Национальная идея и глобализация: кинематограф Китая

Почему Китай скоро станет лидером в мировой киноиндустрии, и что из фильмов стоит посмотреть.

Китай — одна из самых влиятельных стран в современном киномире. К вершинам всех возможных рейтингов КНР сейчас движется семимильными шагами и, по мнению некоторых, уже к 2020 году сможет оставить далеко позади Голливуд. Рассказываем, как в стране появилось кино, в чём его особенности и что стоит посмотреть.

Кадр из фильма «Великая стена»
Кадр из фильма «Великая стена»

История

Согласно хроникам, жители Китая начали своё знакомство с кино ещё в 1896 году с просмотра иностранных фильмов. Первую собственную киноленту («Битва при Динцзюньшане») в стране сняли в 1906 году, причём это было не кино в широком смысле, а запись отрывка из пекинской оперы. Связь музыкального театра и кино первое время серьёзно отражалась на фильмах, это было заметно во многих деталях, в том числе в игре актёров: они задерживались в статичных позах и могли долго пронзительно смотреть в камеру.

Кстати, ещё в самом начале развития кино Китай уже воспринимался как один из лучших рынков для проката из-за потенциального количества зрителей.

Первые фильмы негативно воспринимались китайскими фанатами оперы. Они боялись, что кино разрушит их любимый вид искусства.

В начале двадцатого века до игры на сцене допускались исключительно мужчины. Это видно и по первому постановочному фильму страны «Сложная пара», который был снят в 1913 году. Ситуация изменилась буквально через несколько месяцев, когда в Китае сняли фильм «Чуан Цзу проверяет свою жену», в котором актриса Ян Шаншан сыграла роль горничной. Этот фильм стал первой китайской кинолентой, добравшейся до западного мира.

Первые 40 лет китайские фильмы снимались в Шанхае. Из-за этого город прозвали «Восточным Голливудом».

Первые фильмы в Китае выпускались студией Asia Film Co., которую организовал американец Бенджамин Бродски. Возможно, именно из-за западного влияния китайцы долго не могли найти свой собственный стиль и занимались подражанием иностранному кино.

Долгое время аудитория не воспринимала фильмы всерьёз. Изменила всё картина «Сирота спасает дедушку» 1923 года. В ней были подняты актуальные для Китая социальные темы, отражена культура страны, а также впервые в фильме появилась поучительная сторона. «Сирота спасает дедушку» положил начало пропагандистскому кино, а его успех дал толчок росту популярности этого вида искусства и привлёк к кинематографу спонсоров, превратив его в прибыльный бизнес.

К 1927 году в Китае открылась 181 кинокомпания.

Интерес к кино начали проявлять и сами жители Китая: они стали активно следить за работами известных актёров и режиссёров. Самыми популярными темами в начале двадцатого века были революционные идеи и демонстрация города как злого и нехорошего места, погрязшего в коррупции и деньгах.

В 1934 году китайский фильм «Песнь рыбака» был показан на Московском кинофестивале и получил там почётную награду
В 1934 году китайский фильм «Песнь рыбака» был показан на Московском кинофестивале и получил там почётную награду

В начале сороковых годов в Китай вторглись японские войска, они оккупировали Шанхай, а кинопроизводство переехало в Гонконг. В этот период кино практически не развивалось, вновь заниматься этим делом китайцы начали только после окончания Второй мировой войны в 1945 году. Тогда в Шанхае вновь открылась производственная компания The Lianhua Company.

Главными темами в кино в то время стали патриотизм и национальное спасение. Например, «Весенние воды текут на восток» (1947), «Вороны и воробьи» («Crows and Sparrows», 1949), «Весна в городке» (1948). Последний фильм иногда называют лучшим за всю историю китайского кино.

В 1949 году к власти в Китае пришла партия коммунистов, и кино национализировалось. При новом правительстве была открыта Пекинская киноакадемия, количество выпускаемых фильмов выросло, а в 1962 году в стране организовали собственную кинопремию «Сто цветов». Также в этот период китайцы создали свой первый анимационный фильм «Переполох в Небесных чертогах» (1964).

