Что говорят художники и промышленные дизайнеры о внешнем виде Xbox Series X и PlayStation 5

DTF спросил российских специалистов о том, какая консоль выглядит привлекательнее, а какая кажется более практичной. На второй вопрос ответ более-менее очевиден.

Что говорят художники и промышленные дизайнеры о внешнем виде Xbox Series X и PlayStation 5

12 июня после нескольких месяцев спекуляций Sony наконец-то представила дизайн PlayStation 5. Как и в случае с Xbox Series X, публика приняла внешний вид консоли преимущественно тепло — у YouTube-ролика с премьерой при 27 миллионах просмотров 1,3 миллиона лайков и 57 тысяч дизлайков.

И если функционально консоли нового поколения довольно близки друг к другу, их дизайн отличается радикально — начиная от формы и заканчивая доминирующим цветом.

Чтобы разобраться в том, какая из консолей сейчас смотрится более выигрышно, DTF поговорил с российскими художниками, промышленными дизайнерами и техноблогерами.

Что говорят промышленные и продуктовые дизайнеры

PlayStation 5 — это не столько развитие предыдущих версий, сколько полное переосмысление формы, уход от сухого функционализма в сторону более эмоционального дизайна. Проработка деталей на уровне: чего стоит шагрень на внутренних сторонах для большего рассеивания подсветки. Рёбра охлаждения отнесены достаточно глубоко в корпус, о доступе воздуха можно не волноваться в любом положении, как и о видимости подсветки. PS5 будет выпускаться с приводом и без, и, если судить по внешнему виду, этот рудимент в следующих моделях мы можем и не увидеть.

Подставка позволяет расположить консоль горизонтально и... тут часть магии пропадает, изящные, стремящиеся вверх формы, становятся более неуверенными, а учитывая внушительные размеры приставки в большинстве шкафов и тумб использовать её придется именно так.

Но даже если поменять мебель, в дизайн большинства интерьеров консоль не впишется. Должна ли? Вопрос открытый. В любом случае, решиться на дизайн с характером сегодня не так просто, нужно этот характер иметь. Когда-то Sony умела задавать моду, может, и сейчас ей удастся качнуть маятник. В плане ассоциаций, у меня они складываются, как минимум, с бутиком Dior Кристиана де Портзампарка.

Если же ваш шкаф сдаваться ещё не собирается, то отличный вариант — Xbox Series X. Консоль Microsoft от версии к версии всё больше оправдывает своё название, она сдержана, элегантна в своей простоте и сосредоточена на том что внутри, а не извне.

Внутри у Xbox система циркуляции, протягивающая воздух снизу вверх большим кулером. Аналогичная система хорошо показала себя в Apple Mac Pro 2013 года: она проста, эффективна и должна быть не слишком шумной. При такой компоновке комплектующих корпус будет удобен в ремонте и дёшев в производстве, последнее на конечном пользователе может и не отразиться, но за производителя порадоваться можно.

Для горизонтального расположения подставка Xbox не требуется, достаточно небольших ножек. Во внешнем виде Series X ничуть не потеряет, и впишется в любой угол. Грани в один уровень вокруг выпускных отверстий намекают, что лежачем положении к стенке его лучше не прижимать, но внутри вокруг кулера реализована система дополнительного распределения воздушных потоков, которая спасёт от перегрева при случайном перекрытии.

Xbox не вызывает душевных волнений, желания пуститься в баталии по поводу форм, да, наверное, и не должен, он будет просто незаметным, не оттягивающим на себя внимание предметом лаконичного интерьера, раскрывающимся когда это необходимо.

Руслан Мазур, промышленный дизайнер в компании Tabula Sense, пишет о промдизайне на vc.ru
Что говорят художники и промышленные дизайнеры о внешнем виде Xbox Series X и PlayStation 5

Нужно понимать, что дизайн приставок или авто рассчитан на 5–7 лет. И я убеждён в том, что оценить его в полной мере можно только по прошествию этого времени. Хороший пример — iOS 7, в первый месяц после её презентации дизайнеры критикой реагировали на её внешний вид, сейчас же всё это вспоминается с улыбкой.

