Potion Permit, или почему не любят зельеваров
«Стардьювалли»-лайк про зельеварение, который не оставил меня равнодушным.
Я очень редко изменяю своим планам: по графику должна была выйти парная статья про Анно. Но ради такой игры я готов поступиться принципами и даже игнорировать своё болезненное состояние. Особенно рекомендую почитать всем тем, у кого игра в виш-листе. Приятного чтения!
Уникальный опыт
Я могу сказать смело, что Potion Permit — игра, которая надолго мне запомнится, не в последнюю очередь из-за смелых решений.
Прежде всего, купленное в EGS’е расширенное издание не содержало заявленных декоративных предметов. Но ради добротной игры денег не жалко, верно?
15 часов игра всячески пыталась разнообразить мой игровой процесс: то из монстра выпадет бесконечный лут (с таким же бесконечным звуком), то персонаж застрянет в текстурах, иногда в локациях не прогружаются объекты, порой ты не можешь использовать вещи, изредка переставали работать кнопки, и моё любимое — случайное зависание игры (при котором игровой день надо играть сначала). Такой гаммы эмоций я давно не испытывал.
И как вишенка — локализация. Где-то вообще строчек нету, где-то в диалогах реплики идут в неправильном порядке — позволяя игроку применить воображение.
Правильные акценты
Разработчики понимают, чем игра выгодно отличается от подобных проектов, так что строят целую систему вокруг добычи дерева и камня. Эти ресурсы сотнями нужны всюду — от разбора каменного завала в новой территории до создания острейшего мифрилового серпа.
За дерево отвечает топор, за камень — молот. Кроме того, частенько выпадают древесный сок и различные руды — они ещё понадобятся для дальнейшей прокачки мастеров.
Видимо, земля острова воистину чудесна, так что деревья и камни восстанавливаются каждый день на одних и тех же местах. Поэтому смело прореживайте природные богатства!
Чем глубже мы забираемся, тем древенистее деревья и каменистее камни, поэтому имеет смысл открывать новые области по возможности раньше. Жаль, что местный мэр в этом максимально не заинтересован: например, чтобы разрешить вставить новую шестерёнку для починки фуникулёра, мы должны сдать экзамен на повышение степени лекаря-зельевара. Вроде и предельно логично, но это: день на то, чтобы поговорить с мэром, день, чтобы сдать экзамен, потом ещё день, чтобы получить оценку, сдать её секретарю мэра, поговорить с мастерами, затем ещё день подождать деталей… Короче, есть у меня некоторые подозрения, но об этом позже.
Третий инструмент — серп — помогает собирать всякие цветочки, лепесточки, грибы и ягоды. А ещё служит основным оружием.
Естественно, геймплей эволюционирует с нашей прокачкой. Если в начале игры мы рубим деревья обычным топором, лупим камни обычным молотом, собираем серпом цветочки по штучке за раз и варим зелья, то к концу игры мы уже рубим деревья мифриловым топором, лупим камни мифриловым молотом, собираем серпом цветочки по штучке за раз и варим зелья.
Боёвка
На удивление, боёвка тут даже более-менее проработана. Серп — это быстрое оружие, молот пробивает броню, а топор — щиты. Можно уклоняться при помощи кувырка (который, почему-то, даёт временную неуязвимость). Есть враги ближники и дальники, можно использовать окружение, чтобы безопасно затыкивать врагов.
Но вот если задуматься… Более половины обитателей вообще равнодушны к главному герою. Часть просто защищает себя, и лишь немногие готовы слепо атаковать игрока. Ещё хуже — местные волки выглядят как вполне разумное племя, орудуя мечами, щитами и посохами. У меня тупо не поднималась рука убивать «врагов».
К сожалению, игра не про пацифизм, и уже для первого же квеста понадобится хотя бы один животный ингредиент. Покойтесь с миром, невинные жертвы человеческой эгоистичности.
Доктор твоего тела
Поговорим и о более второстепенных активностях.
Иногда к нам будут поступать пациенты. Их желательно лечить, чтобы не терять репутацию. За 15 часов реального времени я принял около 20 штук, 7 из которых были сюжетными событиями.
Сперва мы находим больные места, затем ставим диагноз, готовим зелье и даём его пациенту — всё достаточно просто.
