Эволюция игровых приставок Microsoft и контроллеров для них

Эволюция игровых приставок Microsoft и контроллеров для них

Предисловие: на тему статьи меня натолкнул один из комментариев к моей предыдущей статье "Эволюция игровых приставок Sony". Также, в этой статье я решил объединить описание как самих приставок, так и контроллеров к ним.

До того, как в 2001 году был выпущен оригинальный Xbox, многие были не уверены в успехе Microsoft конкурировать на рынке игровых приставок. До этого момента компания преимущественно была поставщиком программного обеспечения для персональных компьютеров. На старте им пришлось конкурировать с Sony PlayStation 2 и Nintendo GameCube. Но, несмотря на начальную жёсткую конкуренцию и несколько не самых удачных бизнес решений, за всё это время Microsoft добились значительных успехов и продать более 100 миллионов консолей.

В этой статье будут представлены в хронологическом порядке все консоли Microsoft, их модернизации и основные периферийные устройства.

Xbox

Эволюция игровых приставок Microsoft и контроллеров для них

Наблюдая, как Sony получает огромную прибыль на консольном рынке, а прибыль от продаж игр и программного обеспечения для персональных компьютеров падает, Microsoft решила выпустить собственную игровую систему для конкуренции. В качестве стороннего проекта, ранний прототип консоли был собран инженерами Microsoft с использованием частей ноутбука Dell. Microsoft решила повторить его дизайн и использовать архитектуру x86, что было редкостью для консолей в то время. Операционная система была основана на архитектурном ядре Windows. Первоначально система называлась DirectX Box, поскольку она использовала API DirectX компании, но была сокращена до Xbox после того, как среди фокус-группы провели опрос.

15 ноября 2001 года Xbox появился в продаже в Северной Америке по цене $300. Консоль была оснащена 32-разрядным гибридным процессором Intel Celeron / Pentium III с тактовой частотой 733 МГц. Он имел 64 МБ памяти DDR SDRAM с тактовой частотой 200 МГц в двухканальной конфигурации. Для своего графического процессора Xbox использовал специальный чип от Nvidia, основанный на линейке видеокарт GeForce 3, который работал на частоте 233 МГц. Графический процессор поддерживал Microsoft DirectX 8 API и был способен обеспечить производительность в 7,3 гигафлопа. Хотя консоль и поддерживал карты памяти до 32 МБ, также с ним поставлялся жесткий диск на 8 ГБ, что в то время было дорогостоящим вложением. Это сделало его первой консолью со встроенным жестким диском.

Хотя разработчики игр в целом были согласны с тем, что Xbox был более мощным, чем конкурирующие GameCube и PlayStation 2, лишь немногие из них воспользовались преимуществами дополнительной вычислительной мощности при портировании своих игр на Xbox. Не смотря на это, было продано более 24 миллионов устройств, что позволило Microsoft вытеснить Nintendo GameCube с рынка. По сравнению с конкурентами, Xbox стал раем для западных игр и шутеров от первого лица, последние из которых были относительно редки на консолях.

Microsoft приобрела разработчика игр Bungie, чей хит Halo на старте продаж консоли вывел систему в лидеры. Xbox был первой консолью, поддерживающей широкополосный порт Ethernet, который стал предвестником онлайн - сервиса Xbox Live и игр на основе подписки Microsoft.

Конкуренты: Sega Dreamcast, Sony PlayStation 2, Nintendo GameCube

Известные игры, которые вышли на приставке: Burnout 3: Takedown, Conker Live and Reloaded, Dead or Alive 3, Fable, Forza Motorsport, Halo: Combat Evolved, Halo 2, MechAssault, Ninja Gaiden, Panzer Dragoon Orta, Project Gotham Racing, Star Wars: Knights of the Old Republic, The Elder Scrolls: Morrowind, Tom Clancy's Splinter Cell.