Кадр из мультфильма «Переполох в Небесных чертогах» (1964)
Кадр из мультфильма «Переполох в Небесных чертогах» (1964)

Всё изменилось с наступлением культурной революции. С 1966 по 1972 год кино в стране не занимались, оно находилось в стадии затишья. Затем в течение трёх лет на экраны попадали только пропагандистские фильмы. А вот по окончании этого периода режиссёры вновь начали подходить к созданию кино с фантазией и вдохновением.

Фильмы в тот период создавались скорее не для развлечения, а именно как произведения искусства. В кино доминировали такие темы как плохие и хорошие стороны культурной революции, а также различные проблемы социального характера. Популярность обрели так называемые «травматические драмы» (scar dramas). Яркие примеры фильмов этого периода: «Один и восемь» (1983), «Красный гаолян» (1987), «Жёлтая земля» (1984).

Кадр из фильма «Красный гаолян» (1987)
Кадр из фильма «Красный гаолян» (1987)

Кинематографу Китая в это время жилось не просто. После протестов на площади Тяньаньмэнь в 1989 году в стране усилилась цензура, и кино ушло в подполье. До середины девяностых годов китайцы в кинотеатрах могли смотреть в основном только национальное кино, потому что сами фильмы считались лишь орудием пропаганды.

Хорошее же кино создавалось на некитайских студиях и показывалось только заграничной публике. Несколько фильмов в это время даже выиграли крупные международные премии: «Красный гаолян» получил «Золотого медведя», «Цю Цзюй обращается в суд» выиграл целых пять наград Венецианского кинофестиваля, в том числе и «Золотого льва», «Прощай, моя наложница» стала лучшей картиной на Каннском кинофестивале в 1993 году. В это же время популярность обретают китайские комедийные фильмы о боевых искусствах, а мировой звездой становится Джеки Чан.

В 1993 году в стране появляется Шанхайский международный кинофестиваль
В 1993 году в стране появляется Шанхайский международный кинофестиваль

В начале нулевых после некоторых изменений внутри страны ситуация с кино также поменялась. В Китае начали производить большие и хорошие фильмы, которые пользовались популярностью как в стране, так и на Западе: «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» (2000), «Герой» (2002), «Клятва» (2005).

Однако большого развития кинорынку это не принесло, потому что в КНР вплоть до конца нулевых огромной популярностью пользовались пиратские DVD-диски.

Пиратские диски были на каждом шагу. Люди могли купить самый свежий блокбастер сразу же после его выхода в прокат. Я подумал, что поддельные диски неизбежно уничтожат киноиндустрию.

Джеффри Янг, юрист компании Reed Smith

Изменить ситуацию помог пересмотр отношения к кинематографу со стороны китайского правительства. Чиновники начали рассматривать его как способ показать мощь страны и плотно закрепиться на мировой арене. Для этого был ужесточён закон об авторском праве и принят закон о содействии развитию киноиндустрии.

Бум кинотеатров

После начала преследования пиратства в Китае аудитория кинотеатров сильно выросла. Ежегодно число проданных билетов и, соответственно, кассовые сборы растут огромными темпами: например, только за 11 месяцев 2017 года в Китае было продано более миллиарда кинобилетов, а прибыль от них составила рекордные 7,5 миллиардов долларов.

Национальная идея и глобализация: кинематограф Китая

Такая динамика не может не привлекать иностранные кинокомпании, ведь, например, те же Соединённые Штаты, которые раньше были главной целью прокатчиков, перестали показывать рост.

Яркий пример разницы между странами — фильм «Варкрафт»: его производство стоило 160 миллионов долларов, в США за первый уикенд он собрал всего 25 миллионов, а вот в Китае за пять дней проката «Варкрафт» практически окупился и заработал 156 миллионов.

Национальная идея и глобализация: кинематограф Китая

Естественно, что желание прибыли привлекает иностранцев к Китаю и даёт стране возможность диктовать свои условия. Однако сама задача попасть в кинотеатры КНР посложнее любого самого запутанного квеста. Во-первых, в стране существует жёсткая квота на иностранные фильмы. Сейчас зарубежное кино ограничено 34 фильмами в год, хотя возможность увеличить это число периодически обсуждается.

