Сигареты, коты, маньяки – добро пожаловать на Burnhouse Lane

На DTF, к моему большому сожалению, преступно мало статей про недавно вышедший психологический хоррор Burnhouse Lane за авторством инди-студии Harvester Games. В попытках исправить эту ситуацию рассказываю о новом творении братьев Михальски и небеспричинно ударяюсь в сравнения с одной из прошлых игр разработчиков.

Burnhouse Lane – уже четвертая игра от студии Harvester Games, которая известна своими психологическими хоррор-адвенчурами, затрагивающими сложные темы суицида, депрессии, токсичных отношений, взросления и поиска целей в жизни. Все это дело обычно приправлено смесью сюрреализма, психоделики и gore. У Рема Михальски, автора прошлых произведений, получилось создать игры с уникальным стилем, а новая Burnhouse Lane создавалась уже совместно с его братом Михаилом, который до этого писал музыку к предыдущим проектам.

Вышла игра в 2-го декабря, в один день с The Calisto Protocol, Marvel's Midnight Suns и NFS Unbound и для многих прошла незамеченной, учитывая еще то, что игры Михальски довольно нишевые и не пользуются большой популярностью. Но это совершенно не значит, что они не заслуживают внимания, наоборот, за кажущимся отталкивающим артом и темами скрываются глубокие и цепляющие душу произведения.

Подробнее об истории студии можете почитать по ссылке, а я перехожу к обзору данной новинки.

Об игре

Burnhouse Lane начинается с неудачной попытки суицида главной героини, медсестры Энджи Уэзер. К такому решению ее сподвигли трагичные события в жизни. Ее муж (а по совместительству бывший пациент) скончался от рака пару лет назад, а недавно и ей самой сообщили о том, что она неизлечимо больна – у нее обнаружили рак легких в терминальной стадии, и жить ей осталось не более полугода. Злая ли это ирония судьбы или виновата пагубная привычка Энджи курить – какая, впрочем, разница до причин болезни, когда существование в условиях такой реальности становится невыносимым?

Перед попыткой самоубийства девушке приходит звонок от коллеги с просьбой заменить сиделку у одного пожилого мужчины. После неудачи в сведении счетов с собственной жизнью Энджи принимает последнюю для себя работу и отправляется на ферму ухаживать за стариком.

Едем на ферму
Едем на ферму

Работа непыльная – проверяй как дела у мужчины, готовь ему сэндвичи и поливай растения. Но это не была бы игра Harvester Games, не начнись в ней происходить странные события. И так, наша героиня загадочным образом попадает с фермы на тот самый Бернхаус Лейн.

В этом месте, являющимся чем-то наподобие местного Сайлент Хилла (отсылки, кстати, имеются), Энджи встречает Сгоревшего Кота, который обещает ей исцеление взамен на выполнение нескольких заданий. По уже сложившейся традиции нам предстоит найти и разобраться с мерзкими личностями – маньяками и убийцами. И через уничтожение жизней этих «паразитов» Энджи предстоит проложить путь к спасению собственной.

Наш квестодатель с чарующим голосом
Наш квестодатель с чарующим голосом

Это был краткий пересказ событий первой главы, всего же их в игре семь. Геймплейно игра – сайд-скроллер с элементами жанров квеста, экшна и решений с последствиями. От квеста здесь имеется инвентарь с предметами и несколько простых головоломок, ничего зубодробительного.

Весело пытаюсь подобрать кодовое слово к сейфу
Весело пытаюсь подобрать кодовое слово к сейфу

Временами управление с Энджи переключается на кошку (это сюжетно обосновано связью девушки с котами и помощью Сгоревшего Кота), соответственно в такие моменты мы проходим уже секции платформинга. Управление котом оставляет желать лучшего, но тем не менее факт игры за кота принес мне свое удовольствие.

Кстати, в игре это не единственная способность, связанная с котами, но раскрывать их все я не буду – пусть будет интрига.