Контроллер Xbox Duke

Эволюция игровых приставок Microsoft и контроллеров для них

Контроллер вышел с Xbox и был укомплектован двумя аналоговыми джойстиками со смещением в сочетании с D-pad. Он имел шесть аналоговых кнопок и два аналоговых триггера. Сверху имелся слот для карт памяти и был оборудован отрывным кабелем в качестве меры безопасности от спотыканий. Но самой главной характеристикой был его размер. Его критиковали за то, что он был большим и тяжелым. Вскоре он будет заменён более тонкой моделью S.

Эволюция игровых приставок Microsoft и контроллеров для них

Контроллер Xbox S

Microsoft изначально разработала этот контроллер для Японии, где была использована адаптация эргономики для небольших рук. Модель S оказалась тоньше и, в результате, оказалась более удобной. Это и привело к замене Duke в 2002 году. Также, в нём впервые появились четыре главные кнопки в виде ромба.

Xbox 360

Эволюция игровых приставок Microsoft и контроллеров для них

Microsoft выпустила вторую консоль в Северной Америке 22 ноября 2005 года, примерно за год до конкурентов PlayStation 3 и Nintendo Wii. Xbox 360 поставлялся в двух вариантах при запуске. Более высокого класса Pro Edition комплектовался жестким диском на 20 ГБ и продавался по цене $400 и бюджетная Core, которая продавалась по цене $300, в которой отсутствовал жесткий диск. Это вызывало некоторую путаницу среди разработчиков игр, которые изначально не были уверены в том, как создавать игры с учетом этого фрагментированного ограничения. Однако, покупатели консоли могли приобрести и самостоятельно оснастить консоль жестким диском. Первая партия Xbox 360 была белой со сменной передней лицевой панелью. За время своего существования вторая консоль Microsoft продалась в количестве более 84 миллионов устройств по всему миру.

Xbox 360 отошел от архитектуры x86, которую использовала оригинальная консоль. Вместо этого, Microsoft решила использовать решение от IBM PowerPC. Его трехъядерный шестипоточный процессор имел кодовое название Xenon и работал на частоте 3,2 ГГц. После судебного спора с Nvidia по поводу суммы оплаты за графический процессор Xbox, Microsoft решила использовать ATI в своей графической подсистеме. В 360 использовалось нестандартное решение под кодовым названием Xenos, основанное на видеокарте Radeon X1800. Для памяти система использовала 512 МБ общей оперативной памяти GDDR3 с тактовой частотой 700 МГц. Консоль поддерживала DirectX 9 и разработчики игр считали, что на Xbox 360 проще программировать, чем на PS3 с его сложным Cell Processor. В результате чего мультиплатформенные игры выглядели лучше на Xbox 360.

Благодаря программной эмуляции, консоль обеспечивала обратную совместимость примерно с половиной оригинальной библиотеки Xbox, хотя многие порты страдали от сбоев различной степени серьезности.

В конечном итоге, 360 стал популярным развлекательным центром для всей семьи. Он поддерживал появляющиеся сервисы потоковой передачи, такие как Netflix, а также позволял пользователям передавать потоковое мультимедиа с локальных компьютеров в сеть. Он поддерживал компакт-диски, DVD-диски и ныне несуществующий стандарт HD DVD через дополнительный привод.

Хотя консоль изначально поставлялась с пользовательским интерфейсом Xbox 360 Dashboard, который предлагал интерфейс «Blade» на основе вкладок, в конечном итоге система получила несколько изменений. Первое крупное событие произошло в 2008 году и называлось New Xbox Experience (NXE). Оно было вдохновлено Windows Media Center и схемами проектирования Zune. В этом обновлении появилась возможность предустанавливать игры, для уменьшения времени загрузки. Второе серьезное обновление пользовательского интерфейса консоль получила в 2011 году, когда Microsoft переделала его под Windows 8 Metro. В этом обновлении было добавлено облачное хранилище для игр, голосовой поиск Bing и многое другое.