Во-вторых, крупные премьеры в Китае показывают гораздо позже остального мира. Связано это с расчищением места для отечественного кино. Такие пиковые сезоны как лето или новогодние каникулы «забронированы» для китайских фильмов.

В-третьих, каждый фильм должен пройти строгую цензуру.

Как Китай меняет современные фильмы

Главное правило для всех фильмов в Китае — они не должны показывать представителей нации в плохом свете, а лучше демонстрировать их развитый ум и способности. Именно поэтому многие голливудские фильмы специально меняют перед прокатом в Китае, причём они могут быть как сокращены, так и расширены.

Например, из «Люди в чёрном 3» была вырезана сцена, где инопланетяне маскировались под китайцев. А в «Железного человека 3» наоборот добавили сцену, в которой Тони Старка спасают китайские врачи — такая версия фильма была показана только в самой КНР.

Ещё один способ, которым часто пользуются иностранные кинопроизводители, чтобы пропихнуть свой фильм в Китай — дать китайским актёрам роли в фильме, возможно даже второстепенные. Таким образом картина сразу считается частично китайской, а требования по цензуре к ней снижаются. В уже упомянутой сцене из «Железного человека 3» снялась знаменитая китайская актриса Фань Бинбин. Она же сыграла Блинк в фильме «Люди Икс: Дни минувшего будущего».

В Китае запрещены слишком откровенные и слишком жестокие сцены. Из-за этого до проката в стране не был допущен «Дэдпул».

Но дополнительные или вырезанные сцены носят скорее постпроизводственный характер, однако сейчас многие кинопроизводители в Голливуде консультируются с китайскими экспертами и занимаются изменениями в сценариях ещё до начала съёмок.

Одним из фильмом, «пострадавшим» от китайской цензуры, стал «Доктор Стрэндж». Один из его персонажей, Древнейший, в оригинальном комиксе был тибетцем, а в фильме его заменили на белую женщину (роль сыграла актриса Тильда Суинтон). Сделать это пришлось из-за того, что у Китая конфликт с Тибетом, и если бы Marvel ничего не изменили, фильм бы просто не пустили в китайский прокат.

Тильда Свинтон на премьере фильма «Доктор Стрэндж» в Шанхае
Тильда Свинтон на премьере фильма «Доктор Стрэндж» в Шанхае

Аналогично в 2012 году пришлось поступить и создателям ремейка фильма «Красный рассвет» (в российском прокате он получил название «Неуловимые»). Изначально антагонистами должны были быть китайцы, но после консультаций их заменили на жителей Северной Кореи.

Также в Китае нежелателен показ на экране сверхъестественного, именно поэтому выход в прокат для зарубежных фильмов ужасов в стране закрыт (исключения составляют фильмы, снятые при участии Китая — им квотирование проходить не нужно). Из-за этого до кинотеатров Китая не дошли новые «Охотники за приведениями».

Интересно, что при всех этих сложностях, создатели фильмов от китайского проката получают всего 25%, остальные 75% остаются в стране.

Финансирование

Контролировать фильмы Китаю позволяют не только привлекательные кассовые сборы, но и финансовая вовлечённость страны в современную киноиндустрию. Денежными вливаниями в киноиндустрию КНР занимается уже лет десять, но если раньше все средства уходили на покупку кино для домашнего проката и производство фильмов совместно с США, то теперь Китай просто финансирует создание западных англоязычных картин.

Кадр из фильма «Левша» (2015)
Кадр из фильма «Левша» (2015)

Например, в 2015 году один из конгломератов страны Dalian Wanda Group полностью проспонсировал производство фильма «Левша» с Джейком Джилленхолом (бюджет — 30 миллионов долларов). А в 2016 году та же Wanda за три с половиной миллиарда купила голливудскую компанию Legendary Entertainment, которая в своё время произвела такие хиты как «Начало» и «Мальчишник в Вегасе».

