж. Абель Феррара

Гротеск и жестокость: десять любимых триллеров Пак Чхан Ука

Когда режиссеру предложили назвать любимый фильм о мести, Пак без промедления упомянул классику грайндхауса «за красоту Зои Тамерлис» (прим. Зоя Ланд — исполнительница главной роли Таны). Кореец заявил, что потерял дар речи при первом просмотре.

«Служанка» (1960), реж. Ким Ги-ён

Гротеск и жестокость: десять любимых триллеров Пак Чхан Ука

Хотя Пак Чхан Ук редко пересматривает кино, но говорит, что всегда с большим желанием возвращается к классике Ким Ги-ёна — режиссера, которого он считает величайшим в истории корейского кинематографа.

Он (прим. Ким Ги-ён) умеет находить и воплощать красоту в разрушении, юмор в насилии и терроре. Я по сравнению с ним все еще снимаю достаточно скромные фильмы, но буду продолжать упорно работать, чтобы создавать такие же смелые картины.

Пак Чхан Ук, режиссер и сценарист

Стоит отметить, что «Служанка» (2016) никак не связана с корейской классикой, хоть, безусловно, и попала под ее влияние, как и многие другие корейские фильмы. Однако, у картины есть прямой ремейк: «Служанка» (2010).

«Рай и ад» (1963), реж. Акира Куросава

Гротеск и жестокость: десять любимых триллеров Пак Чхан Ука

Неоднозначность морали — одна из главных черт фильмов корейского режиссера. В том числе одной из ранних его работ: «Сочувствие господину Месть». Центральной темой становится похищение ребенка, что сначала маскирует его под триллер, а затем история превращается в язвительный портрет классовых отношений. Все это в значительной мере напоминает картину Акиры Куросавы.

Сам Пак Чхан Ук признавался, что черпал вдохновение из работы японского классика:

Я решил, что неплохо было сначала посмотреть этот фильм. И после сдался, подумав: «никто больше не сможет снять фильм о похищениях». Я хотел переживать и переварить эту картину, сделав нечто свое. Даже если я не смог бы сделать фильм, превзошедший его, я как минимум попытался воссоздать работу, которая ощущалась бы по-другому.

Пак Чхан Ук, режиссер и сценарист

«М убийца» (1931), реж. Фриц Ланг

Гротеск и жестокость: десять любимых триллеров Пак Чхан Ука

Месть — важный мотив в большинстве сюжетов корейского режиссера. Одним из кульминационных моментов жестокой управляющей идеи, безусловно, стала сцена из «Сочувствия госпоже Месть»: как группа скорбящих родителей жестоко расправляется с маньяком, убившим их детей.

Эта постановка напрямую перекликается с классическим фильмом Фрица Ланга. Детоубийца здесь также подвергается беспощадному наказанию на глазах у родителей от синдиката, взявшего дело в свои руки.

«Связанные насмерть» (1988), реж. Дэвид Кроненберг

Гротеск и жестокость: десять любимых триллеров Пак Чхан Ука

Можно сказать, что Кроненберг и Пак Чхан Ук имеют некоторое духовную схожесть в том, как они превращают насилие и жестокость в искусство. Неудивительно, что это подтверждает и сам Пак:

Есть два типа журналистов: одни спрашивают меня про Дэвида Линча, а другие — про Дэвида Финчера. Но мой любимый — Дэвид Кроненберг… особенно его «Связанные насмерть».

Пак Чхан Ук, режиссер и сценарист

«А теперь не смотри» (1973), реж. Николас Роуг

Гротеск и жестокость: десять любимых триллеров Пак Чхан Ука

Одна из последних картин Пак Чхан Ука — «Служанка», породила немало разговоров об чрезмерно откровенно изображенной эротике. Впрочем, самого корейца это мало волновало и в интервью он назвал «А теперь не смотри» лучшим эротическим триллером, где секс является неотъемлемой частью фильма.

«Ночь охотника» (1955), реж. Чарльз Лотон

Гротеск и жестокость: десять любимых триллеров Пак Чхан Ука

Корейский режиссер охарактеризовал триллер Чарльза Лотона как причудливую сказку, сравнив его с «Гензелем и Гретель» адаптированной из кошмара. Картина подарила нам одного из самых запоминающихся злодеев, что, безусловно, привлекло Пака.

Мне нравятся фильмы про злодеев. Если вы соберете в одном месте редких злодеев, от психопатов до хладнокровных маньяков, то подумаете: «как же нам повезло жить, не сталкиваясь с такими плохими парнями».