А вот и переделка <a href="https://dtf.ru/kek/1283848" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">мема</a> пожаловала. Даже в цвета отличное попадание!
А вот и переделка мема пожаловала. Даже в цвета отличное попадание!

Визуально Burnhouse Lane бесспорно выглядит лучше всех предыдущих игр, выпущенных студией. В ней отвратительные сцены с голыми трупами и горами из плоти и мяса сочетаются с прекрасными и мистическими пейзажами. Всегда удивляло, как Михальски умеет создавать такие эпизоды, где в один момент ты смотришь на происходящее с гримасой омерзения, а в другой – уже с приятным умиротворением. Ужасно красиво и завораживающе противно.

Есть в этом своя красота, правда же? А жесть показывать не буду, чтобы не портить удовольствия от потенциального личного знакомства с не самыми приятными сценами
Есть в этом своя красота, правда же? А жесть показывать не буду, чтобы не портить удовольствия от потенциального личного знакомства с не самыми приятными сценами

Необычно было обнаружить в игре наличие кое-какой боевки, которая раньше в играх Михальски не особо встречалась. Реализована она правда довольно примитивно – в игре есть противники, преимущественно встречающиеся, когда Энджи находится на Бернхаус Лейн. С врагами можно расправляться при помощи топора либо огнестрельного оружия, а еще уклоняться от них во время бега.

При этом мне иногда было трудновато попадать в тайминг и вовремя увернуться или замахнуться топором. Внезапным было также наличие боссов (да-да, с полоской здоровья). Один из них убивается буквально за пять ударов, но из-за проблем с замахиванием топора и уклонениями он мне дался только попытки так с десятой.

Все враги будут в ужасе от того... как медленно Энджи замахивается топором!
Все враги будут в ужасе от того... как медленно Энджи замахивается топором!

Конечно же, не обошлось без выборов, которые мы делаем по ходу игры. С другими персонажами, с которыми Энджи знакомится на своем пути, мы можем вести себя грубо или, наоборот, стараться не устраивать конфликты. Есть и критичные моменты в игре, которые влияют на получение определенных концовок.

Как обычно, в игре имеется «золотая», т.е. идеальная концовка, получить которую весьма сложно, и любое отклонение с пути наказуемо. Свою идеальную концовку я запорола на середине игры. Гайды во время прохождения не смотрела, да и на первом прохождении в играх с разветвленным сюжетом думаю вообще этого делать не стоит, поэтому живем с последствиями.

Кроме золотой, в игре есть еще две основных концовки, которые нельзя даже разделить на плохую и хорошую, но обе имеют право на существование, хотя и оставляют после себя горький осадок в сравнении с золотой концовкой.

Просто еще один красивый вид #1
Просто еще один красивый вид #1

Я уже упоминала о том, что Энджи – заядлая курильщица, так вот курить в игре придется часто, потому что через него осуществляется ручное сохранение в игре в определенных местах, где есть пепельница. И поначалу сохраняться посредством курения мне было не по себе, ведь наша героиня больна, а своей привычкой и необходимостью сохранить прогресс мы только усугубляем ее без того плачевное состояние здоровья. У меня даже была мысль, что от количества выкуренных сигарет будет зависеть концовка, но, к счастью, это не так, и в игре можно курить, сколько душе угодно.

Курим и на завод, ой, в смысле идем готовить сэндвичи старику
Курим и на завод, ой, в смысле идем готовить сэндвичи старику

В целом, игра вышла достойной, в ней виден прогресс в графике, анимациях, геймплее. Еще она получилась длиннее всех прошлых игр студии – у меня на прохождение ушло 14 часов. К персонажам в игре испытываешь эмоции – как от самых теплых, так и до крайне неприятных. Но вот сюжетно и структурно чувствуется какое-то топтание на месте и повторение уже пройденного. Поговорим на эту тему еще немного.

