Shadow of the Colossus и наслаждение одиночеством

Забыть обо всём и скакать, куда глаза глядят.

Я часто слышу, что Shadow of the Colossus не для всех. Мол, в игре же толком ничего нет — ни сюжета, ни врагов, помимо шестнадцати гигантов, а мир абсолютно пустой. Игра состоит из чёткой последовательности — главный герой путешествует по миру в поисках колосса, убивает его, а затем вновь оказывается в начале пути. И так шестнадцать раз.

А ещё я часто слышу, что Shadow of the Colossus называют классикой. Её приводят в пример, когда говорят о битвах с гигантскими монстрами в играх, а ещё — когда речь заходит о повествовании через окружение. Шедевр Фумито Уэды ничего не объясняет и даже не даёт никаких намёков об устройстве мира. Есть лишь намёки на связь с Ico, другой игрой автора, и всё на этом.

Что было на этом месте до того, как всё занесло песком?
Что было на этом месте до того, как всё занесло песком?

Но никто почему-то так и не смог повторить опыт Фумито Уэды — элементы так или иначе присутствуют в разных играх, но другого такого же произведения попросту нет. Shadow of the Colossus плохо продавалась на PlayStation 2, не преуспела и на PlayStation 3. Однако же Sony не побоялась выпустить её и на PlayStation 4 — это та же самая игра, только в современном графическом исполнении.

Что делает её такой привлекательной игрой «не для всех»? Всё дело в меланхолии. Главный герой, парень Вандер, борется с одиночеством: любовь всей его жизни мертва, единственный шанс вернуть её — довериться странному существу по имени Дормин и убить 16 колоссов. Всё, что у Вандера осталось — это надежда.

Shadow of the Colossus и наслаждение одиночеством

Запретные земли, которые исследует Вандер, абсолютно пусты. Есть птицы, насекомые, ящерицы и верная лошадь Агро — больше ни единой живой души. И только колоссы, влача своё бесцельное существование, будут с немым укором глядеть на человека с мечом, что пришёл их убить.

Ремейк создавался полностью с нуля, однако авторам удалось перенести игру на новый движок, сохранив всё важное, включая даже непокорный нрав Агро. Мир по-прежнему пуст, но теперь ещё и безумно красив.

Shadow of the Colossus и наслаждение одиночеством

У всех из нас бывают моменты прокрастинации — когда чувствуешь, что не приносишь пользу, но не можешь ничем заниматься, просто сидишь и смотришь в одну точку. Бывают и моменты меланхолии — когда всё вокруг кажется никчёмным, а внутри чувствуешь лишь звенящую пустоту.

В такие моменты Shadow of the Colossus поражает особенно сильно, в самое сердце. Да, путь к очередному колоссу всегда укажет луч света, стоит только Вандеру поднять меч, но меч поднять сил нет — хочется просто скакать куда глаза глядят. И, принимая судьбу Вандера, заражаясь его одиночеством, ты излечиваешься, восстаёшь, как феникс из пепла. Выясняется, что всё не так уж и плохо, а силы ещё есть.

Shadow of the Colossus и наслаждение одиночеством

Пронзительная история любви и жертвы очищает, а повторение одних и тех же действий умиротворяет и вводит в транс. Этакий «принцип пилы»: ты рефлексируешь, продвигаясь к цели, доходишь до какой-то точки самопознания, а потом встречаешь колосса и в пылу боя отпускаешь все мысли, которые были в голове.

Локации задают тон мыслям. «Кто я и зачем я нужен? В чём моя цель?» — думаешь ты, направляя Агро меж деревьев в тёмном лесу, доводя себя до эмоционального потрясения. Но затем встречаешь колосса, безмолвную каменную глыбу, что бесцельно слоняется туда-сюда, запрыгиваешь ему на ногу, и все мысли уходят. Затем всё повторяется, но уже в других декорациях и с другими мыслями.

Ближе всего к шедевру Фумито Уэды по эмоциональному накалу подобралась Journey, но она всё-таки стремится развлекать игрока. А Shadow of the Colossus просто даёт погрузиться в себя и аккуратно направляет на пути к озарению.