Но всё же, если оценивать по сегодняшнему дню, то Xbox можно сравнить с «Баухаусом». Он сдержанный, лаконичный и отлично впишется в любое окружение. Но их слоган «Воплоти свои мечты с Xbox Series X» не совсем вяжется с внешним видом самой консоли, я в него не верю.

С другой стороны стоит прямой конкурент – с футуристичным дизайном и слоганом «Будущее гейминга». Сразу на старте Sony подкрепляет своё обещание формой. Мы видим историю, в которой рассказчик не собирается придумывать финал на ходу.

Вячеслав Яшков, руководитель дизайн-команды Search & AI Mail.ru Group
Что говорят художники и промышленные дизайнеры о внешнем виде Xbox Series X и PlayStation 5

В промышленном дизайне домашних устройств можно условно выделить два пути. Первый путь – когда устройство сливается с окружением. Оно незаметное, неприхотливое, рационально расходует отведенное место. По этому пути идет, например, большинство производителей умных колонок, включая «Яндекс». По нему же пошёл и новый Xbox.

Второй путь – когда устройство привлекает к себе внимание, но вписывается в интерьер. Такой путь любят люксовые бренды, например, Bang & Olufsen. В этом случае люди покупают вещь, которая украсит интерьер квартиры.

Чтобы идти по второму пути, нужно учитывать тренды в дизайне интерьеров, нужны интересные материалы или необычные их комбинации, важна концепция. И конечно, надо учитывать, что вещи в таком стиле редко рассчитаны на широкого потребителя.

Дизайнеры PS5, судя по всему, пошли по второму пути, но это почти не решаемая задача для игровых приставок. Они не относятся к люксовым вещам, чтобы специально держать их на виду. Сама по себе необычная форма — это не концепция, а пластик — не необычный материал. Такие форма и цвет не в тренде дизайна интерьеров последние 10–20 лет, поэтому приставка, скорее всего, не впишется в большую часть интерьеров.

Сергей Кондауров, директор по дизайну «Алисы», «Яндекс»
Что говорят художники и промышленные дизайнеры о внешнем виде Xbox Series X и PlayStation 5

Sony — извините за формулировку — выбрала японизм. В дизайне они прежде всего ориентируются на внутренний рынок, и вся линейка выдержана в этаком меха-стиле. Консоли получились контрастными, чёрно-белыми — в духе прекрасных андроидов из будущего. Япония — достаточно открытая страна с точки зрения своих продуктов, но закрытая с точки зрения дизайн-принципов.

Про выдающийся Blu-ray привод: с одной стороны, мы стремимся в светлое будущее с быстрым 5G-интернетом, а с другой нас сдерживают требования индустрии — диски ещё надо продавать. Создаётся ощущение, что в Sony сначала сделали дизайн консоли без привода, а потом его пришлось добавить. Видно, как дизайнеры были вынуждены нарастить такую не очень приятную штуку сбоку.

Новый Xbox сделан в классическом восприятии дизайна, и по нему заметно, что консоль ориентируется на другой рынок. Они не кричат о своём внешнем виде, а сливаются с интерьером и становятся функцией. Их устройство может встать в любой интерьер и быть абсолютно незаметным. И тут они встроили привод намного лучше — решили не метаться и сделать его по умолчанию.

PS5 и Xbox Series X — яркая демонстрация разницы восприятия технических устройств на Западе и в Азии. В Японии любят кричащие формы, а в Европе и США они становятся более утилитарными.

При этом зарождение текущего дизайн-языка PS5 началось не сейчас, его можно было заметить в PS VR и других устройствах компании. Просто он наконец-то добрался до самой консоли.

Игорь Михненко, сооснователь дизайн-дома notAnotherOne, помогал в разработке «Яндекс.Станции»
Что говорят художники и промышленные дизайнеры о внешнем виде Xbox Series X и PlayStation 5

Что говорят художники

Если все консоли от Sony и Microsoft поставить в один ряд, то можно проследить, как попытки создать дизайн ради дизайна в итоге ни к чему не привели. Монолитная коробка без лишних причуд (хромированных и глянцевых элементов, ненужных изгибов) оказалась самой оптимальной формой. И логика такой эволюции в принципе ожидаема для подобных устройств, где начинка совершенствуется, а внешние элементы постепенно сводятся только к кнопке включения. Мобильные телефоны тому хороший пример.