В то время, как 360 достигала для Microsoft всё больших успехов, её ранние модели страдали от так называемых «Красных колец смерти» , когда на консоли появлялось красное светодиодное кольцо, сигнализирующее о проблеме перегрева. Это была настолько распространенная проблема, что иногда приводило к разрушению системы. В итоге, покупатели консоли порою доходили до абсурда, в том числе к выпечке материнской платы консоли в духовке. Это подтолкнуло Microsoft потратить более миллиарда долларов на продление гарантии консоли на три года.

Конкуренты: Sony PlayStation 3 и Nintendo Wii

Известные игры: BioShock, Blue Dragon, Call of Duty 2, Call of Duty: Modern Warfare, Crackdown, Dead or Alive 4, Gears of War, Gears of War 2, Gears of War 3, Ghost Recon Advanced Warfighter, Grand Theft Auto IV, Grand Theft Auto V, Halo 3, Halo: Reach, Halo 4, Kameo, Mass Effect, Mass Effect 2, Lost Odyssey, Red Dead Redemption, The Elder Scrolls IV: Oblivion, The Elder Scrolls V: Skyrim, Viva Piñata.

Контроллер Xbox 360

Эволюция игровых приставок Microsoft и контроллеров для них

Контроллер Xbox 360 был чуть меньше, чем Xbox S и продолжал использовать два смещенных аналоговых джойстика, соединенных с D-pad. Потеряв две кнопки на лицевой панели, он приобрел два бампера. Средняя направляющая кнопка позволяла включить консоль, что было признано новой функцией. Существовали как беспроводные, так и проводные версии контроллера, последняя из которых стала популярной среди игроков на персональных комьютерах, благодаря его USB-соединению.

Xbox 360 Elite

Эволюция игровых приставок Microsoft и контроллеров для них

29 апреля 2007 года Microsoft выпустила высококлассную модель Xbox 360 Elite за $479. Он был черного цвета и оснащен большим жестким диском на 120 ГБ, встроенным Wi-Fi и выходом HDMI.

Xbox 360 Arcade

Эволюция игровых приставок Microsoft и контроллеров для них

Microsoft выпустила Xbox 360 Arcade 23 октября 2007 года по цене $280 на замену модели Core. Как и у Core, в Arcade не было жесткого диска, но присуствовала карта памяти емкостью 256 МБ. Самым большим отличием было то, что в ней появился порт HDMI. Также, изменился цвет оптического привода с хромового на белый.

Xbox 360 S

Эволюция игровых приставок Microsoft и контроллеров для них

14 июня 2010 года Microsoft выпустила значительно обновленный Xbox 360 по цене $300 и имел большой жесткий диск объемом 250 ГБ. Это была тонкая модель с более легким дизайном и меньшим весом, но вместе с тем он был более угловатым и имел глянцевую черную отделку.

Модель S была более энергоэффективной, что позволило снизить проблемы с теплообменом оригинального дизайна, которые вызывали «красное кольцо смерти». В модели S изменили кнопку питания и добавили поддержку 802.11n Wi-Fi и два дополнительных порта USB. При вертикальной установке отсек для жесткого диска перемещался от верхней части корпуса к нижней.

Kinect

Эволюция игровых приставок Microsoft и контроллеров для них

Microsoft выпустила дополнительный аксессуар Kinect для Xbox 360 11 ноября 2010 года, примерно через пять лет после запуска консоли. В дополнение к поддержке голосовых команд, устройство управления движением использовало продвинутый датчик, который позволял играть в игры своим телом, а не с контроллерами.

Это было первое устройство Microsoft для захвата движений и в итоге стало финансовым хитом. Несмотря на то, что Kinect был выпущен относительно поздно в жизненном цикле Xbox 360, он стал "самым продаваемым устройством бытовой электроники" и продался в количестве восемь миллионов устройств в течение 60 дней. На сегодняшний день Microsoft продала более 24 миллионов Kinect первого поколения, что сопоставимо с продажами оригинальной консоли Xbox.