Burnhouse Lane – это The Cat Lady 2?

The Cat Lady – пожалуй, самая известная игра Михальски. Hidden-gem и Must-play (по моему скромному мнению, разумеется), вышедший уже 10 лет назад и не теряющий актуальности до сих пор.

Если вы впервые слышите про эту игру, то предлагаю проследовать в недавний пост Олега Чимде, который в своем личном топе игр поставил ее достаточно высоко, а заодно рассказал чем же она так хороша.

Знакомые с Кошатницей по описанию Burnhouse Lane должны были заметить сходства между этими играми (весь этот раздел, считайте, написан для вас). И они действительно есть:

  • Главные героини пытались покончить с собой.
  • Появляется персонаж не из нашего мира, который дает возможность на вторую жизнь (Королева Червей / Сгоревший Кот).
  • Героини выполняют задания по расправе со злодеями (паразиты / маньяки).
  • Встреча с персонажами, которые поддерживают на их пути.
  • Эпизоды, в которых мы управляем кошкой (ну я не могу это не упомянуть).
  • Наличие золотой концовки с хэппи-эндом.

И есть много других мелочей, которые подмечаются по ходу игры, и заставляют думать, что Михальски просто сделали The Cat Lady 2, только с другой героиней.

Разработчики и сами признаются, что изначально игра задумывалась как сиквел Кошатницы, но впоследствии переросла в самостоятельное произведение с новыми персонажами и вселенной вне трилогии Devil Came Through Here, куда помимо The Cat Lady входят еще Downfall и Lorelai.

Просьба в послании исполнена
Просьба в послании исполнена

Как можно видеть, в Burnhouse Lane братья Михальски от идей The Cat Lady ушли не очень далеко. Но хоть в своей основе эти две игры действительно очень похожи, между ними есть и существенные отличия.

Все-таки Энджи Уэзер – это не Сьюзан Эшворт, главная героиня Кошатницы. Понять ее характер мне было довольно сложно, а проникнуться Энджи помешало то, что она не проявляет свои эмоции бурно, и практически «не разговаривает» с игроком, в отличие от Сьюзан, чьи внутренние монологи часто фигурировали в игре, помогая ей раскрыться, а игрокам лучше понять ее.

В итоге я сделала вывод, что Энджи – просто обыкновенный человек, который пытается как-то справиться с навалившимися на нее трагичными событиями. Она сдержана, но растеряна, обессилена и подавлена, и пытается ухватиться за надежду о том, что для нее еще не все кончено.

Просто еще один красивый вид #2
Просто еще один красивый вид #2

Отношения с окружающими у нее тоже выстраиваются иначе. Если герои трилогии Devil Came Through Here в основном настороженно и враждебно относились к Королеве Червей, были как бы затянуты в игру по ее правилам, то у Энджи со Сгоревшим Котом, ее местным аналогом, складываются куда менее напряженные отношения.

Похожие противоположные параллели можно провести и с ее отношениями с реальными людьми. Если Сьюзан встречает человека, который в сложный период оказывается рядом как нельзя кстати и помогает найти силы двигаться дальше, то у Энджи попытки наладить контакты оборачиваются не так, как хотелось бы, и нужное плечо она находит с неожиданной стороны.

Просто еще один красивый вид #3
Просто еще один красивый вид #3

Немного огорчило меня отсутствие запоминающегося саундтрека. Композиции из The Cat Lady за авторством исполнителя Warmer я слушаю до сих пор, а Burnhouse Lane может похвастаться только аранжировкой трека The Noises She Make in Their Bed, треком в одной главе, и разными песнями в титрах в зависимости от концовки. Они не сильно откладываются в памяти и не так играют на атмосферу, как в The Cat Lady. Но чем это не повод вспомнить и переслушать любимый игровой саундтрек.

