Самые важные опенинги в истории

Самые важные опенинги в истории

Опенинги в аниме сейчас — это важная часть сериалов. В опенинги зовут лучших исполнителей, привлекают в работе над ними лучших аниматоров. Опенинги собирают многомиллионные просмотры на YouTube. Но этого всего могло бы не быть, если бы культура опенингов сложилась бы иначе.

Мы собрали топ-10 самых важных опенингов в истории, которые повлияли на всю индустрию:

Астробой (1963)

«Астробой» (или «Могучий атом») был первым аниме-сериалом с опенингом в современном смысле этого слова (музыкальная заставка с персонажами из сериала и титрами).

«Астробой» же был первым аниме, для которого была специально написана музыкальная тема опенинга. Композитор Тацо Такаи написал задорную музыку для оркестра — но... в ней изначально не было слов.

Однако, когда сериал готовили для показа в США, появился продюсер Фрэд Лэдд. Он предложил телекомпании NBC добавить в опенинг слова. В студии согласились и поручили написать англоязычный текст. А для его исполнения пригласили детский хор. Все это делалось без согласования с Осаму Тэдзукой.

Когда Тэдзука об этом узнал, он отреагировал не так как можно было ожидать. Ему понравилась эта идея! Поэтому по возвращении в Японию он срочно заказал японскую лирику, причем он хотел, чтобы исполняли ее в похожем на американскую версию стиле.

Так один американский продюсер повлиял на всю аниме-индустрию, потому что именно после «Астробоя» все сериалы стали выходить обязательно с музыкальной заставкой, в музыке которой обязательно были слова.

Спиди-гонщик

Одно из самых известных и влиятельных аниме про гонки в истории тоже может похвастаться культовым опенингом.

В 60-е годы не было ни одного аниме важнее, чем «Астробой» Тэдзуки. И поэтому стиль опенинга оттуда — военный марш с хоровым детским исполнением — можно было встретить в самых разных сериалах того времени.

И «Спиди-гонщик» выделился на этом фоне, став одним из первых сериалов, где в опенинге звучит джазовая музыка.

Космический линкор Ямато

«Космический линкор Ямато» запустил Золотой век аниме — и приковал к экранам миллионы японских подростков.

Именно «Ямато» стал толчком к тому, чтобы аниме воспринималось не просто как мультики для детей, а как достойный внимания самой широкой аудитории формат.

И именно песня из опенинга «Ямато» сделала из безызвестного актера озвучания Исао Сасаки звезду эстрады.

Саундтрек из «Ямато» быстро стал самым продаваемым за всю историю в Японии и держался на первом месте с почти полумиллионными продажами ровно сорок лет, до 2014 года.

Несносные пришельцы

Главный аниме-сериал 80-х подарил нам культуру вайфу и традицию пляжных эпизодов. А еще новый жанр для опенингов — сити-поп.

К началу 80-х годов индустрия аниме, переживающая Золотой век, была на подъеме. Как и вся экономика Японии. Города росли, люди могли себе позволить недвижимость, машины и хорошую жизнь. Сити-поп был способом показать в музыке этот экономический и культурный подъем.

И это отразилось в жизнерадостном опенинге сериала про инопланетянку Лам.

Сейлор Мун

«Сейлор Мун» не только популяризировал по всему миру девочек-волшебниц, но и заложил визуальные штампы для сотен последующих опенингов.

Тени главных героинь, показывающие двойственность из жизни, лепестки роз, как будто сошедшие со страниц сёдзё-журналов и, конечно, песня Moonlight Densetsu, которая была самой заказываемой в караоке в Японии на протяжении десятилетия.

Евангелион

Правда, за появлением штампов всегда следует их переворачивание и разрушение. И с этим лучше всего справился «Евангелион».

Заглавная песня, исполненная в традиции сити-попа, вместо счастливой беззаботной жизни, становится иллюстрацией к истории борьбы с депрессией.

А штампы с представлением героев по одному: их лицами, их отличительными чертами, и обязательно с встречей их всех под конец опенинга используются, чтобы обмануть ожидания

Евангелион же начинает опенинг так же — лицами героев, их силуэтами, изображением их роботов. Но, по сравнению с традицией, в конце опенинг «Евы» герои не встречаются. Они остаются такими же оторванными друг от друга, закрытыми, заключенными в собственной боли и собственных страхах.

Таким образом Ева показала, как можно работать с традицией, при этом искажая ее и перерабатывая. Неудивительно, кстати, что этот опенинг стал чуть ли не самым популярным среди тех, кто делает каверы.

Самурай Чамплу

Здесь одинаково заслужено мог стоять как опенинг «Ковбоя Бибопа», так и опенинг «Самурая Чамплу» — настолько великолепен в подборе саундтрека для своих картин Синъитиро Ватанабэ.

Но мы остановились именно на «Чамплу» из-за жанра музыки. Этот сериал стал первым проектом, где в качестве саундтрека можно услышать культовый сегодня Lo-Fi. Причем конкретно опенинг сделан, пожалуй, одним из самых известных Lo-Fi исполнителей в истории этого жанра — Nujabes.

Эксперименты Лэйн

Экспериментальный сериал, который далеко не сразу стал популярным и не сразу был понят, соединил в своем опенинге две довольно редкие вещи для аниме. Западного, а не японского, исполнителя — им стала британская группа Bôa. И жанр альтернативного рока.

После «Экспериментов Лэйн» слышать англоязычную музыку в опенингах все еще непривычно, но студии стали гораздо чаще делать такие эксперименты (можно вспомнить из последнего — «Киберпанк», где опенинг исполняла группа Franz Ferdinand).

K-ON

K сериалу K-On можно относиться по-разному: любить за легкий юмор и уютную повседневность или ненавидеть за отсутствие развития персонажей и скучный сюжет. Но чего точно нельзя отрицать — K-On стал ключевым сериалом для развития культа «милых девочек, которые делают милые вещи».

После выхода K-On случился бум аниме про школьные музыкальные группы и подростков-звезд. Это совпало и с появлением сверхпопулярной сферы айдолов. Именно благодаря этому опенингу мы видим каждый сезон новых поп-звезд в аниме формате (прошлогодний «Одинокий рокер» там уже рекорды по продажам саундтрека бьет).

Истребитель демонов

Наконец, последний опенинг в этом списке здесь по двум причинам.

Первая — он идеально иллюстрирует еще один тренд последних трех десятилетий в истории аниме-опенингов. С конца 90-х стали появляться исполнители, которые профессионально занимаются созданием музыки для аниме и на этом, во многом, строят свою популярность. Одним из таких исполнительниц и является LiSA, исполнившая трек для этого опенинга (и еще 15 других опенингов и эндингов других аниме, вроде Fate или SAO)

А вторая — на данный момент это самый прослушиваемый опенинг в стриминговых сервисах. Только на одном Spotify счетчик трека побил рубеж в 300 миллионов прослушиваний.

Выбрать десять опенингов было невероятно сложно. Хотелось добавить и опенинги JoJo, и прекрасный опенинг «Стального алхимика: Братство», и хардкорный второй опенинг «Тетради смерти», и примерно два десятка других.

Если вы хотите больше узнать об истории опенингов, о том, какие там можно встретить музыкальные жанры, а главное: зачем опенинги вообще нужны — то советую послушать наш новый эпизод подкаста «Врата аниме»:

И после просмотра обязательно делитесь в комментариях, какие ваши любимые опенинги! (лучше со ссылками, чтобы можно было сразу посмотреть)

130130
186 комментариев

Вот лучший опенинг эвер

72
Ответить

этот скорее

30
Ответить

Блич конечно не шедевр, но его 13-ый опенинг точно один из таких. Визуально круто, музыка круто, эффекты круто, фильтр круто, анимация круто, тут нет минусов.

https://youtu.be/fXuOaxrXYqw

16
Ответить

тогда уж еще)

4
Ответить

Вроде даже полностью западный, японский оп вообще ни разу не такой цепляющий

2
Ответить

Согласен!

1
Ответить

Быть может сама EL не грандиозное аниме, но опенинг то явно выбивается из всех стандартов.
https://www.youtube.com/watch?v=aTMHUnoIY10

51
Ответить