Елена Авдеева
16 509

Национальная идея и глобализация: кинематограф Китая

Почему Китай скоро станет лидером в мировой киноиндустрии, и что из фильмов стоит посмотреть.

Поделиться

В избранное

В избранном

Китай — одна из самых влиятельных стран в современном киномире. К вершинам всех возможных рейтингов КНР сейчас движется семимильными шагами и, по мнению некоторых, уже к 2020 году сможет оставить далеко позади Голливуд. Рассказываем, как в стране появилось кино, в чём его особенности и что стоит посмотреть.

Кадр из фильма «Великая стена»

История

Согласно хроникам, жители Китая начали своё знакомство с кино ещё в 1896 году с просмотра иностранных фильмов. Первую собственную киноленту («Битва при Динцзюньшане») в стране сняли в 1906 году, причём это было не кино в широком смысле, а запись отрывка из пекинской оперы. Связь музыкального театра и кино первое время серьёзно отражалась на фильмах, это было заметно во многих деталях, в том числе в игре актёров: они задерживались в статичных позах и могли долго пронзительно смотреть в камеру.

Кстати, ещё в самом начале развития кино Китай уже воспринимался как один из лучших рынков для проката из-за потенциального количества зрителей.

Первые фильмы негативно воспринимались китайскими фанатами оперы. Они боялись, что кино разрушит их любимый вид искусства.

В начале двадцатого века до игры на сцене допускались исключительно мужчины. Это видно и по первому постановочному фильму страны «Сложная пара», который был снят в 1913 году. Ситуация изменилась буквально через несколько месяцев, когда в Китае сняли фильм «Чуан Цзу проверяет свою жену», в котором актриса Ян Шаншан сыграла роль горничной. Этот фильм стал первой китайской кинолентой, добравшейся до западного мира.

Первые 40 лет китайские фильмы снимались в Шанхае. Из-за этого город прозвали «Восточным Голливудом».

Первые фильмы в Китае выпускались студией Asia Film Co., которую организовал американец Бенджамин Бродски. Возможно, именно из-за западного влияния китайцы долго не могли найти свой собственный стиль и занимались подражанием иностранному кино.

Долгое время аудитория не воспринимала фильмы всерьёз. Изменила всё картина «Сирота спасает дедушку» 1923 года. В ней были подняты актуальные для Китая социальные темы, отражена культура страны, а также впервые в фильме появилась поучительная сторона. «Сирота спасает дедушку» положил начало пропагандистскому кино, а его успех дал толчок росту популярности этого вида искусства и привлёк к кинематографу спонсоров, превратив его в прибыльный бизнес.

К 1927 году в Китае открылась 181 кинокомпания.

Интерес к кино начали проявлять и сами жители Китая: они стали активно следить за работами известных актёров и режиссёров. Самыми популярными темами в начале двадцатого века были революционные идеи и демонстрация города как злого и нехорошего места, погрязшего в коррупции и деньгах.

В 1934 году китайский фильм «Песнь рыбака» был показан на Московском кинофестивале и получил там почётную награду

В начале сороковых годов в Китай вторглись японские войска, они оккупировали Шанхай, а кинопроизводство переехало в Гонконг. В этот период кино практически не развивалось, вновь заниматься этим делом китайцы начали только после окончания Второй мировой войны в 1945 году. Тогда в Шанхае вновь открылась производственная компания The Lianhua Company.

Главными темами в кино в то время стали патриотизм и национальное спасение. Например, «Весенние воды текут на восток» (1947), «Вороны и воробьи» («Crows and Sparrows», 1949), «Весна в городке» (1948). Последний фильм иногда называют лучшим за всю историю китайского кино.

В 1949 году к власти в Китае пришла партия коммунистов, и кино национализировалось. При новом правительстве была открыта Пекинская киноакадемия, количество выпускаемых фильмов выросло, а в 1962 году в стране организовали собственную кинопремию «Сто цветов». Также в этот период китайцы создали свой первый анимационный фильм «Переполох в Небесных чертогах» (1964).