Но основное разочарование для меня — это непонятый посыл истории Burnhouse Lane. В игре есть несколько трогательных и душевных моментов, но при этом не хватает глубины. Какие выводы можно сделать после завершения истории – жизнь не справедлива, и мы можем смириться с этим либо бороться, пускай и заплатив огромную цену? Чужая душа – потемки, и попытки понять ее и найти понимание со стороны, насколько тщетны они бы не были, могут провалиться? Под влиянием зависимости человек меняется до неузнаваемости? Даже в полной безысходности есть надежда отыскать помощь и поддержку? Курить плохо, бросайте бяку?

Примерно так же я сидела, уставившись в одну точку, в попытках понять что нового мне открыло произведение
Примерно так же я сидела, уставившись в одну точку, в попытках понять что нового мне открыло произведение

В общем мне не хватило какой-то общей глобальной мысли, как в той же The Cat Lady. Там история несла очень жизнеутверждающий посыл, и Сьюзан действительно прошла непростой путь, претерпев изменения в восприятии себя, своей жизни и окружающих и найдя силы жить дальше, несмотря на боль, которая будет с ней всю жизнь. И в каком-то смысле своей историей могла помочь и игроку справиться с проблемами.

Чего с такой же уверенностью нельзя сказать про Энджи и ее путешествие. Скорее всего, потому что ее недуг по большей части кроется в болезни, на которую она повлиять не может, в её физическом состоянии, а не в психологическом (хотя и в нем тоже). Герои прошлых игр Михальски боролись с демонами у себя в голове, а Энджи борется со своими сожжёнными легкими и сгоревшим от фрустрации разумом – может отчасти поэтому игра и называется Burnhouse Lane.

Тем не менее, игра мне все равно понравилась и принесла немало удовольствия. Все-таки к играм Harvester Games у меня уже сформировалась любовь на всю жизнь и большой кредит доверия. Что впрочем не мешает мне и немного критиковать их произведения.

Подводя итоги

Конечно, для читателя, не знакомого с The Cat Lady и другими играми студии, эти сравнения не несут особого смысла, поэтому всех тех, кто еще не пробовал игры Harvester Games, я призываю к ознакомлению с их творчеством. Вот такая подводка! Да, темы их игр, геймплей и визуал могут оттолкнуть, но дают эти произведения гораздо больше, чем можно представить.

Думаю, если решитесь, то лучше всего начать в порядке выхода с кошатницы, дальше Downfall с Lorelai, затем Burnhouse Lane.

Но можно и попробовать начать как раз с Burnhouse Lane. Даже интересно было бы узнать мнение человека, проходившего игры в обратном порядке или знакомого только с ней. Игра сработает как самостоятельное произведение, но в связке с прошлыми все же лучше.

А любителей творчества Harvester Games, но пропустивших Burnhouse Lane, мне и призывать не надо. Несмотря на неровности истории и повторения уже пройденного, это все еще игра братьев Михальски, она хороша сама по себе и к тому же самая визуально приятная, геймплейно насыщенная и продолжительная из всех игр студии. Проходить мимо точно не стоит, хотя порой закрыть глаза на самоповторы не получается.

Любительский русификатор на основе машинного перевода у игры, как я поняла, уже есть, а выход официального перевода запланирован на лето-осень 2023, да дождутся ждущие. А мне предстоит ждать уже следующей игры от разработчиков.

UPD. 20.02.2023 у игры появился официальный перевод на русский язык.

Что понравилось:

  • Персонажи и их озвучка (чего стоит один Кот, просто шикарный).
  • Можно делать странные сэндвичи.
  • Можно играть за кота.
  • Берущие за душу сцены.
  • Маньяки, которых действительно хочется отправить на тот свет.
  • Это The Cat Lady 2, но на другой лад.

Что не понравилось:

  • Не особо цепляющая история и главная героиня.
  • Кривоватая боевка и платформинг.
  • Отсутствие запоминающегося саундтрека.
  • Это The Cat Lady 2, но на другой лад.

