Какими фильмами вдохновлялся Хидео Кодзима?
Я же хотел бы обратить внимание на то, что тот самый дух "Таксиста" всё же отразился на творчестве японского геймдизайнера.
Понимаете, сегодня очень популярна идея "Смерти Автора", созданная Роланом Бартом. Она говорит о том, что все смыслы и идеи, найденные в произведении - это то, что увидел сам зритель. Автор мог вкладывать их или не мог - это не важно. После того, как произведение опубликовано, автор - мертв. Это хорошая и важная идея, но в то же время есть и штука, называемая "авторской теорией". Она гласит, что любое произведение - это продолжение личности самого автора. И тут я вспоминаю героев Кодзимы.
Биг Босс - преданный своей страной, одинокий и отрешённый воин, который не может найти своего места в мире и потому мечтает создать государство для солдат без страны.
Солид Снейк - уставший от постоянной войны спецназовец, который чувствует себя живым только на поле боя, но отчаянно пытается от него сбежать в снегах Аляски.
Ликвид Снейк - отчуждённое, ненавистное всеми дитя великого Биг Босса, который не нашёл признания отца и в то же время всё детство провёл среди детей, которые организовали своё партизанское движение.
Райден - тоже дитя войны, которого каждый день заставляли быть солдатом и убивать, чтобы получить еду и сон. Всю свою жизнь он только получает приказы кого-то старше по возрасту или по званию, но так и не может определить свой собственный путь в этом мире.
Каждый из этих персонажей - жертва военных действий, которые не могут найти своего места в мирное время. Адаптироваться у них не выходит и каждый раз голос войны заставляет их брать в руки оружие и выполнять приказ. Как бы им не хотелось, но мир и покой пропали из их ДНК и понять их может только такой же одинокий и травмированный.
Все они в той или иной степени - это наследие Трэвиса Бикла, в котором Хидео Кодзима нашёл родственную душу. Позже он встретится с Робертом де Ниро, который оставит автограф на коробке с DVD "Таксиста".
Фильм 11. "Падение Чёрного Ястреба" (2001)
Режиссер: Риддли Скотт
Пожалуй лучшее описание этого фильма - это финальная фраза: "в аду нельзя быть героем, и от тебя этого не требуют, просто иногда так выходит".
Задание на пол-часа растянулось на сутки и обернулось крупными потерями. Всë просто. Это не сложная история с наративными экспериментами и твистами. Это абсолютно линейная история с несколькими сюжетными линиями, но, пожалуй, самое любопытное - сюжет выдержан в театральной парадигме "триединства". Действие, место и время. Всë связано и всë происходит на глазах зрителя.
Как "Чёрный ястреб" повлиял на Кодзиму?
Часто встречаю два ответа: Кодзима вдохновился "Чёрным ястребом", когда делал...
а) Локации на Ближнем Востоке в начале MGS 4: GotP;
б) Цветовая гамма в MGS 4: GotP.
С первым более-менее согласен, но с оговорками, потому что всё же тема Мидл Ист был достаточно популярен в играх конца нулевых и начала десятых. Вспомните хотя бы Call of Duty: MW2.
А вот со вторым категорически не согласен, потому что нельзя забывать, чтобы в игрострое была, так называемая, "коричневая эпоха". Far Cry 2, Call of Duty: MW 2, Resident Evil (прости, не помню номер). Плюс, не стоит забывать про стереотипную цветокоррекцию. Короче, не могу сказать, что это плохо, учитывая, что этого в игре не много и работает на атмосферу.
Но всё же мне кажется, что важнейшая часть, которая в теории, могла быть подрезана Кодзимой из фильма - это атмосфера противостояния. То чувство, когда ты один и вокруг тебя огонь и кипит ад. Да, реалистичная картина ада.
При этом геймплей в первых миссиях именно так и был выстроен: протагонист между двумя враждующими лагерями, кругом огонь, пули, взрывы и механические петухи. Короче, инфернальности тут хватает.