Последние попытки как-то разнообразить дизайн проявлялись разве что в скошенных гранях у PS4 и в дизайне белой Xbox One S, вдохновлённом любимым у Apple стилем классической техники Braun. Казалось бы, новые консоли будут ещё более минималистичны, что в принципе и подтвердилось на анонсе новой Xbox. Но Sony поступила иначе.

В своих интервью представители обеих компаний постоянно говорят, что вопрос охлаждения стоит как никогда остро, так как мощности железа выросли в разы, оптимизировать их мы ещё умеем не очень хорошо, но делать что-то нужно. Проблемы с перегревом и шумом мы нередко наблюдали у прошлого поколения.

Пока мы не видели конструкцию изнутри, сложно утверждать что-то однозначно, но дизайн PS5 наводит на мысли, что конструкторы Sony не пытались встраивать систему охлаждения в монолитный параллелепипед, а, наоборот, дизайн консоли подгоняли под конструкционные особенности, параллельно планируя убить двух зайцев и показать зрителям еще и неожиданный футуристичный дизайн.

У Xbox снаружи мы пока можем видеть только сплошную решётку с крупными отверстиям на одной из граней и конструкцию в виде продолговатой «трубы», которая в теории должна тоже хорошо продуваться.

Споры по поводу того, какой дизайн лучше и «как я это поставлю рядом с теликом», предлагаю отложить до того момента, когда будет возможность лично посмотреть на оба устройства в магазинах. Но мы все прекрасно понимаем, что в выборе консолей дизайн не является определяющим фактором.

Андрей Травмаев, художник, работает совместно с российскими игровыми сайтами и «Комитетом» в том числе
Что говорят художники и промышленные дизайнеры о внешнем виде Xbox Series X и PlayStation 5

Я люблю минимализм и простые формы, и поэтому новый Xbox мне нравится. Дизайн тут настолько простой, что даже говорить особо не о чем. Разве что, я бы хотел, чтобы Microsoft так же как и Sony выпустили версию консоли без привода, чтобы это был просто идеальный серый прямоугольник. Потому что сейчас единственное, за что цепляется глаз — это щель привода, которая «прилипла» – к краю консоли. Но это, видимо, конструктивная особенность, и по-другому не получалось.

Ну и, конечно, есть вопросы к практичности такого форм-фактора. Я, например, неуверен, что лёжа консоль поместится в нишу в моей телевизионной тумбе. Но это оправдано наличием большого кулера сверху, а значит, мы получим более тихую консоль, что перевешивает потенциальные проблемы с размещением.

К геймпаду вопросов вообще нет. Выглядит как правильная эволюция и так уже практически идеального геймпада. Убрали грани и сделали его более гладким. Смотрится взросло, но при этом дружелюбно. Я хоть и не буду брать Series X, потому что есть ПК, но геймпад точно возьму.

А вот внешний вид PlayStation 5 мне совершенно не понравился. Я понимаю, что дизайнерам Sony очень нравится фильм «Обливион», но мне кажется нужно понимать, что такое работает только тогда, когда всё вокруг выглядит так же, как и сама консоль. Уже было много мемов про то, как странно PlayStation 5 будет выглядеть в наших хрущёвках. Многие оправдывают такой дизайн тем, что мол, она привлекает внимание, но точно так же студия Лебедева оправдывает логотипы сделанные по программе экспресс-дизайна.

Но даже если принять такой футуристичный внешний вид, у меня всё равно остаются претензии. Чёрная вставка по центру консоли выглядит как плохой рендер, при этом в Sony опять наступают на те же грабли, что и с оригинальными PS3 и PS4, делая консоль глянцевой (могу поспорить, что в Slim версии его опять уберут). Привод выглядит как опухоль от укуса пчелы (без него намного лучше), подставка нужна как в вертикальном, так и в горизонтальном положении, что мне кажется объективным показателем не очень хорошего дизайна. Ну и, конечно, с таким большим количеством чисто декоративных щелей и углов, вытирать пыль с неё будет не очень удобно.

