Foxhole – самая честная онлайн-игра про войну

Или как я перестал бояться и полюбил рыть окопы

Foxhole – самая честная онлайн-игра про войну

Встретились как-то раз Battlefield и EVE Online. Оба были чертовски привлекательны, но при этом из абсолютно разных миров: один из них – медленно спивающийся фронтовой ветеран, вторая – леди из семьи потомственных финансистов с Уолл-стрит. Естественно, совместного будущего у них не было, так что утром они расстались, но через какое-то время в результате этой ночи родился малыш Foxhole.

Он взял понемногу от обоих родителей. С одной стороны, интересовался только войной. С другой стороны, этот интерес носил необычный характер: пока другие пацаны бегали во дворе с игрушечными автоматами и стреляли друг в друга, он сидел над картой и высчитывал, сколько металла нужно на постройку танка, сколько снарядов и топлива для его снабжения, и как все это привезти в одно место – тут, очевидно, сказались мамины гены.

Если же отбросить лирику, то Foxhole – это разработанный небольшой канадской инди-студией Siege Camp многопользовательский экшен/стратегия/экономический симулятор.

5 причин обязательно поиграть в Foxhole

  1. Масштаб. Это тотальная война на полторы тысячи человек с каждой стороны фронта, которая может идти в течение месяца. Здесь есть пехота, артиллерия, танковые войска и флот. Здесь есть горы, леса и острова. Воевать придется и в дождь, и в снежный шторм, когда техника замерзает, а чтобы ее завести, рядом с ней приходится разводить костер. Наконец, здесь есть древо технологий, по которому каждая сторона продвигается в реальном времени. В начале каждой войны вооружение сторон примерно соответствует началу двадцатого века: никакого автоматического оружия или бронетехники, даже газовые атаки еще только предстоит изобрести. Зато ближе к финалу на полях сражений развернется настоящая Вторая мировая: танки, дальнобойная артиллерия, а если повезет, то и парочка ядерных ударов.
  2. Экономическая система. Наверное, главная «фишка» Foxhole – производственные цепочки, проработанные на уровне экономической стратегии. Все, что попадает на фронт, должно быть где-то произведено и куда-то доставлено. Абсолютно все: от стройматериалов и топлива до оружия, патронов и даже формы для солдат. Чем дальше по технологическому древу – тем сложнее процесс. Чтобы подготовить к бою танк, нужно добыть компоненты, переработать их, собрать их, добыть нефть, перегнать ее в дизель, добыть еще ресурсов, сделать из них снаряды, и это не говоря о снабжении экипажа. Грамотный логист (в Foxhole так называют игроков, занимающихся добычей, крафтом и доставкой снаряжения на фронт) может за войну не сделать ни единого выстрела, но внести вклад в победу больше, чем несколько танковых экипажей.
  3. Все взаимосвязано. Экономическая система из предыдущего пункта означает, что последствия некоторых действий распространяются, как круги по воде. Жизненный пример: заходишь на фронт поиграть в пехоте, а на складе нет фильтров к противогазам, нет бинтов, и противотанкового ничего нет. Ну, пока вроде не критично… а нет, враги подогнали танк, уже критично. Терпишь пять минут – снабжения нет, бункер долго не продержится. Плюешь на все, выходишь, заходишь в игру снова – в тыловом регионе. Находишь противотанковые гранатометы, снаряды к ним, загружаешь в машину, едешь на фронт, из кустов стреляют по колесам (откуда здесь враги, тут же глубокий тыл!), выскакиваешь, рядом взрывается граната, истекаешь кровью, грузовик догорает рядом.
    Просто раньше твои союзники забыли построить наблюдательную вышку рядом с этой дорогой – а может, не забыли, а забили, тут же глубокий тыл, кто сюда доберется? Собираешь в чате группу быстрого реагирования, вместе выезжаете на бронемашинах, ловите диверсантов, строите наблюдательную вышку – а бункер в регионе, где ты сегодня начинал играть, уже снесли. Противник развивает наступление, глубокий тыл больше не такой уж и глубокий, и все это началось с одной маленькой наблюдательной вышки.
  4. Foxhole – это генератор историй. Когда приходится задумываться о последствиях своих поступков, боевые действия обретают новый смысл. Здесь нет сценариев типа «захватите вон тут точку, и тогда выиграете». Здесь вы захватываете город, потому что в нем расположен важный морской порт, который позволит наладить бесперебойное снабжение линии фронта. Где еще можно заняться строительством пиратской базы на острове? Или эвакуацией складов из осажденного города, чтобы они не достались противнику? Или воровством техники с вражеских складов, что почти так же весело, как таскать яблоки с соседского огорода? В Foxhole нет миссий типа «продержаться 30 минут» – да и кому они нужны, вы просто вгрызаетесь в землю и надеетесь, что доживете до подкрепления. Вы пытаетесь выиграть время для танка со сбитой гусеницей, чтобы он отполз из-под огня и отремонтировался. Ведь если бросить его на фронте и отступить, то через пять минут вы увидите этот же танк снова, но уже в армии противника.
  5. Чувство локтя. Это один из тонких моментов, за которые я люблю онлайн-игры, а именно то, как абсолютно незнакомые люди разных профессий, национальностей и возрастов начинают работать как одна команда. Когда все делают общее дело, когда все понимают, за что они воюют – взаимопонимание между людьми устанавливается очень быстро.
Подготовка к высадке десанта. Судя по строительной технике, ребята планируют закрепиться всерьез и надолго
Подготовка к высадке десанта. Судя по строительной технике, ребята планируют закрепиться всерьез и надолго