Кадр из мультфильма «Переполох в Небесных чертогах» (1964)

Всё изменилось с наступлением культурной революции. С 1966 по 1972 год кино в стране не занимались, оно находилось в стадии затишья. Затем в течение трёх лет на экраны попадали только пропагандистские фильмы. А вот по окончании этого периода режиссёры вновь начали подходить к созданию кино с фантазией и вдохновением.

Фильмы в тот период создавались скорее не для развлечения, а именно как произведения искусства. В кино доминировали такие темы как плохие и хорошие стороны культурной революции, а также различные проблемы социального характера. Популярность обрели так называемые «травматические драмы» (scar dramas). Яркие примеры фильмов этого периода: «Один и восемь» (1983), «Красный гаолян» (1987), «Жёлтая земля» (1984).

Кадр из фильма «Красный гаолян» (1987)

Кинематографу Китая в это время жилось не просто. После протестов на площади Тяньаньмэнь в 1989 году в стране усилилась цензура, и кино ушло в подполье. До середины девяностых годов китайцы в кинотеатрах могли смотреть в основном только национальное кино, потому что сами фильмы считались лишь орудием пропаганды.

Хорошее же кино создавалось на некитайских студиях и показывалось только заграничной публике. Несколько фильмов в это время даже выиграли крупные международные премии: «Красный гаолян» получил «Золотого медведя», «Цю Цзюй обращается в суд» выиграл целых пять наград Венецианского кинофестиваля, в том числе и «Золотого льва», «Прощай, моя наложница» стала лучшей картиной на Каннском кинофестивале в 1993 году. В это же время популярность обретают китайские комедийные фильмы о боевых искусствах, а мировой звездой становится Джеки Чан.

В 1993 году в стране появляется Шанхайский международный кинофестиваль

В начале нулевых после некоторых изменений внутри страны ситуация с кино также поменялась. В Китае начали производить большие и хорошие фильмы, которые пользовались популярностью как в стране, так и на Западе: «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» (2000), «Герой» (2002), «Клятва» (2005).

Однако большого развития кинорынку это не принесло, потому что в КНР вплоть до конца нулевых огромной популярностью пользовались пиратские DVD-диски.

Пиратские диски были на каждом шагу. Люди могли купить самый свежий блокбастер сразу же после его выхода в прокат. Я подумал, что поддельные диски неизбежно уничтожат киноиндустрию.

Джеффри Янг
юрист компании Reed Smith

Изменить ситуацию помог пересмотр отношения к кинематографу со стороны китайского правительства. Чиновники начали рассматривать его как способ показать мощь страны и плотно закрепиться на мировой арене. Для этого был ужесточён закон об авторском праве и принят закон о содействии развитию киноиндустрии.

Бум кинотеатров

После начала преследования пиратства в Китае аудитория кинотеатров сильно выросла. Ежегодно число проданных билетов и, соответственно, кассовые сборы растут огромными темпами: например, только за 11 месяцев 2017 года в Китае было продано более миллиарда кинобилетов, а прибыль от них составила рекордные 7,5 миллиардов долларов.

Такая динамика не может не привлекать иностранные кинокомпании, ведь, например, те же Соединённые Штаты, которые раньше были главной целью прокатчиков, перестали показывать рост.

Яркий пример разницы между странами — фильм «Варкрафт»: его производство стоило 160 миллионов долларов, в США за первый уикенд он собрал всего 25 миллионов, а вот в Китае за пять дней проката «Варкрафт» практически окупился и заработал 156 миллионов.

Естественно, что желание прибыли привлекает иностранцев к Китаю и даёт стране возможность диктовать свои условия. Однако сама задача попасть в кинотеатры КНР посложнее любого самого запутанного квеста. Во-первых, в стране существует жёсткая квота на иностранные фильмы. Сейчас зарубежное кино ограничено 34 фильмами в год, хотя возможность увеличить это число периодически обсуждается.