Геймпад мне по началу тоже не очень понравился, но в целом он выглядит неплохо. Мне не нравятся разве что дырки от микрофона, которые выглядят архаично в таком футуристичном дизайне. И опять таки есть вопросы к количеству щелей, в которые будет забиваться грязь от вспотевших рук.

Иван Ефимов, художник, дизайнер, неоднократно работал с «Комитетом» и другими российскими игровыми сайтами
Что говорят художники и промышленные дизайнеры о внешнем виде Xbox Series X и PlayStation 5

Что говорят известные техноблогеры

Техноблогеров мы опросили намного больше, но к дедлайну успел только самый известный в России. Поэтому мы добавили в материал мнение одного из самых известных на Западе — для баланса.

Мне понравился Xbox. Теперь он реально похож на коробку. Вспоминаю кольца смерти и в целом спорный дизайн первых Xbox, и прям видно, что они прошли большой путь. А современному геймеру что — за монитор или под телек сунул и главное чтоб не шумело.

Но с точки зрения рекламы вызывающий дизайн PS5 всё же выигрышней. О нём говорят, его растащили на мемы. Маркетинг уровень Кратос. А потом консоль так же отправится собирать пыль и разве что голубая подсветка грустными ночами будет напоминать о себе. А вот её габариты смущают. Очень надеюсь, что это сделано так же для охлаждения.

Возьму Series X, положу на бок и сверху поставлю PS5. Вертикально рядом они смотреться не будут.

Валентин «Wyslacom» Петухов, техноблогер

Дизайн PS5? Мне он в чём-то нравится. Уверен, что у вас есть свои мысли об этом. Мне кажется, люди либо довольны им, либо его ненавидят. Напоминает ситуацию с Cybertruck [Илона Маска]. [...]

PS5 выглядит как футуристическая версия того, что вы ожидаете от консоли следующего поколения, но с другой планеты. Но они действительно идут с этой эстетикой до конца — вплоть до контроллера, наушников и других аксессуаров.

Но я считаю, что Xbox Series X выглядит лучше — более современно и минималистично, хотя и более скучно, если так можно сказать. Впрочем, в сети есть много фан-артов с чёрной версией PS5, и я думаю, многие люди поменяют своё мнение, если Sony сделает такую консоль. У белого пластика не очень хорошая репутация в плане долговечности, а люди используют свои консоли годами.

Маркес Браунли, техноблогер, цитата из видео

Материал приготовлен совместно с Никитой Богуславским.

Релиз обеих консолей по-прежнему запланирован на осень 2020 года.

293293
364 комментария

техноблогерыВалентин «Wyslacom» ПетуховА какова позиция русских реперов по вопросу дизайна консолей? В особенности интересует мнение Хованского ^__^

505
Ответить

Витя СД - сидит итт и активно поддерживает травлю мразей.

Павел Техник - пожелал лично расправиться с ФИЛОМ СПЕНСЕРОМ физически.

Галат - предложил ОБОССАТЬ МРАЗЕЙ, а не сидеть на жопе.

Хованский - предлагает больно и унизительно ПОКАРАТЬ ИХ СВОЕЙ ЕЛДОЙ.

Саша Скул - предложил наказать СОНЕЙ.

СЛАВА КПСС ХРАНИТ МОЛЧАНИЕ.

Шокк - высрал два невнятных твита.

ОКСИМИРОН - УБОЖЕСТВО, ЗАКОМПЛЕКСОВАННЫЙ НЕДОНОСОК - БУКВОЕД.

140
Ответить

Комментарий недоступен

71
Ответить

Радуйся, что не Шевцов.

39
Ответить

Комментарий недоступен

22
Ответить

Ну Вилсаком ответил зато. Остальные — сказали, что напишут, и не написали)

27
Ответить

А что Хованский? А хованский, как всегда, предлагает больно и унизительно ПОКАРАТЬ ИХ СВОЕЙ ЕЛДОЙ

6
Ответить