«Игру стоило назвать по-другому» — мнение Сергея Бабаева о проекте Mafia III

Управляющий партнер DTF Сергей Бабаев поделился мнением об игре Mafia III.

Он рассказал о том, почему новую часть серии стоило назвать по-другому, объяснил, почему разработчики прогадали с эпохой и как ошиблись, создавая вступительную сцену.

«Игру стоило назвать по-другому» — мнение Сергея Бабаева о проекте Mafia III

С «Мафией» связано много теплых воспоминаний. Как-то в детстве мне выдалась возможность купить не одну игру, как обычно позволяли родители, а целых две. Пришел я за «крутым шутаном» Red Faction 2, ну а в довесок прихватил диск, на котором красовался стильный чувак в костюме, шляпе и с томми-ганом. Вскоре понял, что крутой шутан — лишь бледная тень оригинальной «Красной Фракции», а вот другой игрой оказалась первая часть «Мафий», которая поглотила меня надолго.

Стилистика, атмосфера, строгие копы, барахлящие машины, элегантные гангстеры — все это сделало «Мафию» одной из главных игр детства. Потом была вторая часть, которая мне очень понравилась, несмотря на еще большую камерность. И вот спустя много лет вышла «Мафия 3». Игра, которую я действительно ждал, обновляя страничку на Steam и считая часы до ее выхода.

Дождавшись релиза и поиграв, я сделал для себя несколько пометок. Странно критиковать мировой ААА-геймдев, но я вижу ряд стратегических ошибок и откровенных недоработок армии продюсеров, которые и постараюсь описать. По большей части — это очевидные вещи, уже сказанные в ряде обзоров отечественной и мировой прессы, но попробую отразить на это мнение хотя бы чуть-чуть профессионального взгляда.

Неправильная гангстерская эпоха

Я не большой знаток истории американской мафии. Посмотрел полудокументальный сериал AMC «Рождение Мафии» (кстати, рекомендую) — и на этом моя осведомленность заканчивается. Но есть и другая сторона — мафия, какой ее нам показывал «Голливуд» стараниями Марлона Брандо, Аль-Пачино, Рэя Лиотты и др. Это атмосфера, которую обыватель может причислять к периоду взлета Чикагской ячейки под руководством Аль-Капоне.

Этому периоду соответствует все то, что мы ждем от слова «мафия» — перестрелки на Ford Model A и Cadillac V16, Автомат Томпсона и Colt M1911, строгий стиль бойцов и приятная, местами беззаботная атмосфера американских городов середины 40-ых.

Ford Model A
Ford Model A

Передвинув временной промежуток, разработчики из студии Hangar 13 уже по факту делали другую игру. На смену Нью-Йорку пришел Новый Орлеан, техника стала менее выразительной, архитектура более блеклой и напоминающей местами чуть ли не Дикий Запад, а сами гангстеры банально обмельчали, утратив лоск и превратившись в откровенные банды разбойников, неприкаянно бегающих по городу.

Таких игр (по атмосфере) уже сравнительно много и баллов это новому проекту не добавляет. Вспоминается Driver: Parallel Lines, где игроку показали ранние штаты, а через сюжет и заключение главного героя переместили его на 20 лет вперед. И это воспринималось как интересный ход. К тому же серия не ассоциировала с собой конкретный исторический период — и все происходящее на экране не вызывало вопросов.

Кадр из фильма «Охотники на гангстеров»
Кадр из фильма «Охотники на гангстеров»

Иными словами — главная ошибка игры — это попытка превратить бренд «Мафия» в проект о всех мафиозных этапах истории Америки. Можно было чуть-чуть продвинуться дальше в истории буквально на несколько лет от второй части, захватив семью Гамбино, если уж так важно было развиваться последовательно. Хотя в то время почти в каждом крупном городе была своя семья с интересной историей прихода к власти.

Плохое вступление

Стартовый геймплей достаточно нудный. Игрока не пытаются завлечь сразу. Это реалии больших игр, где ты купил проект за 60 баксов и уж пройдёшь вступление и импровизированное обучение как ни крути. Разработчики f2p-проектов себе такого позволить например не могут, т.к. игрока надо сразу завлечь, иначе это скажется на метриках, как скажем удержании первого дня (т.е. возвращаемости в игру на следующий день). А они в свое время на доходах. Как ни странно преследование хороших метрик позитивно сказывается при правильной обработке на любом проекте. Например, я боролся с желанием бросить прохождение еще на миссии с болотом и убийством гаитянского босса. Уж совсем никак эти катерные грязные миссии у меня не ассоциировались с наследием легендарной «Мафии».

Медленное вступление с непропорциональной сложностью (в основном за счет багов) характерно и для предыдущих частей. Но там оно хоть и было затянуто, подавалось по всем канонам кинематографа. Персонажи планомерно появлялись в истории, раскрывались и вплетались в сюжетную линию. В третьей части игрока быстро нагружают фактами и не пытаются ничего прояснить. Вот некий босс негритянской мафии, вот его дети. Через минуту Линкольн убивает босса конкурентов, через две грабит центральный банк, через три — враги жгут родную хату. Через четыре — Линкольн мстит. Все эти задания не только не являются интересным раскрытием героев и их мотивации, но и задают логичные опасения, что вся игра будет выглядеть так же нудно и скомкано.