Конкуренты: Nintendo Wii Remote, контроллеры PlayStation Move

Известные игры: Dance Central, Dance Central 2, Dance Central 3, Kinect Adventures, Kinectimals, Kinect Sports, Kinect Star Wars, Your Shape: Fitness Evolved

Xbox 360 E

Эволюция игровых приставок Microsoft и контроллеров для них

Microsoft выпустила свой последний редизайн 360 в апреле 2013 года. Xbox 360 E был выпущен по цене $250 и включал жесткий диск объемом 250 ГБ. Консоль была немного меньше и тише, чем модель S и была ориентирована на экономных клиентов, которые не хотели тратить 500 долларов на грядущий Xbox One. Он был разработан, чтобы выглядеть похожим на Xbox One с его смесью черного матового и глянцевого покрытия.

Модель E имела кнопку питания и извлечения лотка привода. В консоли исчезли S / PDIF и AV-разъемы, остался только разъем HDMI и четыре порта USB, что было на один меньше, чем у модели S.

Xbox One

Эволюция игровых приставок Microsoft и контроллеров для них

Microsoft выпустила Xbox One 22 ноября 2013 года за $500. Компания анонсировала его в качестве совершенной развлекательной системы и поставляла в комплекте с каждым устройством второе поколение Kinect. Новый Kinect использует камеру 1080p, которая предлагает более широкий угол обзора, улучшенную точность отслеживания и мониторинг сердечного ритма. Хотя Microsoft изначально утверждала, что Kinect является неотъемлемой частью игрового опыта и требовала постоянного подключения, но из-за жалоб покупателей 9 июня 2014 года компания предложила более дешевый вариант консоли за $400. Покупатели также высказывали озабоченность по поводу конфиденциальности информации, передаваемой камерой и Microsoft начала продавать Kinect отдельно за $150.

Xbox One вернулся к процессору архитектуры х86. Консоль использует специальный процессор AMD Jaguar, который имеет два четырехъядерных модуля с тактовой частотой 1,75 ГГц. Система использует интегрированное графическое решение AMD Durango на базе графических процессоров серии Radeon HD 7000. Durango работает на частоте 853 МГц и способен обеспечить производительность 1,31 терафлопс. Xbox One использует 8 ГБ общей оперативной памяти DDR3 с тактовой частотой 2133 МГц, но также использует 32 МБ более быстрой ESRAM, встроенной в APU. Консоль немного слабее, чем конкурирент PS4, которая не использует ESRAM, но имеет 8 ГБ быстрой памяти GDDR5. Некоторые порты работают с более низким разрешением, чем в системе Sony.

Начиная с июня 2015 года консоль имеет обратную совместимость с многочисленными играми Xbox 360 посредством программной эмуляции. На E3 2017 Microsoft объявила, что Xbox One будет поддерживать игры для оригинальной Xbox.

В Xbox One отсуствует возможность замены жесткого диска, но позволяет пользователям использовать внешние накопители USB 3.0 для увеличения объема памяти. Также, можно воспроизводить мультимедиа с USB-устройств в дополнение к CD, DVD и Blu-ray дискам. Xbox One поддерживает Gigabit Ethernet, 802.11n и Wi-Fi Direct.

В своем дизайне Xbox One использует двухцветное шасси, сочетающее матовый черный цвет с глянцевой отделкой и емкостные сенсорные кнопки. Расположение вентиляционных отверстий горизонтальные, в отличие от Xbox 360, где они были вертикалльные.

Опираясь на успех 360, как мультимедийного устройства, Microsoft активно продвинула мультимедийные функции консоли и добавила возможность записи и потоковой передачи игрового процесса. Первоначальная операционная система работала на урезанной версии Wibdows 8 на основе плиток. Изначально пользовательский интерфейс получил много критики за неинтуитивность. За прошедшие годы он получил много обновлений, а в 2016 году Microsoft добавила голосовую поддержку Cortana .

По состоянию на январь 2017 года было продано около 26 миллионов устройств. Это ставит его позади PS4 от Sony, которая на тот период поставила более 60 миллионов консолей.