5 причин ни в коем случае не играть в Foxhole

  1. Техническое исполнение. Вас не смущает, когда маленькая инди-студия делает большой многопользовательский проект? Если смущает, то абсолютно обоснованно. Графика не поражает воображение, но при этом в некоторые моменты притормаживает даже на мощных системах – обычно это происходит при быстром проезде через застроенную базу крупного клана. Серверы периодически сбоят (хоть и не слишком часто), а по частоте глюков и багов Foxhole не отстает от последних выпусков Battlefield. Иногда это действительно мешает получать удовольствие от игры – например, когда твоя часовая операция в тылу врага заканчивается, потому что персонаж провалился под текстуры.
  2. Очереди. Играешь в прайм-тайм – будь готов половину вечера провести в ожидании загрузки. Хорошо еще, если ты один – можно выбрать самый слабонаселенный участок фронта и высадиться на нем. Хуже, если ты в клане, и тебя ждут в конкретном регионе, в очереди в который уже томятся несколько таких же бедолаг.
    Совсем грустно становится, если ты играешь логистом и пытаешься привезти на фронт собственноручно сделанные снаряды/медикаменты/стройматериалы. В таком случае проблемы возникают каждый раз, когда ты переходишь во фронтовой гекс, а логист обычно совершает по несколько ходок за сессию. При этом бросить груз и просто выйти из игры жалко, и приходится по полчаса стоять в очереди на границе, при этом читая в чате жалобы на отсутствие снабжения и ленивых логистов. В общем, собираешься заняться логистикой – покупай огнеупорное кресло, пригодится.
  3. Единица – ноль, единица – вздор. Foxhole похож на стратегию, вот только играешь ты в ней не за командира, а за отдельного юнита. Затащить игру в одиночку не получится. Скорее всего, в одиночку не получится даже всерьез повлиять на ситуацию на фронте. Вся продвинутая техника требует минимум двух человек в экипаже, а для эффективной работы – больше. При этом экипаж из рандомов будет 100% нежизнеспособен: задачи нарезаны так узко, что без координации никуда.
    Например, залезаешь ты в танк на место механика-водителя. Вот только видимость с этого места ограничена настолько, что даже в середине масштабного сражения ты, скорее всего, не увидишь ни одного вражеского танка – дистанция боя значительно больше дистанции видимости водителя. Куда рулить? Будь добр выяснить это у наводчика или командира экипажа. Интровертам будет непросто. Насладиться атмосферой тотальной войны, конечно, можно и в одиночку, но почувствовать свой вклад в победу будет сложнее.
  4. Кто сказал, что война – это весело? В лучших традициях EVE Online разработчики даже не думали позаботиться о том, чтобы развлечь вас. Это в Battlefield аттракцион не прекращается ни на секунду. Здесь же можно полчаса плыть на транспортном корабле по каналам, или подтаскивать снаряды к пушке, или махать лопатой на стройплощадке – и все это тоже часть войны, без которой победы не будет. Хороший пример – артиллерия. Хочешь играть за самый эффективный род войск и хвастаться цифрами нанесенного урона – выбирай карьеру артиллериста. Вот только заключается эта работа в том, что ты выслушиваешь координаты от наводчика, корректируешь азимут и дальность, а затем просто методично стреляешь и перезаряжаешь пушку. Левая кнопка мыши – клавиша R – повторить. Увлекает примерно как заполнение бухгалтерского отчета.
  5. Иногда придется проигрывать, и в Foxhole это больнее, чем в большинстве других игр. Проигрывая в Counter-Strike, ты теряешь десять минут своего времени и начинаешь новый матч. Если ты проигрываешь в DOTA 2, это уже ближе к часу, и принять такое поражение сложнее. Война в Foxhole может длиться до месяца, а ее окончание всегда знаменует волна драмы и тематического креатива на Reddit – и, поверьте, видеть все это глазами проигравшего совсем не радостно.
Энтузиасты на Reddit ежедневно выкладывают актуальную карту боевых действий. Кстати, красная область в правом нижнем углу – результат ядерного удара.
Энтузиасты на Reddit ежедневно выкладывают актуальную карту боевых действий. Кстати, красная область в правом нижнем углу – результат ядерного удара.

