Высвобождая ужас: It Follows (2014)

Многие из самых запоминающихся монстров и злодеев в жанре ужасов имеют четко определенные личности и предыстории, и их внешний вид — будь то черты лица или то, как они одеты — это может выбивать из колеи. Эти персонажи часто имеют богатую историю, которая позволяет зрителям понять их мотивы и поступки. Несмотря на то, что они могут быть страшными и способными причинить вред, зрители нередко испытывают чувство сопереживания к этим персонажам, поскольку они узнают, что ими движет и что может их остановить.

В фильме ужасов «It Follows» существо, находящееся в центре сюжета, остается в значительной степени необъясненным, что противоречит тенденции многих других фильмов ужасов, которые склонны чрезмерно объяснять своих монстров. Основная предпосылка фильма заключается в том, что молодую девушку преследует таинственное, изменяющее форму существо, которое не остановится, пока не убьет ее. Она может временно уклониться от существа, передав проклятие кому-то другому через сексуальный контакт, но если этот человек умрет, существо вернется, чтобы снова преследовать ее. Режиссер фильма, Дэвид Роберт Митчелл, намеренно предпочитает не предоставлять много информации о природе или происхождении существа, оставляя зрителей размышлять и выдвигать свои собственные теории.

Главная героиня в исполнении Майки Монро
Главная героиня в исполнении Майки Монро

В фильме рассказывается о девушке по имени Джей, которую играет Майка Монро, преследуемой таинственным, изменяющим форму существом, известным просто как "Оно". Это существо неумолимо преследует Джей и может принимать облик незнакомца или кого-то, кого она знает. Единственный способ для неё временно избежать этого — передать проклятие кому-то другому. Хотя в фильме есть много элементов для анализа и интерпретации, один аспект, который остается в значительной степени неисследованным, — это сексуальная политика, окружающая проклятие, и то, как оно передается дальше. Само существо изображается безмозглым и целеустремленным в погоне за своей жертвой, и единственный способ избежать его прикосновения — убежать от него.

Фильм также ниспровергает многие условности жанра, но в то же время включает в себя знакомые элементы, такие как друзья-подростки, объединённые вместе, чтобы остановить злую силу, и страшные сцены погони. Одним из наиболее примечательных аспектов фильма является отсутствие последовательностей сновидений, галлюцинаций и попыток разгадать историю существа. Вместо этого фильм фокусируется на воздействии проклятия на главную героиню и тех, кто ее окружает, а также на том, как секс может принести смерть и дать шанс на выживание. Несмотря на то, что в фильме относительно мало запекшейся крови и немного пугающих сцен, «It Follows» умудряется быть тревожным и заставляющим задуматься, а также предлагает зрителю взглянуть на жанр ужасов в новом свете.

Сам фильм использует медленный, неумолимый темп своего монстра, чтобы создать ощущение нарастающего ужаса. Несмотря на то, что большую часть фильма существо просто медленно прогуливается, часто вне кадра, оно способно внушать зрителям страх своим неустанным преследованием своей жертвы. Даже когда его нет на экране, ожидание его появления усиливает ощущение страха в фильме. Трудно классифицировать существо в центре фильма, так как неясно, является ли оно духом, монстром или злодеем, движимо ли оно злыми намерениями или просто является воплощением нечеловеческих сил.

Режиссер фильма Дэвид Роберт Митчелл заявил, что существо не поддается объяснению и сродни ночному кошмару, что только усиливает ощущение таинственности и ужаса.

Многие фильмы ужасов основаны на процессе постепенного раскрытия информации о действии темных сил, часто с использованием методов расследования, таких как изучение старых текстов или выслеживание прошлых жертв. Хотя этот процесс может быть эффективным для создания напряженности и страха, он также может привести к ощущению дидактизма, которое не всегда хорошо переносится на экран. В отличие от этого, «It Follows» использует другой подход, приучая аудиторию бояться темной, размытой фигуры, которая скрывается на горизонте и появляется без предупреждения. Вместо того, чтобы полагаться на постепенное раскрытие ужасных деталей, фильм создает ощущение ужаса из-за постоянного присутствия существа и угрозы его неизбежного прибытия. Такой подход позволяет фильму культивировать чувство страха более тонким и эффективным способом, вовлекая зрителей и оставляя их на взводе на протяжении всего фильма.

«It Follows" имеет некоторое сходство с романом Стивена Кинга "It", в котором также фигурирует существо, меняющее форму, но в конечном счете они совершенно разные. В то время как существо в "It" имеет известное проявление в качестве клоуна и четко определенную предысторию, существо в "It Follows" более таинственное и загадочное, о его природе или происхождении мало что известно. Этот контраст также очевиден при сравнении "Это следует" с "Заклятьем", другим широко известным фильмом ужасов, который углубляется в историю злого духа в центре сюжета. В то время как "Заклятье" породило дополнительный фильм, сосредоточенный вокруг жуткой куклы, показанной в оригинале, "It Follows» может добиться успеха без хорошо известного лица или знакомой предыстории своего монстра. Вместо этого фильм опирается на чувство неловкости и ужаса, вызванные присутствием существа и страхом перед его медленным, неумолимым преследованием.

Концепция страха, который становится сильнее, когда его источник не определен или не сформулирован, не уникальна для жанра ужасов, о чем свидетельствует то, как персонаж Джоан Роулинг — Волдеморт становится более могущественным, когда его имя не произносится вслух. Концовка фильма также намеренно двусмысленна, оставляя простор для интерпретации и усиливая чувство неловкости.

Высвобождая ужас: It Follows (2014)

Таким образом, «It Follows» представляет собой эволюцию в том, как студии и зрители могут подходить к созданию и изображению монстров в фильмах ужасов, используя силу неизвестного, чтобы создать чувство ужаса, которое сохраняется еще долго после окончания фильма.

Давно не писал рецензий, сейчас опять занялся этим и пишу рецензии чисто по фильмам, которые мне самому понравились. Так что изначально обзоры будут по моему ТОПу, а дальше уже по остальным фильмам. Спасибо за прочтение!

5050
23 комментария

Сцена, в которой существо появляется в образе какого-то гиганта в дверном проёме - я от нее чуть не завопил. Дико страшный момент.

26
Ответить

Это самая страшная сцена из фильмов ужасов, которую я видел. Там нет ничего резкого, ничего пугающего, но я просто от воспоминания этой сцены начинаю скрипеть зубами и бледнеть)
Это почти получилось повторить в улыбке, но там ты ожидаешь нечто подобное, поэтому IT FOLLOWS останется на первом месте для меня)

7
Ответить

До фильма добрался только на днях, ебать как же я с этого момента ахуел. Ожидал, что кто-то зайдёт, но это всё равно был неожиданный поворот

4
Ответить

Мне из всего фильма понравился только один момент, где это существо входит в комнату к главной героине в образе высокого чела, довольно жуткая сцена. Но в целом, на мой взгляд, фильм проходной, мне не зашёл

10
Ответить

Комментарий недоступен

8
Ответить

Отличный образчик постхоррора, новой волны хорроров.

7
Ответить

Полный декодинг:
https://youtu.be/MGb9SKsF7lY

5
Ответить