Конкуренты: Sony PlayStation 4, Sony PlayStation 4 Pro, Nintendo Wii U, Nintendo Switch

Известные игры: Battlefield 1, Dark Souls II, Destiny, Dishonored 2, Doom, Fallout 4, Forza Horizon 2, Forza Horizon 3, Forza Motorsport 5, Forza Motorsport 6, Gears of War 4, Halo: The Master Chief Collection, Halo 5: Guardians, Inside, Minecraft, Ori and the Blind Forest, Rise of the Tomb Raider, Sunset Overdrive, The Witcher 3: Wild Hunt, Titanfall, Titanfall 2

Контроллер Xbox One

Эволюция игровых приставок Microsoft и контроллеров для них

Компоновка контроллера Xbox One остается похожей на 360. Microsoft внесла некоторые коррективы в эргономику, добавила текстуру к аналоговым джойстикам и улучшила тактильную обратную связь контроллера. Кнопки «Пуск» и «Назад» также были заменены эквивалентами «Меню» и «Просмотр». В 2015 году новая версия добавила 3,5-мм разъем для наушников в нижней части контроллера.

Беспроводной контроллер Xbox One Elite

Эволюция игровых приставок Microsoft и контроллеров для них

Microsoft выпустила свой беспроводной контроллер Xbox One Elite 27 октября 2015 года. Эти периферийные устройства премиум - класса продаются по цене $150 и оснащены сменными деталями, включая выпуклые стики купольного типа и более высокие вогнутые. Существует также возможность замены D-pad на решение, созданное специально для файтингов. Кроме того, контроллер оснащен блокировкой триггеров, которые позволяют минимизировать расстояние перемещения левого и правого триггеров. Под контроллером есть четыре сменных переключателя, которые позволяют переназначить любую из кнопок. Контроллер черного и серебристого цветов значительно тяжелее, чем стандартная модель, что, по утверждению Microsoft, связано с высококачественными компонентами из стали.

Xbox One Elite

Эволюция игровых приставок Microsoft и контроллеров для них

Консоль вышла в ноябре 2015 года по цене $500 и отличалась от оригинальной модели гибридным накопителем объемом 1 ТБ, который объединял традиционный жёсткий диск и флеш-модуль. Последний служил для хранения наиболее часто используемых файлов. Благодаря этому, как утверждалось, время выхода из режима энергосбережения сокращалось на 20% по сравнению с обычной версией приставки. Также, в поставку входил беспроводной контроллер Xbox One Elite.

Беспроводной контроллер Xbox One Elite Series 2

Эволюция игровых приставок Microsoft и контроллеров для них

Контроллер Xbox One Elite Series 2 вышел 4 ноября 2019 года по цене $180. Главное отличие от предыдущей версии контроллера - появление встроенного аккумулятора и зарядной док станции к нему. Время автономной работы без перезарядки - около 40 часов. Также, улучшена работа триггеров, стиков, несколько изменена эргономика и на ручках появилась матовая ребристая поверхность.

Xbox One S

Эволюция игровых приставок Microsoft и контроллеров для них

Microsoft выпустила Xbox One S 2 августа 2016 года. Редизайн консоли примерно на 40 процентов меньше предыдущей модели и имеет интегрированный в корпус блок питания. Цвет консоли преимущественно матово - белый в сочетании с черными акцентами.

В One S используются кнопки питания и извлечения лотка, добавлен 4K Blu-ray привод с поддержкой HDR. GPU консоли стала мощнее на семь процентов, её частота выросла с 853 МГц до 914 МГц. Более высокая частота была добавлена, чтобы компенсировать дополнительные издержки обработки, которые вносит HDR. Xbox One S также может поддерживать игры в разрешении до 4K. Консоль продают с тремя размерами жесткого диска: 500 ГБ, 1 ТБ и 2 ТБ, которые стоят $299, $349 и $399 соотвественно.

В Xbox One S удален порт для Kinect. Microsoft ограниченное время предлагала бесплатный адаптер Kinect, но теперь они продаются отдельно за $40.