Вместо заключения

И все-таки, ради чего стоит играть в Foxhole? В первую очередь ради самого честного отражения войны в онлайн-играх. Да, это не хардкорный симулятор боевых действий наподобие ARMA, здесь нет фотореалистичный графики, достоверной баллистики и продвинутой системы повреждений. Вот только даже без всего этого Foxhole лучше любой другой игры передает ощущения винтика в машине войны. Война в современной массовой культуре довольно сильно романтизирована, а Foxhole обнажает закулисье – организационные проблемы, трудности со снабжением, рутинную работу в тылу. Копать окопы полчаса и умереть от случайного артиллерийского снаряда? Ремонтировать бункер, или, даже еще лучше – просто искать по всему региону материалы для ремонта коммуникаций? Конвоировать грузовики с ресурсами на случай внезапного появления вражеских диверсантов? Спойлер – диверсанты появятся ровно в тот момент, как ты устанешь заниматься конвоем и уйдешь на фронт.

ARMA не расскажет, что чувствует солдат, которого отправляют на передовую с автоматом без патронов. Ни в одном милитари-шутере не случится такого, что оружие на склад подвезли одного калибра, а патроны – другого, и теперь склад забит, а воевать нечем. А Foxhole – именно об этом. Пока серьезные милсимы соревнуются, кто точнее передаст внешнюю сторону войны, Foxhole залезает в ее механизм и показывает, как там крутятся шестеренки. И вот ради этого механизма я и запускаю Foxhole снова и снова.

Мы с парнями едем навстречу рассвету и собственной смерти.
Мы с парнями едем навстречу рассвету и собственной смерти.

P. S. 28 сентября Foxhole выходит в релиз. Масштаб изменений – колоссальный: ожидаются поезда, огнеметы, супертанки, реактивная артиллерия и глобальная переработка экономики, дающая пользователям еще больше свободы, вплоть до строительства игроками собственных фабрик и прокладки железных дорог. Баланс от таких нововведений, скорее всего, на какое-то время рухнет ко всем чертям, так что скучно точно не будет!

364364
205 комментариев
150 ₽

Отличная рецензия! Сразу видно человека, которого затянул наш окопный быт. Держи вот на партию T-shirts, дружище!

А теперь небольшая интеграция для новичков, заинтересовавшихся игрой: ждём вас в рядах лучшей фракции, хе-хе-хе. For Callahan!

38
Ответить

как я перестал бояться и полюбил рыть окопы

Ты аккуратнее про такие вещи.

87
Ответить

Мне кажется, что время для аккуратности уже прошло. А ребятам, которые собираются героически сдохнуть в мясорубке, будет нелишним задуматься, много ли героизма в смерти под артобстрелом - и пусть они лучше подумают об этом в онлайн-игре, а не в призывном пункте

133
Ответить

Так отсылка к фильму «Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу» же

3
Ответить

Не помню, чтобы он активно рыл окопы)

1
Ответить