Между тем, это всё ещё стелс в милитаризованной зоне. Нужно оставаться невидимкой в аду.
Совпадение ли это? Не знаю, но атмосфера фильма и игры ощущается чертовски похожими.
Фильм 12. "Планета обезьян" (1968)
Режиссер: Франклин Шеффнер
После многолетней миссии астронавты прилетают на далёкую планету, где всем управляют разумные обезьяны.
Как "Планета обезьян" повлияла на Кодзиму?
Начнём с главного: Япония - единственная страна пережившая ядерные бомбардировки. И хотя радиация ушла, а города вновь отстроены, но для всего народа память и Хиросиме и Нагасаки - это тяжелейшие рана даже спустя много лет. Эта память передаётся из поколения в поколение. Её хранит и Хидео Кодзима.
Посмотрев "Планету обезьян" в юности, он почувствовал две вещи:
1. Он хочет стать космонавтом;
2. Его буквально поразил антивоенный и антиядерный посыл фильма.
И если с первым как-то не сложилось, то второе он пронесëт через годы в своëм творчестве. Каждая часть MGS буквально крутится вокруг проблемы оружия массового поражения, а сами же здоровенные роботы, давшие название, Metal Gear-ы - это те самые инструменты для оперативного удара по противнику, которые держат в страхе весь мир и которыми хотят завладеть сильные мира сего. Не зря финал каждой такой истории - это полное уничтожение злосчастных орудий.
Для 1968 года было огромной неожиданностью депрессивный финал истории "Планеты обезьян", в котором главный герой понимает, что люди всё же уничтожили друг друга с помощью ядерного оружия и теперь его родной Землёй правят обезьяны, которые считают людей самыми опасными и самыми бесполезными существами. Не удивительно, что фильм оставил след на душе Кодзимы.
Я был в ужасе от концовки «Планеты обезьян». Что будет с Землёй, если начнётся ядерная война? Когда мы были детьми, то во всём мире было сильное антиядерное движение. Но где оно в XXI веке? Сейчас нет такого антиядерного и антивоенного движения, как во время выхода «Планеты обезьян», поэтому я решил поднять эту тему в Metal Gear.
На этом мы заканчиваем первую часть марафона Кодзимы. Спасибо большое за внимание и, надеюсь, что вам понравилось! Будем рады прочитать в комментария что вы думаете об этих фильмах и как вам наша статья.
Мы просмотрели и изучили только первые 12 фильмов из 42 (!!!).
Нам важно понять, интересно ли вам узнать ещё больше о фильмах, которые повлияли на тех или иных авторов.
И, само собой, продолжить ли нам марафон Кодзимы?
И, ещё раз, спасибо вам ребята!
Надеюсь, что скоро увидимся.
Автор: Никита Босс
Спасибо за статью. Уверен, что вот этим фильмом Кодзима тоже вдохновлялся, когда придумывал стелс
Начал капать тему с коробками. Вот ты ждёшь от My Little Pony чего угодно, но не Кодзима-рефернсов...
Само собой!
А как иначе???)
Death Stranding анонсировали в 2016 году, вышла в 2019-м. Фильм Аннигиляция вышел в 2018-м. Крайне маловероятно, что он сильно повлиял на игру, которую уже не первый год делали, сценарий у Кодзимы тогда уже был готов.
Это любопытно, потому что в своё время изучал материалы по разработке DS и Кодзима рассказывал, что "Сталкер" и "Аннигиляция" были теми самыми фильмами, которые повлияли на атмосферу и арт.
Касательно сценария - согласен, но довольно забавно, что в какой-то степени у них есть некоторые пересечения, особенно по теме смерти.
Аннигиляция вышла 13 февраля 2018, Death Stranding 8 ноября 2019, было время 1,5 года повлиять на игру.
Очень тонко, прямо вот совсем тонюсенько намекаю что трилогия Southern Reach первой книгой которого Аннигиляция и является вышла в 2014 году. А Парамаунт купили права на экранизацию этих книг вообще в 2013 году.