Нахождение больных мест кажется самой простой задачей: если пациент говорит про правое колено, просто наведись на него. В какой-нибудь другой игре это могло бы быть скучнейшим занятием, но не здесь! Так как в компьютерной игре напрочь отсутствует поддержка мыши, а раскладка на клавиатуре заставляет плакать горькими слезами, то мне пришлось управлять через геймпад. Для которого настроек чувствительности не завезли...
Иногда диагноз очевиден, иногда придётся пройти мини-игру для окончательного вердикта. С демки тут ничего не поменялось: решили брать не количеством, а качеством. Так что у нас есть очень медленная ритм-игра без звука, «Саймон говорит» (повторяшка) и аналог неспешных гоночек с тетриса.
К счастью, наш герой не только очень умный — безошибочно определяет все заболевания, — но и очень удачливый: жители острова болеют только тем, против чего в данный момент открыто лекарство. Так что остаётся лишь сварить помеченные маркером зелья.
Зельеварение — визитная карточка игры, так что и сделано оно особо глубоко. Так, каждое зелье отличается формой, в которую нужно выложить ингредиенты. И сами ингредиенты отличаются формой! А ещё могут накладываться ограничения на стихию. А более сложные зелья требуют прокачки котла, чтобы туда можно было положить +1 составляющую. Как видим, по глубине проработки условный Ведьмак даже рядом не валялся.
Кроме того, зелья нужны будут для продвижения по сюжету — всё-таки это наше основное занятие после собирания древесины и камня.
Доктор твоей души
Попутно можно общаться с жителями острова. Обычно они отвечают дежурной фразой, но это всё равно двигает шкалу отношений вправо. Можно вручить также универсальный подарок — мешочек с лун-чаем. Учитывая, сколько таких мешочков, я почти уверен, что жители просто передаривают эти мешочки друг другу, а потом и мне, чтобы я подарил обратно.
В какой-то момент вы достигните предела отношений. Самое время проверить доску объявлений, обычно там появляется что-то интересненькое. Например, кто-то забивает встречу с 08:00 до 20:00 с понедельника по воскресенье на площади. Мы прибываем в строго назначенное время и видим небольшую катсцену, немного раскрывающую персонажа.
Стоит отметить, что в плане катсцен жители очень принципиальны. Какая бы у них не была сверхважная просьба, поговорят о ней только в определённые время и место. Ну и вы должны сделать вид, что только пришли, иначе им будет неудобно вас прерывать.
Катсцены — это просто сценарное чудо. И я даже счас не про упомянутое частое зависание игры после них. Во-первых, они идут по одной по очереди. Так что нередки случаи, когда вам нужно выйти и снова войти в одну и ту же область. Во-вторых, они телепортируют игрока. Вот вы встретились с мэром в его доме, телепортировались в ратушу, там мэр просит что-то принести. У вас это уже есть, но где же мэр? А он опять в своём доме, так что пилим туда.
Ну и стоит упомянуть, что при первом посещении магазинов/таверны/сауны/ратуш, хозяин заведения вам вежливо представится. Даже если вы уже знакомы пару недель, ежедневно ведя разговоры, а то и выполнив пару просьб.
Впрочем, иногда сердце чужого человека остаётся загадкой. К концу своего прохождения у меня был десяток людей с доведёнными до текущего предела отношениями, но никаких указаний, как их дальше повысить, не было.
Последнее, что стоит отметить, это проработанную систему репутации. Вот вы герой города, все в восхищении, вы дружите с жителями и решаете их проблемы. А вот вы проигнорировали пару пациентов, и теперь все делают вид, что вас не знают и отказываются разговаривать. Вылечили одного человека — репутация снова поднялась, и вы опять со всеми дружите.
Больше возможностей
Упомяну ещё несколько мелочей.
Есть пёсель. Его функция сводится к тому, что он постоянно просит есть. Также его можно попросить найти определённого персонажа — пёсель укажет дорогу. Иногда он воспринимал команду слишком рьяно и в поисках людей пробегал сквозь дома.
Деньги можно зарабатывать подработками — это быстрые мини-игры, дающие 150 голды за несколько минут активности. Я активностями слабо занимался, потому как после них часто висла игра.
Или с какого-то момента можно продавать зелья — каждый день получать по тысяче за пару секунд кликов, если у вас есть ресурсы.