Пак Чхан Ук, режиссер и сценарист

Пак превозносил «Ночь охотника» и «Мыс страха», утверждая, что эти фильмы демонстрируют «вершину ужасающей игры Роберта Митчема, как одного из самых крутых актеров в истории».

«Второй раз» (1966), реж. Джон Франкенхаймер

Гротеск и жестокость: десять любимых триллеров Пак Чхан Ука

В период активной деятельности Пака как кинокритика, он составил список из десяти любимейших фильмов всех времен. Остросюжетная подборка картин от «Сестер» Брайана Де Пальмы до «Месть принадлежит нам» Сёхэи Имамуры явственно характеризует будущую творческую карьеру корейца, полную подобного гротеска.

Но первое место в списке тогда занял именно антиутопический триллер Джона Франкенхаймера. Пак в том числе похвалил режиссера за использование широкоугольного объектива и назвал картину «самым серьезным коммерческим фильмом в истории Голливуда».

«Воспоминания об убийстве» (2003), реж. Пон Джун Хо

Гротеск и жестокость: десять любимых триллеров Пак Чхан Ука

Не секрет, что Пак Чхан Ук и Пон Джун Хо — давние друзья, еще со времен, когда они не были известными режиссерами. Тогда в 90-ых они входили в тесный круг заядлых синефилов и днями напролет обсуждали кино. А уже спустя годы Пак спродюсирует несколько картин старого знакомого.

Однако в 2003 их творческие карьеры пересеклись как никогда тесно. Пак в то время был занят съемками «Олдбоя», когда как Пон работал над «Воспоминаниями». Сообщалось даже, что фильмы снимались в соседних павильонах. Так, например, на бэкстейджах «Олдбоя» мелькал Сон Кан-хо (прим. — исполнитель главной роли в «Воспоминаниях об убийстве»), который забегал к друзьям «на чай».

Еще до начала работы над фильмами, если верить слухам, Пак хотел приобрести права на театральную пьесу, которая позже легла в основу «Воспоминаний об убийстве». Однако он опоздал на несколько дней — Пон Джун Хо его опередил. В то же время Пон проявлял интерес к «Олдбою», но в итоге также проиграл гонку.

Впрочем, по итогу Пак оказался не в обиде на старого друга и в интервью изданию LaCinetek включил «Воспоминания об убийстве» в список любимых работ.

Немного лично мнения. Этот список важен не столько как подборка интересных фильмов, сколько как наглядный собирательный образ творчества Пак Чхан Ука.

Безусловно, корейский виртуоз воплощает по итогу нечто уникальное в своих работах, его нельзя назвать подражателем. Однако его «синефильство» (в хорошем смысле) во многом является определяющим в тех художественных направлениях, которые он берет.

8484
16 комментариев

Напомнила одну серию из Симпсонов, ну помните, где Фландерсу дом разрушило и весь город ему новый построил.
Он ещё там идёт по коридору а тот сужается, вообще ржачный момент.

15

Недавно как раз пересматривал "Олдбоя" в кинотеатре. Невероятно стильная картина. Благодаря саундтреку этот фильм воспринимается чуть-ли не как мюзикл.

4

Благодаря саундтреку этот фильм воспринимается чуть-ли не как мюзикл.Lady vengeance кстать ещё дальше в этом идет, целиком на классической музыке с барокко построена)

1

У Ланга нет фильма "М Убийца". Герой Петера Лорре не подвергается жестокому наказанию на глазах у родителей. И что, ять, за "синдикат"?!

"Адаптированная из кошмара", "вершина ужасающей игры", "полная гротеска карьера". Учи русский и смотри фильмы, о которых пишешь.

1

У Ланга нет фильма "М Убийца".Ага, здравствуйте - https://www.kinopoisk.ru/film/373/
Герой Петера Лорре не подвергается жестокому наказанию на глазах у родителейТам немного опущено условное наклонение, но был сам факт намерения. Стоило уточнить, согласен, но мысль та же.
И что, ять, за "синдикат"организованная преступность.
Учи русский и смотри фильмы, о которых пишешь.Поучитесь манерам и выньте шило из одного места, прежде чем умничать о чем сами мало понимаете.
Всегда рад корректировкам со стороны пользователей, тем более это немного нетипичный материал - частичный перевод англоязычной статьи, но это лишь хамство ради выпендрежа, да еще и сами себя позорите.

2

В Ангел мщения актриса поразила за красоту.. Ну и где хоть чуточку красоты? Страшная на стоп-кадре.
Старое кино не мое. Некоторые фильмы Пак Чхан Ука нравятся.

1

Так красота же — понятие растяжимое. Вот та же актриса с того же фильма. Мне вот на неё ровно, но могу понять Пака.