Wanda поможет Legendary увеличить их возможности на рынке, особенно в быстроразвивающемся Китае.

Ванг Джиан Лин, руководитель Dalian Wanda Group

Финансовую помощь от китайских компаний сейчас получают практически все известные киностудии мира. Так, Universal Pictures в 2016 году заключили договор на полмиллиарда долларов с продюсерской компанией Perfect World Pictures, она в течение пяти лет будет крупнейшим инвестором Universal и профинансирует съёмки 50 фильмов.

В то же время Paramount Pictures подписали договор с китайскими инвесторами Shanghai Film Group Corp и Huahua Media, которые в течение трёх лет вложат в компанию миллиард долларов.

На вмешательстве в производственный процесс китайцы не останавливаются. Всё та же Wanda, начиная с 2012 года, скупает крупнейшие мировые сети кинотеатров. Сейчас конгломерату принадлежат американская AMC Entertainment Holdings Inc, европейские Nordic и Odeon & UCI.

У нас большие карманы и большой живот. У Китая есть деньги, чтобы дать их Голливуду, и есть невероятный рынок дома. Китайско-голливудские отношения продлятся ещё очень долго.

Ли Жуйган
, глава China Media Capital

Зачем это все Китаю? Ответ простой: стране хочется стать лидером в киноиндустрии, а сделать это с фильмами на китайском языке будет практически невозможно, потому что он не является международным. Потому-то Китай и решил выбрать такой простой выход из ситуации и начать заниматься производством своего англоязычного кино.

Что стоит посмотреть

Пока Китай медленно, но верно захватывает мировую киноиндустрию, рекомендуем фильмы, на которые стоит обратить внимание.

«Разборки в стиле Кунг-фу»

Кадр из фильма «Разборки в стиле Кунг-фу» (2004)
Кадр из фильма «Разборки в стиле Кунг-фу» (2004)

Лучший фильм режиссёра и актёра Стивена Чоу. Это комедийный боевик о «войне» между шанхайскими бандами и простыми жителями города. Очень смешной, с эффектными боями и, главное, просто отлично сделанный фильм. Не зря он в 2006 году был номинирован на «Золотой глобус».

«Крадущийся тигр, затаившийся дракон»

Кадр из фильма «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» (2000)
Кадр из фильма «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» (2000)

Ещё один фильм о боевых искусствах, на этот раз более серьёзный. Эта приключенческая драма Энга Ли наполнена эффектными драками, интересными диалогами и глубоким смыслом. «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» стал обладателем сразу четырёх премий «Оскар», в том числе как лучший фильм на иностранном языке.

«Битва у красной скалы»

Кадр из фильма «Битва у красной скалы» (2008)
Кадр из фильма «Битва у красной скалы» (2008)

Добротный и красивый исторический фильм с масштабными батальными сценами. В основу сценария «Битвы у красной скалы» легла часть известного романа «Троецарствие» о Китае времён 200 годов нашей эры.

«Герой»

Один из самых кассовых китайских фильмов за всю историю, вновь о боевых искусствах. «Герой» примечателен тем, что каждый поединок в нём поставлен как спектакль, более того сцены разделены при помощи цветового решения, которое отражается и в костюмах, и в декорациях.

«Вожделение»

Кадр из фильма «Вожделение» (2007)
Кадр из фильма «Вожделение» (2007)

Обладатель главной награды Венецианского кинофестиваля в 2007 году. Режиссёр этого психологического триллера Энг Ли, рассказывая историю отношений молодого политика и подруги его жены, мастерски играет с эмоциями зрителя. Интересно, что в фильме присутствуют откровенные сцены, что обычно не свойственно для китайского кинематографа.

«Подними красный фонарь»

Кадр из фильма «Подними красный фонарь» (1991)
Кадр из фильма «Подними красный фонарь» (1991)

Историческая драма о судьбе девушки, ставшей одной из жён китайского императора. Это глубокий и трагичный фильм-метафора на Китай начала девяностых годов, тиранию и традиционное общество.

1111 показов
27K27K открытий
11 репост