Часть особо сложных зелий требуют исследования. Это наиинтереснейшая мини-игра, в которой нужно кликать последовательно по иконкам, пока те не загорятся жёлтым. В частности, именно так восстанавливаются могущественные рецепты для роста редких растений и сдачи сложнейших экзаменов.
Вы можете потратить деньги на кухню. Съеденная еда добавляет немного энергии и жизни.
Правда, изначально ваш рацион будет ограничен — вы же не возьмёте рецепты блюд типа яичницы из головы? А ещё нужно будет заранее купить ингредиенты.
Как альтернатива, можно с любой точки карты телепортироваться около сауны и быстро полностью восстановить здоровье и выносливость, но кто будет заниматься такой ерундой?
Последнее занятие — это рыбалка. Закидываем удочку, зажимаем кнопку, когда рыба расслаблена, отжимаем, когда сопротивляется. При должной сноровке вы будете ловить по рыбе за минуту — белое и розовое мясо, которые можно приготовить. Ходят легенды, что можно получить продвинутую удочку, но я это не проверял — уж слишком увлекательна игра.
Тайна города
Долгое время для меня было загадкой, в чём вообще состоит конечная цель игры. Но вскоре я нашёл более животрепещущий вопрос: а чё вообще происходит в этом городе???
Казалось бы, типичный городок: семья фермеров, кузнечихи, плотник, швея, рейнджеры, трактирщик, бомж, рыбаки, мэр — всё это нам знакомо. И хотя в городе всего пара десятков человек, у мэра есть секретарь. В местной полиции состоит три человека, причём глава работает без выходных! Но при этом у них нет времени разобраться с ульями ос или замусоренным пляжем. Кузнечная и плотницкая не имеют нужных материалов, потому что пара рейнджеров не только не может собрать какие-то базовые вещи, но и периодически теряет заказы! А у местной бесплатной(?) сауны, видимо, настолько хорошо идут дела, что хозяйка может позволить себе нанять помощницу.
Остаётся только поражаться, как с таким некомпетентным мэром город всё ещё жив. Видимо, полиции очень хорошо платят.
Есть игры, что уровнем качества зажигают новую галактику игровых стандартов. А есть те, кто не может развить свою основную идею, выдавая ранний доступ за полноценный релиз. И, к сожалению, Potion Permit из последних.
Многочисленные баги, противоречащие друг другу механики, неудобное управление, неправдоподобный мир, убитая экономика, отсутствие прогрессии, нехватка вызовов, поверхностное исполнение ключевого геймплея — редко в какой игре можно собрать такое комбо.
Единственное, за что стоит похвалить игру — это красивая картинка.
Вы можете мне не верить — поиграйте в демку. Но не попадайтесь в ловушку, как я, и учтите, что демка — это и есть весь геймплей, а не его базовый срез.
Обзор Potion Permit (2022).
Если вы нашли статью полезной, то буду рад репостам 🙂
Давно тебя не было в уличных гонках.
Как поживаешь?
Непонятно на что они надеялись, выпуская игру под desktop и не включив в неё управление мышью. Это с первых минут вызывает дискомфорт который только нарастает со временем, обрастая негодованием от нелогичного унылого гринда. А так все хорошо, начиналось. В остальном игра прекрасна, может догадаются и поправят. В первых обзорах было почти в каждом крик души: "Верните мышь!"
В остальном игра прекраснаНу, я бы поспорил.
Тема лечения слабо раскрыта, разные ингредиенты в зельях никак не обыгрываются, большинство улучшений бесполезно, так же, как и рыбалка с готовкой...
Как идея для раннего доступа норм, но тут это же заявляется как релиз. Скорее всего игру просто забросят .–.
И даже не только в мыши дело - стандартное управление откровенно ужасное.
блин, жаль, демка зашла и прям хотелось потыкаться дальше, но помнится в какой-то момент вышел за границу доступной карты и начал гулять по туману войны, на звук открывая телепорты :D ну подождем - авось доделают, тогда и прикупим :)
P.S. украшения в виде платных длц это жесть конечно
К сожалению, как я и отметил, демка — это и есть вся игра. Деревья другого цвета и улучшенный топор — не считаются ¯\_(ツ)_/¯