Вито Скалетта в третьей части
Вито Скалетта в третьей части

Во второй части Вито Скалетта также возвращался из армии (на самом деле его отмазывали друзья после ранения). Он не был заведомо отпрыском бандитов, который только что защищал страну, но готов вот так по щелчку продолжать убийства в неограниченных количествах. Наоборот — Витто проходил некий внутренний слом и сценаристы демонстрировали события, вынудившие его пойти по пути криминала. Общие наметки вроде бы схожие, но проработка и подача создают абсолютно разные впечатления от увиденного. Вито - человек, который оказался в плохое время в плохом месте. Клей — банальный рецидивист.

По сценариям я, скорее критик, чем советчик. Поэтому «надо было не так — а вот эдак» — не скажу. Но одно мне понятно: попытка сделать более киношное повествование с отсылками к заседанию сенатского комитета — не так хорошо сработала, как ожидалось. Кино мне нужно в геймплее, а не только в перебивочных роликах.

Блеклый главный герой

Продюсер, креативный директор или старший сценарист проекта определённо афроамериканцы. Ну, или просто эти люди в приступе свойственной западной индустрии толерантности ввели в игру именно чернокожего главного героя, который еще сильнее отдаляет нас от ассоциации с каноничной «Мафией».

Попутно добавили отголоски того расизма, с которым боролись темнокожие жители Америки в 80-ых годах. Что удивительно, даже за передачу исторических реалий —пренебрежение к афроамериканцам, оскорбление на улицах и вывески запрещающие обслуживать не белое население — разработчики отхватили от критиков. Да, с припиской «наверное так и было, но все же неприятно». Вот такой странный результат заигрывания с новой аудиторией.

Помимо того что Клей персонаж в с весьма сомнительной предысторией и мотивацией, он еще и эстетически не соответствует ожиданиям. Это скорее такой Франклин из GTA V. Он постоянно ходит в военных ботинках, футболке и куртке. Более или менее органично такой типаж выглядит в мускул-карах, но видим мы их слишком редко, чтобы оценить.

К сожалению, передел Нового Орлеана темнокожими бандами — не самая интересная часть истории американской мафии. Это еще один шаг в сторону более современных стереотипных уличных банд в банданах и с узи. Сомневаюсь, что разработчики не понимали этого.

«Крестный Отец» без крестного отца

Больше всего «Мафия 3» похожа на старенькую игру The Godfather. Но и до нее слегка не дотягивает. Одно из ключевых фишек «Крестного отца» было построение своей семьи. Сюда входил набор бойцов, выдача должностей, захват бизнесов и жаркие перестрелки за каждый клочок земли — от небольшого кафе до семейных владений и заводов. Через всю игру проходил драйв завоевания имущества, расширения собственного влияния. Город обрастал своими людьми, у захваченных зданий стояли узнаваемые охранники, на предприятия нападали конкуренты и пытались их отобрать.

По факту, вокруг кор-геймплея с экшеном, где главный герой Альдо выпускает в противника всю обойму томми-гана, была целая небольшая экономическая стратегия по созданию и развитию криминальной семьи. Более того, все захватываемое становилось имуществом Альдо, а не каких-то посторонних лиц, к которым надо забегать за парой сотен баксов как несчастному курьеру, что приходится постоянно делать в Mafia 3, носясь между штаб-квартирами своих как бы партнеров.

Скриншот из игры The Godfather 2
Скриншот из игры The Godfather 2

Процесс завоевания города, а точнее — просто отбития ключевых точек, не то чтобы прямо аномально плохо. Он скорее такой же серенький, как и вся игра. Разработчики попытались придать атмосферности через вызов бойцов Вито, но делать это зачастую бесполезно.

Иными словами, важная составляющая любой подобной игры — накопление имущества, наглядное расширение влияния на город и некое развитие или преображение героя. К сожалению, в «Мафии» чего-то из этих составляющих просто нет, что-то сделано плохо. Многочисленные баги при этом не так важны и гораздо меньше влияют на восприятие.

Босс боссов

99 показов
2.9K2.9K открытий
20 комментариев

Видимо, чтобы избежать аналогий с Vice City, решили взять альтернативный сеттинг. Сама по себе идея расширить бренд за счет этого отличная, в перспективе можно было создать уверенного конкурента все-таки немного дурашливой GTA. Выбранная эпоха и локация тоже отличные, Новый Орлеан до Катрины - один из самых интересных городов США и, на самом деле, мира.

Вопрос, как всегда, в реализации.

Напрашивается аналогия с недавним фильмом "Легенда" и сериалом "Острые козырьки": и там, и там взяты очень редкие и исторически невероятно интересные периоды в жизни британских бандитов, известных массовому зрителю только по эпохе из фильмов Гая Риччи (неважно, "Шерлок" или "Карты, деньги, два ствола").

Только "Легенда" - наверное, один из худших фильмов, которые я видел и точно худший за карьеру Тома Харди, а "Острые козырьки" - прямо каждый сезон на голову выше предыдущего и чуть ли не лучшая роль Киллиана Мёрфи.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Ну косой взгляд на ГТА в игре виден и видно что он именно косой) Проект между Драйвером и Крестным Отцом. Но везде им проигрывает. Я бы простил более кинематографичного godfather со всеми его фишками вполне

Ответить

Мафия должна была быть про сухой закон, как белые мочат белых и черных и желтых. Чтобы было задание типа проехать на грузовике с алкоголем в другой конец города ночью и избежать патрулей.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Когда разработчики, еще давно, обьявили что главным героем будет баклажан, то все комьюнити плевалось, это я хорошо помню.

Ответить