Контроллер Xbox One S / Xbox Design Lab

Эволюция игровых приставок Microsoft и контроллеров для них

Microsoft выпустила слегка измененный контроллер Xbox One с выпуском своей консоли S. Новый вариант поддерживает Bluetooth и имеет новую текстурированную рукоятку. Существуют контроллеры Xbox Design Lab, которые позволяют настраивать цвета периферийных устройств.

Xbox One X

Эволюция игровых приставок Microsoft и контроллеров для них

Xbox One X вышла 7 ноября 2017 года по цене $500 с поддержкой разрешения 4K, которая может обеспечить производительность в шесть терафлопс, но при этом работает с теми же играми и программным обеспечением, что и существующие системы Xbox One.

One X по-прежнему использует 8-ядерную систему AMD на чипе, как и его предшественник, но он был оптимизирован, а частота увеличена до 2,3 ГГц. Система использует 12 ГБ общей оперативной памяти GDDR5 и графический процессор от Radeon, который оснащён 40 вычислительными блоками на основе микроархитектуры AMD Polaris и работает на частоте 1172 МГц.

Консоль обратно совместима с Xbox One, включая периферию. С точки зрения дизайна, Xbox One X является самой маленькой консолью компании и выглядит, как черный Xbox One S.

Хоть консоль и ориентирована на энтузиастов 4K, благодаря своим высококлассным спецификациям в сочетании с Blu-ray-плеером, поддерживающим UHD HDR, Microsoft утверждает, что Xbox One X также сможет поддержать те игры, которые не имеют поддержки отображения высоких разрешений. Компания заявляет, что система сможет добавить анизотропную фильтрацию, поддерживать панели FreeSync, уменьшить время загрузки и включить суперсэмплинг, чтобы игровой процесс на телевизоре 1080p выглядел более четким, чем стандартный вывод HD.

Конкуренты: Sony PlayStation 4 Pro

Известные игры с поддержкой разрешения 4К: Middle-earth: Shadow of War, Forza Motorsport 7, Assassin's Creed Origins, Gears of War 4, Halo 5: Guardians и другие.

Xbox One S All-Digital Edition

Эволюция игровых приставок Microsoft и контроллеров для них

Новая консоль от компании Microsoft, в которой отсутствует привод для оптических дисков, вышла 7 мая 2019 года. По своим характеристикам она схожа с Xbox One S. На данной консоли возможна установка контента только из цифрового магазина Xbox Live.

Xbox Series X

Эволюция игровых приставок Microsoft и контроллеров для них

Официальный анонс консоли состоялся 12 декабря 2019 года на мероприятии The Game Awards 2019, где показали её внешний вид и сказали, что её выпуск запланирован на конец 2020 года.

Игровая консоль Xbox Series X будет оснащена 8-ядерным процессором от AMD с архитектурой Zen 2, способным работать с поддержкой SMT и без таковой. Частота процессора 3,6-3,8 ГГц в зависимости от режима работы. Графический процессор консоли будет иметь мощность 12 TFLOPS. В качестве запоминающего устройства используется внутренний NVMe 1 Тб SSD, аналогичный внешний аксессуар-SSD на тот же терабайт в виде подключаемой «карты памяти», а также BD-ROM-дисковод.

Одной из самых важных функций нового Xbox обещана обратная совместимость с играми, вышедшими на всех предыдущих поколениях Xbox.

Конкуренты: Sony PlayStation 5

Заявленные игры: Hitman III, Resident Evil 4, Resident Evil 8: Village, Senua’s Saga: Hellblade II, The Lord of the Rings: Gollum, Vampire: The Masquerade — Bloodlines 2, Cyberpunk 2077 и другие.

Контроллер Xbox Series X

Эволюция игровых приставок Microsoft и контроллеров для них

В отличие от самой консоли, контроллер Xbox Series X в плане дизайна практически ничем не отличается от контролера Xbox One. Отличия — наличие кнопки Share, появившаяся на лицевой стороне, изменённая крестовина, и отсутствие узора на верхней части контроллера. Работает примерно так же, как и её аналог на DualShock 4, при этом позволяя упростить захват и публикацию скриншотов и игровых клипов.

184184
72 комментария