Во-вторых, крупные премьеры в Китае показывают гораздо позже остального мира. Связано это с расчищением места для отечественного кино. Такие пиковые сезоны как лето или новогодние каникулы «забронированы» для китайских фильмов.

В-третьих, каждый фильм должен пройти строгую цензуру.

Как Китай меняет современные фильмы

Главное правило для всех фильмов в Китае — они не должны показывать представителей нации в плохом свете, а лучше демонстрировать их развитый ум и способности. Именно поэтому многие голливудские фильмы специально меняют перед прокатом в Китае, причём они могут быть как сокращены, так и расширены.

Например, из «Люди в чёрном 3» была вырезана сцена, где инопланетяне маскировались под китайцев. А в «Железного человека 3» наоборот добавили сцену, в которой Тони Старка спасают китайские врачи — такая версия фильма была показана только в самой КНР.

Ещё один способ, которым часто пользуются иностранные кинопроизводители, чтобы пропихнуть свой фильм в Китай — дать китайским актёрам роли в фильме, возможно даже второстепенные. Таким образом картина сразу считается частично китайской, а требования по цензуре к ней снижаются. В уже упомянутой сцене из «Железного человека 3» снялась знаменитая китайская актриса Фань Бинбин. Она же сыграла Блинк в фильме «Люди Икс: Дни минувшего будущего».

В Китае запрещены слишком откровенные и слишком жестокие сцены. Из-за этого до проката в стране не был допущен «Дэдпул».

Но дополнительные или вырезанные сцены носят скорее постпроизводственный характер, однако сейчас многие кинопроизводители в Голливуде консультируются с китайскими экспертами и занимаются изменениями в сценариях ещё до начала съёмок.

Одним из фильмом, «пострадавшим» от китайской цензуры, стал «Доктор Стрэндж». Один из его персонажей, Древнейший, в оригинальном комиксе был тибетцем, а в фильме его заменили на белую женщину (роль сыграла актриса Тильда Суинтон). Сделать это пришлось из-за того, что у Китая конфликт с Тибетом, и если бы Marvel ничего не изменили, фильм бы просто не пустили в китайский прокат.

Тильда Свинтон на премьере фильма «Доктор Стрэндж» в Шанхае

Аналогично в 2012 году пришлось поступить и создателям ремейка фильма «Красный рассвет» (в российском прокате он получил название «Неуловимые»). Изначально антагонистами должны были быть китайцы, но после консультаций их заменили на жителей Северной Кореи.

Также в Китае нежелателен показ на экране сверхъестественного, именно поэтому выход в прокат для зарубежных фильмов ужасов в стране закрыт (исключения составляют фильмы, снятые при участии Китая — им квотирование проходить не нужно). Из-за этого до кинотеатров Китая не дошли новые «Охотники за приведениями».

Интересно, что при всех этих сложностях, создатели фильмов от китайского проката получают всего 25%, остальные 75% остаются в стране.

Финансирование

Контролировать фильмы Китаю позволяют не только привлекательные кассовые сборы, но и финансовая вовлечённость страны в современную киноиндустрию. Денежными вливаниями в киноиндустрию КНР занимается уже лет десять, но если раньше все средства уходили на покупку кино для домашнего проката и производство фильмов совместно с США, то теперь Китай просто финансирует создание западных англоязычных картин.

Кадр из фильма «Левша» (2015)

Например, в 2015 году один из конгломератов страны Dalian Wanda Group полностью проспонсировал производство фильма «Левша» с Джейком Джилленхолом (бюджет — 30 миллионов долларов). А в 2016 году та же Wanda за три с половиной миллиарда купила голливудскую компанию Legendary Entertainment, которая в своё время произвела такие хиты как «Начало» и «Мальчишник в Вегасе».

Wanda поможет Legendary увеличить их возможности на рынке, особенно в быстроразвивающемся Китае.

Ванг Джиан Лин
руководитель Dalian Wanda Group

Финансовую помощь от китайских компаний сейчас получают практически все известные киностудии мира. Так, Universal Pictures в 2016 году заключили договор на полмиллиарда долларов с продюсерской компанией Perfect World Pictures, она в течение пяти лет будет крупнейшим инвестором Universal и профинансирует съёмки 50 фильмов.