Отдельно хочу поблагодарить Sophiricon за предоставленную игру, без нее я бы так и тянула до выхода русификатора, а этот пост мог выйти позднее (или не выйти вовсе). Поэтому оставляю тут ссылку на один из ее обзоров. В ее блоге также есть шутки, тексты и щитпосты про игры, а еще спонтанные розыгрыши загадками, благодаря одному из которых я и получила игру. Читайте, ставьте сердечки, подписывайтесь и т.п. и т.д.

Благодарю за чтение!

8989
41 комментарий

Вышла игра в 2-го декабря, в один день с The Calisto Protocol, Marvel's Midnight Suns и NFS UnboundИ оказалась единственной заинтересовавшей меня игрой из этого всего списка (ну марвелы может ещё гляну).
Отличная игра, как всегда, в прочем. Хотя для меня Downfall остался лучшей. Что-то там есть такое шибанутое. Ну и Агнес няша.

6
Ответить

Сорри за чуть припозднившийся ответ.
Но я вот тут подумала, что Downfall скорее ближе мужской аудитории, а остальные игры - женской. Понятно, что это из-за пола главных героев, и эмпатию проще почувствовать к персонажу того же пола. Это не 100% утверждение и не обязательно должно на всех влиять, но вот такое наблюдение появилось...
А пишу я это к тому, что хотелось бы в следующей игре уже мужчину главным героем. А то получилось 3:1, надо восстанавливать гендерное равенство в их играх :D
Только вот Downfall 2 не хочется, параллели с ним уже и Burnhouse Lane есть

Ответить

Как-то пропустил выход нового проекта Михальски, надо обязательно поиграть. Спасибо за лонг и напоминание об игре!

3
Ответить

Спасибо, что читали ٩(◕‿◕。)۶

1
Ответить

Настоящий фан Рема играет с ванильного даунфола, девочка.

3
Ответить

Какие выводы можно сделать после завершения истории

ОСТОРОЖНО, ДАЛЕЕ ЖИВУТ СПОЙЛЕРЫ

ВАС ПРЕДУПРЕДИЛИ
Мне кажется , это тот вид историй, где каждый делает свои выводы. У нас в концовках (золотую не видел) тяжелая моральная дилемма. И мне кажется, михальски хочет, чтобы игрок сам для себя эту дилемму решил, ответив: приемлемо ли для него обречь чужого, невиновного ни а чем человека на страдания и смерть ради того, чтобы самому жить дальше? И Энджи говорит одну очень важную фразу: это кажется неправильным. Михальски как бы предлагает игроку заглянуть в себя и спросить: а тебе это кажется неправильным? И в этом моменте, возникают вопросы по поводу Кота. Вроде бы он выступает положительным персонажем, но вместе с тем прямым текстом подталкивает нас скинуть болезнь Дженни или Джорджу. И тут можно вспомнить, что всю мистику в игре можно трактовать не как мистику, а как галлюцинации больного сознания Энджи. Так например, всякий раз когда мы возвращаемся из другого мира, мы либо встаем с кровати, просыпаясь, либо приходим в себя около машины на земле и тд, как бы приходя в сознание Возможно ли тогда, что Кот - это внутренний голос самой Энджи, который пытается найти выход?) Простите, за многа букафф, тоже недавно прошел просто, немного под впечатлением))

2
Ответить

Как мне кажется, это то произведение, которое не предусматривает четкое авторское высказывание.
То есть автор этим не хотел что-то сказать, а, скорее, хотел что-то рассказать. Я бы сказал, что он хочет дать игрокам возможность самим себе сделать высказывание.
Но с другой стороны, обе концовки (золотую не видел), легко делятся на "хорошую" и "плохую", относительно душевно-морально состояния ГГ в финальной точке. Так што вот хз. Может быть просто ещё одной историей о принятии. :)

1
Ответить