Конечно, кто-то может сказать, что Shadow of the Colossus — это просто череда стычек с боссами, где к каждому нужен свой подход, а между этими стычками лишь раздражающе долгие прогулки на непослушной лошади. Но я считаю, что прогулки не менее важны, чем колоссы: вместе два этих разных этапа образуют идеальный эмоциональный цикл. Journey специально сконструирована так, чтобы вы прошли через все эмоции, от радости до ужаса и горя, а Shadow of the Colossus больше полагается на самого игрока. Поэтому это игра не для всех. Более того — она подходит не для каждого эмоционального состояния.

Shadow of the Colossus и наслаждение одиночеством

Если вы счастливы, а голова заполнена мыслями о чём-то прекрасном — игра вряд ли даст вам то, чего вы хотите, а может и наоборот всё испортить.

Но если вы чувствуете одиночество и пустоту внутри — включайте Shadow of the Colossus. Она проведёт вас тропой грусти и самокопания, покажет, что такое настоящая печаль, и поможет осознать — всё будет хорошо.

Shadow of the Colossus и наслаждение одиночеством

Может быть, не прямо сейчас, но когда-нибудь. Скоро. Ведь тоска и меланхолия так хороши тем, что однажды заканчиваются.

8787
84 комментария

Комментарий недоступен

40

Проходил её очень давно, на пс2 - не прошёл. Пропробовал на пс4 - тоже не прошёл, досмотрел на ютубе. А знаете почему? Всё потому что (тут как говорят, можете ставить минусы за непопулярное мнение) игра просто плохая. Не параша и отстой, чтобы хейтить, а просто обычно-плохая игра где-то на 4 из 10.
И да, все, кто хвалят её, говорят, как и в данной статье:

>в игре же толком ничего нет — ни сюжета, ни врагов, помимо шестнадцати гигантов, а мир абсолютно пустой.

А потом добавляют, "ну так и должно быть, в этом великолепная авторская задумка". Но ещё никто не объяснил, почему тут это нормально, а в сотнях других плохих игр, к которым те же претензии - это плохо. Может это судьба японских игр, выезжать на СПГС, может ещё что, но, блин, это просто плохая игра с сюжетом из четырёх предложений, корявыми управлением и камерой и так себе дизайном.

А знаете, что самое паршивое? Это всё можно было бы простить, если бы битвы с колоссами были интересными и разнообразными, но нет! За исключением парочки - это одна и та же унылая последовательность, в которой вся сложность заключается в растягивании времени и ещё дольшем повторении.

11

в игре же толком ничего нет — ни сюжета, ни врагов, помимо шестнадцати гигантов, а мир абсолютно пустой.Было бы неплохо, будь в той же Ларе Крофт 16 врагов-людей на всю игру. Было бы намного правдоподобнее

5

Самое яркое и необычное воспоминание с PS2, жалко PS4 нету. Но я понимаю о чем ты. Собственно вот тебе и игра не для всех.

4

Именно ты все и объяснил как есть на самом деле, а журналисты, и тем более игроки - недалекие и туповатые. Спасибо, что открыл всем глаза ))

2

Ох уж эти "игры не для всех", когда отсутствие внятных геймплея или сюжета оправдывается высокими материями. История уже не раз подтверждала, что такие игры в сущности ничего из себя не представляют. Crusader Kings - вот игра не для всех.
Против Shadow of the Colossus ничего против не имею, т.к. я аутист и люблю аутировать в играх. Но сути дела это не меняет.

19

Клеймо "Игры не для всех" - это не оправдание, а способ отсеять людей которые просто не поймут. Зачем вы будете советовать Hellblade человеку который играет только в мультиплеер? Зачем вы будете советовать Crusader Kings человеку, который не умеет играть в стратегии? И лично я не понимаю о какой истории вы говорите, которая по вашему мнению это подтверждала, есть игры которые проходят проверку временем и есть которые этого не смогли сделать. И все известные культовые игры на данный момент не потеряли свой статус, хотя всегда были "не для всех".

24