В то же время Paramount Pictures подписали договор с китайскими инвесторами Shanghai Film Group Corp и Huahua Media, которые в течение трёх лет вложат в компанию миллиард долларов.

На вмешательстве в производственный процесс китайцы не останавливаются. Всё та же Wanda, начиная с 2012 года, скупает крупнейшие мировые сети кинотеатров. Сейчас конгломерату принадлежат американская AMC Entertainment Holdings Inc, европейские Nordic и Odeon & UCI.

У нас большие карманы и большой живот. У Китая есть деньги, чтобы дать их Голливуду, и есть невероятный рынок дома. Китайско-голливудские отношения продлятся ещё очень долго.

Ли Жуйган
глава China Media Capital

Зачем это все Китаю? Ответ простой: стране хочется стать лидером в киноиндустрии, а сделать это с фильмами на китайском языке будет практически невозможно, потому что он не является международным. Потому-то Китай и решил выбрать такой простой выход из ситуации и начать заниматься производством своего англоязычного кино.

Что стоит посмотреть

Пока Китай медленно, но верно захватывает мировую киноиндустрию, рекомендуем фильмы, на которые стоит обратить внимание.

«Разборки в стиле Кунг-фу»

Кадр из фильма «Разборки в стиле Кунг-фу» (2004)

Лучший фильм режиссёра и актёра Стивена Чоу. Это комедийный боевик о «войне» между шанхайскими бандами и простыми жителями города. Очень смешной, с эффектными боями и, главное, просто отлично сделанный фильм. Не зря он в 2006 году был номинирован на «Золотой глобус».

«Крадущийся тигр, затаившийся дракон»

Кадр из фильма «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» (2000)

Ещё один фильм о боевых искусствах, на этот раз более серьёзный. Эта приключенческая драма Энга Ли наполнена эффектными драками, интересными диалогами и глубоким смыслом. «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» стал обладателем сразу четырёх премий «Оскар», в том числе как лучший фильм на иностранном языке.

«Битва у красной скалы»

Кадр из фильма «Битва у красной скалы» (2008)

Добротный и красивый исторический фильм с масштабными батальными сценами. В основу сценария «Битвы у красной скалы» легла часть известного романа «Троецарствие» о Китае времён 200 годов нашей эры.

«Герой»

Один из самых кассовых китайских фильмов за всю историю, вновь о боевых искусствах. «Герой» примечателен тем, что каждый поединок в нём поставлен как спектакль, более того сцены разделены при помощи цветового решения, которое отражается и в костюмах, и в декорациях.

«Вожделение»

Кадр из фильма «Вожделение» (2007)

Обладатель главной награды Венецианского кинофестиваля в 2007 году. Режиссёр этого психологического триллера Энг Ли, рассказывая историю отношений молодого политика и подруги его жены, мастерски играет с эмоциями зрителя. Интересно, что в фильме присутствуют откровенные сцены, что обычно не свойственно для китайского кинематографа.

«Подними красный фонарь»

Кадр из фильма «Подними красный фонарь» (1991)

Историческая драма о судьбе девушки, ставшей одной из жён китайского императора. Это глубокий и трагичный фильм-метафора на Китай начала девяностых годов, тиранию и традиционное общество.

#истории #топы #золотойфонд

Статьи по теме
На другой волне: кинематограф Южной Кореи
Актёрская квота: кого берут в голливудские блокбастеры для попадания в китайский прокат
{ "author_name": "Елена Авдеева", "author_type": "self", "tags": ["\u0438\u0441\u0442\u043e\u0440\u0438\u0438","\u0442\u043e\u043f\u044b","\u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u043e\u0439\u0444\u043e\u043d\u0434"], "comments": 92, "likes": 95, "favorites": 69, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "13858", "is_wide": "1" }
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Узнавайте первым важные новости

Подписаться
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-549065259", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxeub&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&fmt=1&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } } ]