Ах, Радуга. Мир имиколекса и онейрина. Мир борьбы призраков с углеводородами. Мир, где безраздельно правят Они, а Противодействие лишь пытается вызвать у Них потерю аппетита. Мир, чей автор на третьей странице ушел курить гашиш, персонажи остались наедине с собой, нашли закладку малыша Кеноши и тоже накурились, причем не только живые люди, но и мертвецы, и техника, и научные теории, и сами вещества. Мир, где во время секса можно оказаться внутри собственного члена. Мир, где документалку о неграх-нацистах снимают до того, как эти осколки геноцида гереро всплывут на поверхность. Мир, где Ласло Ябоп может все, ИГ Фарбен может все, капитан Бликеро может все, а нормальные честные люди могут не больше, чем башковитая лампочка Байрон. Мир, который проносится мимо читателя на сверхзвуковой ракете "Фау-2", пока читатель ползет по страницам со скоростью осьминога Григория на холодном французском пляже. Мир, составленный Пинчоном из тысяч прочитанных книг, просмотренных фильмов и прослушанных песен. Мир недоходяг. Мир Энии Ленитропа, Джеффри "Пирата" Апереткина и Катье Боргезиус, очень недружелюбно настроенный к ним мир.
Спасибо, "репетициями" Шарова очень заинтересовали, давно хотел что-нибудь у него прочитать, но так и не смог решить с чего начать.
У Сенчина читал пару рассказов, в целом примерно про то же что и "Елтышевы", тоже мрак русской деревни, мне показалось неплохо написано, но меня как-то не зацепило, то же нагнетание чернухи. Может быть у него романы не получается писать, структура у рассказов вроде бы приемлемая.
"Игру в бисер" читал очень давно и воспоминания о прочитанном немного туманные. Но вот про игру конкретно я был уверен что это вроде такой метафоры на интеллектуальную творческую деятельность человека. Ну типа а зачем вообще писать книги, сочинять музыку и тд и тп, то есть такая авторская рефлексия по этому поводу. Мне кажется Гессе так и задумывал, что описания самой игры в книге не будет, ну иначе она бы просто утратила метафоричность. Ну и взросление и воспитание Кнехта(?) это опять же рефлексия о своём опыте как он через юнгианство пришёл к буддизму. И наверное о том как под влиянием восточных религий у него поменялся взгляд на природу и место интеллектуального творчества в мире. Правда я может додумываю уже, я даже не могу вспомнить основную фабулу книги. Ну и да, многословность тоже запомнилась, но мне тогда показалось что может так задумано, мол медитативное повествование, а на деле вышло занудство, лол. Гессе я подростком почти читал, мне в принципе норм заходило, но потом перечитать никогда не тянуло. Вернее я перечитал "степного волка", ну и он мне чёт пафосным и бестолковым показался, концовка там типичный бог из машины. А в целом согласен, что Гессе как писатель несколько переоценен.
Кстати, спрашивал у друзей, все читали "Игру в бисер" в подростковом возрасте и именно тогда всем дико зашло. Мож, это просто янг эдалт такой, а я опоздал прочитать? (в подростковом возрасте я больше на Юру Петухова налегал)
Радуга Тяготения
Стиль - мое почтение. Читаешь - кайфуешь. А сюжет - в этот момент мой разум уходит в отпуск, и уже на 20 странице я вдруг понимаю, что не помню, что вообще прочитал.
Жиза)
Причем регулярно Герман Гессе показывает, что осознает, насколько пустая и бесцельная вещь у него получается, озвучивая логичные упреки к Касталии и местным элитам, но тут же находя для них отговорки
Вообще то это ведущий прием романа - показывать как маятник значимости склоняется то на сторону культуры, интеллектуального труда, то на сторону практической деятельности, давая возможность поразмышлять, что важнее для человеческого сообщества. Сама Касталия символически воплощает круг ученых и людей искусства, которые, естественно, не производят никаких материальных благ и в некотором смысле действительно содержаться государством и обществом ("дураки", которые "пашут"). Но, наверное, как-то странно их за это упрекать. И претензия в том, что ясных правил игры не было смоделировано тоже звучит дико странно. Во-первых, сама игра, это одна большая условность, метафора умственного труда и не факт что что-то подобное возможно в реальности. Во-вторых, для этого нужно было бы перепахать все области мировой культуры и понятно, что это совершенно неподъемный труд для человека абсоютно любого интеллекта. Это роман-притча, роман-метафора и по-моему ты как-то слишком по-буквалистски воспринял его. Например, моя единственная претензия (и которой у тебя, кстати, нет) ), в том, что роман мог бы быть и покороче, страниц на сто-двести. Но с другой стороны и на это можно смотреть по-разному. Кто-то ведь скажет, что и В поисках утраченного времени слишком затянут. Скорее всего, что здесь, как и с Прустом, важно суметь поймать темпоритм автора. Ну и не настраивать себя предварительно на зубодробительную "интеллектуальную" сложность
Вся рецензия на "Игру в бисер" странная. Автор будто намеренно задушился, посчитав историю скучной и неинтересной, выдав вместо анализа пространное ощущение с претензией.
Ключевой мотив произведений Гессе: созерцание красоты и моделирование/поиск смысла жизни. Что в разрезе немецкой литературы, которую принято считать депрессивной, гротескной и философской выделяется под иными углами.
Гессе, как модернист, создавал "Игру в бисер" в противоположность веяниям литературной моды XIX и XX веков. В это время разрушаются многие иллюзии, христианское наследие перестаёт быть опорой в изменчивом мире, а Ницше провозглашает "Бог умер". Как вершина кризиса - Первая мировая война, в результате которой распадаются четыре великие империи: российская, османская, австро-венгерская и германская. Наука перестаёт быть серьёзной, публикации начинают воспринимать как развлечение для публики. Искусство выродилось в массовую культуру. Приходит мода на всё восточное, отсюда интерес к мистике, оккультизму и эзотерике. Гессе стал свидетелем двух мировых войн. Реакцией на Вторую мировую и стал роман "Игра в бисер".
Если последить за его сюжетами, то можно заметить, что основные персонажи всегда находятся в поисках чего-то светлого, мистического, не сдаются, совершая ошибки, тогда как современники писателя в это время транслируют ощущение бессилия и отчаяния. Кстати, менно поэтому "Игра в бисер" оставалась актуальной даже в 60ые годы, когда её подхватили хиппи, битники и прочие приверженцы нью-эйджа, сделав Гессе проводником для многих писателей, не только латиноамериканских, в мир магического реализма - так что уже в этом контексте читать отзыв, что "Игра в бисер" незначительный текст, довольно забавно.
Интеллектуальный роман это не тождество сложной композиции, запутанной хронологии или персонажам-загадкам. Это пересечение с философией, где размышления становятся первичными, а герои и сюжет - вторичными. В "Игре в бисер" Гессе подробно описывает поиск гармоничной, моральной и мистической основы жизни, которую человечество, на его взгляд, потеряло.
Что до самой игры в бисер из романа, то по Гессе это не столько игра, сколько навык в создании метатекстов, вбирающих в себя все виды искусств, их синтез. Такую игру невозможно воссоздать в реальности.
Если рассматривать "Игру в бисер" не как роман-притчу, а как что-то буквальное, то конечно возникнут проблемы с восприятием текста, будто автор строит из себя интеллигенцию (будто это что-то плохое), хотя, как верно замечено в комментарии - это всего-навсего мысленный эксперимент по построению утопической Касталии, тогда как во внешнем мире бушует хаос. Ну и плюс манифест с довольно простой, но важной мыслью, что вечно прятаться от реальной жизни в мире фантазий, пусть и в окружении шедевров искусства, нельзя. Это всё нужно куда-то нести и к чему-то применять. Иначе можно и утонуть.
Игра в бисер без проблем моделируется со всеми правилами и знаками где-то за год. Прям вот запредельного интеллекта тут не не требуется. Автору просто не охота было этим заниматься: родил смутную идею - и ладно, хипы скушают.
Как притча и метафора текст откровенно слаб, поскольку повествует о совершенно банальных вещах максимально безыскусно, но при этом чрезвычайно нудно, ведь автор сидит на вершине величия и знает, что любое его слово примут за золото.